Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК'

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
104
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

средств и методов. Таким образом, в подготовке высококвалифицированных атлетов сложилась определённая структура.

Периодизация годичного цикла тренировочного процесса пара пауэрлитфёров отрабатывалась в течение длительного периода. Здесь следует указать на одну весьма важную особенность подобной периодизации тренировочного процесса со строго фиксированной продолжительностью этапов "из года в год". В связи стем, что сроки проведения главных соревнований в различных олимпийских циклах изменяются, то сама схема, практически не меняя своего содержания и структуры, лишь сдвигается на календарной сетке вправо или влево.

В подтверждении вариантапериодизации тренировочного процесса высококвалифициро-

ванных пара пауэрлифтёровв 2018 году среди 200 спортсменов из 29 стран наши спортсмены из Узбекистана Муслима Нуриддинова и Роза Кузиева стали обладателями золотых медалей на чемпионате Азии и Океании по пара пауэрлифтингу, проходившем в японском Китакюсю с 5 по 14 сентября.

Литература:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 9 марта 2017 г. № ПП-3196, "О подготовке спортсменов Узбекистана к XXXII летним Олимпийским и XVI Паралимпийским играм 2020 года в городе Токио (Япония)".

2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.12.2019 г. № ПП-4553 "О мерах по дальнейшему расширению и укреплению двустороннего сотрудничества между Республикой Узбекистан и Японией".

3. Бомпа Т., Буццичелли К.Периодизация спортивной тренировки. - М.: Спорт, 2016. - 384 с., ил.

4. Иссурин В.Б.Подготовка спортсменов XXI века:научные основы и построение тренировки / В.Б. Иссурин - М.Спорт, 2016. - 464 с.

5. Паков А.В. м др. Оптимизация тренировочной нагрузки в тяжёлой атлетике. - Т.: Медицина, 1985 - 134 с.

6. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н.Платонов. М.Спорт., 2019. - 656 с. с ил.

УУК (УДК, UDC): 796.015.68:325

Информация для связи с автором:

volleyball.u2gufk@mail.ru

Преподаватель А.А. ТУНЬЯН1

1Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

динамика показателей физическои и спортивно-технической подготовленности волейболисток

Аннотация

Annotation

Наиболее эффективной формой организации занятий по волейболу в вузе является создание специализированных групп. В статье приводятся данные экспериментальных исследований уровня и динамики указанных индикаторов подготовленности студенток-волейболисток на протяжении эксперимента.

Ключевые слова: студенческий волейбол, физическая подготовка, специальная подготовка, тестирование, прирост.

Волейбол машгулотларини ихтисослашган гурухлар оркали ташкил килиш энг самарали шакли хисобланади. Маколада аёл волейболчилардан иборат ихтисослашган гурухлар негизида тайёргарликнинг курсатилган мезонлари доирасида утказилган тадкикот натижалари келтирилган.

Калит сузлар: талабалар волейболи, жисмоний тарбия, махсус тайёргарлик, синов, усиш.

The most effective form of organizing volleyball classes at a university is the creation of specialized groups. The article presents the data of experimental studies of the level and dynamics of the indicated indicators of readiness among female volleyball players during the experiment.

Key words: student volleyball, physical fitness, special training, testing, growth.

CM О CM

ГО

та t

0 ü w

1

Введение. В Узбекистане в последние годы осуществляются последовательные меры по популяризации физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни среди населения, созданию необходимых условий обеспечению достойного выступления страны на международной спортивной арене. Вместе с тем существует необходимость внедрения в практику конкретных программ в сфере спорта по качественному отбору талантливых спортсменов на всех этапах спортивной подготовки, формирования национальных сборных команд спортсменами-мастерами, обеспечивающими высокие результаты по видам спорта, и создания дополнительных условий для тренеров [1].Поэтому приоритетным направлением становится поиск инновационных технологий, направленных на повышение эффективности всех сторон подготовки квалифицированныхспор-тсменов, в том числе и физической, как базиса

достижения высокого спортивного результата, что и определило актуальность нашего исследования.

