ТРИБУНА
МОЛОДОГО УЧЕНОГО =
УДК 343.985.4 ББК 67.52
Богун Олег Николаевич Bogun Oleg Nikolaevich
адъюнкт кафедры криминалистики Ростовского юридического института МВД России. E-mail: [email protected]
adjunct of the Department of Criminalistics, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
ТАКТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ «ОСМОТР МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ»
Tactical operation «inspection of a traffic accident scene»
Раскрыто содержание тактической операции, связанной с актуальными действиями начала расследования дорожно-транспортного происшествия, а именно с местом его совершения. Автор предлагает структуру тактической операции, в соответствии с которой можно оптимально организовать, спланировать и провести осмотр места происшествия. Подробно раскрывается каждый элемент предложенной структуры с целью ориентировать следователя как главного процессуального участника осмотра на решение важных задач, которое обеспечит получение криминалистически значимой информации для раскрытия и расследования совершенного дорожно-транспортного происшествия.
Ключевые слова: тактическая операция, осмотр места происшествия, дорожно-транспортное происшествие.
Тактическая операция отражает структуру того следственного мероприятия, которое призвано предоставить в распоряжение следователя широкий спектр криминалистически значимой информации, способной обеспечить определенный «прорыв» в решении тактических задач расследования, для достижения его тактических и стратегических целей.
Тактическая операция «Осмотр места дорожно-транспортного происшествия» в зависимости от характера тактических задач может включать в себя следующие элементы*: 1) особенности подготовки к осмотру места происшествия, в том числе рекогносцировку на месте; 2) организацию взаимодействия с участниками осмотра, планирование и реализацию основных тактических приемов осмотра [1]; 3) исследование совместно с судебно-медицинским экспертом трупа пострадавше-
The content of the tactical operation associated with the actual actions of the beginning of the investigation of a traffic accident, namely with the place of its commission, is disclosed. The author proposes the structure of a tactical operation, in accordance with which it is possible to optimally organize, plan and conduct an inspection of the scene. Each element of the proposed structure is disclosed in detail in order to orient the investigator as the main procedural participant in the inspection to solve important problems that will ensure the receipt of forensically significant information for the disclosure and investigation of a traffic accident.
Keywords: tactical operation, inspection of the scene, traffic accident.
го пешехода; 4) исследование автотранспортного средства (если оно оставлено водителем) и обстановки места дорожно-транспортного происшествия [2]; 5) организация розыска автотранспортного средства и его водителя по горячим следам (оперативно-розыскные мероприятия, связанные с осмотром места дорожно-транспортного происшествия: организация и направление указанных мероприятий; обследование района, прилегающего к месту происшествия; поиск по следам; выявление свидетелей; организация преследования и проведение иных мероприятий).
Отметим, что осмотр мест дорожно-транспортных происшествий, где результатом наезда на пешехода стала его смерть или причинение тяжкого вреда здоровью, требует оперативного выезда следователя с группой специалистов и других сотрудников правоохранительных
* Данная система элементов рассматриваемой тактической операции не является закрытой и в зависимости от характера исходной ситуации расследования может быть изменена и дополнена.
органов с тем, чтобы осмотр был начат в кратчайшие сроки после установления факта наезда.
Сложность подобных осмотров предполагает, что следователь прибывает на место дорожно-транспортного происшествия совместно со всеми профильными специалистами, о которых упомянуто выше.
На месте следователь проводит рекогносцировку [3; 4; 5; 6], ставит задачи каждому участнику мероприятия и приступает к осмотру места дорожно-транспортного происшествия в соответствии с проведенной оценкой посткриминальной ситуации и ситуации расследования. Опросы следователей и сотрудников правоохранительных органов свидетельствуют о том, что после постановки задач каждый участник приступает к ее выполнению самостоятельно. Следователь же должен выделить для себя приоритетные объекты осмотра с тем, чтобы обнаружить и зафиксировать важнейшие следы-последствия дорожно-транспортного происшествия. Он должен также участвовать в осмотрах важнейших объектов указанного места (трупа пешехода, автотранспортного средства и пр.) совместно со специалистами, для того чтобы оперативно получить от них криминалистически значимую информацию и распорядиться ею для оптимизации действий по осмотру и организации розыска водителя автотранспортного средства.
