Научная статья на тему 'ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ЛЕКЦИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА'

ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ЛЕКЦИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4621
764
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ВИДЫЛЕКЦИЙ / ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕКЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлов В.В., Андрейкин А.Б.

В статье рассмотрены основные виды современных лекций, применяемые в обучении студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохлов В.В., Андрейкин А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPESOFMODERNLECTURES AND THEIR CHARACTERISTICS

The article describes the main types of modern lectures used in teaching university students.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ЛЕКЦИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА»

УДК: 61:340.6(07.07)

DOI10.37963/SMA.2020.4.33

□ ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ЛЕКЦИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Хохлов В.В., Андрейкин А.Б.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия 214019, Смоленск, ул.

Крупской, 28.

Хохлов В.В.- khokhlov.vova@yandex.ru;

Андрейкин А.Б - andreikin.smolensk@yandex.ru

Резюме: в статье рассмотрены основные виды современных лекций, применяемые в обучении студентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: педагогика, видылекций, характеристика лекций

□ TYPESOFMODERNLECTURES AND THEIR CHARACTERISTICS

Khokhlov V.V.,AndreikinA.B.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, st. Krupskaya, 28

Summary: The article describes the main types of modern lectures used in teaching university students.

Keywords: pedagogy, typesoflectures, characteristics of lectures

Введение.

Лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов. В современных условияхлекция - это вид интеллектуального труда, демонстрирующий глубокое научное и творческое мышление, эрудицию, культуру, умение лектора управлять собой и аудиторией. Лекционная форма обучения не может быть заменена другой: при отсутствии нового материала в учебниках; при устаревании материала в существующих учебниках; особо трудные для понимания и усвоения темы, требующие методической переработки лектором; наличие противоречивых концепций по основным проблемам дисциплины требует объективного освещения лектором; в ситуациях, когда важно личное эмоциональное воздействие лектора на формирование взглядов студентов. Назначение лекции заключается в подготовке студентов к самостоятельной работе с книгой. Русский ученый-педагог, философ С.И. Гессен (1887-1950) подчеркивал: «значение лекции... не в том, что она заменяет чтение книги, но в том, что она побуждает к чтению и самостоятельному исследованию прослушанного». В тоже время лекция является экономным способом получения в общем виде основ знаний, необходимых для познавательной деятельности на практических занятиях, развивающий интерес к конкретной дисциплине. Основными требованиями к вузовской лекции являются: научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие ярких убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов методическая обработка: выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование аудиовизуальных средств.

Целью исследования явилась оценка различных видов лекции на основании многолетнего опыта их применения.

Методика.

Ежегодно на кафедре судебной медицины и права читается более 40 лекций. На протяжении 30 лет апробировались различные варианты преподавания лекционного

материала, что позволяет дать им обобщающую характеристику с учетом достоинств и недостатков. Кроме того, для объективизации оценки обработано более 150 анонимных анкет слушателей, где изложено их мнение о качестве и способе представления материала.

Результаты исследования. Обсуждение результатов.

Информационная лекция — ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это наиболее традиционный тип лекций.

Достоинства информационной лекции

С точкизрения преподавателя С точкизрения слушателя

возможность наиболее полно раскрыть материал по теме получение большого объема знаний за короткий период времени

Недостатки информационной лекции

С точки зрения преподавателя С точки зрения слушателя

пассивное восприятие слушателей большой объем информации, невозможность выделить главное слушателями (новый материал) скучно усталость к концулекции необходимость много записывать

Лекция-беседа (диалог с аудиторией) - является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения слушателей в учебный процесс, предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией.