Актуальность. Физическая подготовка - это процесс развития двигательных способностей и поддержание их на уровне, обеспечивающем рост спортивного результата. Высокий уровень физической подготовленности позволяет эффективно использовать имеющийся двигательный потенциал и является необходимой предпосылкой для достижения высоких и стабильных спортивных результатов [2,3].

Большое значение для организации учебно-тренировочного процесса в волейболе имеет контроль за уровнем всех видов подготовки игроков, так как без систематического педагогического контроля немыслим процесс повышения уровня физической подготовленности и развития отдельных физических качеств.

Спортивный результат в волейболе определя-

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

ется целым рядом основополагающих параметров, важнейшим из которых является уровень развития основных и специальных физических качеств [4,5].

Анализ тестов, предлагаемых для оценки физической подготовленности спортсменов на различных этапах спортивной тренировки в избранном виде спорта, показал, что общими для большинства видов спорта являются контрольные упражнения, характеризующие уровень развития базовых качеств (скоростные возможности, сила, скоростно-силовые качества, выносливость). Тренеры используют разнообразные тесты, исходя из своих предпочтений и организационных особенностей. Даже в программах для спортивных школ и секций не приводятся единые комплексы контрольных упражнений, позволяющих сопоставить полученные результаты с данными других исследователей [6,7].

Цель исследования. Структурировать комплекс тренировочных заданий для оптимизации тренировочного процесса физической подготовки волейболисток и обосновать его эффективность.

Задачи исследования: 1. Проанализировать научные источники по изучаемой тематике. 2. Структурировать комплекс тренировочных заданий для оптимизации физической подготовки волейболисток.3. Интегрировать комплекс в процесс физической подготовки волейболисток и экспериментально обосновать его эффективность.

Предмет исследования -процесс совершенствования физической подготовленности волейболисток.

Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Материалы исследования. Использующийся в работе комплекс контрольных упражнений позволил определить уровень развития физической подготовленности и динамику показателей быстроты, силы, выносливости и скоростно-силовых способностей, обусловленную результатами педагогических воздействий. Выбранные контрольные упражнения учитывали специфику игровых действий в волейболе. Так, для определения уровня развития быстроты была выбрана наиболее короткая дистанция - бег на 30 м; для контроля за динамикой скоростно-силовых способностей пояса верхних конечностей - бросок набивного мяча из положения «стоя»; координация - определялась по результатам челночного бега 9x3x6x3x9 м.

По условиям проведенного педагогического эксперимента до начала проведения занятий было сформировано три группы, достоверно отличающиеся между собой по уровню функциональной и двигательной подготовленности. Поэтому анализ результатов педагогических воздействий оценивался по приросту изучаемых показателей (табл. 1).

Испытуемые группы «А», имеющие высокий уровень подготовленности, достоверно повысили результаты в броске набивного мяча на 1,6 м(р<0,05), по остальным тестам различия в

показателях не являлись достоверными. Однако и по ним наблюдался относительный прирост результатов, составляющий 2,6% в беге на 1000 м, 5,8% - для количества подъемов туловища из положения лежа 2,1% - бега на 30 м и 5,1% - для прыжка вверх с места.

У испытуемых группы «В» достоверно увеличились показатели в прыжке вверх с места (на 4,3 см) и беге на 1000 м (на 0,78 мин) (р< 0,05). В остальных контрольных испытаниях отмечена также положительная динамика. Время на 30-метровой дистанции уменьшилось на 0,2 с или 3,9%, дальность броска набивного мяча возросла на 2,5 м, что составило 10,9%, количество подъемов туловища из положения лежа за 1 минуту увеличилось на 0,8 раза или 2,6%.

По мере роста тренированности у девушек с низким уровнем подготовленности также произошел прирост показателей общей физической подготовленности. Статистически достоверные изменения произошли в результатах прыжка вверх с места (4,7 см) и челночного бега (0,5 с). Интенсивность прироста показателей в беге на 30 м, броске набивного мяча, прыжка вверх с места ичелночного бега у студенток группы «С» была выше, чем у волейболисток групп «А» и «В» более высокого уровня подготовленности.

Систематические занятия в течение учебного года по программе, с преимущественным применением средств волейбола, приводят к тому, что значение целого ряда параметров физической подготовленности начинает изменяться весьма значительно, причем наиболее высокий прирост показателей физической подготовленности отмечен у девушек с низким уровнем развития двигательных способностей.

