УДК 343.985 ББК 67.408.1
ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИШЕСТВИЙ СЛЕДСТВЕННО-ОПРЕРАТИВНОЙ ГРУППОЙ ОВД
АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГДАНОВ,
доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент; ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ, начальник кафедры Конституционного и муниципального права Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается особенности расследования причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий и деятельность полиции по раскрытию преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, правила дорожного движения, осмотр места происшествия, следственно-оперативная группа.
Annotation. The article considers peculiarities of investigation of causes and circumstances of Commission of road accidents and the police work to solve crimes related to traffic accidents.
Keywords: traffic accident, traffic rules, inspection of the scene, it is investigative-task force.
В Конституции Российской Федерации ст. 114 п. «е» закреплено, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью1. Одним из основных направлений деятельности полиции п. 7 ст. 2 Закона «О полиции» это обеспечение безопасности дорожного движения2. Обеспечение транспортной безопасности населения страны является одной из актуальных проблем государственных ор-ганов3 и органов местного самоуправления4. Особую остроту данной проблемы отличает ее сложность и многоплановость, особенно приобрела в последнее десятилетие, что обусловлено главным образом возрастающей диспропорцией между приростом численности автопарка и дорожной инфраструктурой, а также недостаточной эффективностью функцио-
нирования системы обеспечения безопасности дорожного движения.
Все люди земли, независимо от возраста и положение, пользуются различными видами транспортных средств. Автомобильный транспорт прочно вошел в категорию один из самых опасных. Аварийность на автомобильном транспорте — проблема, стоящая перед большинством стран мира. В Российской Федерации она прочно заняла одно из ведущих мест в ряду важнейших социальных экономических и демографических проблем.
Динамика аварийности на автодорогах за последние 5 лет:
За 11 месяцев 2015 года всего ДТП 166 665, погибло — 20 988, ранено — 209 316, из них с участием несовершеннолетних 19 549, погибло — 737, ранено — 20 9 285.
Таблица
Последствия:
2009 2010 2011 2012 2013 2014
Погибло, чел. 27 659 26 567 27 953 27 991 27 025 26 963
В т.ч. детей (в возрасте до 16 лет) 914 898 944 940 872 878
Ранено, чел. 255 484 250 635 251 848 258 618 258 437 251 785
В т.ч. детей(в возрасте до 16 лет) 20 801 21 149 21 255 22 016 22 407 21 588
Эти цифры позволяют сделать вывод о том, что в условиях непрерывно растущего автомобильного парка задача обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации не может быть решена без совместных усилий государства и общества, без общественной поддержки и участия широких слоев населения и реализации государственных программ и проектов.
В последние годы, подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения в тесном взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти, как на федеральном, региональном и муниципальных уровнях принимались меры, направленные на улучшение ситуации в сфере безопасности дорожного движения, совершенствование нормативных, организационных и технических основ. Проведены мероприятия по совершенствованию нормативных, организационных и технических основ в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Важнейшим стратегическим документом является не так давно разработанный Председателем Российской Федерации специальный План действий по сокращению смертности населения от ДТП. Этот документ включает 14 проектов федеральных законов, которые должны быть приняты на рубеже 2015—2016, касающиеся именно вопросов безопасности дорожного движения. В настоящее время продолжается, работа по выполнению федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах», Утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 8646.
Проблемы безопасности дорожного движения и меры государственного управления в этой области рассматривались на заседаниях Правительства Российской Федерации и Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе вопросы детского дорожно-транс-
портного травматизма, медицинского обеспечения безопасности дорожного движения и совершенствования процедуры оформления дорожно-транспортных происшествий.
Первым законодательным актом, направленным на обеспечение безопасности работы автомобильного транспорта, был Декрет Народных Комиссаров от 10 июня 1920 г. «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностях (правила)»7.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла еще до появления автомобиля, но только с его появлением встала перед обществом со всей остротой, поскольку при отсутствии должного и адекватного контроля за движением транспортных средств невозможно избежать аварий и катастроф, влекущих за собой человеческие жертвы и причинение значительного материального ущерба. Эксплуатация автомобилей, являющихся по своей сути источником повышенной опасности, сопровождается субъективными особенностями личности водителей, которые, к сожалению, в недостаточной степени учитываются при подготовке профессионалов и любителей. Правовая культура российского общества, при всех ее изменениях к лучшему, до сих пор не достигла уровня, соответствующего правовому государству. Здесь достаточно остро ощущается нехватка уважение к правам других граждан, с одной стороны, и неумение защищать собственные гражданские права — с другой.
