УДК 34 ББК 67
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЧАСТИЯ ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ЕГО РОЛЬ В СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНОЙ ГРУППЕ
АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГДАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры ОРД Московского университета МВД России ВАЛЕРИЙ ЮРЬЕВИЧ НАЗАРОВ, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ, доктор юридических наук, профессор начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право;
12.00.14 — административное право, административный процесс; 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению участия и роли оперативного сотрудника в работе следственно-оперативной группы, а также взаимодействия всех членов группы в раскрытии и расследовании преступлений.
Ключевые слова: осмотр места происшествия, следственно-оперативная группа, формы взаимодействия, виды осмотра, оперативный сотрудник, следователь, планирование.
Annotation. The Article considers the role and operations in the work of the investigation group, and the interaction of all group members in the detection and investigation of crimes.
Keywords: scene inspection, investigative team, forms of interaction, types of inspection, the operations officer, the investigator, planning.
Повышение эффективности противодействия преступности во многом зависит от совершенствования взаимодействия оперативно-разыскных и следственных подразделений на всех этапах раскрытия и расследования преступлений1. Оперативные сотрудники в ходе работы следственно-оперативной группы при раскрытии и расследовании преступлений должны строго соблюдать: принцип законности; неуклонного соблюдения прав и свобод человека и гражданина; руководствоваться в своей деятельности нормами Конституции РФ и Федеральными законами Российской Федерации2.
Основной причиной низкой раскрываемости преступлений остается недостаточный уровень взаимодействия следователей с оперативными и экс-пертно-криминалистическими подразделениями при раскрытии и расследовании преступлений, неудовлетворительная организация работы на месте происшествия в составе следственно-оперативной группы.
Традиционно выделяют две формы взаимодействия: уголовно-процессуальную и организационную.
К уголовно-процессуальной форме относится: выполнение поручений следователя о производ-
стве оперативно-розыскных мероприятий; содействие следователю при производстве следственных действий; взаимодействие в составе следственной группы.
Формы взаимодействия оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений обуславливаются различными факторами: сложностью уголовного дела, видом преступления, количеством эпизодов, сложностью оперативно-розыскных мероприятий, следственными ситуациями и др.3.
Организационными формами взаимодействия следователя с органами, осуществляющими ОРД, при раскрытии преступлений являются: • создание следственно-оперативной группы; совместное планирование оперативно-розыскных и следственных действий; предоставление следователю оперативным сотрудником результатов ОРД; оказание оперативным сотрудником содействия следователя в производстве следственных и процессуальных действий; исполнение оперативным сотрудником письменных поручений следователя о проведении ОРМ и следственных действий; взаимный обмен информацией о результатах расследования и проведения оперативно-розыскных мероприятий; оперативное сопровождение. Центральным и наиболее важным звеном в алгоритме ОРМ и следственных действий, дающим начало всему процессу раскрытия и расследования преступления, является осмотр места происшествия следственно-оперативной группой. От качества его проведения во многом зависит и качество самого расследования, и раскрытия пре ступления4.
Взаимодействие в составе следственной группы регламентировано ч. 2 ст. 163 УПК РФ, которая предусматривает возможность привлечения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к работе следственной группы.
Известно, что оперативно-розыскные, следственные, экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими силами, средствами и методами выявления и раскрытия преступлений, поэтому важно, чтобы эти возможности использовались комплексно.
Осмотр места преступления является пробным камнем для начинающего оперативного сотрудника и следователя. В то же время он является основой для дальнейшего раскрытия и расследования и часто определяет точку зрения на дело всех причастных к его расследованию лиц. При другой оперативной и следственной работе всякую ошибку можно исправить, но после осмотра места происшествия вся обстановка меняется, следы преступления исчезают. Между тем уже первые шаги и версии при раскрытии и расследовании дела должны предприниматься на основании результатов осмотра места происшествия.
В целях наиболее эффективного взаимодействия подразделений ОВД при раскрытии и расследования преступлений создаются следственно-оперативной группы.
