Научная статья на тему 'Особенности подготовки и чтения лекций в военном вузе на основе ситуаций п ознавательного затруднения(на примере дисциплины "Информатика")'

Особенности подготовки и чтения лекций в военном вузе на основе ситуаций п ознавательного затруднения(на примере дисциплины "Информатика") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ БАРЬЕР / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАТРУДНЕНИЕ / СИТУАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ УЧЕНИЕ / ПРОБЛЕМНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ / СИСТЕМА ГРАФИЧЕСКИХ ФОРМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / LECTURE / COGNITIVE BARRIER / COGNITIVE DIFFICULTY / SITUATION OF COGNITIVE DIFFICULTY / PROBLEM TEACHING / SYSTEM OF GRAPHIC FORMS OF INFORMATION REPRESENTATION / ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ-ЗАДАНИЕ / REFERENCE SUMMARY TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голякова Валерия Александровна

На примере лекционного курса дисциплины «Информатика» раскрываются особенности подготовки и чтения лекций в военном ВУЗе на основе ситуаций познавательного затруднения. Даны авторские определения понятий «ситуация познавательного затруднения», «познавательный барьер», «познавательное затруднение». Ситуация познавательного затруднения рассматривается как элемент учебного занятия и как нематериальное средство обучения. Детально описан процесс разработки плана проведения лекционного занятия. Выявлены и проанализированы условия, обеспечивающие эффективность лекции как формы предъявления учебной информации. Разработан и представлен образец опорного конспекта-задания, как практическая реализация одного из условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREPARING AND READING LECTURES AT MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION BASED ON THE SITUATIONS OF COGNITIVE DIFFICULTY(BY THE EXAMPLE OF "INFORMATICS" SUBJECT)

On the example of the lecture course of the «Informatics» subject, the peculiarities of preparing and giving lectures in a military higher education institution on the basis of situations of cognitive difficulty are revealed. The author’s definitions of the concepts «situation of cognitive difficulty», «cognitive barrier», and «cognitive difficulty» are given. The situation of cognitive difficulty is considered as an element of the study session and as an intangible means of learning. A detailed description of the process of developing a plan for a lecture class is provided. The conditions that ensure the effectiveness of the lecture as a form of presentation of educational information are identified and analyzed. A sample reference checklist was developed and presented as a practical implementation of one of the conditions

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки и чтения лекций в военном вузе на основе ситуаций п ознавательного затруднения(на примере дисциплины "Информатика")»

DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-2-100-107

УДК 378.147 ББК 74.480.27

В.А. Голякова

(Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал, г. Челябинск, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИЙ В ВОЕННОМ ВУЗЕ НА ОСНОВЕ СИТУАЦИЙ П ОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА»)

На примере лекционного курса дисциплины «Информатика» раскрываются особенности подготовки и чтения лекций в военном ВУЗе на основе ситуаций познавательного затруднения. Даны авторские определения понятий «ситуация познавательного затруднения», «познавательный барьер», «познавательное затруднение». Ситуация познавательного затруднения рассматривается как элемент учебного занятия и как нематериальное средство обучения. Детально описан процесс разработки плана проведения лекционного занятия. Выявлены и проанализированы условия, обеспечивающие эффективность лекции как формы предъявления учебной информации. Разработан и представлен образец опорного конспекта-задания, как практическая реализация одного из условий.

Ключевые слова: лекция; познавательный барьер; познавательное затруднение; ситуация познавательного затруднения; проблемное учение; проблемное преподавание; система графических форм представления информации, опорный конспект-задание.

V.A. Golyakova

(Military Air-force research and training center "Air-Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin" (Chelyabinsk branch), Chelyabinsk, Russia)

FEATURES OF PREPARING AND READING LECTURES AT MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION BASED ON THE SITUATIONS OF COGNITIVE DIFFICULTY (BY THE EXAMPLE OF «INFORMATICS» SUBJECT)

On the example of the lecture course of the «Informatics» subject, the peculiarities

to of preparing and giving lectures in a military higher education institution on the basis of

CQ

g situations of cognitive difficulty are revealed. The author's definitions of the concepts «situation

§ of cognitive difficulty», «cognitive barrier», and «cognitive difficulty» are given. The situation

^ of cognitive difficulty is considered as an element of the study session and as an intangible

QQ means of learning. A detailed description of the process of developing a plan for a lecture

class is provided. The conditions that ensure the effectiveness of the lecture as a form of presentation of educational information are identified and analyzed. A sample reference checklist was developed and presented as a practical implementation of one of the conditions.

