Адабиётлар:
1. Узбекистан Республикаси Президентининг 2017 йил 20 апрелдаги "Олий таълим тизимини янада ривожлантириш чора тадбирлари тугрисида" ги П^-2909-сонли ^арори.
2. Федоров А.И. Современные информационные технологии в физической культуре, спорте и физкультурном образовании: Программа и методические указания. - Челябинск: УралГАФК,1998.
3. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студентов вузов/ А.Г. Фурманов, М Б. Юспа. - Мн., Тесей, 2003.
4. Хозяинов Г.И., Акмеология физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений 2006/ Г.И. Хозяинов, Н.В. Кузьмина, Л.Е.
5. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.- М.: Педагогика, 1989.
6. Царик Е.В. Методика физического воспитания студентов медицинского института, специализирующихся по борьбе самбо. Дисс....канд. педаг. наук, 2-й МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова. -М.
А.А.Танибердиев
Мазкур маколада олий таълим муассасаларида жисмоний маданият фанида кластер модулли укитиш самарадорлиги юзасидан утказилган тажриба натижалари баён этилган. Педагогик тажриба давомида талабаларнинг жисмоний тайёргарлиги динамикаси юзасидан маълумотлар келтирилган.
This article highlights the results of the experiments on the effectiveness of the science-based cluster module teaching in higher education institutions. During the pedagogical experiment, the students are provided with information on the dynamics of physical preparation of students.
ВАФОЕВ Б.Р., КАНДИДАТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, УзГУФКС, ЧИРЧИК
ЧАСТОЕДОВА А.Ю., УзГУФКС, ЧИРЧИК
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация: Ушбу маколада жисмоний тарбия ва спорт ОТМларда масофадан укитишни жорий килиш ва ривожлантиришда виртуал таълим мух,итининг ахдмияти ва узига хослиги ёритилган.
Калитли сузлар: масофали таълим, масофавий укитиш, ахборот-коммуникация технологиялари, виртуал мух,ит, виртуал таълим мух,ити, ахборот таълим мух,ити.
В настоящее время в нашей республике проводится обширная реформа образовательного процесса, как среднего, так и высшего. Президент Узбекистана Мирзияев Ш.М. назвал просвещение и образование одним из приоритетов развития нашего государства. Как сказал наш президент, в современных условиях, когда главным показателем конкурентоспособности страны все в большей мере становятся уровень и качество жизни населения, возрастает роль образования -важнейшего фактора прогресса [1]. Таким образом, руководством нашей страны была
поставлена задача вывести образовательный процесс на мировой уровень. Осуществляемые реформы в этой сфере направлены на физическое и духовное совершенствование молодого поколения, повышение его интеллектуального потенциала, воспитание гармонично развитой молодёжи.
Актуальность исследования. На сегодняшний день одними из важнейших задач является внедрение в систему образования новых информационных и педагогических технологий, электронных учебников и мультимедийных средств,
основ развития у студентов навыков критического мышления и использования интерактивных методов обучения и, как следствие, коренное улучшение качества обучения в школах, профессиональных колледжах, академических лицеях и ВОУСН.
На современном этапе дистанционное обучение является очень популярной формой образования, в развитых странах мира оно существует в современной форме более 30 лет и является неотъемлемой частью мировой образовательной системы, охватывая все уровни образования. В конце 20 века система дистанционного образования была признана общественно, экономически и политически перспективным видом обучения для любой страны. Сегодня сетью университетов и колледжей, обучающих дистанционным методом, покрыты пять континентов. Объединяя лучшие черты других форм, дистанционное обучение является наиболее перспективной, синтетической, гуманистической, интегральной формой образования. Это и более демократичная форма обучения, так как любой желающий независимо от возраста и социального статуса при сравнительно небольших материальных затратах может:
- получить профессию;
- переориентироваться в профессиональной деятельности;
- повысить квалификацию;
- получить дополнительное образование;
- углубленно изучить темы и разделы из выбранного учебного курса, либо ликвидировать пробелы в знаниях по определенным учебным предметам;
- подготовиться к поступлению в вузы;
- совместить учебу с работой;
- получить образование в зарубежных образовательных учреждениях, не выезжая к месту их дислокации;
- пройти образовательную программу в сжатые сроки и многое другое [5].
В Узбекистане имеется в наличии необходимый кадровый, технический и научно-методический потенциал для разработки и внедрения новых информа-
ционных технологий, функционирования дистанционного обучения и его развития. Дистанционное обучение органически вписывается в систему непрерывного образования, повышая качественный уровень получения знаний.
Стремительное развитие и использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе все чаще позволяет говорить о возможностях дистанционного обучения в подготовке высококвалифицированного спортсмена и будущего тренера в условиях виртуальной образовательной среды воу, в частности ВОУ спортивной направленности. Таким образом, создание виртуальной среды в вузе является неотъемлемой частью дистанционного обучения.
