УДК 343.98.068 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-1-73-76
СКОГОРЕВА Т.Ф., ЧХВИМИАНИ Э.Ж. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ В СИТУАЦИИ, КОГДА ВОДИТЕЛЬ СКРЫЛСЯ С МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ, ОСТАВИВ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, расследование, неочевидность, осмотр, судебная экспертиза, технические средства.
В настоящее время количество транспортных средств, как в мире, так и в нашей стране, растет с каждым годом. Соответственно, увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП). Данная и без того неблагоприятная ситуация осложняется еще и тем, что немалая часть ДТП совершается в условиях неочевидности, когда правоохранительным органам приходится принимать меры не только по скорейшему устранению последствий ДТП, но и по розыску его виновника, скрывшегося с места его совершения.
SKOGOREVA, T.F., CHKHVIMIANI, E.Zh.
ESSENCE AND CONTENT OF INVESTIGATOR'S ACTIVITY ON ORGANIZATION OF THE INITIAL PHASE OF THE INVESTIGATION OF ROAD ACCIDENTS IN A SITUATION WHEN THE DRIVER FLED THE SCENE, LEAVING THE VEHICLE
Key words: road accident, investigation, non-visibility, inspection, forensic examination, technical means.
Currently, the number of vehicles, both in the world and in our country, growing every year. Accordingly, the number of road accidents (hereinafter - RA) increases. This already unfavorable situation is complicated by the fact that not a small part of the RA is committed in conditions of non-obvious, when law enforcement authorities have to take measures not only to eliminate the consequences of the accident as soon as possible, but also to search for its culprit who disappeared from the scene.
Как правило, основные мероприятия по установлению личности водителя, скрывшегося с места ДТП, а также сбору доказательств его причастности к совершенному преступлению осуществляется на первоначальном этапе расследования. В связи с этим, формирование научных и практически обоснованных методик и алгоритмов расследования указанных преступлений имеет огромное значение для деятельности правоохранительных органов, в частности, следователя.
Подобная следственная ситуация является одной из типичных, складывающихся на первоначальном этапе расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в условиях неочевидности. Ее разрешение напрямую зависит от уровня организации расследования преступления следователем. Из п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следует, что следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение при производстве следственных и процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа [1]. При этом следователь не только руководит расследованием, но и следственно-оперативной группой, которая выезжает на место дорожно-транспортного происшествия.
В связи с вышеизложенным, организацией расследования следует заняться уже при получении сообщения о преступлении. Так, получив от оперативного дежурного дежурной части полную и подробную информацию о произошедшем дорожно-транспортном происшествии и основываясь на ней, следователь дает указания по обеспечению мер, направленных на сохранение обстановки и следов на месте дорожно-транспортного происшествия, а также безопасности участников следственно-оперативной группы, организации розыска скрывшегося водителя. Учитывая, что основным ориентиром для организации дальнейшего расследования преступления будут являться сведения, полученные при осмотре места дорожно-транспортного происшествия, очень важно определить состав следственно-оперативной группы. При этом следует иметь в виду, что скрывшийся водитель может целенаправленно изменить обстановку дорожно-транспортного происшествия, скрыть некоторые следы, иметь травмы и находиться вблизи места происшествия. В связи с этим, представляется целесообразным следующий состав следственно-оперативной группы:
- следователь;
- оперуполномоченный уголовного розыска;
- специалист-кинолог;
- сотрудники ГИБДД, которые находятся на месте происшествия еще до приезда следственно-оперативной группы;
- специалист-криминалист;
- специалист-автотехник (необходим при обнаружении на месте дорожно-транспортного происшествия не характерных следов, затрудняющих понимание дорожно-транспортной ситуации);
- участвующий в качестве специалиста медик или врач, в том случае, если в результате дорожно-транспортного происшествия скончались один или несколько участников дорожного движения.
