Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ДОНЕСЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ДОНЕСЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛЕКЦИЯ / ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / INTERACTIVE LEARNING / LECTURE / LECTURE-VISUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Политов Андрей Викторович, Лещинская Софья Николаевна

В статье освещается применение педагогических инновационных технологий обучения военнослужащих, учитывая требования к компонентам учебного процесса как эффективный способ донесения информации. Лекция-визуализация является результативным методом интерактивного обучения, результат которого достигается при комплексном применении в процессе освоения учебной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE WAY TO COMMUNICATE INFORMATION THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF MILITARY PERSONNEL

The article highlights the use of pedagogical innovative technologies for training military personnel, taking into account the requirements for the components of the educational process as an effective way of conveying information. Lecture-visualization, is a productive method of interactive learning, the result of which is achieved with the integrated use in the process of learning the academic discipline.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ДОНЕСЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

¡il ¡in IJI

А.В. П0У1ИТ0В, С.H. ЛЕЩИНСКАЯ

A.V. POLITOV, S.N. LESHCHINSKAYA

ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ДОНЕСЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

EFFECTIVE WAY ТО COMMUNICATE INFORMATION

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF MILITARY PERSONNEL

Сведения об авторах: Политое Андрей Викторович - заместитель начальника Научно-исследовательского центра (по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта в ВС РФ) Военного института физической культуры, подполковник, кандидат педагогических наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: marmar82@bk.ru);

Лещинская Софья Николаевна - научный сотрудник Научно-исследовательского центра Военного института физической культуры, кандидат социологических наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: marmar82@bk.ru ).

Аннотация. В статье освещается применение педагогических инновационных технологий обучения военнослужащих, учитывая требования к компонентам учебного процесса как эффективный способ донесения информации. Лекция-визуализация является результативным методом интерактивного обучения, результат которого достигается при комплексном применении в процессе освоения учебной дисциплины.

Ключевые слова: инновационные технологии, интерактивное обучение, лекция, лекция-визуализация.

Information about the authors: Andrey Politov - Deputy head of the research center (for physical training and military-applied sports in the armed forces), Military Institute of physical culture, candidate of pedagogical Sciences, Lieutenant Colonel (St. Petersburg. E-mail: marmar82@bk.ru);

Sofya Leshchinskaya - Researcher of the Research center, Military Institute of physical culture, candidate of sociological Sciences (St. Petersburg. E-mail: marmar82@bk.ru).

Summary. The article highlights the use of pedagogical innovative technologies for training military personnel, taking into account the requirements for the components of the educational process as an effective way of conveying information. Lecture-visualization, is a productive method of interactive learning, the result of which is achieved with the integrated use in the process of learning the academic discipline.

Keywords: innovative technologies, interactive learning, lecture, lecture-visualization.

В образовательном процессе одним из оперативных способов изложения знаний для обучаемых являются инновационные технологии. Экспериментальная и инновационная деятельность в образовательной сфере осущест-

вляется с целью обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом базовых направлений социально-экономического развития страны, а также реализации приоритетных направлений государственной

политики Российской Федерации в образовательной сфере.

Инновационная деятельность - это вид деятельности, который связан непосредственно с трансформацией идей, научных исследований, разработок, т.е.

.J -u-

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

технологически новых и усовершенствованных процессов и/или способов использования и передачи информации. К одной из форм инновационной деятельности следует отнести интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Применение преподавателем в образовательном процессе презентации - это эффективный способ донесения информации, в котором наглядно представлен материал на основе современных мультимедийных средств.

Одна из ведущих форм обучения - это лекция (от лат. lectio -чтение). Появилась она в Древней Греции и получила развитие в Древнем Риме. На сегодняшний день лекция остается традиционной формой обучения и выступает в качестве основного звена курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, который обеспечивает целостность и законченность его восприятия. Лекция систематизирует основы научных знаний по дисциплине, концентрирует внимание военнослужащих на более сложных, узловых вопросах, стимулирует их активную познавательную деятельность и способствует формированию творческого мышления. Лекция - это диалогический метод обучения, в котором преподаватель путем постановки системы вопросов подводит обучающихся к освоению нового материала или проводит проверку усвоенного материала. Методы обучения военнослужащих, которые регулярно применяются на занятиях, изложены в схеме 1.

Исходя из изложенных дидактических задач, следует выделить цель лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности), она заключается в том, чтобы с помощью изложенных и поставленных вопросов активизировать у военнослужащих стремление

С* , Хзейгё

ЮГ

Ж

Ж

I

Таблица 1

Цели и задачи интерактивного обучения

Цели интерактивного обучения Решаемые задачи интерактивного обучения

Повышение эффективности образовательного процесса Регулярное использование и обновление электронных учебно-методических изданий

Увеличение мотивации к изучению дисциплины Использование современных мультимедийных средств обучения при проведении учебных занятий

Развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации Формирование электронных портфелей (кейсов) курсантов и слушателей военных вузов

Увеличение объема самостоятельной работы

к освоению знании и помочь достичь усвоения нового материала, а, следовательно, и выводов по теме. Лекция-визуализация активизирует мышление военнослужащих, развивает познавательные силы у обучаемых, создает определенные условия для оперативного управления процессом познания. Критерии успешно проведенной такой лекции указаны в схеме 2.

