Богун Олег Николаевич
Специальные знания и их использование в установлении факта виновности водителя в дорожно-транспортном происшествии
Рассматривается значение специальных знаний для расследования дорожно-транспортных происшествий в ситуациях, когда водитель скрылся с места дорожно-транспортного происшествия. Анализируется роль судебно-медицинского эксперта и специалиста-криминалиста в процессе осмотра места дорожно-транспортного происшествия, в установлении следов-последствий совершенного происшествия на объектах, которые стали предметом осмотра места происшествия. Кроме того, обращается внимание на производство отдельных видов судебных экспертиз (судебно-медицинских, криминалистических и т.п.) с целью получения криминалистически значимой информации для установления личности погибшего пешехода и водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, осмотр места происшествия, специальные знания.
Special knowledge and its use in establishing the fact of the driver's guilt in a traffic accident
The author examines the importance of special knowledge for the investigation of road accidents in situations of investigation when the driver disappeared from the scene of a road accident. Emphasis is placed on the importance of the participation of a forensic expert and a forensic specialist in the inspection process, their role in establishing traces-consequences of the incident at the objects that became the subject of the inspection of the scene. In addition, attention is drawn to the production of certain types of relevant forensic examinations (forensic, forensic, etc.) in order to obtain important criminally significant information to establish the identity of the deceased pedestrian and the driver who committed a traffic accident.
Keywords: traffic accident, inspection of the scene, special knowledge.
Использование специальных знаний в расследовании дорожно-транспортных происшествий самым непосредственным образом связано с проводимым следователем осмотром места происшествия и разрешением исходных ситуаций расследования. Общеизвестно, что специальные знания могут быть использованы как в процессуальных формах, когда результаты их применения имеют доказательственное значение, так и в непроцессуальных формах.
В соответствии с данными анализа судеб-но-следственной практики наиболее популярными среди следователей являются две процессуальные формы: судебно-экспертное исследование объектов и консультационно-справочное сопровождение расследования, в основе которого лежит принцип: «получив исходную информацию от заказчика (следователя. - О.Б.) о проблеме, нуждающейся в решении, консультант (специалист. - О.Б.), ис-
пользуя иную, имеющуюся в его распоряжении информацию, в итоге предоставляет заказчику новую, "выработанную" им лично информацию относительно сложившейся ситуации» [1, с. 107-108].
Рассмотрим использование специальных знаний на примере дорожно-транспортного происшествия, в котором погиб пешеход. Очевидно, что наиболее важным объектом в осмотре места дорожно-транспортного происшествия является труп, так как он представляет собой источник криминалистически значимой информации, важной для розыска водителя, совершившего наезд, и автотранспортного средства.
Судебно-медицинский эксперт, участвующий в осмотре, должен дать следователю на месте, т.е. до подготовки судебно-медицинского заключения, консультационно-справочную информацию, которая может быть занесена в протокол.
61
Актуальными для расследования являются следы-последствия на объекте, которые помогут следователю в решении его тактической задачи - розыск водителя автотранспортного средства, скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия. Эта тактическая задача решается на основе системы судебно-медицинских данных, отражающих: общий вид трупа пешехода, места, где он находится во время проведения осмотра, одежды (расположение относительно окружающих предметов); состояние трупа и его одежды (факт и время наступление смерти, наличие и характер телесных повреждений, деталей и повреждений одежды); объекты на месте осмотра, которые непосредственно связаны с трупом (биологические следы выделений человеческого организма, следы грунтового и иного загрязнения).
Каким бы информативным ни было консультационно-справочное сопровождение судебно-медицинским экспертом осмотра места дорожно-транспортного происшествия, эта форма использования следователем специальных знаний не может заменить полноценного судебно-медицинского исследования пострадавшего (погибшего) в результате наезда автотранспортного средства.