Несмотря на достаточно большой перечень первоначальных организационных мероприятий, специфика расследования дорожно-транспортных происшествий требует готовности к незамедлительному выезду на место происшествия в связи с изменчивостью следов, затруднением проезда транспорта, возникновением противодействия со стороны виновных лиц [2].
Прибыв на место ДТП, следователь производит его детальный и тщательный осмотр, организуя при этом работу всех участников следственно-оперативной группы. Исходя из специфики преступлений данной категории, обязательным является составление схемы места происшествия, в качестве приложения к протоколу осмотра и применение фото- или видеофиксации. Данное следственное действие, имеет большое значение, при расследовании дорожно-транспортных преступлений, так как документирует их обстановку.
Что касается тех случаев, когда водитель скрылся с места происшествия, оставив транспортное средство, то здесь стоит отметить, что осмотр места дорожно-транспортного происшествия является основным источником получения информации, как о личности водителя, так и о произошедшем событии в целом. Исходя из сказанного, необходимо выделить особенности производства данного следственного действия в указанной ситуации.
Перед началом осмотра места дорожно-транспортного происшествия следователю следует определить границы осмотра и оградить их. Это поможет избежать потери следов и изменения обстановки происшествия. При участии специалиста-криминалиста изучается обстановка на месте происшествия и ведутся поиски следов преступления, а также скрывшегося водителя. Для правильного понимания дорожно-транспортной ситуации по обнаруженным на месте происшествия следам, особенно не характерным для ДТП, следует привлекать к участию в осмотре специалиста-автотехника.
Особого внимания требует оставленное на месте происшествия транспортное средство, которое содержит основное количество следов. Первое, что необходимо сделать, это фиксация положения транспортного средства с использованием технических средств и описание в протоколе осмотра месте происшествия с указанием конкретных ориентиров, от которых замеряется расстояние до транспортного средства. Далее производится внешний осмотр транспортного средства, а затем осматривается салон.
Внешний осмотр рекомендуется начинать с передней части транспортного средства. В протоколе осмотра указываются его вид (тип), модель, регистрационный знак, цвет и другие характеристики. Далее описываются обнаруженные на нем повреждения и следы.
Осмотр салона транспортного средства производится с обязательным участием специалиста-криминалиста. С его помощью ведется поиск следов водителя. Это могут быть следы папиллярных узоров рук, частицы почвы на напольном коврике кабины, микрочастицы волокон одежды, следы жизнедеятельности человека (слюна, моча и т.д.), следы биологического происхождения в виде пятен бурого цвета, похожих на кровь, обнаруженные внутри салона на ветровом стекле, на открывшихся подушках безопасности. Обязательно следует указывать и описывать расположение рулевого управления автомобилем: правостороннее или левостороннее.
При обнаружении в ходе осмотра места происшествия ценностей, их следует сфотографировать, описать и обеспечить сохранность до выдачи владельцам, либо их представителям. В поиске следов водителя и его обнаружении также может помочь применение служебной собаки специалистом-кинологом.
После осмотра автомобиль помещается на стоянку для транспортных средств, задержанных сотрудниками правоохранительных органов, что позволяет следователю дополнительно его осмотреть и получить интересующую информацию. Кроме того, сохранение без изменений состояния транспортного средства, в котором оно находится после дорожно-транспортного
происшествия, позволяет проверить показания виновного водителя о том, что дорожно-транспортное происшествие произошло по причине технической неисправности транспортного средства.При отсоединении от транспортного средства одной или нескольких деталей, данная деталь изымается, а затем предоставляется эксперту, для решения вопросов, в какой момент произошло отсоединение механизма и по какой причине [3].
В случае гибели человека при ДТП, в осмотре обязательно участвует судебно-медицинский эксперт, а при невозможности его участия - врач. Измерения производятся от конечностей и головы трупа до края проезжей части, т.е. до постоянного ориентира, а также измеряется расстояние между трупом и транспортным средством, подробно описывается положение трупа, его одежда и следы на ней, ценности, обнаруженные при погибшем.
