Научная статья на тему 'О материальных следах как основном источнике криминалистически значимой информации на месте дорожно-транспортного происшествия'

О материальных следах как основном источнике криминалистически значимой информации на месте дорожно-транспортного происшествия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1297
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
материальные следы / осмотр места дорожно-транспортного происшествия / криминалистически значимая информация / material traces / inspection of the place of the road accident / forensic information

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сыромля Лариса Борисовна

в статье рассматриваются и анализируются проблемы изучения следовой картины как целостного ис-точника криминалистически значимой информации розыскного и доказательственного характера о совершенном ДТП. Предлагается использование модернизированных автором методик предварительного исследования разнообразных материальных следов на месте ДТП для получения ориентирующей, розыскной информации о транспортном средстве, скрывшемся с места происшествия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сыромля Лариса Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON MATERIAL TRACES AS THE MAIN SOURCE OF FORENSIC INFORMATION AT THE SITE OF THE ROAD ACCIDENT

the article examines and analyzes the problems of studying the trace pattern as an integral source of forensic and sig-nificant information of investigative and evidentiary nature about a traffic accident. It is proposed to use the techniques modernized by the author of the preliminary investigation of various material traces on the scene of an accident to obtain orienting, search in-formation about a vehicle that disappeared from the scene

Текст научной работы на тему «О материальных следах как основном источнике криминалистически значимой информации на месте дорожно-транспортного происшествия»

Проблемы экономики и юридической практики

5'2017

12. КРИМИНАЛИСТИКА, СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

12.1. О МАТЕРИАЛЬНЫХ СЛЕДАХ КАК ОСНОВНОМ ИСТОЧНИКЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ НА МЕСТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Сыромля Лариса Борисовна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры криминалистики и специальной техники

Место работы: Дальневосточный юридический институт МВД России, Владивостокский филиал

[email protected]

Аннотация: в статье рассматриваются и анализируются проблемы изучения следовой картины как целостного источника криминалистически значимой информации розыскного и доказательственного характера о совершенном ДТП. Предлагается использование модернизированных автором методик предварительного исследования разнообразных материальных следов на месте ДТП для получения ориентирующей, розыскной информации о транспортном средстве, скрывшемся с места происшествия.

Ключевые слова: материальные следы, осмотр места дорожно-транспортного происшествия, криминалистически значимая информация.

ON MATERIAL TRACES AS THE MAIN SOURCE OF FORENSIC INFORMATION AT THE SITE OF THE ROAD ACCIDENT

Syromlya Larisa B., PhD in law, Senior lecturer in criminalistics and special equipment

Work place: Vladivostok Affiliate of Far East Law Institute of Russian Ministry of Internal Affairs

[email protected]

Annotation: the article examines and analyzes the problems of studying the trace pattern as an integral source of forensic and significant information of investigative and evidentiary nature about a traffic accident. It is proposed to use the techniques modernized by the author of the preliminary investigation of various material traces on the scene of an accident to obtain orienting, search information about a vehicle that disappeared from the scene.

Keywords: material traces, inspection of the place of the road accident, forensic information.

На месте дорожно-транспортного происшествия (далее -ДТП) возможно обнаружить разнообразные виды материальных следов: следы-отображения (следы протекторов шин, следы от выступающих деталей транспортного средства и другие), следы-предметы (части и детали транспортного средства, обувь, фрагменты одежды и другие), следы-вещества (горюче-смазочные материалы, следы охлаждающих и тормозных жидкостей, масло, антифриз, лакокрасочные покрытия, кровь, мозговое вещество, волосы, волокна и другие).

Материальные следы являются источником как розыскной, так и доказательственной информации о совершенном ДТП. Изучение следовой картины как самостоятельного целостного источника криминалистической и доказательственной информации позволяет получить данные о пространственно-временных, функционально-динамических, причинных и иных интегративных связях расследуемого события, относящихся к предмету процессуального доказывания^, С. 69]. Так, следы, обнаруженные на месте ДТП, позволяют установить причастность конкретного транс-

портного средства к ДТП, лицо, управлявшее транспортным средством, и механизм совершенного ДТП. Как справедливо отмечает Ю.В. Чуфаровский, следы транспортных средств могут указывать на форму вины водителя при скрывшемся транспортном средстве; индивидуальное преступное поведение выражается в определенных действиях внутренних (вина, мотив, цели) и внешних (факторы внешней среды), и все это, как это ни странно, можно в какой-то степени увидеть в следах транспортного средства на месте ДТП[9, С. 105].