Только судебно-медицинская экспертиза объективно свидетельствует обо всех обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия и позволяет ответить на следующие вопросы: какие повреждения обнаружены на трупе, каков механизм их образования; могли ли эти повреждения образоваться от удара автотранспортным средством; если да, то в какую часть тела, на какой высоте, в каком направлении был нанесен первичный удар; какой частью автотранспортного средства он был нанесён; не образовались ли повреждения от переезда колесами; если да, то по какой части тела и в каком направлении прошли колеса автотранспортного средства; в каком положении по отношению к автотранспортному средству находился пострадавший в момент травмы; имело ли место волочение тела, его направление и в каком положении находилось тело во время волочения; какова последовательность получения повреждений. Это примерный, однако очень важный для розыска автотранспортного средства и его водителя перечень вопросов судебно-медицинскому эксперту.
При консультационно-справочном сопровождении на месте дорожно-транспортного происшествия, помимо судебно-медицинского
эксперта, важные функции выполняет специалист-криминалист.
Если на месте дорожно-транспортного происшествия присутствует автотранспортное средство, то этот объект обследуется первым с целью обнаружения следов-последствий, анализ которых позволит восстановить механизм происшествия и поможет в уяснении механизма образования следов по взаимному расположению объектов на местности, по повреждениям автомашины [2, с. 56; 3, с. 78]. Актуальность участия специалиста-криминалиста в этих действиях связана с тем, что, обнаружив искомые следы, он в соответствии со своей профессиональной подготовкой может давать комментарии следователю, чтобы последний использовал эти сведения для принятия оперативных тактических решений. Кроме того, правильная фиксация следов обеспечивает их последующее объективное судебно-экспертное исследование.
Осмотр автотранспортного средства следователем и специалистом-криминалистом можно разделить на два этапа: осмотр внешней части кузова и осмотр салона автотранспортного средства. Судебно-следственная практика свидетельствует о том, что более 95% дорожно-транспортных происшествий связаны с нанесением удара по телу пешехода передней поверхностью легкового автотранспортного средства. Поэтому, отыскивая место его контактного взаимодействия с пешеходом, специалист-криминалист обращает внимание на следы удара в виде стертости грязевого или пылевого слоя, вмятин, царапин, деформации переднего бампера, номерного знака, облицовки радиатора, переднего крыла, обводки фар.
К задачам специалиста-криминалиста относится обнаружение не только следов-последствий наезда на пешехода, но и следов водителя на внешней части кузова автотранспортного средства, если он скрылся с места происшествия. Эти следы могут находиться на капоте, багажнике, дверных ручках, стеклах автотранспортного средства. В багажнике могут быть оставлены предметы, указывающие на владельца, а также обнаружены отпечатки пальцев рук, биологические и другие следы.
Основной консультационно-справочной задачей специалиста-криминалиста и сотрудников ГИБДД является информирование следователя об обнаруженных следах, связанных с дорожно-транспортным происшествием. Цель информирования - организация и проведение
62
оперативного розыска скрывшегося с места происшествия водителя в исходных ситуациях расследования, когда автотранспортное средство находится на месте ДТП. В исходных ситуациях, когда водитель скрылся на автотранспортном средстве с места происшествия, специалист-криминалист занимается поиском его следов и следов наезда на пешехода.
Как свидетельствует практика, по делам данной категории назначаются следующие судебные экспертизы:
1. Дактилоскопическая экспертиза, цель которой преимущественно связана с идентификацией человека по его папиллярным узорам. Из всех следов при расследовании преступлений наиболее успешно используются следы рук, во-первых, потому что они чаще других встречаются в местах происшествий, во-вторых, потому что если в них отобразились детали узора, то по ним обычно оказывается возможным с полной достоверностью установить личность человека, оставившего след [4, с. 98].
В рассматриваемых ситуациях расследования дорожно-транспортного происшествия, когда объективным является факт наличия тяжких последствий, а предполагаемый виновный находится в розыске, определенную актуальность могут иметь дерматоглифические исследования изъятых на месте происшествия следов отпечатков рук вероятного водителя автотранспортного средства [5]. Несмотря на то, что данный раздел дактилоскопии только развивается, некоторые данные могут иметь значение для расследования в качестве ориентирующей или вспомогательной криминалистически значимой информации.