Важно отметить, что отличительной особенностью осмотра места дорожно-транспортного происшествия от осмотра места происшествия по преступлениям иных категорий, является наличие в нем различных расчетов, таких как расчеты радиуса закругления дороги, угла подъема, спуска и т.п., а также результатов проверочных мероприятий, например, таких как проверка видимости каких-либо объектов.
Результаты осмотра места происшествия фиксируются в протоколе осмотра места происшествия, который является основным процессуальным документом, отражающим обстановку на месте происшествия и фиксирующим следы преступления. В том случае, когда данный протокол составлен надлежащим образом и в нем зафиксированы ход и результаты осмотра места происшествия, он имеет важное доказательственное значение, а также используется при допросе участников уголовного судопроизводства, для сопоставления и проверки их показаний, проведения автотехнических и иных экспертиз.
Что же касается требований, предъявляемых к составлению протокола осмотра места происшествия и схем к нему, то здесь стоит отметить, что они должны соответствовать требованиям ст. 166, 167, 180 УПК РФ. При нарушении указанных требований данный документ может быть признан недопустимым доказательством.
Наличие транспортного средства на месте дорожно-транспортного происшествия значительно облегчает поиск его водителя. С этой целью, транспортное средство проверяется по учетам и базам данных, устанавливается его владелец. Оперуполномоченный уголовного розыска опрашивает свидетелей и очевидцев произошедшего, устанавливает наличие камер наружного видеонаблюдения в районе дорожно-транспортного происшествия, производит иные розыскные мероприятия. По окончанию осмотра места происшествия и указанных поисково-розыскных мероприятий следователь передает полученные данные о личности водителя и возможных следах преступления на его теле и одежде оперативному дежурному дежурной части, который ориентирует наружные наряды ППС и ГИБДД на розыск и задержание водителя. По возможности необходимо составить субъективный портрет скрывшегося водителя. Оповещая, в случае необходимости, население о дорожно-транспортном происшествии в местной печати, по радио и телевидению, работники органов внутренних дел параллельно проводят опросы граждан, проживающих и работающих в районе места происшествия. Для поиска свидетелей и очевидцев ДТП, создаются объявления в сети Интернет, где описывается обстоятельства произошедшего дорожно-транспортное происшествие и просьба откликнуться всех тех, кому, что-либо известно о данном факте.
По изъятым в ходе осмотра места происшествия следам и объектам назначаются экспертизы. Сведения, полученные в результате проведенных экспертиз, дополняют информацию о скрывшемся водителе, а также совокупность доказательств, подтверждающих его причастность к совершению данного преступления. Далее следователь возбуждает уголовное дело, допрашивает потерпевшего, в том случае, если потерпевший жив и в состоянии давать показания. Направляет необходимые запросы и дает поручения органам дознания. Допрашивает свидетелей и очевидцев произошедшего, а при наличии у них видео- или фотоматериалов, имеющих значение для уголовного дела, изымает и осматривает их.
После установления личности скрывшегося водителя, реализуется ряд действий. Прежде всего, осуществляются мероприятия по его задержанию, избранию меры пресечения, допросу по обстоятельствам произошедшего, в том числе с использованием полиграфа. Данные водителем показания обязательно следует проверить и сопоставить с имеющимися в деле доказательствами
и сведениями, полученными от свидетелей и очевидцев происшедшего. Если при установлении водителя, он находится в состоянии алкогольного опьянения и утверждает, что выпил после ДТП, ему необходимо провести медицинское освидетельствование на содержание этанола в двух средах: в моче и крови. Учитывая то, что фаза элиминации (выделения) алкоголя из организма наступает после 90-95 % всасывания принятого алкоголя, а максимум концентрации алкоголя в крови у большинства людей достигается через час, то соотношение алкоголя в крови и в моче позволяет установить время приема алкоголя [4].