Достоинства лекции-беседы

С точкизрения преподавателя С точкизрения слушателя

контакт с аудиторией индивидуализация обучения активизация мышления слушателей легче запоминать материал дает возможность высказыватьсвое предположение выслушать мнение других развивает мышление, интересно

Недостатки лекции-беседы

С точкизрения преподавателя С точкизрения слушателя

не всегда удается каждого вовлечь в обмен мнениями слушателя должны быть навыки общения у преподавателя (вопросы могут быть оставаться без ответа, может перерасти в дискуссию) ожидание, что спросят (напряжение) может перерасти в дискуссию, меньше объем информации

Проблемная лекция позволяет новое знание вводить через проблемность вопроса, задачи или ситуации. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. Педагог предварительно предлагает студентам подумать над рядом вопросов. Они должны быть проблемными. Ответ на них представляет самостоятельный поиск студентов в ходе изучения литературы. Опыт показывает, что подготовленный к лекции студент — это думающий, активный партнер процесса обучения, а не находящийся в потемках объект, которому «мудрый» и всезнающий педагог помогает прозреть.

Достоинства проблемной лекции

С точки зрения преподавателя С точки зрения слушателя

активное участие слушателей возможность обобщения материала самостоятельно умение выделять главное обеспечивает творческое усвоение материала и применение его на практике получение ответов на интересующие вопросы возможность узнавать разные точки зрения лучшее усвоение материала

Недостатки проблемной лекции

С точкизрения преподавателя С точкизрения слушателя

сложность формулирования проблем, вопросов слушателями необходима предварительная подготовка временные затраты на подготовку к занятиям вызывает интеллектуальные затруднения у слушателей

Лекция-дискуссия — это взаимодействие преподавателя и слушателей, свободный обмен мнениями, идеями, взглядами по исследуемому вопросу. Приемы ведения дискуссии — перекрестная дискуссия, спор — диалог и пр.

Достоинства лекции-дискуссии

С точкизренияпреподавателя С точкизренияслушателя

Активное участиеслушателей Возможность оценить работу каждого Развитие самостоятельного мышления Подключение эмоциональной сферы общения дает возможность оценить чужую точку зрения формирует собственноемнение поддержание интереса во время всей лекции дает возможность высказывать свои предположения развивает мышление позволяет систематизировать знания получение ответов на интересующие вопросы лучше усваивается материал

Недостатки лекции-дискуссии

С точкизренияпреподавателя С точкизренияслушателя

Больше времени на подготовку Малый объем информации возможен уход в сторону других проблем должен быть высокий уровень знаний необходим базовый уровень знаний, предварительная подготовка малый объем усваиваемого материала возможен неравноценный подход к обслуживанию вопросов

Лекция клиническая — по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию, клинический разбор истории болезни пациента устно или в виде короткой видеозаписи, слайдов. Изложение его должно быть кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Слушатели анализируют и обсуждают эти ситуации. Преподаватель активизирует их участие в обсуждении отдельными вопросами, представляет различные мнения, чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление, подводя к обобщению.

Достоинства клинической лекции

С точкизренияпреподавателя С точкизренияслушателя

возможность сочетать теорию и практику наглядность практическое применениезнаний более полный объем материала по теме лучшее усвоениематериала

Недостатки клинической лекции

С точкизренияпреподавателя С точкизренияслушателя

не всегда можно подобрать тематический материал Необходим базовый уровеньзнаний Узкая направленность лекции

Лекция-консультация может быть проведена в двух вариантах: «вопросы-ответы» или «вопросы-ответы-дискуссия».

Достоинства лекции-консультации

С точкизрения преподавателя С точкизренияслушателя

Систематизация знаний получение ответов на интересующие вопросы

Недостатки лекции-консультации

С точкизренияпреподавателя С точкизренияслушателя

Пассивное восприятие знаний Высокий уровень преподавателя трата времени на составление вопросов

Лекция-конференцияпроводится в двух вариантах:

1. Научно-практическое занятие с заранее поставленной проблемой и заранее подготовленными докладами длительностью 5 — 10 минут. В конце преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений слушателей, добавляя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

2. Пресс-конференция: преподаватель называет тему лекции и просит слушателей письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый слушатель должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы по их смысловому содержанию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого формируются соответствующие ответы. В завершении лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов, как отражения знаний и интереса слушателей.

