Богун Олег Николаевич
Розыск водителя, скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия, как актуальная тактическая задача
В статье исследована общая тактическая задача, связанная с расследованием дорожно-транспортного происшествия, - розыск водителя, скрывшегося с места аварии, которая раскрыта через исследование содержания частных тактических задач, связанных с: розыском носителей информации о водителе автотранспортного средства на месте дорожно-транспортного происшествия; розыском носителей дополнительной информации о водителе автотранспортного средства, совершившем дорожно-транспортное происшествие; криминалистической отработкой обнаруженных объектов - носителей криминалистически значимой информации; накоплением и использованием криминалистически значимой информации в розыскных, распознавательных и идентификационных целях в ходе установления водителя, скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия.
Ключевые слова: розыск, водитель транспортного средства, дорожно-транспортное происшествие.
Search for a driver who fled the scene of a traffic accident as an urgent tactical task
The article investigated the general tactical task associated with the investigation of road transport accident - search for the driver who fled the scene of the accident, which is revealed through a study of the content of private tactical tasks related to: searching for carriers of information about the driver of a motor vehicle at the scene of a traffic accident; searching for additional information carriers about a driver of a motor vehicle who has committed a traffic accident; forensic testing of discovered objects -carriers of forensic information; The accumulation and use of forensically relevant information for search, recognition and identification purposes during the identification of the driver who fled the scene of the accident.
Keywords: investigation, driver of the vehicle, traffic accident.
Установление скрывшегося водителя автотранспортного средства, как и любого другого преступника, представляет собой специфический поэтапный процесс поисково-познавательной деятельности расследования.
Изменения, образующиеся в процессе дорожно-транспортного происшествия (далее -ДТП, происшествие), являются его следами, которые содержат соответствующую криминалистически значимую информацию о времени происшествия, личности водителя и пр.
Важным методом, используемым для розыска водителя транспортного средства, является мысленное моделирование, т. е. построение мысленного образа, связанного с его личностью [1, с. 27-42; 2, с. 74-95; 3, с. 102-103]. Этот образ хотя и упрощен в сравнении с оригиналом, но тем не менее характеризуется определенной совокупностью признаков, которые могут быть достаточными для решения соответствующей тактической задачи. При этом действия следователя подчинены типич-
ному алгоритму, побуждающему «выделять в решении тактической задачи организационный, операционный и временной факторы» [2, с. 153]. Данные факторы обусловлены: поиском, обнаружением, фиксацией, изъятием (когда это возможно и необходимо), сохранением, предварительным исследованием носителей искомой информации (связанной с водителем автотранспортного средства) и ее частичным использованием; дальнейшей отработкой (осмотр, изучение, исследование) обнаруженных объектов в целях получения новой информации, ее фиксации, накопления, анализа, оценки, сохранения, передачи и конструктивного использования сформированного информационного фонда для решения поисково-познавательных тактических задач, связанных с розыском водителя автотранспортного средства.
Для первоначального этапа розыска в исходных ситуациях расследования, т. е. когда водитель автотранспортного средства скрылся на нем с места ДТП либо когда он его оста-
68
вил на месте аварии, а сам покинул место происшествия, характерен определенный объем криминалистически значимой информации, которую обнаруживает следователь либо получает от сотрудников органов дознания.
Проделанная на этом этапе работа позволяет следователю сформировать представление о сложившейся на данный момент ситуации расследования. В случае если она отличается от исходных ситуаций по объему добытой криминалистически значимой информации, то поисково-познавательная деятельность продолжается на промежуточном этапе, тактической задачей которого является закрепление и развитие знаний, полученных на первоначальном этапе и связанных с розыском водителя автотранспортного средства.
На заключительном этапе расследования, как правило, происходит фиксация промежуточных результатов розыска.
Следует отметить, что вопросы, связанные с определением круга предполагаемых носителей криминалистически значимой информации, полезной для розыска скрывшегося с места ДТП водителя автотранспортного средства, и места его нахождения, решаются комплексно в соответствии с посткриминальными ситуациями данного происшествия. Если следователь не видит отдельные элементы происшедшего события по наличным фактическим данным, они дополняются предположительным типичным версионным содержанием и проверяются в процессе расследования.