Основным в таких обстоятельствах должно стать правило, согласно которому в первую очередь следует осматривать участки местности, где могут находиться наименее устойчивые следы (следы колес автотранспортного средства, биологические следы человеческих выделений и пр.), а во вторую - объекты с более устойчивыми следами.
В связи с этим актуальными участками местности на дороге являются места, где находится труп пешехода и оставленное водителем автотранспортное средство. Иногда в эту систему могут быть включены и другие объекты, например детская коляска, велосипед и т. п. Следователь должен планировать осмотр этих объектов по узлам в зависимости от их значимости.
Практика свидетельствует, что следователь совместно с судебно-медицинским экспертом первыми осматривают труп пострадавшего
пешехода, который подлежит фото- и видеофиксации в соответствии с криминалистическими правилами (поза трупа, ориентиры и пр.) в обстановке и обстоятельствах его фактического обнаружения.
На трупе и его одежде могут находиться предметы, которые впоследствии можно будет признать вещественными доказательствами, связанными с произошедшим дорожно-транспортным происшествием. Например, наручные часы потерпевшего, разбившиеся и остановившиеся в момент наезда, мобильный телефон и пр. В одежде могут оказаться осколки стекла разбившейся фары автомобиля, отслоившиеся фрагменты грунта с его колес. На жестких предметах одежды (пуговицах, пряжках, металлических застежках и пр.) при контактном взаимодействии автомобиля и пешехода возможна фиксация и последующее обнаружение лакокрасочных отслоений с кузова автомобиля. Данная информация имеет важное криминалистическое значение для розыска автотранспортного средства, которым был совершен наезд на пешехода, тем более что криминалистами разработаны соответствующие экспертные методики [7].
В связи с этим важной является предварительная информация судебно-медицинского эксперта о причине и времени наступления смерти пешехода, пострадавшего от наезда автотранспортного средства.
Прежде чем приступить к детальному осмотру участка дороги, где произошло дорожно-транспортное происшествие, следователь должен составить общее представление об этом участке и месте происшествия. Проводя рекогносцировку, следует сделать их обход и уяснить в общих чертах характеристику происшедшего события (возможные условия, способствовавшие наезду), тип дорожного покрытия (асфальт, грунт и пр.), его рисунок (поворот, развилка, перекресток и пр.) и профиль (спуск, подъем и пр.), состояние дорожного покрытия (сухое, влажное и пр.) и дорожной разметки, погодные условия и видимость, установить наличие дорожных знаков и светофоров, регулирующих движение.
Осмотр участка, на котором обнаружены следы автотранспортного средства, следует расширить в соответствии с ситуацией осмотра по направлению движения и в обратную сторону, а также в левую и правую стороны от
указанного места с целью обнаружения следов предметом, веществ и отображений, которые могут быть связаны с совершенным дорожно-транспортным происшествием и важны для розыска автомобиля и его водителя.
Осмотр дороги от места, где был совершен наезд на пешехода, в указанных направлениях следует проводить до тех пор, пока этому соответствует объективная оценка возможности обнаружения следов последствий происшествия, т. е. следов автотранспортного средства (осколков стекла фар, частиц лакокрасочного покрытия его кузова, частей деталей, почвы, отслоившейся от ходовых частей, и пр.), водителя автотранспортного средства и пострадавшего пешехода (предметов их одежды, следов биологических выделений и пр.).
Все места обнаружения предметов, которые, по мнению следователя, являются относимыми к дорожно-транспортному происшествию, должны быть зафиксированы (протокол, дополнительные средства фиксации [8, с. 63-77] в соответствии с криминалистическими рекомендациями в протоколе осмотра. Эти данные могут быть использованы для розыска автотранспортного средства и его водителя, производства судебных экспертиз и прочих действий, связанных с расследованием.
Описываемый этап осмотра места дорожно-транспортного происшествия как элемент тактической операции должен связываться следователем с ситуацией, в которой он протекает и которую отражают различные факторы и обстоятельства, всегда индивидуальные для конкретного осмотра как по обстановке осмотра, так и по характеру включенных в осмотр объектов.