Результаты исследования. Полученные результаты позволили прийти к выводу, что оценка результатов тестирования основных и специальных двигательных качеств должна быть дифференцированной в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменки, а также от уровня ее спортивного мастерства. Абсолютные значения результатов тестирования могут использоваться как ориентиры при развитии тех или иных физических качеств, но не как критерии построения учебно-тренировочного процесса. Чтобы с большей степенью эффективности управлять тренировочным процессом, целесообразно определять не только исходный уровень их подготовленности, но и темпы ее прироста.

Анализ результатов повторного тестирования студенток, занимающихся волейболом, свидетельствует о значительном повышении показателей общей и специальной физической подготовленности. Тенденция сдвигов в сторону увеличения результатов подтверждает эффективность предлагаемой методики, так как в изучаемом возрастном периоде развитие двигательных способностей девушек происходит под воздействием специальных направленных средств и методов.

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Таблица -1

Динамика показателей физической подготовленности студенток, занимающихся волейболом, в ходе педагогического эксперимента

Тесты До эксп. о ± m После эксперим. о ± m t Р

Группа «А»

Бег 30 м (с) 4,8 ±0,1 4,7 ±0,2 0,447 >0,05

Прыжок вверх с места (см) 53,6 ±1,2 56,4 ±1,4 1,519 >0,05

Бросок набивного мяча(м) 13,8 ±0,7 15,4 ±0,3 2,101 <0,05

Бег 1000 м (мин) 4.32 ±0,1 4.24 ± 0,2 0,358 >0,05

Челночный бег 9хЗх6хЗх9м (с) 8,4 ± 0,2 8,3 ± 0,2 0,354 >0,05

Подъем туловища из положения лежа (кол-во раз) 31,6 ±1,2 33,5+1,2 1,120 >0,05

Группа «В»

Бег 30 м (с) 5,2 ±0,2 5,0 ± 0,2 0,707 >0,05

Прыжок вверх с места (см) 48,6 ±1,5 52,9 ±1,3 2,166 <0,05

Бросок набивного мяча(м) 10,4 ±1,2 11,6 ±0,9 1,667 >0,05

Бег 1000 м (мин) 5.01 ±0,2 4.32 ± 0,2 2,104 <0,05

Челночный бег 9хЗх6хЗх9м (с) 9,1 ±0,3 8,7 ± 0,3 0,943 >0,05

Подъем туловища из положения лежа (кол-во раз за 1 мин) 29,8 ±1,4 30,6 ±1,6 0,376 >0,05

Группа «С»

Бег 30 м (с) 5,4 ±0,2 5,1 ±0,1 1,342 >0,05

Прыжок вверх с места (см) 43,9 ±1,6 48,6 ±1,5 2,143 <0,05

Бросок набивного мяча(м) 9,2 ± 1,6 12,8 ±1,4 0,564 >0,05

Бег 1000 м (мин) 5.25 ± 0,3 5.05 ± 0,2 0,555 >0,05

Челночный бег 9хЗх6хЗх9м (с) 9,3 ± 0,3 8,8 ±0,2 1,387 Я),05

Подъем туловища из положения лежа (кол-во раз за 1 мин) 23,7 ± 1,2 24,1 ± 1,6 0,200 >0,05

Основным показателем мастерства волейболисток является уровень технической подготовленности, изучение которого дает ключ к рациональному построению многолетнего тренировочного процесса.

Для успешного построения многолетней подготовки необходимы объективные показатели, на которые следует ориентироваться при планировании учебно-тренировочного процесса, а также при оценке его эффективности. Установ -ление критериев по уровню подготовленности на всем протяжении многолетнего процесса в количественном выражении позволяет лучше управлять процессом подготовки волейболисток. Для учета технической и тактической подготовленности студенток, занимающихся волейболом, проводились:

- Наблюдения за занимающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;

- проверка выполнения отдельных приемов техники игры;

- выполнение установленных контрольных нормативов;

- систематический анализ игровой деятельности волейболисток.

