Техника, тактика и методика спортивной тренировки
двигательных качеств и определять не только исходный уровень подготовленности студентов, но и темпы прироста. Контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы выявить, прежде всего, отстающие физические качества и своевременно скорректировать учебный процесс.
Правильно организованный отбор студенток в типологические группы и команды по волейболу, учет индивидуальных особенностей занимающихся при оптимальной организации учебно-тренировочного процесса, желание студенток добиться высокого спортивного мастерства способствуют тому, что студенческий волейбол успешно выполняет поставленные перед ним задачи.
УУК (УДК, UDC): 796.012.51:012.12: 323
Литература:
Указ Президента Республики Узбекистан от 24.01.2020 г. N УП-5924 "О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан".
Абрамовский А.З. Специфика двигательной подготовленности как основа дифференцированного подхода в процессе занятий по физическому воспитанию // В сб.: Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов педагогических институтов, Л.: 1986, С.3-8.
Айрапетьянц Л.Р. Волейбол. //Учебник для вузов. Т.: 2006. - 240 с.
Булыкина Л.В. Формирование двигательных игровых навыков волейболиста у учащихся общеобразовательных школ: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 23 с.
Гусельникова Е.В. Исследование индивидуальной двигательной активности студенток // В сб.: Проблемы физ. культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке. Хабаровск, 2000, С. 27-30.
Егоров Д.Е. Технология поэтапного повышения уровня физической подготовленности студенток педагогического профиля: Автореф. дис. .. канд. пед. наук. - Хабаровск, 2000.-26 с.
Кушманова В.П. Динамика основных показателей физической подготовленности студентов технического вуза и изучение их ценностных ориентации: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 1998. - 21 с.
Информация для связи с автором:
Преподаватель У.Т. КУБЕЙСИНОВА1
1Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ И ПРЫЖКОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ БАСКЕТБОЛИСТОВ, КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БРОСКОВ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В ПРЫЖКЕ
Аннотация
Annotation
В статье представлена сравнительная характеристика результатов исследования динамики развития прыгучести и прыжковой выносливости у баскетболистов. В ходе эксперимента показана степень их влияния на объем и эффективность бросков. Установлено, что развитие этих качеств в рамках их специализированной к структуре соответствующих бросков в прыжке способствует повышению как объема, так и результативности этих бро-сковых действий.
Ключевые слова: баскетболисты, прыгучесть, прыжковая выносливость, специализированное развитее, броски, результативность.
Маколада тажриба давомида баскетболчиларда сакровчанлик ва сакраш чидамкорлигининг ривожланиш динамикаси ва уни сакраб саватга туп ташлаш хджми хдмда натижадорлигига таъсир этиш суръати киёсий тахлил килинган. Сакровчанлик ва сакраш чидамкорлигини саватга туп ташлаш координациясига мос равишда ривожлантириш нафакат мазкур усул хджмини орттиришга олиб келади, балки унинг самарадорлигига хдм ижобий таъсир курсатиши аникланган.
Калит сузлар: баскетболчилар, сакровчанлик, сакраш чидамкорлиги, ихтисослик доирасида ривожлантириш, саватга ташлаш, натижадорлик.
The article presents a comparative analysis of the results of the study of the dynamics of the development of jumping ability and jumping endurance in basketball players during the experiment and shows the degree of their influence on the volume and effectiveness of throws. It is established that the development of these qualities within the framework of their adaptation to the structure of the corresponding throws in the jump contributes to an increase in both the volume and effectiveness of these throwing actions.
Key words: basketball players, jumping ability, jumping endurance, specialized development, throws, performance.