Руководителями следственно-оперативной группы в зависимости от подследвенности совершенного преступления выступают следователь или дознаватель, это предусматривает возможность оперативного подчинения следователю всех членов следственно-оперативной группы, что позволит сконцентрировать их усилия на выявлении и раскрытии преступления.
Осмотр может производиться на любом этапе расследования уголовного дела. Выделяют следующие виды осмотра: первичный; повторный; допол-нительный5.
Осмотр места происшествия в соответствии с тактикой и методикой проведения следственно-оперативной группы состоит из нескольких этапов: подготовительный (до выезда на место происшествия), начальный, непосредственный осмотр и заключительный. Каждой стадии свойственен свой алгоритм действия членов следственно-оперативной группы и, прежде всего, следователя и оперативного сотрудника.
Согласованность в работе следственно-оперативной группы достигается посредством рационального сочетания мер, присущих субъектам взаимодействия, а также четкого разграничения прав и обязанностей между участниками совместной деятельности. Каждый член следственно-оперативной группы , действуя в рамках своей компетенции, с помощью своих средств и методов, в конечном итоге, стремится к достижению единой цели — быстрому
и полному выявлению и раскрытию преступления и изобличению виновных.
Трудность осмотра усугубляется тем, что последний производится при самом начале расследования, т.е. когда дело еще совершенно неясно, а также тем, что при той спешности, с которой приходится производить осмотр, легко случайно проявить небрежность или невнимательность. В виду указанных обстоятельств, осмотр места происшествия надо производить особенно тщательно и обдуманно.
Таким образом, эффективность раскрытия преступлений напрямую зависит от качества проведения доследственных проверок, полноты сбора первичного материала и организации взаимодействия различных служб и подразделений ОВД сразу же после получения информации о преступлении6.
Следственно-оперативной группа обязана незамедлительно прибыть на место происшествия, что обуславливается еще и тем, что на открытой местности трудно сохранить длительное время в неизменном виде обстановку.
Следователь на месте происшествия несет ответственность за результаты деятельности следственно-оперативной группы на первоначальном этапе расследования преступления, а также за соблюдение участниками группы требований закона.
На месте совершения преступления следователю надлежит оценить надежность и объем примененных сотрудниками патрульно-постовой службы организационных мероприятий по ограждению места происшествия (преступления), проинструктировать участников следственно-оперативной группы об обеспечении мер безопасности с учетом конкретных обстоятельств, обратить внимание на возможные источники опасности, в случае необходимости дать распоряжения об изменении и дополнении мер безопасности.
Следователь обязан определить границы места происшествия, скоординировать работу всех членов следственно-оперативной группы и провести осмотр места происшествия, составить протокол и схему происшествии, в соответствии с требованиями ст. 161 УПК РФ решить вопрос об участии в осмотре участников происшествия, которые в ходе его проведения могут дать пояснения
об отдельных моментах и обстоятельствах произошедшего7.
Оперуполномоченный уголовного розыска оказывает содействие следователю при производстве следственных действий, выполняет его поручения, осуществляет оперативные и розыскные мероприятий, организует совместно с сотрудниками полиции преследование скрывшегося преступника (преступников) «по горячим следам», принимает меры по организации заслонов и пикетов на путях возможного следования скрывшегося с места происшествия транспортного средства, преступника, устанавливает очевидцев и свидетелей происшествия, при необходимости отрабатывает жилой сектор проводит опрос граждан, собравшихся на месте происшествия, в целях получения от них сведений, имеющих значение для выяснения обстоятельств преступления и розыска скрывшегося преступника, в необходимых случаях по указанию следователя или дежурного ОВД, посещает медицинское учреждение, куда направлен потерпевший, для получения от него объяснений об обстоятельствах преступления8.
Взаимодействие при выполнении поручений следователя о производстве оперативно-розыскных мероприятий предусмотрено ст.ст. 38, 144 УПК РФ и ст. 14 ФЗ об ОРД9. В соответствии с инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности10.
Результаты оперативно-розыскной деятельности являются поводом для возбуждения уголовного дела, во многих случаях они должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления; сведения (при установлении таковых) о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов, которые могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действия, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.
Только качественно проведенный осмотр места происшествия следственно-оперативной группы уже на первоначальном этапе расследования предоставляют возможность выдвигать обоснованные версии и приступать к их проверке «по горячим следам».