В связи с этим актуальными являются сведения и о пешеходе, пострадавшем от наезда автотранспортного средства, и о свидетелях-очевидцах как носителях информации о обстоятельствах ДТП.
Розыск водителя, скрывшегося с места аварии (как типовая, сложная и общая тактическая задача расследования), в обозначенных выше исходных ситуациях расследования предполагает решение следователем следующих частных тактических задач:
1. Розыск носителей информации о водителе автотранспортного средства на месте ДТП. Данная задача преимущественно связана с обнаружением носителей криминалистически значимой информации о водителе автотранспортного средства на месте ДТП и имеет два этапа: обнаружение этой информации и ее анализ, результаты которого призваны оптимизировать розыскную деятельность в первые часы после установления факта происшествия (данная деятельность отчасти может
быть реализована в соответствии с научно-практическими рекомендациями) [3] и его последствий (тяжкий вред здоровью пострадавшего пешехода или его смерть).
Носителями указанной информации могут быть как живые люди, так и объекты неживой природы.
В процессе проведения осмотра приобретает особую актуальность обнаружение следов водителя автотранспортного средства, которые он мог оставить на месте ДТП. Это важно для исходных ситуаций расследования. Следует отметить, что нами рассматриваются ситуации, когда водитель в момент совершения ДТП, связанного с наездом на пешехода, находился в транспортном средстве один. Вместе с тем отыскание следов пребывания в автотранспортном средстве других лиц актуально для расследования по причине того, что их установление может способствовать определению объективной картины предкри-минальной ситуации события.
Осмотр с целью обнаружения объективных, субъективных и микроследов на месте аварии следователь осуществляет самостоятельно, с помощью специалиста-криминалиста, а в отдельных случаях и судебно-медицинского эксперта, который исследует одежду и труп пешехода.
Следует отметить, что именно профессионально правильное и по этой причине оптимальное разрешение данной частной тактической задачи в последующем позволяет следователю получить основательную доказательственную базу для изобличения водителя, виновного в совершении ДТП.
2. Розыск носителей дополнительной информации о водителе автотранспортного средства, совершившем ДТП. Данная задача фактически представляет собой продолжение первой тактической задачи, содержание которой было раскрыто выше. Ее разрешение посредством расследования связано с двумя направлениями, которые обусловлены исходными ситуациями расследования ДТП.
3. Криминалистическая отработка обнаруженных объектов носителей криминалистически значимой информации. Решение данной задачи в значительной степени обусловлено взаимодействием следователя со специалистами и судебными экспертами, которые участвуют в процессе осмотра места происшествия либо привлекаются к расследованию для изучения следов, собранных в ходе осмотра места ДТП и отражающих особенности личности водителя автотранспорт-
69
ного средства, скрывшегося с места происшествия.
При разрешении данной частной тактической задачи следует обратить внимание на тот факт, что ситуация расследования ДТП может быть осложнена установлением личности пострадавшего в результате наезда пешехода. Это может быть связано с происшествием и водителем автотранспортного средства либо не иметь к ним никакого отношения. Однако в любом случае личность пострадавшего всегда подлежит установлению в процессе расследования.
4. Накопление и использование криминалистически значимой информации в розыскных, распознавательных и идентификационных целях в ходе установления личности водителя, скрывшегося с места ДТП. Эта задача связана с необходимостью накопления в процессе расследования криминалистически значимой информации, анализ которой способствует организации и проведению следователем розыскных мероприятий по установлению лица, управлявшего автотранспортным средством, скрывшегося с места происшествия [5, с. 5571].
Ее реализация в процессе расследования проводится как путем производства следователем следственных и иных процессуальных действий, так и посредством организации взаимодействия с оперативными службами правоохранительных органов и ГИБДД, получения справочно-консультационной информации от профильных специалистов и материалов судебных экспертиз.
Базовым объемом криминалистически значимой информации, необходимой для решения данной частной тактической задачи, являются результаты осмотра места ДТП, на основании которых следователь выстраивает систему следственных, процессуальных и оперативно-розыскных действий по розыску водителя.