Понятие «виртуальность» и «виртуальная образовательная среда» все шире применяется при построении образовательного процесса. Широкое использование дистанционных образовательных ресурсов и технологий, виртуальных способов получения, обработки и передачи информации в образовательном процессе приводит к появлению таких понятий, как информационно-образовательная среда и виртуальная образовательная среда вуза.
Под информационно-образовательной средой вуза, в частности вуза физической культуры, можно понимать особым образом организованное пространство учебного заведения, построенное на интеграции составляющих его компонентов (традиционно-информационной, виртуальной образовательной и социально-коммуникативной сред),
взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (студента, преподавателя, тренера), оптимальном использовании традиционных и дистанционных форм, методов и средств обучения в процессе построения и обеспечения учебно-познавательного и ориентированное на обеспечение учебно-познавательного и социально-коммуникативного процессов, способствующая не только всестороннему развитию студентов, но и осуществлению им тренировочно-соревновательной деятельности [6].
Можно выделить следующие основные структурные компоненты информационно-образовательной среды вуза физической культуры:
- традиционная информационная среда, состоящая из дидактического обеспечения в виде учебно-методических комплексов, учебников и пособий, раздаточных материалов и библиотечного фонда, видео- и аудиоматериалов и др.;
- виртуальная образовательная среда, включающая электронный деканат и электронную библиотеку, сайт воу, информационно-коммуникационные обучающие ресурсы и технологии, платформу дистанционного обучения;
- социально-коммуникативная среда, представляющая собой прос-транство живого общения субъектов образовательного процесса.
Тренировочно-соревновательная среда студента-спортсмена (учебные тренировочные сборы, спортивные тренировки, выступления, соревнования) влияет на деятельность субъектов образовательного процесса в вузе физической культуры. ВОУ спортивной направленности Информационно-образовательная среда со своими структурными составляющими компонентами и тренировочно-соревновательная среда представляют собой комплексную образовательную среду вуза физической культуры.
Одним из компонентов информационно-образовательной среды вуза физической культуры может являться виртуальная ее составляющая - виртуальная образовательная среда, в которой взаимодействующие субъекты скрыты под своим виртуальным именем (login).
Таким образом, можно предположить, что виртуальная образовательная среда вуза физической культуры - это виртуальная составляющая информационно-образовательной среды и определяется она пространством взаимодействия субъектов образовательного процесса: студента, преподавателя, тренера, сотрудников административного управления и отдела информационных технологий.
К числу наиболее важных организационно-педагогических факторов, способствующих расширению интегра-тивной виртуальной составляющей информационно-образовательной среды, можно отнести следующие:
- организация подготовки и переподготовки педагогических кадров в области использования современных компьютерных технологий;
- разработка нормативно-правовой базы, психолого-педагогических требований к организации виртуальных форм педагогической деятельности;
- разработка адекватных форм, методов, средств контроля эффективности виртуального обучения;
- создание диалоговых систем между обучаемым и обучающим;
- создание системы мониторинга виртуального учебного процесса: измерение динамики учебных способностей, степени соответствия знаний учебным программам;
- методическое обеспечение виртуального учебного процесса [4].
В качестве инструмента в образовании виртуальной среды можно рекомендовать использование популярной во многих вузах мира и России и быстро набирающей популярность в Узбекистане системы Moodle. С помощью данной системы преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых.
При этом хотелось бы отметить, что, не смотря на некоторые трудности, распространение методов дистанционного обучения и расширение связанной с этим виртуальной среды вузов набирает обороты и в учебных заведениях Узбекистана. Согласно третьему этапу реализации целей и задач Национальной программы по подготовке кадров в Узбекистане должна обеспечиваться информатизация образовательного
процесса, полный охват системы
непрерывного образования компьютерными информационными сетями, имеющими выход в мировые информационные сети [2].
Построена национальная высокоскоростная сеть «Электронное образование», объединяющая все вузы страны. Создан Образовательный Портал -www.edu.uz, предназначенный для консолидирования информации обо всех высших образовательных учреждениях Республики Узбекистан, нормативной и другой информации в области высшего образования для широких общественных кругов, в том числе и для зарубежных пользователей сети Интернет. Огромное количество образовательных учреждений Узбекистана подключено к образовательно-информационной сети ZiyoNET. Создана совместная интегрированная автоматизированная библиотечная система «КАКМАТ», которая позволяет создавать сводный электронный каталог и полнотекстовые базы данных электронных учебников, дистанционно обслуживать студентов разных регионов республики, иметь доступ к ценным источникам знаний и электронным библиотекам.