Современное образование в России практически невозможно представить без интерактивных и мультимедийных технологий, что позволяет изложить учебный материал в более наглядном виде. Наиболее эффективный метод интерактивного обучения достигается при комплексном применении в процессе

освоения учебной дисциплины (в сочетании с традиционными видами преподавания).

Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Помимо основных принципов преподавания наглядность занимает одно из важных мест. Наглядность как способ эффективного влияния на аудиторию имеет методический характер, и ее можно рассматривать применительно к преподавателю высшей школы. Наглядность усиливает эмоциональное воздействие материала на слушателя, способствует лучшему восприятию и усвоению знаний. Не случайно 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью

Лекция (устное изложение материала)

методы обучения 1 -1 Обсуждение

военнослужащих \ 1 (дискуссия) !-!

демонстрация

материала (презентация)

Схема 7. Методы обучения военнослужащих

ФЗЕЭ1 ш

Схема 2. Критерии проведения лекции-визуализации

зрения и только 9% - с помощью слуха. Пропускная способность зрительного анализатора в 100 раз выше, чем слухового. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, карт, схем, и т.п. Наглядность может применяться на всех этапах педагогического процесса. По линии возрастания абстрактности наглядность принято подразделять на несколько видов (см. схему 3).

Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. К. Д. Ушинский отмечал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче воспринимаются». По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.

Понятие «визуализация» значительно шире понятия «наглядность» и включает самые разнообразные способы создания органами чувств образа воспринимаемого предмета или явления. Ее результатом является не механическое копирование действительности, а конструирование перерабатываемого сознанием блока информации, получившей индивидуальную окраску. Визуализация в обучении военнослужащих может выполнять разнообразные функции, способствуя решению определенных дидактических и воспитательных задач и развитию личности. Визуализация является основой развития абстрактного мышления, без которой невозможно дальнейшее перспективное развитие учебных способностей, а тем более их перерастание в творческие способности.

Визуализированная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Преподаватель должен применить такие демонстрационные материалы и формы наглядности, которые не только дополняют словесную

информацию, но и сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления обучаемым через технические средства или вручную (слайды, пленки, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных материалов, которые должны:

- во-первых, обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

- во-вторых, создавать и разрешать проблемные ситуации;

- в-третьих, демонстрировать различные способы визуализации.

Эффективность методической системы обучения во многом зависит от используемых средств и методов обучения. Мультимедийные лекции обеспечивают более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие.

Известно, что основные функции лекции - познавательная (обучающая), развивающая, воспитательная и организующая.

Познавательная функция - выражается в обеспечении обучающихся знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения практических задач и проблем. Именно на лекциях впервые знакомят слушателей со всей системой изучаемых в вузе дисциплин и наук, помогают разобраться во всех смыслах их положений, понять противоположные точки зрения, особенности подходов разных авторов и обоснованно оценить их достоинства и недостатки. При этом весь учебный материал передается в форме живого слова путем убеждающих и побуждающих приемов и средств. В таком общении лектора с аудиторией выявляется степень понимания и усвоения

направленность на узловые вопросы

полемика, обмен мнениями, которая направлена в нужное русло (формирование преподавателем правильных выводов)

сосредоточение лекции-беседы на одной теме

постановка проблемы (создание проблемной ситуации)

способность преподавателя связать теоретическую часть с практической (приведение примеров)

возможность принять участие в дискуссии всем желающим

дискуссионное обобщение материала, выводы, заключение

материала, изложение которого дополняется, варьируется, индивидуализируется с учетом особенностей обучаемых и их реакции.

Развивающая функция лекции состоит в том, что в процессе передачи знаний она ориентирует обучаемых не на память, а на мышление, т.е. учит их думать, мыслить научно, на современном уровне. Логическое, доказательное изложение материала, стремление лектора не просто передать сведения, а доказать их истинность, привести студентов к обоснованным выводам, учит их думать, искать ответы на сложные проблемы, показывать приемы такого поиска - именно это характеризует развивающую функцию и создает условия для активации познавательной деятельности обучаемых в процессе ее восприятия.

Воспитательная функция лекции реализуется в том случае, если ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект

обучаемых, но и на их чувства и волю. Этим обеспечивается единство обучения и воспитания в ходе педагогического процесса. Читаемые лекции необходимо ориентировать на профессиональное воспитание, четко обозначая при этом пути решения той или иной практической задачи, с которыми придется столкнуться будущему специалисту.