Важным элементом системы рассматриваемой частной тактической задачи является соответствующая ее содержанию оперативно-розыскная деятельность. Следователь, который руководствуется исключительно действующим уголовно-процессуальным законодательством, правомочен вести розыск водителя автотранспортного средства путем производства следственных и процессуальных действий, что в подобных ситуациях расследования малоэффективно. Аккумуляция розыскной криминалистически значимой ин-
формации о водителе может вестись посредством ее накопления в материалах уголовного дела и в материалах дела оперативного учета. Каналы обмена данной информацией, если она имеет не процессуальную форму, следователь, оперативный сотрудник и иные участники следственных действий могут выбирать в зависимости от характера их взаимодействия. Процессуально затребованная розыскная информация направляется следователю в соответствии с ее характером при помощи установленных средств связи.
Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД и оперативными службами органов внутренних дел следователь организует по одним и тем же принципам. В ситуациях расследования, когда автотранспортное средство не идентифицировано, а известны только отдельные его признаки (модель, цвет, некоторые буквы и цифры государственного номерного знака и пр.), сотрудники ГИБДД по поручению следователя могут подготовить сведения о схожих автотранспортных средствах и начать их проверку с целью установления транспортной единицы, на которой мог быть совершен наезд на пешехода.
Специальные знания также являются важным элементом системы рассматриваемой частной тактической задачи. В процессе ее решения, особенно на первоначальном этапе расследования, консультационно-справочная деятельность специалистов, в том числе когда они принимают участие в осмотре места дорожно-транспортного происшествия, имеет большое значение.
Для рассматриваемых ситуаций расследования ДТП актуальны судебно-экспертные исследования трупа (телесных повреждений пострадавшего пешехода) и вещественных доказательств, связанных с происшествием, т. к. в них содержатся научно обоснованные объективные выводы, которые необходимы следователю для розыска автотранспортного средства и его водителя, а также изобличения последнего в совершении наезда на пешехода.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что розыск водителя, скрывшегося с места ДТП, представляет собой тактическую задачу, которая решается следователем практически на протяжении всего процесса расследования, т. к. его «установление» осуществляется с момента возникновения подозрения в отношении конкретного лица до его изобличения как виновного в наезде на пешехода.
70
1. Густов Г. А. Моделирование в работе следователя: учебное пособие. Л., 1980.
2. Лузгин И.М. Моделирование при расследовании преступлений // Юридическая литература. 1981. № 5.
3. Хлынцов М.Н. Криминалистическая информация и моделирование при расследовании преступлений. Саратов, 1982.
4. Ищенко Е.П., Водянова Н.Б. Алгоритмизация следственной деятельности / под ред. Е.П. Ищенко. М., 2010.
5. Бажанов С. В. Методологические основы розыска. М., 2016.
6. Выявление, раскрытие и расследование преступлений; современные проблемы теории и практики / под общ. ред. проф. Г.Н. Мухина. М., 2015.
7. Ищенко П. П. Информационное обеспечение следственной деятельности: науч.-практ. пособие / под общ. ред. проф. Е.П. Ищенко. М., 2011.
8. Мухин Г.Н., Каразей О.Г., Исютин-Федот-ков Д. В. Криминалистическое моделирование личности неустановленного преступника и его преступного поведения: науч.-практ. пособие /под общ. ред. Г.Н. Мухина. М., 2012.
1. Gustov G.A. Modeling in the work of the investigator: textbook. Leningrad, 1980.
2. Luzgin I.M. Modeling in crime investigation // Legal literature. 1981. № 5.
3. Khlyntsov M.N. Forensic information and modeling in the investigation of crimes. Saratov, 1982.
4. Ishchenko E.P., Vodyanova N.B. Traditimization of investigative activities / ed. by E.P. Ishchenko. Moscow, 2010.
5. Bazhanov S.V. Methodological foundations of the search. Moscow, 2016.
6. Detection, disclosure and investigation of crimes; modern problems of theory and practice / gen. ed. by G.N. Mukhin. Moscow, 2015.
7. Ishchenko P.P. Information support of investigative activities: scientific and practical. allowance /gen. ed. by E.P. Ishchenko. Moscow, 2011.
8. Mukhin G.N., Karazey O.G., Isyutin-Fedotkov D.V. Forensic modeling of the identity of an unidentified criminal and his criminal behavior: scientific. allowance / gen. ed. by G.N. Mukhin. Moscow, 2012.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Богун Олег Николаевич, адъюнкт кафедры криминалистики Ростовского юридического института МВД России; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHOR
O.N. Bogun, Adjunct of the Chair of Criminalistics of the Rostov Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
71