Ярким примером виртуальной образовательной среды является единая информационная среда "Умный университет", к которой в новом учебном году (2018/2019) подключат узбекские вузы. Новая система будет управлять всеми процессами внутривузовской жизни, начиная от планирования учебных
процессов и заканчивая управлением дистанционной формой обучения. Информационная среда "Умный университет" состоит из четырех модулей -управленческого, учебного, научного и финансового. При этом система объединит в единую сеть не только вузы республики, но и к ней планируется подключить все открытые онлайн-курсы. Через электронную базу данных смарт-системы для студентов и преподавателей будет открыт доступ к учебным пособиям, научным трудам и публикациям как из национальных фондов, так и из целого ряда зарубежных источников. Полноценный запуск всех запланированных опций должен быть завершен к 2021 году. В настоящий момент по проекту "Умный университет" разработаны только анализ текущего состояния учебных процессов и техническое задание для программного обеспечения.
Выводы: Расширение виртуальной составляющей информационно-образовательной среды вуза физической культуры позволит преодолевать одно из главных противоречий, возникающих в образовательной деятельности студента-спортсмена: между необходимостью получения багажа определенных знаний, умений, навыков и компетенций для дальнейшего профессионального роста и длительной территориальной разделен-ностью от преподавателя и учебного заведения в связи с тренировочно-соревновательной деятельностью
Литература:
1. Доклад Мирзиёева Ш.М. на 43-й сессии Совета Министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества «Просвещение и образование являются ключом к процветанию народов» / 2016г.
2. Национальная программа по подготовке кадров (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11-12, ст. 295; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15, ст. 150; 2013 г., № 41.
3. Абдуллаев А.Х., Алимов А.А., Хегай М.Ю. Вопросы формирования нормативной базы дистанционного обучения в Узбекистане // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2004 г.
4. Ахметов Л.Г. Учебное пространство: реальное и виртуальное. Елабуга (ЕПГУ), 2007 г.
5. Низомхонов С.Э. Перспективы развития дистанционного образования в Узбекистане // Молодой ученый. - 2012. - №11.
6. Хадиуллина Р.Р. Виртуальная образовательная среда вуза физической культуры. Казань, 2014г.
Б.Р.Вафоев, А.Ю.Частоедова
The article describes the importance of a virtual educational environment in the development and implementation of distance learning in higher educational institutions of a sports orientation.
В данной статье рассматривается актуальность создания виртуальной образовательной среды в рамках развития дистанционного образования в высших образовательных учреждениях спортивной направленности.
ЖИСМОНИЙ ТАРБИЯ МУАММОЛАРИ/ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРЫЖКОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ У БАСКЕТБОЛИСТОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РЕЛАКСАЦИИ ПОСЛЕ НАГРУЗОК
Ф.В.ГАНИЕВА, УзГУФКС, ЧИРЧИК Б.З.КАРИМОВ, УзГУФКС, ЧИРЧИК
Аннотация. Маколада УзДЖТСУ спорт клуби терма жамоасига жалб килинмаган баскетболчи-талабалар гурух,ида сакровчанлик ва сакраш чидамкорлигини ривожланганлик даражасини ифодаловчи уртача статистик курсаткичлари тах,лил килинган. Машгулот ва мусобака юкламалари таъсирида оёк мушакларида юзага келадиган толикиш аломатларини бартараф этиш ва сакраш кобилиятини тиклаш имкониятлари очиб берилган.
Калит еузлар: баскетболчи-талабалар, сакровчанлик, сакраш чидамкорлик, машгулот, мусобака, релаксацион машклар, тикланиш.
Актуальность работы. Игровая деятельность в современном баскетболе характеризуется чрезвычайной разнонап-равленностью двигательных действий, выполняемых как при нападении, так и при защите, где игроки совершают многократные прыжки для реализации тех или иных технико-тактических приёмов в ходе тренировочных занятий и соревновательных игр. И естественно, что основная нагрузка при этом падает на мышечные группы нижних конечностей, в тканях которых рано или поздно будут локализованы признаки утомления. Именно с этой точки зрения актуальна и практически значима проблема изучения прыжковой выносливости у баскетболистов и возможностей её восстановления после тренировочно-соревновательных нагрузкок (Д.И. Нестровский, 2004; Д.И. Вальтин, 2003).
Целью исследования явилось изучение уровня прыжковой выносливости у студентов-баскетболистов и возмож-
ностей её восстановления после нагрузок с использованием комплекса релаксационных упражнений, выполняемых при различных положениях тела.
Для решения этой цели в начале изучались исходные показатели прыгучести и прыжковой выносливости у студентов-баскетболистов. Затем проводился 6-месячный эксперимент, в который были привлечены две группы баскетболистов (16 чел), одна из которых была контрольной (КГ), а другая - экспериментальной (ЭГ).
В ЭГ после каждой тренировки и соревновательной игры применялись следующие релаксационно-восстанови-тельные упражнения: лежа на спине с поднятыми ногами вверх - «стряхивание»; разгибание-сгибание ног; упражнение «велосипед»; поперечные и продольные «ножницообразные» движения ног, последовательное круговое движение правой и левой ногой; в висе - стряхивание ног,