Актуальность. В условиях всевозрастающей остроты соревновательной конкуренции в современном баскетболе за достижение высоких спортивных результатов возникает необходимость расширения круга игровых действий, и особенно бросков, выполняемых в прыжке. Поэтому вопрос развития прыгучести и прыжковой выносливости у баскетболистов представляет чрезвычайно важное значение для обеспечения и сохранения результативности таких игровых действий на протяжении всего периода соревновательных циклов. Однако, как показывает спортивная практика, в «концовках» тренировок и соревновательных игр у игроков любого амплуа наблюдается тенденция к заметному снижению
результативности действий, в том числе и бросков, реализуемых в прыжке, что, очевидно, связано со снижением «рабочей» прыгучести и прыжковой выносливости из-за нарастания признаков локального утомления мышечных групп нижних конечностей к концу тренировочное-соревновательных нагрузок. Согласно данным А.Я. Степанова, А.А. Лебедева известно, что в течение только одной игры баскетболист преодолевает дистанцию в пределах 5000-7000 м., выполняя при этом 130-140 прыжков, до 120-150 ускорений без и с ведением мяча для выполнения разноплановых технико-тактических действий, многочисленные скачки, силовые противодействия как в опорном, так и в без опорном положениях. И
e-mail: [email protected]
35
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
см о см
го га t
0
w
1
все эти нагрузки, в первую очередь, естественным образом падает на функциональную возможность нижних конечностей, впоследствии чего снижается не только прыгучесть и прыгжковая выносливость баскетболиста, но и нарушается координационная структура его действия при выполнении передач, бросков, блокирования и добивания мяча в прыгжке. Предполагается, что такое последствие происходит не столько от снижения прыгучести и прыжковой выносливости, сколько от потери их специализированной и структуре выполнения того или иного игрового действия, совершаемого в прыгжке. На наш взгляд данное предположение ориентирует на необходимость внедрения в практику тренировки баскетболистов всех групп подготовки процедуру развития прыгучести и прыжковой выносливости в рамках их специализированные и структурным особенностям технико-тактических действий, выполняемых в прыжке.
Цель исследования. Является разработка средств специализированного развития прыгучести и прыжковой выносливости баскетболистов и определение их эффективности в ходе педагогического эксперимента.
Методы и организация исследования. В работе использовались следующие методы: определение высоты прыгжка с места по Абалакову без и с мячом в руках (с имитацией броска сверху): определение прыгжковой выносливости по данным максимального количества прыжков с мячом в руках с доставанием набивного мяча, повещенного на высоте 25 см. от вытянутых рук с мячом; определение объема и результативности бросков в прыгжке из средней дистанции за 60 сек.
Исследования проводились в процессе 20182019 учебного года (10 месяцев) по ходу практических занятий с привлечением 20 студентов - баскетболистов группы «спортивно-педагогического совершенствования», которые согласно условиям эксперимента, были разделены на контрольную (10 чел.) и экспериментальную (10 чел.) группы.
Контрольная группа (КГ) тренировалась в рамках действующей рабочей программе (246 час).
В экспериментальной группе (ЭГ) баскетболистов ежедневно утром (30 мин.), до и после занятий дополнительно применялись следующие специализированные упражнения для развития прыгучести и прыжковой выносливости, а также бросковые упражнения в прыжке из различных позиций и дистанций:
1. Вертикальные прыгжки на месте с мячом на руках - 30 сек.
2. То же с поворотом вправо на 900 - 30 сек.
3. То же - влево - 30 сек.
4. То же с поворотом вправо на 1800 - 30 сек.
5. То же - влево - 30 сек.
6. 1-е упражнение через каждые 2 шага - 30 сек.
7. 2-5-ые упражнения через каждые 2 часа - на 30 сек.
8. Имитация бросков в прыжке из-под щита -30 сек.
9. То же - справа от щита.
10. То же - слева от щита.
11. Имитация бросков в прыгжке из средней дистанции с левой стороны площадки - 30 сек.
12. То же - с правой стороны площадки - 30 сек.
13. То же - стоя в середине площадки - 30 сек.