Так, изучение следов отпечатков пальцев рук человека как предмета дерматоглифиче-ского исследования позволит получить информацию о расовой принадлежности человека, что в современных условиях миграционных процессов важно для выдвижения розыскных следственных версий о скрывшемся с места дорожно-транспортного происшествия водителе, а также установить его генетические особенности, рост, пол, возраст и другую информацию, необходимую для описания по методу словесного портрета.
Сведения о различных заболеваниях (патологиях, психофизиологическом состоянии), установленные по следам отпечатков пальцев рук, имеют большое значение для розыска, так как расширяют круг источников информации (лечебные учреждения, поликлиники и пр.).
Специалистами в области дерматоглифики уже определен комплекс соответствующих признаков, характерных для широкого круга заболеваний нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем организма человека, которые связываются с особенностями аномалий и дефектов кожи, флексорных аномалий сгибательных складок пальцев, ладоней и стоп, аномалий рисунков кожи [6, с. 171-188].
Кроме того, дактилоскопическое исследование отпечатков пальцев рук на основе дер-матоглифических методик позволяет следователю получить криминалистически значимую информацию о разыскиваемом водителе, связанную с его общефизическими, анатомическими, функциональными особенностями, профессиональными умениями и навыками [7, с. 93-104; 8, с. 62-102].
Следы отпечатков пальцев рук, изъятые следователем в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия с целью розыска водителя, скрывшегося с места происшествия, могут быть исследованы также ольфакторными и биологическими методами.
Результаты экспертного исследования биологических следов, в том числе следов выделений человеческого организма, как и следы отпечатков пальцев рук, могут дать следователю важную (как разыскную, так и вспомогательную) криминалистически значимую информацию.
2. Судебно-биологическое экспертное исследование следов крови и слюны предоставляет в распоряжение следователя информацию о важнейших идентификационных и диагностических признаках человека [9].
3. Судебная экспертиза технического состояния транспортного средства проводится судебным экспертом, который отвечает на вопросы, отраженные в постановлении следователя: каково техническое состояние автотранспортного средства (его узлов, механизмов, деталей); соответствует ли это техническое состояние нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации автотранспортного средства; имеются ли в узлах, механизмах, деталях технические неисправности, какова их причина (эксплуатационный износ или аварийная поломка); когда эта неисправность возникла (задолго, в процессе движения или в момент наезда, после происшествия); мог ли водитель обнаружить неисправность, какова степень неисправности автотранспортного средства в момент возникновения и раз-
63
вития дорожно-транспортного происшествия [9, с. 66-99]. Важным является вопрос о причинно-следственной связи между техническими неисправностями автотранспортного средства и наездом на пешехода [10].
4. Судебная транспортно-трасологическая экспертиза может решать диагностические и идентификационные задачи для доказывания факта участия конкретного автотранспортного средства в дорожно-транспортном происшествии в исходных ситуациях, когда водитель скрылся на нем с места происшествия. Обнаруженное автотранспортное средство исследуется с целью получения следующих данных: в каком месте проезжей части произошел наезд на пешехода; каков механизм образования следов наезда; каково время образования следов (до или в момент наезда); в каком направлении относительно пешехода двигалось автотранспортное средство; какими частями автотранспортного средства нанесены телесные повреждения пострадавшему; каково было взаимное расположение автотранспортного средства и пешехода в момент наезда; образованы ли следы на теле пешехода выступающими частями автотранспортного средства. Возможны и другие вопросы.
Таким образом, ценность для расследования представляет как справочно-консультаци-онная деятельность специалистов, так и ре-
1. Комиссарова Я. В. Профессиональная деятельность эксперта в уголовном судопроизводстве: теория и практика. М., 2014.
2. Расследование дорожно-транспортных происшествий / под ред. В.А. Федорова, Б.Я. Гаврилова. М., 2003.
3. Демидова Т.В. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминали-стических подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений. М., 2010.
4. Карлов В.Я. Участие специалиста-криминалиста в осмотре места происшествия: учеб.-практ. пособие. М., 2012.