Уголовная ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств выделена самостоятельную 27 главу Уголовного Кодекса РФ — «Преступление против безопасности движения и эксплуатации транспорта»8. Объединение составов преступлений, посягающих на норальное функционирование транспорта, в единую главу обусловлено общностью видового (группового) объекта, которым является безопасность движения и эксплуатации водно-
го, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.
Правила дорожного движения Российской Федерации является исходным и определяющим документом в сфере правового регулирования дорожного движения. На ряду, с тем, что ПДД устанавливают порядок дорожного движения на всей территории России, они же предусматривают регулирование отдельных особенностей движения, эксплуатации транспорта и перевозки грузов9.
Дорожно-транспортные происшествия относится к одним из наиболее сложных составов преступлений по раскрытию, расследованию и доказыванию. Это связано с тем, что следы и объекты, находящиеся на месте дорожно-транспортного происшествия, в том числе на проезжей части, подвержены риску уничтожения другими участниками движения. Кроме того, существенное значение имеет субъективность восприятия механизма ДТП его очевидцами.
Дорожно-транспортное происшествие, которые охватываются понятием «дорожно-транспортное происшествие» относятся деяния предусмотренные ст. 264 и 268 Уголовного Кодекса РФ, но некоторые юристы присоединяют действия указанные в диспозиции ст. 266 УК РФ10, касающиеся недоброкачественного ремонта автотранспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями.
Ст. 266 УК РФ предусматривает ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, либо повлекшее по неосторожности смерть человека, либо повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ11 транспортное средство — это «воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижный состав, подвижной состав автомобильного
и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами».
Действия водителя транспортного средства, поставившего потерпевшего в результате ДТП в опасное для жизни или здоровья состояние подлежат квалификации по ст. 125 УК РФ.
Ст. 125 УК РФ предусматривает ответственность за заведомо оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь заботу или сам поставил его в опасное для жизни и здоровья состояние.
Дорожное движение — это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей (пешеходов, пассажиров) и различных транспортных средств в пределах дорог. Оно образует целую систему с определенными правилами, нарушение которых влияет на квалификацию деяний, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, и сопряжены с ответственностью государства за обеспечение безопасности дорожного движения.
Перечень видов дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел дан в Инструкции к приказу по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел12.
Расследование ДТП осуществляется, как правило, подразделениями, специализирующимися на данной категории уголовных дел. Осуществляя расследование, следователь должен использовать определенный алгоритм действий, оптимизировать и упорядочить процесс расследования, направляя его в нужное русло. При этом используется опыт расследования аналогичных дел, уже известные ему закономерности, позволившие в прошлом достичь целей расследования наиболее рациональным способом. Но порой такого опыта недостаточно, либо он вообще отсутствует. Для лучшего познания процессов, протекающих при возникновении ДТП, выдвижения версий о преступном характере событий, использование сведений о типичном механизме
следообразования, следователю необходимо знать информационную модель ДТП — его криминалистическую характеристику.
На полицию возлагается обязанность п. 10 ст. 12 осуществлять оперативно-розыскную деятельность с целью их выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, в том числе при нарушений правил дорожного движения и проводить неотложные оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия13.
Осмотр места происшествия является одним из сложнейших следственных действий, требующих от лица, производящего расследование, проницательности, логики мышления, наблюдательности, мобилизации иных качеств личности, при этом необходимо знать криминалистику, уголовный процесс, уголовное право, оперативно-розыскную деятельность и т.д.
Осмотр места ДТП по существу не отличается от задач осмотра места других происшествий, но вместе с тем имеет свои особенности. К ним относятся обнаружение, фиксация и изъятие следов, а также других вещественных доказательств, их предварительное исследование, выяснение обстановки происшествия, выявление и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Осмотр места дорожно-транспортного происшествия имеет следующие задачи: установление причин и условий, способствовавших совершению дорожно-транспортного происшествия; выяснение обстановки происшедшего; установление технического состояния транспортного средства; получение информации о водителе и транспорте, скрывшихся с места происшествия; поиск, фиксация и изъятие следов и вещественных доказательств.
ДТП скоротечно, оно развивается и заканчивается в течение нескольких секунд. Обстановка места ДТП не может сохраняться длительное время в связи с тем, что проезжая часть должна быть по возможности быстрее освобождена для движения, следы на месте происшествия быстро уничтожаются проходящим транспортом и в результате атмосферных воздействий. Не исключается возможность умышленного или случайного внесения изменений в дорожную обстановку со стороны лица, находящихся на месте ДТП. В связи с этим результаты и качество расследования во многом зависят от сво-
евременного выезда на место происшествия, тщательного и квалифицированного его осмотра и от правильного закрепления результатов осмотра в соответствующих документах.
