Научная статья на тему 'Методика расследования дорожно-транспортных происшествий'

Методика расследования дорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5796
622
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ROAD ACCIDENTS / ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ / CAUSES / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / CRIMINALISTICS CHARACTERISTIC / ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ / FEATURES OF THE INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Базан А. В., Ненашев Л. Н.

В статье рассмотрены способы и особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, дана их криминалистическая характеристика, а также указаны причины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF INVESTIGATION OF TRAFFIC ACCIDENTS

This article describes basic terminology, classification, methods of investigation of road accidents. The authors make a conclusion about the causes of road accidents, crime characteristics and peculiarities of the investigation of road accidents.

Текст научной работы на тему «Методика расследования дорожно-транспортных происшествий»

УДК 343.98.067

А.В. Базан, Л.Н. Ненашев МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ

ПРОИСШЕСТВИЙ

В статье рассмотрены способы и особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, дана их криминалистическая характеристика, а также указаны причины.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, причины возникновения, криминалистическая характеристика, особенности расследования.

A.V. Bazan, L.N. Nenashev METHODS OF INVESTIGATION OF TRAFFIC ACCIDENTS

This article describes basic terminology, classification, methods of investigation of road accidents. The authors make a conclusion about the causes of road accidents, crime characteristics and peculiarities of the investigation of road accidents.

Key words: road accidents, causes, criminalistics characteristic, features of the investigation.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - несоблюдение привычного установленного правилами дорожного движения передвижения автотранспорта по проезжей части, вследствие которого возникают угрожающие жизнедеятельности человека факторы. Нарушения, исходя из наступивших последствий, предусмотрены как уголовным законодательством, так и Кодексом об административных правонарушениях РФ.

К возникновению аварийных ситуаций на проезжей части, прежде всего, приводит возрастание количества автотранспорта, неудовлетворительное состояние дорог, использование старого технически неисправного автотранспорта, недисциплинированность лиц управляющих автотранспортом, в том числе и употребление водителем алкогольной продукции, наркотических средств, психотропных и других одурманивающих веществ, а также прочие стечения условий. Количество ДТП возрастает с каждым годом, увеличиваются тяжкие последствия аварий. По этой причине обеспечение безопасности дорожного движения давно стало одним из приоритетных направлений политики не только нашего государства, но и всего мирового сообщества [1, c. 5].

Ключевыми видами ДТП являются:

- столкновение автотранспорта с преградой;

- столкновение автотранспорта друг с другом;

- копотирование (опрокидывание) автотранспорта;

- наезд автотранспорта на человека, в том числе и передвигающегося на велосипеде;

- наезд автотранспорта на домашнее или дикое животное.

Участок местности, где совершено ДТП, содержит важнейшие, часто малозаметные для обывателя, но в то же время значимые для сотрудника, проводящего расследование, сведения о причинах и условиях произошедшего.

При осмотре места совершения ДТП необходимо учитывать следующие особенности обследуемого участка:

1. Покрытие автодороги, погодные условия, различимость предметов и просматриваемость, искусственная или естественная освещенность.

2. Исходные, ключевые обстоятельства, полученные в результате автопроисшествия, объединённые воедино действия и их последствия. К таким моментам относятся: месторасположение автотранспорта, имеющего отношение к ДТП на определенном промежутке автодороги и примыкающему к ней участку местности; следы (оттиск, трасса) автотранспорта; месторасположение тел погибших, если таковые имеются; следообразование (следы скольжения автотранспорта, осколки автостекол, деформированные и оторванные вследствие удара части автотранспорта, пятна различных веществ и многое другое).

3. Технические характеристики участка автодороги, откуда начинается и где заканчивается автопроисшествие (наличие склона, покрытие дорожного полотна, погодные условия и т.д.).

Успешному расследованию ДТП способствует организация первоначальных действий на месте произошедшего события, которые заключаются в следующем:

1. Первыми на место ДТП прибывают сотрудники ДПС, которые обязаны зафиксировать и по возможности сохранить все моменты, присущие происшествию, установить свидетелей события. Полномочия и деятельность на месте ДТП регламентированы п. 272 приказа МВД России от 23.08.2017 № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения». Далее прибывшая на место события следственная группа обязана объективно и всесторонне провести сбор материалов происшествия.

2. Совместное осуществление следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по «горячим следам» приводит к скорейшему установлению истинных обстоятельств события.

3. Проведение оперативно-розыскных действий в случае, если водитель на автотранспорте покинул место происшествия.

4. Объективное изучение обстоятельств, полный сбор и документальная фиксация вещественных доказательств [2, с. 158].