Анализ криминалистической литературы показал, что следы на месте ДТП предлагается классифицировать по различным основаниям. Считаем, что для осуществления в оптимально короткие сроки поиска, фиксации, изъятия следов транспортных средств и получения ориентирующей информации для розыска транспортного средства и преступника и установления обстоятельств происшедшего события, данные следы целесообразно классифицировать сразу по двум основаниям: по источникам происхождения и по месту нахождения (локализации).

Сыромля Л. Б.

О МАТЕРИАЛЬНЫХ СЛЕДАХ КАК ОСНОВНОМ ИСТОЧНИКЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ НА МЕСТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Следы на месте ДТП по источникам происхождения следует подразделять:

- на следы, возникшие при взаимодействии транспортного средства с любыми объектами окружающей обстановки (при этом следовой контакт может носить как активный, так и пассивный характер);

- следы человека (подошв обуви, одежды, аксессуары, сопутствующие предметы, следы биологического происхождения и другие);

- следы перевозимого груза (автомобили (их части и детали), бревна, цветной и черный металл, песок, кирпич и другие);

- следы, не имеющие отношения к ДТП.

Следы на месте ДТП по месту нахождения (локализации) следует подразделять на оставленные:

- на дороге (магистрали);

- за пределами дороги (на обочине или в радиусе нескольких метров от нее);

- на любых объектах окружающей обстановки;

- на теле и одежде пострадавших.

В результате изучения 185 протоколов осмотра мест ДТП (по материалам Дальневосточного региона) было установлено, что лишь в 15% протоколов на дорожном покрытии (обочинах дороги) были обнаружены и изъяты следы от ходовой части транспортных средств. Данные следы являются самыми информативными с точки зрения установления механизма дорожно-транспортного происшествия. Так, следы от ходовой части транспортного средства, в зависимости от положения колес в момент следообразования, принято подразделять на следы качения, скольжения и проскальзывания[4, С. 70-72]. Особую актуальность данные следы приобретают, когда виновник ДТП при наезде на пешехода скрылся с места происшествия на транспортном средстве.

Следы качения на месте ДТП образуются в результате поступательно-вращательного движения колеса. В следах качения наиболее часто отображается рисунок протектора шины, по которому можно установить модель шины транспортного средства, вид и степень износа. Следы торможения образуются в результате скольжения колеса в продольном направлении и считаются одними из наиболее важных объектов анализа дорожно-транспортного происшествия. По следам торможения можно установить ряд обстоятельств произошедшего ДТП, а именно: направление движения транспортного средства, скрывшегося с места ДТП, скорость транспортного средства, остановочный путь автомобиля (с помощью специальных расчетных формул и таблиц), взаимное удаление автомобиля и человека при наезде, и другие обстоятельства. Комплексный анализ следов торможения и качения может помочь в установлении технических данных автомобиля (его возможных неисправностях), а также действий водителя при ДТП.

Модернизированная нами методика предварительного исследования следов протекторов шин на месте ДТП, позволяет произвести дифференциацию автомобилей по типу: на грузовые, легковые, кроссоверы, джипы; ориентировочно установить модель шины и степень ее износа; определить марку, модель или групповую принадлежность транспортного средства, на которые они устанавливаются (например, отнести его к группе автомобилей, на которые установлены шипованные шины с многогранным по форме шипом, шины с цифровым индикатором износа, и дру-гие)[6]. По виду износа протектора шины, отобразившемуся

в следах, можно произвести диагностику неисправностей транспортного средства. Если в следе протектора шины отобразились индивидуализирующие признаки, то после обнаружения транспортного средства можно произвести его отождествление по этому следу посредством проведения трасологической экспертизы.

При осмотре места ДТП, когда преступник скрылся на транспортном средстве, необходимо особо тщательно осмотреть одежду и тело потерпевшего, так как на них могут оказаться следы от ходовой части автомобиля, выступающих деталей, наличие лакокрасочных покрытий (далее -ЛКП), горюче-смазочных материалов и другие следы, по которым можно получить информацию об особенностях следообразующего объекта, механизме травмы, факте контактного взаимодействия с потерпевшим, а также иную информацию, необходимую для розыска транспортного средства и последующей его идентификации.

Следы протектора на одежде могут указывать и на режим движения автомобиля. Так, единичный след протектора с неискаженным рисунком может свидетельствовать о линейном переезде потерпевшего, наличие же на одежде двух и более участков со следами протектора с искаженным рисунком, или наложившихся друг на друга следов протектора, а также разрывы линейной формы на ткани могут указывать на переезд автомобиля с поворотом колеса. Такой механизм следообразования на одежде возможен при попытке водителя объехать человека[1, С. 25-26].