Анализ результатов тестирования технической подготовленности студенток, занимающихся волейболом, показал, что в группе «А» отмечено достоверное улучшение количества успешных

передач мяча сверху двумя руками (на 0,9 раза) и нападающих ударов (на 0,7 раза) (р< 0,01), повысилась экспертная оценка игровой деятельности с 4,4 до 4,7 балла (р<0,05) (табл.2).

Таблица - 2

Динамика показателей технической подготовленности студенток, занимающихся волейболом, в ходе педагогического эксперимента

Тесты До пед.эксп. о ± m После пед.эксп. о ± m t Р

Группа «А»

Подача, 10 попыток (кол-во раз) 7,6 ±0,4 8,2 ±0,3 1,200 >0,05

Передача мяча, 10 попыток (кол-во раз) 6,2 ± 0,2 7,1 ± 0,2 3,182 <0,01

Нападающий удар, 10 попыток (кол-во раз) 5,8 ± 0,2 6,5 ±0,1 3,130 <0,01

Блокирование, 10 попыток (кол-во раз) 5,8 + 0,3 6,4 ± 0,2 1,664 >0,05

Экспертная оценка (балл) 4,4 ±0,1 4,7 ±0,1 2,121 <0,05

Группа «В»

Подача, 10 попыток (кол-во раз) 6,1 ±0,4 7,0 ± 0,2 2,012 <0,05

Передача мяча сверху, 10 попыток (кол-во раз) 5,3 ±0,3 6,1 ±0,2 2,219 <0,05

Нападающий удар, 10 попыток (кол-во раз) 3,9 ±0,3 4,6 ±0,3 1,650 >0,05

Блокирование, 10 попыток (кол-во раз) 4,2 ± 0,2 4,5 ± 0,2 1,061 >0,05

Экспертная оценка (балл) 3,4 ±0,1 3,9 ± 0,2 2,236 <0,05

Группа «С»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подача, 10 попыток (кол-во раз) 4,3+0,8 6,2 ±0,4 2,124 <0,05

Передача мяча сверху, 10 попыток (кол-во раз) 4,1 ±0,4 5,3 ±0,3 2,400 <0,05

Нападающий удар, 10 попыток (кол-во раз) 3,3 ±0,3 4,2 ± 0,1 2,846 <0,05

Блокирование, 10 попыток (кол-во раз) 3,1 ±0,2 3,6 ± 0,2 1,768 >0,05

Экспертная оценка (балл) 2,2 ±0,1 3,1 ±0,1 6,364 <0,001

В группе волейболисток средней подготовленности произошло достоверное увеличение по всем изучаемым техническим приемам. Так успешное количество подач увеличилось на 0,9 раза, передач мяча сверху двумя руками - на 0,8 раза, нападающих ударов - на 0,7 раза, блокирования - на 0,3 раза, экспертная оценка игровой деятельности увеличилась на 0,5 балла.

Студентки группы «С» достоверно улучшили результаты в выполнении подач (на 1,9 раза), передач мяча сверху двумя руками (на 1,2 раза), нападающих ударов (на 1,1 раза), оценка игровой деятельности увеличилась на 0,9 раза (р<0,05). Относительный прирост показателей технической подготовленности в группе «С» оказался наиболее высоким и в течение первого года занятий практически сравнялся с начальным уровнем подготовленности студенток группы «В».

Данные исследования свидетельствуют о том, что регулярные занятия волейболом в течение учебного года привели к существенному улучшению результатов выполнения тестов, характеризующих уровень спортивно-технической подготовленности студенток.

Выводы. Таким образом, для эффективного управления педагогическим процессом по физическому воспитанию в вузе целесообразно регулярно проводить тестирование основных

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

двигательных качеств и определять не только исходный уровень подготовленности студентов, но и темпы прироста. Контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы выявить, прежде всего, отстающие физические качества и своевременно скорректировать учебный процесс.

Правильно организованный отбор студенток в типологические группы и команды по волейболу, учет индивидуальных особенностей занимающихся при оптимальной организации учебно-тренировочного процесса, желание студенток добиться высокого спортивного мастерства способствуют тому, что студенческий волейбол успешно выполняет поставленные перед ним задачи.

УУК (УДК, UDC): 796.012.51:012.12: 323

Литература:

Указ Президента Республики Узбекистан от 24.01.2020 г. N УП-5924 "О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан".