Далее назначаются экспертизы, в ходе которых проверяется принадлежность обнаруженных следов и объектов, изъятых в ходе осмотра места происшествия, к данному происшествию, а также водителю, который скрылся с места ДТП. Важное значение имеет проведение опознания скрывшегося водителя очевидцами произошедшего и других мероприятий, таких, как следственный эксперимент, проверка показаний на месте, очные ставки, с целью опровержения алиби виновного, в случае непризнания им вины или с целью устранения имеющихся противоречий, установления каких-либо обстоятельств.
Изъятые в ходе предварительного следствия предметы и документы осматриваются, признаются вещественными доказательствами и приобщаются к уголовному делу.
Собрав все допустимые доказательства по уголовному делу, и убедившись, что имеются достаточные к тому основания, следователь привлекает виновного водителя в качестве обвиняемого по уголовному делу.
На этом оканчивается первоначальный этап расследования преступления. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сущность и содержание деятельности следователя по организации первоначального этапа расследования дорожно-транспортных происшествий в ситуации, когда водитель скрылся с места происшествия, оставив транспортное средство, заключаются в выполнении комплекса эффективных и необходимых мероприятий, направленных на установление личности скрывшегося водителя и доказывании его причастности к совершенному преступлению.
Литература и источники
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон № 174 от 18.12.2001.
2. Щербатов В.Ф., Большаков А.П., Смольяков П.П. Деятельность следователя по розыску скрывшегося обвиняемого: Учеб. пособие. - Волгоград: ВА МВД России, 2008. - 105 с.
3. Песенкова Д.П. Криминалистическая характеристика и ее взаимосвязь со следственными ситуациями в методике расследования дорожно-транспортных происшествий // Общество и право. 2011. №2.
4. Криминалистика: учебник / О.В. Волохова, Н.Н. Егоров, М.В. Жижина и др.; под ред. Е.П. Ищенко. М.: Проспект, 2011. -500 с.
References and Sources
1. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii: feder. zakon №2 174 ot 18.12.2001.
2. Shcherbatov V.F., Bol'shakov A.P., Smol'yakov P.P. Deyatel'nost' sledovatelya po rozysku skryvshegosya obvinyaemogo: Ucheb. posobie. -Volgograd: VA MVD Rossii, 2008. - 105 s.
3. Pesenkova D.P. Kriminalisticheskaya harakteristika i ee vzaimosvyaz' so sledstvennymi situaciyami v metodike rassledovaniya dorozhno-transportnyh proisshestvij // Obshchestvo i pravo. 2011. №2.
4. Kriminalistika: uchebnik / O.V. Volohova, N.N. Egorov, M.V. Zhizhina i dr.; pod red. E.P. Ishchenko. M.: Prospekt, 2011. - 500 s.
СКОГОРЕВА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра организации следственной работы Волгоградской академии МВД РФ (tanjaskgreva@rambler.ru).
ЧХВИМИАНИ ЭДУАРД ЖЮЛЬЕНОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (Eduard- 1981@yandex.ru).
SKOGOREVA, TATIANA F. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Organization of Investigative Work, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (tanjaskgreva@rambler.ru).
CHKHVIMIANI, EDUARD Zh. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Eduard-1981@yandex.ru)
УДК 343.98.068 Б01: 10.24412/2411-2275-2021-1-76-80
ВАСИЛЬЕВА М.А.
ОСОБЕННОСТИ ТАКТИКИ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Ключевые слова: расследование, методика расследования, экологическое преступление, следственное действие, осмотр места происшествия.
Статья посвящена особенностям расследования экологических преступлений, проявляющимся в специфике производства отдельных следственный действий. Рассмотрены наиболее эффективные тактические приёмы осмотра места происшествия, тактики допросов подозреваемого (обвиняемого), свидетеля, представителя потерпевшего. К имеющим наибольшую специфику при расследовании