Организующая функция лекции предусматривает, в первую очередь, управление самостоятельной работой обучаемых как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Эта функция сознательно усиливается преподавателем при чтении установочных и обзорных лекций, а также лекций по темам, за которыми следует проведение семинаров и практических занятий. Здесь лектор ориентирует обучаемых на работу с литературой, указанной в программе дисциплины, и информирует о появлении новых источников. Он обращает внимание слушателей на то, что им необходимо изучить и что с чем сопоставить.

Все вышеназванные функции успешно реализуются в ходе лекции-визуализации, поскольку слово лектора дублируется на экране часто в красочной, эмоциональной форме, сопровождается интересными, уточняющими иллюстрациями.

В методиках отмечается, что основными требованиями к современной лекции являются научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий, практикой повседневной жизни. С учетом этих требований лекция-визуализация помимо ярко выраженной наглядности должна:

а) иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

б) иметь твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;

в) иметь законченный характер освещения определенной темы, тесную связь с предыдущим материалом;

ВИД

наглядности

естественная (предметы объективной реальности)

эспериментальная (опыты, эксперименты)

объемная (макеты, фигуры и т.д.)

изобразительная (картины, фотографии, рисунки)

внутренняя (образы, создаваемые речью педагога)

символическая и графическая (карты, графики, схемы, формулы)

Схема 3. Порядок наглядности применения учебного материала

л 1М 3 ^.¡ГТО

г) быть доказательной и аргументированной, иметь четко выраженную связь с практикой;

д) обладать силой аргументации и вызывать у студентов необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;

е) находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;

ж) отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов);

з) быть доступной для восприятия данной аудиторией.

Таким образом, визуализированная лекция представляет собой систематизированную, методически обработанную устную информацию, преобразованную в визуальную форму, которая служит опорой для формирования умственных действий и понятий, понимания обучаемыми этапности их отработки. Чтение такой лекции сводится к комментированию подготовленных визуальных (или аудиовизуальных) фрагментов.

Визуализация может трактоваться как воображение или представление. Группа психологов из США начала использовать визуализацию в 1960-х годах, но в других странах она обрела популярность гораздо позже. Вы не просто думаете о каком-то предмете, человек воображает какой-либо предмет и представляет его. Так, психологи доказали эффективность техники визуализации тем, что, стоя на вершине горы в начале соревнования, лыжники представляют свой путь вниз, до финиша. Возможно, вы видели это по телевизору: спортсмен закрывает глаза, становится в стартовую позицию, делает почти незаметные движения и выглядит глубоко сконцентрированным. Таким образом, он вспоминает особенности маршрута и готовится атаковать его.

Некоторые используют технику «внутренней камеры», то есть рассматривают маршрут со своей, субъективной точки зрения. Некоторые пытаются взглянуть на себя со стороны, то есть увидеть свое выступление глазами зрителей.

Лыжники воображают самый оптимальный маршрут и самые лучшие повороты. Если у них есть внешняя камера, они могут наблюдать за своей позицией и следить за особо крутыми поворотами.

В технических видах спорта, таких, как тхэквондо, фехтование, бокс или лыжный кросс, спортсмены могут визуализировать использование различных техник. Однако у них есть общая черта: все представляют идеальное исполнение того или иного приема. Например, лыжник представляет более оптимальный маршрут.

Спортсмены могут проводить тренировки исключительно с помощью визуализации. Шведские ученые доказали силу этой техники, проведя эксперимент на двух группах спортсменов. Одна группа делала упражнения, а другая - лишь визуализировала тренировки, но при этом результаты оказались одинаковыми.

В современной педагогической работе с военнослужащими, на основе научного осмысления базовых положений педагогики, психологии, а также военной науки, наиболее значимыми являются восемь принципов их обучения:

1. Социальная обусловленность обучения.

2. Научность.

3. Практическая направленность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Наглядность.

5. Сознательность, активность и самостоятельность.

6. Доступность.

7. Последовательность изучаемого материала.

8. Индивидуальный и дифференцированный подход.

Из вышеизложенных принципов хотелось бы рассмотреть принцип наглядности обучения. Он обусловлен тем, что органы зрения позволяют обучаемому получить гораздо больше информации, чем органы слуха. При этом информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует значительного перекодирования и остается в памяти человека легко и быстро. Принцип наглядности обучения предполагает соблюдение значимых дидактических требований:

- применение средств наглядности творчески и педагогически целесообразно;

- мера или сочетание с другими формами при использовании визуальных средств в обучении;

- обеспечение высокого эстетического уровня внешнего вида средств наглядности, комплексное отражение учебного материала.

Подводя итог, следует отметить, что при применении таких средств обучения, как инновационные технологии в образовательном процессе высшей школы, подтверждена их эффективность, а мультимедийные лекции обеспечивают более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ушинский, К. Д. Русская школа / Сост., предисл., ком-мент. В. О. Гусаковой / отв. ред. O.A. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2015. С. 56-58.

2. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязин-ский. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.192 с.

3. Микрюков, В.Ю. Военная педагогика.- М.: КНОРУС, 2019. С. 89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.