Целенаправленность осмотра места происшествия определяется видом ДТП, особенностями механизма происшествия, условиями, в которых проводится осмотр, и другими обстоятельствами.
После получения сообщения о ДТП до выезда на место происшествия следователь узнает у дежурного по ОВД (УВД) место ДТП, на которое предстоит выехать, организацию дорожного движения на данном участке. Исходя из полученной информации, согласовывает со службами ГИБДД численность сотрудников ДПС для организации охраны места ДТП. Соответственно решается вопрос о необходимости применения технических средств безопасности. У каждого следователя должны быть с собой методические рекомендации по обеспечению безопасности следственно-оперативной группы. По прибытии на место ДТП следователю надлежит оценить объем и надежность примененных сотрудниками ГИБДД организационных мероприятий по ограждению места ДТП, обеспечению безопасности осмотра. В случае необходимости, дать распоряжение об изменении или дополнении мер по безопасности. На месте ДТП следователю следует проинструктировать участников следственно-оперативной группы об обеспечении мер безопасности с учетом конкретных обстоятельств, обратить их внимание на возможные источники опасности (например, возможность возгорания, обрушения, возможность съезда транспортного средства с дороги и т.д.)
Правом производства осмотра места проише-ствия наделены: следователь (ст. 38 УПК РФ), руководитель следственного органа (ст. 39 УПК РФ), сотрудники органа дознания, это оперативные сотрудники (ч. 2 ст. 40 УПК РФ), начальник подразделениях дознания (ст. 40 УПК РФ) и дознаватель (ст. 41 УПК РФ)14.
Осмотр места происшествия дает возможность следователю решить главную задачу — составить точную картину события.
Успех в решении задачи всестороннего, полного, объективного и быстрого раскрытия ДТП во многом зависит от того, насколько правильно и сво-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
евременно проведен осмотр места происшествия. Практика раскрытия и расследования преступлений показывает, что игнорирование осмотра места происшествия или небрежное его проведение в значительной степени осложняют расследование ДТП, а порой делают невозможным установление всех обстоятельств совершенного дорожно-транспортного происшествия.
После проведения осмотра ДТП, при наличии к тому оснований, уголовное дело возбуждается немедленно. В случае, не терпящем отлагательства, осмотр места происшествия производится до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ)15.
Возбуждение уголовного дела является первой стадией уголовного процесса, цель которой — установить, имеются ли правовые основания для того, чтобы начать уголовное судопроизводство и осуществлять процессуальные действия в полном объеме.
Оперуполномоченный уголовного розыска (или инспектора ГИБДД по розыску) оказывает содействие следователю при произведении следственных действий, выполняет его поручения, осуществляет оперативные и розыскные мероприятия, организует совместно с сотрудниками ГИБДД преследование скрывшегося водителя; принимает меры к организации заслонов и пикетов на путях возможного следования скрывшегося с места происшествия транспортного средства; устанавливает очевидцев и свидетелей ДТП, при необходимости отрабатывает жилой сектор; проводит опрос граждан, собравшихся на месте происшествия, в целях получения от них сведений, имеющих значение для выявления обстоятельств дорожного происшествия и розыска скрывшегося транспортного средства, водителя16; в необходимых случаях по указанию следователя или дежурного посещает медицинское учреждение, куда направлены потерпевшие, для получения от них объяснений обстоятельства ДТП17.
При производстве осмотра места происшествия необходимо, чтобы все участники следственно-оперативной группы правильно понимали сущность данного следственного действия, его цели и задачи, умели тактически и грамотно его проводить, а результаты эффективно использовать в раскрытии и расследовании ДТП18.
Проведение осмотра места происшествия — весьма сложный и трудоемкий процесс, требующий умелого применение разнообразных криминалистических приемов и рекомендаций по тактике его проведения, высокой организованности и предельный тщательности работы, а также безупречного знания и строгого соблюдения процессуального закона.
Несмотря на принимаемые государственные меры по обеспечению безопасности дорожного движения, обстановка с аварийностью на дорогах продолжает оставаться напряженной и вызывает серьезную озабоченность.
Безопасность дорожного движения является важной социально-экономической задачей. От ее решение во многом зависит использование транспорта в экономике, сведение до минимума материальных и людских потерь.
1 См.: Конституция Российской Федерации (ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 4 августа 2014 г., № 31, ст. 4398. http://www.pravo.dov.ru. Эбзе-евБ.С., Белоновский В.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д., Чихлад-зе Л.Т., Миронов А.Л., Кальгина А.А., Опалева А.А. Актуальные вопросы Конституционного права. Учебник: ЮНИТИ-ДА-НА, 2016. 479 с.; Зубов И.Н., Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д., Багет А.М., Белоновский В.Н., Освелюк А.М., ОпалеваА.А., Миронов А.Л., Булавин С.П., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Прудников А.С., Павлов Е.А. Конституционное право России. Учебник (для бакалавров) 7-издание М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015; Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Московский университет МВД Российской Федерации. М., 2011.