Достоинства лекции-конференции

С точкизренияпреподавателя С точкизренияслушателя

участиеслушателей активизация интеллектуальной мыслительной деятельности концентрация внимания в ожидании ответов на свой вопрос выявление степени подготовленности к работе, отношение к предмету получение дополнительной информации разъяснение непонятного материала возможность повторить пройденный материал

Недостатки лекции-конференции

С точкизренияпреподавателя С точкизренияслушателя

дополнительные затраты времени на подготовку Затраты времени на подготовку Узкая направленность поднесенного материала

Лекция-визуализация — это связанное, развернутое комментирование преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающих тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у слушателей знаний, создание проблемных ситуаций, и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности. Наглядность лекций способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения слушателей в новый раздел, тему, дисциплину.

Достоинства лекции-визуализации_

С точкизренияпреподавателя С точкизренияслушателя

наглядность возможностьчтениялекциибезконспекта систематизациязнаний соединениеслуха, письма, запоминания, осмысления легче запоминать и воспроизводить результат наглядность интерес четкостьпередачиматериала легчезапоминатьматериал

Недостатки лекции-визуализации

С точкизренияпреподавателя С точкизренияслушателя

Длительная подготовка трудность в сборе наглядного материала требуется специальное техническое оснащение большойобъем, быстраясменаслайда невозможность законспектировать материал одновременно с просмотром сложность выделения главного и второстепенного

Лекция с заранее запланированными ошибкамирассчитана на стимулирование слушателей к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической орфографической). В конце лекции проводится опрос слушателей и разбор сделанных преподавателем ошибок. На разбор ошибок отводится 10-15 мин, даются правильные ответы на вопросы преподавателем, слушателями или совместно.

Достоинства лекции с ошибками_

С точкизренияпреподавателя С точкизренияслушателя

интерес, внимание повышенный эмоциональный фон стимулирующая функция Интерес воспринимать материал организует, заставляет думать

Недостатки лекции с ошибками

С точкизренияпреподавателя С точкизренияслушателя

требует больше времени на подготовку, высокого уровня владения материалом Неверное запоминание материала Должен быть базовый уровень знаний затруднение в одновременном восприятии, фиксации лекции и мышления

Лекция бинарная (лекция «вдвоем») заставляет слушателей активно включаться в мыслительный процесс, т.к. подается в форме диалога двух преподавателей. С представлением двух источников информации задача слушателей сравнить разные точки зрения и сделать выбор или выбрать свою позицию.

Применение лекции вдвоем эффективно для формирования теоретического мышления, воспитания убеждения слушателей, а также, как и в проблемной лекции, развивает умение вести диалог, слушатели учатся культуре ведения дискуссии.

Достоинства бинарной лекции

С точки зрения преподавателя С точки зрения слушателя

разнообразная лекция, переключает внимание слушателей слушатели получают наглядное представление о культуре дискуссии интереснее воспринимать материал возможность узнать новые точки зрения

Недостатки бинарной лекции

С точки зрения преподавателя С точки зрения слушателя

больше времени преподаватель тратит на подготовку, «состыковку материала» с коллегой трудности в составлении расписания преподавателей трудность выбора правильной позиции и её обоснование

Заключение

Опыт применения различных вариантов чтения лекций по судебной медицине не позволяет рекомендовать лишь один абсолютный, универсальный вид изложения материала. В тоже время показывает необходимость применения различных их видов, чередование которых регулирует сам педагог, в зависимости от целей и содержания лекционного материала.

Литература:

1. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Волошина Е.А., Зорин К.В. Педагогика в медицине: учебное пособие студентов высших медицинских учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия»,2006.-320 с.

2. Ратникова Л.И., Шип С.А.,Мисюкевич Н.Д.Теория и методика профессионального образования.//Педагогика высшей школы.-2016.-№2.-С.30-33.

3. Хохлов В.В., Андрейкин А.Б. Судебная медицина: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета.- 4-е изд., испр. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2018.-462 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.