14. Соревнование по броскам в прыгжке из средней дистанции в зонах:
- левая сторона площадки - 60 сек.;
- правая сторона площадки - 60 сек.;
- середина площадки - 60 сек.;
15. После каждого 3х минутного выполнения упражнений применяются следующие реакционные упражнения в положении лежа на спине с поднятыми ногами вверх:
1. Упражнение «велосипед» - 15 сек.
2. Упражнение «продольные ножницы» - 15 сек.
3. Упражнение «поперечные ножницы» - 15 сек.
4. Попеременное «встряхивание» правой и левой ноги - 15 сек.
5. 7-8 раз глубокий вдох и форсированный выдох.
Результаты исследования и их обсуждения.
Результаты педагогического эксперимента показали ярко выраженную картину различия изучаемыгх параметров прыжковых качеств у баскетболистов контрольной и экспериментальной группы зафиксированных до и после завершения педагогического эксперимента. Так, например, высота прыжка вверх с места без мяча по Абалакову в КГ до эксперимента составила в среднем 41,6±3,12 см, а после эксперимента она возросла незначительна и достигла до 42,5±3,44 см., т.е. разница этих показателей была равна всего лишь 0,9 см.
Таблица-1
Показатели прыгучести и прыжковой выносливости у баскетболистов до и после эксперимента (±о)
Методические тесты Группа До эксперимента После эксперимента Разница показателей
Прыжок вверх с места без мяча (см) КГ 41,6±3,12 42,5±3,44 0,9
ЭГ 41,3±2,97 46,8±2,27 5,5
Прыжок вверх с места с мячом (см) КГ 37,1±2,25 38,3±2,54 1,2
ЭГ 36,7±2,19 42,4±3,35 5,7
Прыжковая выносливость - max число прыжков (кол-во): с доставанием двумя руками подвешенного н/мяча КГ 26,4±1,76 27,7±1,79 1,3
ЭГ 25,8±1,55 31,9±2,06 6,1
с доставанием мячом в руках подвешенного н/мяча КГ 23,2±1,24 24,3±1,21 1,1
ЭГ 23,7±1,19 28,5±1,88 4,8
В то же время эти же показатели у баскетболистов ЭГ, которая занималась по экспериментальной
36 e-mail: [email protected] № 1-2021
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
программе, составила соответственно: 41,3±2,97 и 46,8±2,27 см иначе говоря, разница средних значений прыгучести в ЭГ возросла до 5,5 см.
Высота прыжка вверх с места с мячом в руках у баскетболистов КГ до элемента составила 37,1±2,25 см., а после - 38,3±2,54 см. Разница показателей при этом равнялась 1,2 см. У баскетболистов ЭГ эти величины составили соответственно 36,7±2,19 см. - до эксперимента 42,4±3,35 см., при разнице роста прыгучести до 5,7 см.
Прыжковая выносливость, которая оценивалась по данным числа 1. Прыжков с достава-нием набивного мяча, повещенного на высоте 30 см. от вытянутых рук, у баскетболистов КГ до начало эксперимента составила в среднем 26,4±1,76 раз, а после она увеличилась всего лишь на 1,3 раза.
В ЭГ эти величины - до эксперимента составили 25,8±1,55 раз, а после - 31,9±2,06 раз. Разница роста прыжковой выносливости достигла 6,1 раз.
При проведении этого же теста с доставани-ем мячом в руках набивного мяча, повещенного на высоте 30 см. от вытянутых рук с мячом, прыжковая выносливость у баскетболистов КГ по данным максимальных прыжков до эксперимента составила 23,2±1,24 см., тогда как после эксперимента (24,3±1,21) она возросла только лишь на 1,1 раз.
В то же время в ЭГ, которая в ходе эксперимента регулярно выполняла разработанные нами специализированные упражнения изучаемые величины прыжковой выносливости до эксперимента составили 23,7±1,19 раз, а после - 28,5 раз. Разница роста прыжковой выносливости достигла до 4,8 раз.