На первой стадии расследования ДТП, возникают следующие ситуации:

1) все участники присутствуют на месте произошедшего события к моменту прибытия сотрудников ОВД. В таком случае осуществляется осмотр места события и осмотр автотранспорта; проверка водителя на наличие алкоголя в крови (не только алкоголя, но и на предмет наркотического или токсического опьянения); допрос потерпевшего лица c акцентом на полученные им в результате ДТП травмы, подозреваемого лица, свидетелей; последующее назначение определенной экспертизы. В ходе допроса потерпевшего необходимо выяснить, каким образом он переходил дорогу, в каком месте, темп движения, сколько он прошел по дороге и т.д. Эти обстоятельства имеют огромное значение для дальнейшего проведения следственного эксперимента, в ходе которого устанавливается время, которое прошло с момента возникновения опасности для движения водителя до произошедшего наезда (когда потерпевший переходил дорогу);

2) водитель покинул место ДТП, оставив автотранспорт. На этой стадии следователь осуществляет осмотр места события и осмотр автотранспорта, особое внимание уделяется поиску следов лица, управлявшего автотранспортом; допрашивает потерпевшего, делая акцент на полученных им в результате ДТП травмах, а также на действиях водителя (оказывал ли водитель помощь пострадавшему, его приметы и т.д.); принимает меры для поиска водителя, покинувшего место ДТП;

3) водитель скрылся с места ДТП с автотранспортом. В данной ситуации осуществляется осмотр места события и осмотр следов автотранспорта, значительное внимание уделяется поиску улик; допрос потерпевшего лица, свидетелей; последующее назначение определенной экспертизы, а также принятие мер для поиска водителя, покинувшего место события, и автотранспорта [4, а 683].

Если известно, что автотранспорт имеет серьезное повреждение, которое затруднит ему движение, или не позволит далеко уехать, то должна быть осмотрена территория, прилегающая к месту происшествия.

При обнаружении груза, оставшегося на месте происшествия, можно примерно установить место погрузки. Далее следует выяснить, кто получал данный груз в день происшествия, на каком автотранспорте он перевозился. По следам протекторов шин на месте происшествия можно определить тип и модель автотранспорта. Затем установить по данным учетов ГИБДД, в какой организации имеется данный автотранспорт, где находился в день произошедшего события. Если имеются сведения oб индивидуальном регистрационном номере автомобиля или части его и o типе автотранспорта, то по данным учетов ГИБДД устанавливают, кому он принадлежит. В целях розыска автотранспорта, покинувшего место происшествия, информацию передают во все посты ДПС, сообщают приметы автотранспорта и указывают имеющиеся или предполагаемые на нем повреждения. Обнаруженное по указанным приметам транспортное средство должно быть

осмотрено [2, c. 156]. Также по данным учетов ГИБДД, если имеются сведения об автотранспорте, можно узнать владельца.

Следует также остановиться на проведении такого мероприятия, как исследование автостоянок, ремонтных мастерских и гаражей на предмет обнаружения скрывшегося автомобиля. Нельзя ограничиваться лишь однократной проверкой той или иной автостоянки или мастерской. Интересующий следствие автомобиль может первое время «отстаиваться» в гараже, потом ремонтироваться, а впоследствии быть помещенным на стоянку. Поэтому во время первой проверки его можно не обнаружить. Неоднократное исследование мест возможного нахождения скрывшегося автомобиля повышает вероятность его обнаружения [5, с. 19]. «Сущность следственного осмотра заключается в том, что следователь при его производстве непосредственно воспринимает и исследует материальную обстановку, связанную с расследуемым событием, а также отдельные предметы с целью установления признаков преступлений и обстоятельств» [6, с. 5].

Нередки случаи, когда водитель, скрывшийся с места происшествия, оставляет где-либо свой автотранспорт, а затем заявляет в полицию о его краже. Доказать причастность такого водителя к ДТП можно либо путем предъявления его для опознания свидетелям, либо используя результаты биологической экспертизы, если она дала заключение, что следы наложения биологического вещества на рулевом колесе и рычаге переключения скоростей оставлены одним человеком, а именно водителем, образцы (буквальные эпителии) которого предоставлены на сравнительную экспертизу. Кроме того, распространённым способом установления места автомобиля является определение места, откуда поступил звонок заявителя о краже. Как правило, такой заявитель сообщает о краже, находясь в непосредственной близости от брошенного им автомобиля, и исходит из того, что, чем быстрее после ДТП он позвонит в полицию, тем правдоподобнее будет его алиби неучастия в ДТП.

Список использованной литературы

1. Зубенко Е.В., Степанюгин К.В. Организация деятельности органов внутренних дел на первоначальном этапе раскрытия и расследования оставления в опасности при дорожно-транспортном происшествии: учебно-практическое пособие. Хабаровск, 2015. 188 с.

2. Ищенко П.П. Методика расследования ДТП // Криминалистика: учебник: В т. 2. Волгоград, 2008, 458 с.

3. Зубенко Е.В. К вопросу об установлении состояния опьянения по уголовным делам о дорожно-транспортных преступлениях // Правовые и организационные механизмы реализации уголовно-процессуального законодательства: сб. науч. статей. М.: Академия управления МВД РФ, 2017. С. 230-235.

4. Ищенко Е.П., Егоров Н.Н., «Криминалистика для следователей и дознавателей: научно-практическое пособие. М.: Контракт, 2010. 683 с.

5. Зубенко Е.В., Лаптев С.А. Особенности организации и проведения розыскных мероприятий первоначального этапа расследования дорожно-

транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности // Транспортное право. 2014. № 4. С. 15-19.

6. Грибунов О.П., Трубкина О.В., Третьякова Е.И. Тактические особенности проведения следственного осмотра: учебное пособие. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. 92 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.