Осмотр автотранспортного средства следователь может начать со специалистом-автотехником (данные судебно-следственной практики свидетельствуют о том, что такой специалист привлекался к осмотру в 36 % случаев) с тем, чтобы освидетельствовать его техническое состояние. Если имеются сведения о том, что автотранспортное средство неисправно, желательно определить характер и время причинения повреждений, а также возможную связь с причиной дорожно-транспортного происшествия. Если оно произошло в темное время суток, обязательно прове-
ряются осветительные приборы автотранспортного средства.
Исследуются его видимые повреждения, которые соотносятся с травмами погибшего пешехода, для того чтобы убедиться, что именно этим автотранспортным средством совершен наезд (статические и динамические следы удара, следы крови, мозгового вещества, волос и т. п.).
Особый интерес для следователя представляет салон автомобиля, т. к. именно там сосредоточено наибольшее количество следов, которые могут указывать на то, кто сидел за рулем в момент наезда на пешехода (такие следы могут быть и на внешней части кузова, но их значительно меньше).
Рассматриваемая тактическая операция приобретает особую эффективность, когда параллельно со следователем и специалистами (криминалистами, автотехниками, судебными медиками и пр.) осмотром занимаются сотрудники оперативных служб (в том числе участковые оперуполномоченные) правоохранительных органов и органов ГИБДД, которые в соответствии с ориентирующей и вспомогательной криминалистически значимой информацией также занимаются розыском транспортного средства и его водителя [9; 10].
Следователь должен иметь представление о способах оперативно-розыскной работы, т. к. это знание позволяет ему правильно взаимодействовать с оперативными сотрудниками, направляя их деятельность в нужном ему розыскном направлении. Это взаимодействие на месте дорожно-транспортного происшествия может реализовываться как через устные, так и письменные поручения следователя, которые обязательны для выполнения всеми оперативными сотрудниками.
Если в ходе осмотра места дорожно-транспортного происшествия удается установить личность водителя, который мог совершить наезд на пешехода и скрыться с места происшествия, следователь дает указание на определение его местонахождения и задержание.
Важной криминалистически значимой информацией розыскного характера является установление судебно-медицинским экспертом причины и времени наступления смерти пострадавшего в результате наезда пешехода. Этот факт поможет понять, как далеко водитель мог удалиться от места дорожно-транспортного
происшествия, какими транспортными средствами мог воспользоваться, кем мог быть замечен и т. п.
Для обнаружения следов-последствий дорожно-транспортного происшествия традиционным является эксцентрический тактический прием (возможно использование и других приемов), основанный на обследовании местности с постепенным удалением от центра события (нахождение трупа пострадавшего пешехода, автотранспортного средства, следов наезда, при отсутствии трупа и автотранспортного средства) [11, с. 103-120].
Особое значение для расследования дорожно-транспортного происшествия, связанного с наездом на пешехода, в исходных ситуациях, когда водитель скрылся с места происшествия, имеет розыск свидетелей-очевидцев происшествия.
В ходе осмотра могут быть получены данные, непосредственно указывающие на конкретных граждан, которые могут быть свидетелями, либо ограничивающие поиск известным кругом лиц, если происшедшее можно слышать или видеть из определенного места. Не следует пренебрегать высказываниями, догадками, слухами, которые могут возникать среди присутствующих при осмотре граждан, необходимо стремиться установить источник информации.
Когда событие произошло на открытой местности, то работа по установлению свидетелей представляется достаточно сложной. Оперативные сотрудники, решая эту часть тактической задачи, должны найти свидетелей среди лиц, проживающих в ближайших домах, следовавших в определенное время с работы или на работу, в различные учреждения (культурные, зрелищные, торговые и пр.). Следует предпринять попытки установления лиц, которые в соответствии со своими профессиональными обязанностями (почтальоны, курьеры и т.п.) могли находиться рядом с местом дорожно-транспортного происшествия во время его совершения. Это же относится и к водителям автотранспортных средств, которые в соответствии со своим графиком движения могли проезжать мимо указанного места [12, с. 322-327].
Конкретные обстоятельства дорожно-транспортного происшествия могут подсказать и другие пути установления свидетелей, вы-
явление которых должно проводиться в ходе осмотра и продолжаться до его окончания.
Организация розыска автотранспортного средства и его водителя по горячим следам осуществляется следователем на основе той криминалистически значимой информации, в соответствии с которой возможно определить их идентификационные особенности и направление розыскной деятельности, а также имеющимися в распоряжении следователя силами и средствами. Данный вид деятельности связан не только с физическим преследованием, но и оперативным информированием всех заинтересованных в розыске автотранспортного средства и задержании его водителя субъектов правоохранительной деятельности.