На одежде и теле пострадавших, а также на иных предметах окружающей обстановки могут быть обнаружены следы от удара о выступающие элементы транспортного средства (чаще всего это выпирающие ребра переднего и заднего бампера, фары, решетка радиатора, боковые наружные зеркала заднего вида, защитные дуги на бампере, запасное колесо на задней части кузова автомобиля и другие). По данным следам в процессе предварительного исследования можно ориентировочно установить тип, марку, модель транспортного средства, определить механизм и обстоятельства события (направление движения автомобиля, направление образования следов), взаимное расположение пешехода и транспортного средства при наезде, какими частями транспортного средства нанесены повреждения, а также, при обнаружении автомобиля, провести его идентификацию по следам. На практике, к сожалению, эти возможности используются крайне редко. Так, в результате изучения протоколов осмотров мест ДТП было установлено, что лишь в 4% осмотров мест происшествий изымались данные следы.

Особое внимание на месте ДТП необходимо уделять следам лакокрасочных покрытий транспортных средств, которые могут быть обнаружены как на предметах окружающей обстановки (дорожное полотно, столбы, деревья и другие), так и на теле, одежде потерпевшего. Следует подчеркнуть, что именно предварительное исследование следов ЛКП, проведенное за короткое время на месте совершения ДТП, может дать важную розыскную информацию о транспортном средстве, скрывшемся с места происшествия: о первоначальном цвете автомобиля, типе ЛКП покрытия (эффектное, неэффектное), заводской или ремонтной технологии его окраски, подвергался ли он подкраске, перекраске [3], и позволяет установить модель, марку или групповую принадлежность транспортного средства (например, отнести

Проблемы экономики и юридической практики

5'2017

его к группе транспортных средств, проводивших ремонтно-окрасочные работы в условиях китайских гаражных мастерских, в условиях сертифицированных мастерских, применяющих ЛКМ (Cromax), Standox(Brulex) и КоскРатЦ [7], а также в совокупности с другими следами установить место наезда транспортного средства.

Так, в результате анализа протоколов осмотров мест ДТП лишь в 5% на месте ДТП были обнаружены и изъяты следы ЛКП, причем это были не микрообъекты, а макрообъекты, обнаруженные на дороге. По следам ЛКП при обнаружении скрывшегося транспортного средства можно провести и идентификационные исследования в рамках экспертизы лакокрасочных материалов, покрытий и окрашенных предметов.

При ДТП достаточно часто имеет место повреждение светотехнического стекла внешней осветительной арматуры, лобового, боковых, заднего стекол. Расположение осыпей стекла в совокупности с другими признаками может указывать на место наезда[5, С. 67-74]. По фрагментам фарных рассеивателей на месте ДТП можно ориентировочно установить модель, марку автомобиля или его групповую принадлежность, но только при наличии фрагментов пластика (стекла) больших размеров, позволяющих определить форму, общие размеры и конструктивные особенности осветительной арматуры и имеющих соответствующую маркировку. Изучением протоколов осмотра мест ДТП установлено, что в 11% протоколов на месте происшествия изымались фрагменты стекла. В дальнейшем, при обнаружении транспортного средства в процессе экспертного исследования возможно решение вопросов и идентификационного характера.

При осмотре места ДТП на дорожном покрытии, обочинах дороги можно обнаружить следы-предметы, являющиеся частями и деталями транспортного средства (бампер или его части, боковые наружные зеркала заднего вида, ручки дверей, решетки радиатора, обвесы, спойлер, антенна, и другие). Так, при изучении проколов осмотров мест ДТП в 20% на местах происшествий такие следы были обнаружены и изъяты. Предварительным исследованием отделившихся деталей транспортных средств можно ориентировочно установить тип, марку, модель транспортного средства или его групповую принадлежность (например, отнести к группе автомобилей с установленными на них спойлером, выпирающими дугами, фендерами, малым зеркалом заднего вида «рожком» на капоте и другими). После установления скрывшегося транспортного средства проводят его идентификацию посредством назначения и производства трасологической экспертизы целого по частям.

Следы биологического происхождения также играют немаловажную роль для установления обстоятельств ДТП. Анализ взаиморасположения биологических следов (кровь, мозговое вещество, волосы и других), трупа, одежды на месте ДТП позволяет воспроизвести механизм случившегося, установить направление движения скрывшегося транспортного средства. Так следы биологического происхождения при наезде на пешехода располагаются не хаотично, а позади трупа, в то время как одежда и сопутствующие предметы трупа (головной убор, обувь и другие) располагаются перед телом трупа, если смотреть по ходу движения. В случае же волочения тела, когда его положение изменялось, данные закономерности не наблюдаются[4, С. 70-72].