5. Яровенко В. В. и др. Дактилоскопическое и дерматоглифическое исследование папиллярных узоров серийных убийц /Яровенко В.В., Китаев Н.Н., Ардашев Р. Г. Улан-Удэ, 2020.
6. Дактилоскопия и дактилоскопическая экспертиза: практ. пособие / под ред. И.А. Анищенко. 2-е изд., испр. и доп. М., 2013.
7. Самойлов Г.А. Основы криминалистического учения о навыках. М., 1968.
зультаты судебно-экспертного исследования объектов, следов-последствий дорожно-транспортного происшествия в исходных ситуациях, когда водитель, совершив наезд на пешехода и причинив тяжкий вред его здоровью, скрылся с места происшествия.
Данные консультационно-справочного сопровождения осмотра места дорожно-транспортного происшествия, отражающие объективную обстановку осмотра места происшествия и следы-последствия наезда автотранспортного средства на пешехода, актуальны для организации следователем розыска автотранспортного средства и его водителя как непосредственно после дорожно-транспортного происшествия, так и в ходе дальнейшего расследования.
Результаты судебно-медицинских экспертных исследований трупа пешехода (установление тяжкого вреда его здоровью), экспертных исследований дактилоскопических, биологических, ольфакторных следов, следов лакокрасочных материалов, покрытий и окрашенных предметов, волокнистых материалов и изделий из них, веществ почвенного происхождения, а также судебных экспертиз технического состояния транспортного средства и транспортно-трасологической экспертизы способствуют эффективному розыску водителя автотранспортного средства и его изобличению в совершении наезда на пешехода.
1. Komissarova Ya.V. Professional activity of an expert in criminal proceedings: theory and practice. Moscow, 2014.
2. Investigation of traffic accidents / ed. by V.A. Fedorov, B.Ya. Gavrilov. Moscow, 2003.
3. Demidova T.V. Interaction of the investigator with the employees of forensic divisions in the investigation of traffic crimes. Moscow, 2010.
4. Karlov V.Ya. Participation of a forensic specialist in the inspection of the scene: educational and practical guide. Moscow, 2012.
5. Yarovenko V.V. et al. Fingerprint and dermatoglyphic study of papillary patterns of serial killers / Yarovenko V.V., Kitaev N.N., Ardashev R.G. Ulan-Ude, 2020.
6. Dactyloscopy and fingerprint examination: practical guide /ed. By I.A. Anishchenko. 2nd ed., rev. and augm. Moscow 2013.
7. Samoilov G.A. Fundamentals of the forensic doctrine of skills. Moscow, 1968.
8. Chulakhov V.N. Forensic doctrine about the skills and habits of a person / ed. by E.R. Rossinskaya. Moscow, 2007.
64
8. Чулахов В.Н. Криминалистическое учение о навыках и привычках человека /под. ред. Е.Р. Россинской. М., 2007.
9. Букаев Н.М., Вдовин М.Ю., Смахтин Е.В. Следы биологического происхождения: учеб.-метод. пособие. Сургут, 2002.
10. Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях (диагностическое исследование): метод. пособие для экспертов, следователей и судей. Вып. 1. М., 1988.
11. Соколовский З.М. Экспертное исследование причинной связи по уголовным делам. Киев, 1970.
12. Трасологическая диагностика: метод. пособие для экспертов. М., 1983.
13. Дубровин С. В. Методологические аспекты криминалистической диагностики. М., 2002.
9. Bukaev N.M., Vdovin M.Yu., Smakhtin E.V. Traces of biological origin: textbook.-method. allowance. Surgut, 2002.
10. Transport and trasological examination in cases of road accidents (diagnostic study): method. manual for experts, investigators and judges. Iss. 1. Moscow, 1988.
11. Sokolovsky Z.M. Expert study of causality in criminal cases. Kyiv, 1970.
12. Trace diagnostics: method. guide for experts. Moscow, 1983.
13. Dubrovin S. V. Methodological aspects of forensic diagnostics. Moscow, 2002.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Богун Олег Николаевич, адъюнкт кафедры криминалистики Ростовского юридического института МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
O.N. Bogun, Adjunct of the Department of Criminalistics of the Rostov Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
65