Оперативному сотруднику необходимо учитывать характерные особенности и определенные сложности, возникающие при осмотре места совершения преступления.
Важно поддерживать постоянный рабочий контакт со следователем, на всех стадиях расследования, своевременно согласовывать и устранять возникающие проблемы по раскрытию преступления.
После выполнения необходимых следственных действий и ОРМ следователь принимает законное и обоснованное решение.
Взаимодействие следователя с оперативными подразделениями при производстве следственных действий осуществляется в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 152 УПК РФ. В соответствии с этими положениями следователь дает органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о производстве отдельных следственных действий11.
Совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно осуществляться на всех этапах расследования преступления. План должен включать в себя розыскные и следственные версии; перечень следственных действий; обстоятельства, подлежащие установлению.
К числу неотложных следственных действий относится, прежде всего, осмотр места происшествия следственно-оперативной группой, от своевременности, полноты и тщательности которого во многом зависит успешный ход дальнейшего расследования.
Одновременно с осмотром места происшествия оперативным сотрудникам необходимо проводить работу по расширению источников информации путем установления очевидцев, свидетелей, потерпевших, представителей администрации и общественности.
По прибытии на место происшествия оперативный сотрудник, следователь путем осмотра места происшествия, прилегающих зданий, домов может визуально установить наличие видеорегистрато-
ров и камер наружного наблюдения. В настоящее время многие торговые точки, учреждения и т.д. устанавливают камеры наружного наблюдения для фиксации событий на территории, прилегающей к зданиям. Поэтому при осмотре места происшествия необходимо опросить представителей указанных организаций на наличие камер видео-наблюдния, об организациях, их установивших, и местах хранения информации. О наличии камер видеонаблюдения могут сообщить очевидцы и свидетели преступления. Камеры наружного наблюдения устанавливают и жильцы на подъездах домов.
При задержании (доставлении) лица, заподозренного в совершении преступления, следователем, как руководителем следственно-оперативной группы, ставятся задачи сотрудникам оперативных подразделений и службы участковых уполномоченных полиции по сбору характеризующего материала на данное лицо. Особенно этот вопрос актуален в случае, когда лицо задерживается в порядке ст. 91 УПК РФ12.
Сотрудник оперативного подразделения полиции не позднее трех часов с момента фактического задержания лица проводит необходимые мероприятия, направленные на получение сведений, свидетельствующих о его причастности к совершению других преступлений; о намерении продолжить преступную деятельность (в том числе данные об отсутствии постоянного источника дохода, о том, страдает ли данное лицо наркоманией, алкоголизмом и др.); о намерении скрыться от органов следствия и суда (данные о перемене места жительства, приобретении проездных документов, увольнении с работы, снятии с воинского и регистрационного учетов и пр.); о возможности оказания давления на участников уголовного судопроизводства. Проверяет лицо по всем видам криминалистических учетов, наводит справки, опрашивает соседей, а также иных лиц, имеющих связь с подозреваемым (обви-няемым)13.
В случае доставления потерпевшего в лечебное учреждение сотрудники дежурной следственно-оперативной группы, в котором находится потерпевший, осуществляют выезд, проводят опрос лечащего (дежурного) врача с подробным выяснением всех особенностей повреждений, обнаруженных у потерпев-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
шего (их вид, количество, локализация и т.д.), а также проведенного (и проводимого лечения).
Оперативное подразделение, получившее в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, своевременно и в установленном порядке представляет ее в следственное подразделение.
Особое внимание при осмотре места происшествия следственно-оперативной группой должно быть уделено установлению примененного преступником способа совершения преступления и использованных для этого средств.
Способ совершения преступлений и обстоятельства, способствующие его применению, могут быть установлены в процессе осмотра не только места происшествия, но и отдельных объектов, документов, предметов и т.д.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что чем выше уровень организации взаимодействия оперативных, следственных и экспертно-криминалистических подразделений, тем выше качество конечного результата их действий по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.