Однако при изучении материалов уголовных дел, связанных с расследованием дорожно-транспортных преступлений (по ст. 264 УК РФ), только в 6 % протоколов осмотров мест ДТП специалистами-криминалистами были изъяты следы биологического происхождения (в основном кровь).

При осмотре места ДТП могут быть обнаружены и сопутствующие следы: ГСМ, фрагменты почвы, отделившиеся при ударе от деталей нижней части кузова, частицы перевозимого груза. Данные следы могут способствовать установлению направления движения автомобиля, скрывшегося с места ДТП, иных данных, но по ним не представляется возможным определить марку, модель или групповую принадлежность транспортного средства. Процент изъятия данных следов при ОМП в среднем составляет лишь 1-2%.

Наибольший процент изъятий при осмотре места ДТП (наезд на пешехода) составляет одежда (обувь) пострадавшего (трупа) - 35%. На направление движения скрывшегося транспортного средства могут указывать следы волочения на одежде и обуви потерпевшего, следы наслоения в виде чередующихся параллельных полос. Так, высота расположения горизонтальных следов на одежде в виде наслоений грязи, пыли свидетельствует о наезде, возможно грузового или легкового автомобиля[4, С. 105]. Согласно изученным протоколам осмотров мест ДТП данным следам на одежде (обуви) также не уделяется должного внимания.

Облегчить и ускорить процесс проведения предварительного исследования разнообразных материальных следов на месте ДТП и оценку его результатов возможно посредством использования соответственного информационного обеспечения. Нами разработана комплексная база данных следов транспортных средств, включающая следы протекторов шин, ЛКП, следы от выступающих деталей транспортных средств, следы, являющиеся частями и деталями транспортных средств[8]. Данная база в основном предназначена для использования при проведении предварительных исследований на месте ДТП и других преступлений, связанных с использованием транспортных средств или как справочно-вспомогательная при проведении трасологических экспертиз (по следам протекторов шин, по следам от выступающих деталей транспортных средств), экспертиз лакокрасочных материалов, покрытий и окрашенных предметов.

Таким образом, на месте ДТП субъектам осмотра необходимо обеспечить комплексность при обнаружении, фиксации, изъятии и исследовании следов, а затем оценить их информативность с целью получения максимально возможного объема криминалистически значимой информации, носителями которой данные материальные следы являются. Следовая обстановка, как правило, является источником информации о месте, времени, механизме ДТП, ее участниках, указывает на закономерную связь материальных следов с обстановкой места происшествия в целом. Материальные следы на месте совершения дорожно-транспортного происшествия - основной источник криминалистически значимой информации как розыскного характера (получаемой в процессе предварительного исследования следов на месте происшествия), так и доказательственного (формирование доказательственной базы по уголовному делу, достаточной для раскрытия и расследования преступления).

Сыромля Л. Б.

О МАТЕРИАЛЬНЫХ СЛЕДАХ КАК ОСНОВНОМ ИСТОЧНИКЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ НА МЕСТЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Список литературы:

1. Городкин В.А., Тишин Д.В., Усманов Р.А. Осмотр места дорожно-транспортного происшествия: методические рекомендации. Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2007. 78 с.

2. Колдин А.В., Крестовников О.А. Источники криминалистической информации / под. ред. В.Я. Колдина. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2007. 192 с.

3. Митричев В.С, Хрусталев В.Н. Криминалистическое исследование лакокрасочных материалов, покрытий и окрашенных предметов: учебно-метод. пособие для образовательных учреждений МВД России. Саратов: СЮИ МВД России, 1999. 150 с.

4. Селиванов Н.А., Дворкин А.И., Завидов Б.Д [и др.]. Расследование дорожно-транспортных происшествий: справ. метод. пособие. М.: Лига Разум, 1998. 448 с.

5. Судебная транспортно-трасологическая экспертиза: методическое

пособие для экспертов / отв. ред. Ю.Г. Корухов. М.: Изд-во ВНИИСЭ, 1977. 112 с.

6. Сыромля Л.Б. Современные возможности предварительного исследования следов протекторов шин на месте совершения дорожно-транспортного происшествия // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 1. С. 154-161.

7. Сыромля Л.Б. Современные возможности предварительного исследования следов лакокрасочных покрытий на месте совершения дорожно-транспортного происшествия / Л.Б. Сыромля // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 1. С. 249-256.

8. Сыромля Л.Б. База данных следов транспортных средств / Свидетельство о государственной регистрации базы данных RU № 2016620505 от 20.04.2016. [Электронный ресурс]. URL: http: // www1.fips.ru (дата обращения: 02.02.2017).

9. Юридическая психология: учебное пособие / под ред. Ю.В. Чуфа-ровского. М.: Право и закон, 1997. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.