Предложенная модель тактической операции в значительной степени обеспечивает решение тактических задач, обусловленных изучением обстановки места дорожно-транспортного происшествия и розыском водителя, скрывшегося с места аварии, а ее розыскная ценность для исходных ситуаций расследования заключается в собирании криминалистически значимой информации доказательственного, розыскного и вспомогательного характера о:
1) пешеходе, пострадавшем от наезда автотранспортного средства (его личности, причине и времени наступления смерти, причинении тяжкого вреда здоровью, характере и локализации телесных повреждений, следах-последствиях наезда автотранспортного средства на одежде и теле пострадавшего и т. п.);
2) месте наезда автотранспортного средства на пешехода, что весьма важно для последующего расследования, проведения судебных экспертиз и установления виновности (невиновности) водителя автотранспортного средства;
3) следах движения автотранспортного средства до и после наезда на пешехода, а также следах-последствиях наезда, пригодных для идентификации автотранспортного средства и его розыска;
4) следах-предметах, следах-веществах и следах-отображениях, обнаруженных в автотранспортном средстве и на нем, актуальных для розыска и идентификации его владельца как водителя, совершившего наезд на пешехода.
Литература
1. Демидова Т.В. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалисти-ческих подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений. М., 2010.
2. Технико-криминалистическое сопровождение расследования преступлений: учеб. пособие / под ред. А.М. Багмета. М., 2016.
3. Леви А.А., Цыпарский Я.Г. Применение метода реконструкции при расследовании. М., 1975.
4. Куванов В.В. Реконструкция при расследовании преступлений. Караганда, 1978.
5. Лузгин И.М. Реконструкция при расследовании преступлений. Волгоград, 1981.
6. Драпкин Л.Я., Кокурин Г.А. Криминалистическая рекогносцировка как организационно-тактический метод разрешения поисковых ситуаций в процессе раскрытия и расследования преступлений: учебное пособие. Екатеринбург, 2005.
7. Плоткин Д.М., Ищенко Е.П. Новейшие методы исследования вещественных доказательств в криминалистике. Рязань, 2005.
8. Демидова Т.В. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалисти-ческих подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений. М., 2010.
9. Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности использования полученных результатов в ходе предварительного расследования. М., 2012.
10. Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация / под ред. А.С. Овчинского. 2-е изд., доп. М., 2017.
11. Мамонов В.С., Степанов В.В. Осмотр места происшествия: правовые, научные основы и практика применения. М., 2010.
12. Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяино-ва, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М., 2010.
Bibliography
1. Demidova T.V. Interaction of the investigator with the employees of forensic divisions in the investigation of traffic crimes. Moscow, 2010.
2. Technical and forensic support for the investigation of crimes: textbook / ed. A.M. Bag-met. Moscow, 2016.
3. Levi A.A., Tsyparsky Ya.G. Application of the reconstruction method in the investigation. Moscow, 1975.
4. Kuvanov V.V. Reconstruction in the investigation of crimes. Karaganda, 1978.
5. Luzgin I.M. Reconstruction in the investigation of crimes. Volgograd, 1981.
6. Drapkin L.Ya., Kokurin G.A. Forensic reconnaissance as an organizational and tactical method for resolving search situations in the process of detecting and investigating crimes: a tutorial. Yekaterinburg, 2005.
7. Plotkin D M., Ishchenko E.P. The latest methods for the study of material evidence in forensic science. Ryazan, 2005.
8. Demidova T.V. Interaction of the investigator with the employees of forensic divisions in the investigation of traffic crimes. Moscow, 2010.
9. Meshkov V.M., Popov V.L. Operational-search tactics and features of the use of the results obtained during the preliminary investigation. Moscow, 2012.
10. Ovchinsky S.S. Operative-search information / ed. A.S. Ovchinsky. 2nd ed., add. Moscow, 2017.
11. Mamonov V.S., Stepanov V.V. Inspection of the scene: legal, scientific basis and practice of application. Moscow, 2010.
12. Theory of operational-search activity: textbook / ed. K.K. Goryainova, V.S. Ovchinsky, G.K. Sinilova. Moscow, 2010.