Абрамовский А.З. Специфика двигательной подготовленности как основа дифференцированного подхода в процессе занятий по физическому воспитанию // В сб.: Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов педагогических институтов, Л.: 1986, С.3-8.

Айрапетьянц Л.Р. Волейбол. //Учебник для вузов. Т.: 2006. - 240 с.

Булыкина Л.В. Формирование двигательных игровых навыков волейболиста у учащихся общеобразовательных школ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 23 с.

Гусельникова Е.В. Исследование индивидуальной двигательной активности студенток // В сб.: Проблемы физ. культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке. Хабаровск, 2000, С. 27-30.

Егоров Д.Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студенток педагогического профиля: Автореф. дис. .. канд. пед. наук. - Хабаровск, 2000.-26 с.

Кушманова В.П. Динамика основных показателей физической подготовленности студентов технического вуза и изучение их ценностных ориентации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 1998. - 21 с.

Информация для связи с автором:

gia.ball.@gmail.com

Преподаватель У.Т. КУБЕЙСИНОВА1

1Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

специализированное развитие прыгучести и прыжковой выносливости баскетболистов, как важное условие обеспечения результативности бросков, выполняемых в прыжке

Аннотация

Annotation

В статье представлена сравнительная характеристика результатов исследования динамики развития прыгучести и прыжковой выносливости у баскетболистов. В ходе эксперимента показана степень их влияния на объем и эффективность бросков. Установлено, что развитие этих качеств в рамках их специализированной к структуре соответствующих бросков в прыжке способствует повышению как объема, так и результативности этих бро-сковых действий.

Ключевые слова: баскетболисты, прыгучесть, прыжковая выносливость, специализированное развитее, броски, результативность.

Маколада тажриба давомида баскетболчиларда сакровчанлик ва сакраш чидамкорлигининг ривожланиш динамикаси ва уни сакраб саватга туп ташлаш хажми хдмда натижадорлигига таъсир этиш суръати киёсий тахлил килинган. Сакровчанлик ва сакраш чидамкорлигини саватга туп ташлаш координациясига мос равишда ривожлантириш нафакат мазкур усул хажмини орттиришга олиб келади, балки унинг самарадорлигига хдм ижобий таъсир курсатиши аникланган.

Калит сузлар: баскетболчилар, сакровчанлик, сакраш чидамкорлиги, ихтисослик доирасида ривожлантириш, саватга ташлаш, натижадорлик.

The article presents a comparative analysis of the results of the study of the dynamics of the development of jumping ability and jumping endurance in basketball players during the experiment and shows the degree of their influence on the volume and effectiveness of throws. It is established that the development of these qualities within the framework of their adaptation to the structure of the corresponding throws in the jump contributes to an increase in both the volume and effectiveness of these throwing actions.

Key words: basketball players, jumping ability, jumping endurance, specialized development, throws, performance.

Актуальность. В условиях всевозрастающей остроты соревновательной конкуренции в современном баскетболе за достижение высоких спортивных результатов возникает необходимость расширения круга игровых действий, и особенно бросков, выполняемых в прыжке. Поэтому вопрос развития прыгучести и прыжковой выносливости у баскетболистов представляет чрезвычайно важное значение для обеспечения и сохранения результативности таких игровых действий на протяжении всего периода соревновательных циклов. Однако, как показывает спортивная практика, в «концовках» тренировок и соревновательных игр у игроков любого амплуа наблюдается тенденция к заметному снижению

результативности действий, в том числе и бросков, реализуемых в прыжке, что, очевидно, связано со снижением «рабочей» прыгучести и прыжковой выносливости из-за нарастания признаков локального утомления мышечных групп нижних конечностей к концу тренировочное-соревновательных нагрузок. Согласно данным А.Я. Степанова, А.А. Лебедева известно, что в течение только одной игры баскетболист преодолевает дистанцию в пределах 5000-7000 м., выполняя при этом 130-140 прыжков, до 120-150 ускорений без и с ведением мяча для выполнения разноплановых технико-тактических действий, многочисленные скачки, силовые противодействия как в опорном, так и в без опорном положениях. И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.