Неудовлетворительная работа следственно-оперативной группы на месте преступления, иначе говоря, преступления остались нераскрытыми, виновные не установлены, а потерпевшие не получили возможности защитить свои нарушенные права в судебном порядке14.
Таким образом, эффективность раскрытия преступления напрямую зависит от качества работы следственно-оперативной группы, полноты сбора первичного материала и организации взаимодействия различных служб и подразделений ОВД сразу же после получения информации о преступлении.
1 Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011, № 7, ст. 900, http:// www.pravo.dov.ru.
2 Конституция Российской Федерации (ред. от 21.07.2014 г. №11 ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014, № 31, ст. 4398. http://www.pravo.dov.ru. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России теоретические основы и проблемы реализации. Хазов Е.Н. Диссертация на соискании ученой степени доктора юридических наук / Московский университет МВД Российской Федерации. Москва 2011, Михайлов Б.П., Хазов Е.Н. Место и роль Конститу-
ции Российской Федерации в правовом обеспечении оперативно-розыскной деятельности Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11.
3 Расследование преступлений в Российском судопроизводстве первой половине х|х в. Учебное пособие А.Г. Мамонтов Мин-во внут.дел Рос. Федерации Моск. Ун-т, Москва, 2003 г.
4 Судебный следователь в истории российского судопроизводства. Учебное пособие А.Г. Мамонтов Мин-во внут.дел Рос. Федерации Моск. Ун-т, Москва 2003 г.
5 Руководство для следователей по осмотру места происшествия: Учеб.-практ. пособие / А.В. Боловинов, С.И. Данилова, Л.С. Корнева и др. / Под ред. И.А. Попова, Г.В. Костылевой, Н.Е. Муженской. М.: Проспект, 2014. С. 4.
6 Противодействие преступлениям террористической и экс-тремиской направленности. Вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности. Учебно-методическое пособие Волченков В.В., Богданов А.В., Ильинский И.И., Калинин В.Н., Китайгородский Е.А., Мартынюк В.М., Михайлов Б.П., Тюрен-ков В.Н, Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д. Московский университет МВД России, Закон и право, ЮНИТИ. М.: 2013г.
7 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001, № 174-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации.24.12.2001, №52 (ч. 1), ст. 4921. http://www.pravo.dov.ru.
8 Абакумов О.Б, Богданов А.В, Волченков В.В., Воронцов А.В, ЕфимкинМ.С, ЗавьяловИ.А., Иванцов С.В, ИльинскийИ.И., Лю-бан В.Г., Михайлов Б.П, Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда Понятие, генезис, оперативно-разыскное воздействие. Часть-1 монография / под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, М., 2015. 559 с. (Серия «Научные издания для юристов»).
9 Федеральный закон Российской Федерации от 12.08. 1995 г. №144-ФЗ (ред. от 21.12..2013) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.08.1995, № 33, ст. 3349, http://www.pravo.dov.ru.
10 Приказ МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/18 20/42/535/398/68 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд».
11 А.В. Богданов, Е.Н. Хазов. Основные направления деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по выявлению и предупреждению преступлений связанных с мошенничеством. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10, С. 276—279; А.В. Богданов, Е.Н. Хазов Карманные кражи: история и реальность. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 3, С. 20—22.
12 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001, № 174-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 24.12.2001, № 52 (ч. 1), ст. 4921. http://www.pravo.dov.ru.
13 О.Б. Абакумов, А.В. Богданов, В.В. Волченков, А.В. Воронцов, М.С. Ефимкин, И.А. Завьялов, С.В. Иванцов, И.И. Ильинский,
B.Г. Любан, Б.П. Михайлов, О.В. Турбина, Е.Н. Хазов, И.Л. Хромов, Я.Н. Чикова, Н.Д. Эриашвили Криминальная среда Понятие, генезис, оперативно-разыскное воздействие. Часть-1 монография / под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, М., 2015. 559 с. (Серия «Научные издания для юристов»).
14 Богданов А.В., Хазов Е.Н., Комахин Б.Н. Проблемы организации и взаимодействия кафедры оперативно-розыскной деятельности и оперативных подразделений МВД РФ в области обеспечения практической направленности обучения курсантов и слушателей Московского университета МВД России. Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 5,
C. 23—26.