2 См.: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-Ф3 (ред. от
13 июля 2015 г., с изм. от 14 декабря 2015 г.) «О полиции», Собрание законодательства РФ, 14 февраля 2011 г., № 26, ст. 900, http://www.pravo.dov.ru. Румянцев Н.В, Хазов Е.Н, Горшене-ваИ.А, Эриашвили Н.Д., Саудаханов М.В., Скрипкин Г.Ф., Егоров С.А., Миронов А.Л. Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДА-НА, 2013.
3 Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Хазов Е.Н., Галузо В.Н. Система органов государственной власти России. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление» / М., 2013. Сер. Magister (3-е издание, переработанное и дополненное).
4 Грудцина Л.Ю., Хазов Е.Н., Белоновский В.Н., Антонова Н.А., Кардашова И.Б., Прудников А.С., Егоров С.А., ЗинченкоЕ.Ю., Эриашвили Н.Д. Муниципальное право России. Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
5 Статистика аварийности на автодорогах за последние 5 лет http://www.gibdd.ru/stat.
6 Постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 (ред. от 29 октября 2015 г.) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах»,Собрание законодательства РФ, 14 октября 2013 г., № 41, ст. 5183. http://www.pravo.gov.ru
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
7 Декрет СНК РСФСР от 10 июня 1920 г. «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (Правила)» «СУ РСФСР», 1920, № 57, ст. 251. Исаев Н.И. Уголовная ответственность за нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: научно-практическое пособие / под ред. Н.Г. Кадникова. М.: Юриспруденция, 2011. 192 с.
8 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 30 декабря 2015 г.) http://www.pravo. gov.ru
9 Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (ред. от 21 января 2016 г.) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 22 ноября 1993 г., № 47, ст. 4531, http://www.pravo.gov.ru
10 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) http://www.pravo. gov.ru
11 Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «О транспортной безопасности». Собрание законодательства РФ, 12 февраля 2007 г., № 7, ст. 837, http://www. pravo.gov.ru
12 Приказ МВД России от 18 июня 1996 г. № 328 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647» (в редакции приказа МВД РФ от 16 февраля 2009 г. № 137) http://www.mvd.ru Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 647 (ред. от 4 сентября 2012 г.) «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» Собрание законодательства РФ», 10 июля 1995 г., № 28, ст. 2681, http://www.pravo.gov.ru
13 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль место и значение оперативно-
разыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграциина территории России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142—145.
14 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) http://www. pravo.gov.ru
15 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.) http://www. pravo.gov.ru
16 Хазов Е.Н., Богданов А.В., Мартынюк В.М. Основные направления, проблемы и пути решения организации работы по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда сотрудниками оперативно-розыскных подразделений ОВД МВД России на современном этапе. Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 10. С. 148—152; Богданов А.В., Хазов Е.Н. Анонимное содействие граждан в решении задач ОРД (проблемы, суждения пути решения. Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 5. С. 180—183.
17 Хазов Е.Н., Богданов A.B. Основные направления взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия полиции, их значение по выявлению и раскрытию преступлений. Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 11. С. 71—75; Богданов А.В., Хазов Е.Н. Карманные кражи история и реальность Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 3. С. 20—22.
18 Назаров В.Ю., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные направления участия оперативного сотрудника в раскрытии и расследовании преступлений и его роль в следственно-оперативной группе. Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2015. № 7. С. 72—76.
УЧЕБНИК
ПОД РЕДАКЦИЕЙ
ИЛ СЫДОРУКА АВ.ЕНДОЛЬЦЕВОЙ
ПРАВО
ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ДЕСЯТОЕ ИЗДАНИЕ
Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Гриф Миноб-рнауки РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой, О.Д. Жука. 10-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 463 с.
В учебнике рассмотрены вопросы правового статуса судебных и правоохранительных органов Российской Федерации и правоприменительных органов зарубежных стран.
Особенности правового регулирования деятельности правоохранительных органов Российской Федерации представлены с учетом положений таких доктринально-концептуальных документов, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., Концепция общественной безопасности Российской Федерации и др.
Вопросы судоустройства в Российской Федерации рассмотрены с учетом последних изменений и дополнений, касающихся введения с сентября 2015 г. в Российской Федерации Кодекса административного судопроизводства.
Для бакалавров и магистров, изучающих основы правоведения.