Дифференцированный анализ выше приведенных данных позволяет заметить ярко выраженное возрастание величин прыгучести и прыжковой выносливости у баскетболистов ЭГ к концу завершения эксперимента, что подтверждает эффективность разработанных специализированных прыжковых упражнений.
Важно подчеркнуть и тот факт, что прогрессивные показатели прыгучести и прыжковой выносливости, отмеченные в ЭГ, оказали позитивное влияние и на проявление объема и результативности бросков в прыжке из средней дистанции, в частности, общий объем бросков в прыжке из средней дистанции за 60 сек. в КГ доэксперимента составил 19,6±2,05 раз, а их результативность по забитым мячом была равна 7,3±0,37 раз.
Таблица-2
Показатели результативности бросков в прыжке из средней дистанции за 60 сек. у баскетболистов контрольной и экспериментальных групп по данным эксперимента^)
Группа До эксперимента После эксперимента Разница Показателей
Объем бросков Забитые мячи Объем бросков Забитые мячи О З
КГ 19,6±2,05 7,3±0,37 20,9±2,17 8,5±0,52 1,3 1,2
ЭГ 20,2±2,18 8,6±0,49 25,4±2,43 15,5±2,03 5,2 6,9
Примечание: Х - броски из средней дистанции выполняются из удобной стороны площадки - 0 - объем бросков; - з - забитые мячи.
После эксперимента эти данные в этой же группе составили соответственно - 20,9±2,17 раз и 8,5±0,52 раз. При этом разница роста объема бросков составила 1,3 раза, а разница забитых мячей 1,2 раза по отношению к исходным данным. У баскетболистов ЭГ, которая тренировалась по экспериментальной программе, приведенные выше величины составили соответственно: 20,2±2,18 -объем бросков и 8,6±2,18 раз их результативность до эксперимента: после эксперимента - 25,4±2,43 раза - объем бросков и 15,5±2,03 раз - их результативность. Разница роста объема бросков в этой группе достигла до 5,2 раза, а их результативности возросла до 6,9 раз, что еще раз подтверждает факт значительной эффективности разработанных нами прыжковых и бросковых упражнений специализированной направленности.
Заключение. Сравнительная характеристика результатов педагогического эксперимента позволяет резюмировать следующие положения:
Прыжковые упражнения, применяемые в ходе традиционных тренировочных занятий в группе студентов - баскетболистов не являются достаточно эффективными для специализированного развития прыгучести и прыжковой выносливости, которые могли бы обеспечить не только относительно высокий объем бросков в прыжке, но и улучшить их результативность.
Установлено, что разработанные нами специализированные прыжковые упражнения, сопряженно используемые с бросками в прыжке, оказались достаточно эффективными и потому могут быть рекомендованы для реализации в практике проведения занятий по спортивно-педагогическому совершенствованию баскетболистов разного возраста и спортивной квалификации.
Литература:
1. Яхонтов Е. Р. Физическая подготовка баскетболистов / Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2008 - с. 22-29.
2. Василевский Д. К. Методика использования восстановительных мероприятий в предсоревновательной подготовке баскетболистов на этапе спортивного соревнования. Авт. Дисс. Канд. Пед. Науч., Волгоград. 2009. - с.21-22.
3. Степанов А. Я. Общая и специальная физическая подготовка студентов вузов, специализирующихся по модулю «баскетбол» / Учебно-методическое пособие. // А. Я. Степанов, А. В. Лебедев. г. Владимир., издательство ВлГУ, 2017., с 5-17.
4. Сонина Н. В. Технико-тактическая подготовка баскетболистов 15-16 лет с учетом игрового амплуа. / Авт. Рефф. Канд. Пед. науч., М., 2009. - с. 21-26.
СМ
о
см
го га
0 ^
ю
1
с го
№1-2021 е-шаП: [email protected]