Key words: lecture; cognitive barrier; cognitive difficulty; situation of cognitive difficulty; problem teaching; problem teaching; system of graphic forms of information representation, reference summary task.

Лекция является традиционной и одной из ведущих форм организации военно-педагогического процесса, выступает в качестве способа управления учебно-познавательной деятельностью курсантов в процессе усвоения содержания теоретического обучения.

В лекциях раскрываются фундаментальные теоретические основы учебной дисциплины в систематизированном и структурированном виде, что определяет ее методологическую ценность, поэтому именно с лекций начинается изучение новой дисциплины, раздела, темы [7].

Целями дисциплины «Информатики» как учебной дисциплины математического и естественнонаучного цикла в военном ВУЗе являются: 1) расширение и систематизация знаний в сфере ИТ;

2) формирование научного понимания информации и информационных процессов, изучение методов их реализации;

3) обеспечение изучения специальных и профессиональных дисциплин с использованием информационных технологий.

Изучение информатики в военном ВУЗе достигает цели, если военный специалист способен эффективно использовать средства вычислительной техники в своей профессиональной деятельности.

Дидактическая задача лекционного курса состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся систему знаний о предмете изучаемой дисциплины. «Аппаратное обеспечение (АО) средств вычислительной техники (ВТ)»; «Программное обеспечение (ПО) средств вычислительной техники»; «Средства взаимодействия АО и ПО»; «Средства взаимодействия человека с АО и ПО» составляют предмет дисциплины «Информатика».

Согласно А. Вербицкому, выделяют вводные, обзорные, информационные

(классические), проблемные лекции, лекции-визуализации, лекции с заранее запланированными ошибками, лекции-пресс-конференции [8].

Лекционный курс по дисциплине «Информатика» состоит из 19 лекций, разбитых по трем разделам: «Раздел 1. Основы информатики» (6 лекций по 2 темам), «Раздел 2. Информационные технологии» (8 лекций по 5 темам), «Раздел 3. Технология программирования» (5 лекций по 3 темам). При этом первая лекция носит вводный характер, а все остальные являются комбинацией проблемной, классической лекций, лекции-диалога и лекции-визуализации: в зависимости от содержания определенного пункта плана отдается предпочтению тому или иному виду лекции.

Во вводной лекции необходимо сформулировать цели и задачи изучаемой дисциплины, показать ее место и роль в общей системе подготовки специалиста, показать предмет и метод дисциплины. Кроме этого, во вводной лекции следует дать общую характеристику курса, раскрыть его объем, наличие зачетов, заданий по курсу [3].

Подготовка к лекции начинается с разработки плана проведения занятия, который, в свою очередь, определяет алгоритм подготовки преподавателя. План проведения лекционного занятия имеет следующую структуру:

- вид, номер и тема занятия по учебно-тематическому плану;

- учебные и воспитательные цели.

Например:

Вид, номер и тема занятия: Занятие 1. Лекция №1. Информация и ее свойства.

Учебные и воспитательные цели. 1. Изучить основные понятия, связанные с информацией, данными и информа-

I

<D I

5

Œ

0

1 .0

<D I— ГО

m го

J

го >

<D m

0

1

о о

> m

0

1 I

<D О m

® го ^ 5 К О.

s о

и

J

о

<D Œ <U

Ф о.

° ГО

о ТО

о S

ционными ресурсами. 2. Рассмотреть использование вычислительной техники в военном деле. 3. Пояснить значение информатики для профессиональной компетентности военного специалиста. 4. Формировать способность к восприятию, анализу, критическому осмыслению, систематизации и синтезу информации, полученной из разных источников, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения. 5. Формировать способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.

- материальное обеспечение, например: 1) учебно-наглядные пособия: презентация лекции; 2) технические средства: мультимедиакомплекс;

- контрольные вопросы по теме занятия (формулируются, исходя из учебных вопросов лекции и ключевых учебных элементов);

- задание на самостоятельную подготовку.

Далее в виде таблицы отображается основное содержание лекционного занятия, разбитое на три части: вводную, основную и заключительную. Такая структура правильно отражает накопленный опыт, придает лекции стройность и доступность.

Вводная часть включает в себя:

- проверку наличия личного состава;

- сообщение темы, целей, вида занятия, времени и учебных вопросов.

Учебные вопросы (задания) разрабатываются на основе учебной программы дисциплины и составляют основную часть. В логической последовательности дедуктивным или индуктивным методом раскрывается сущность понятий, которые подтверждаются практическими и/или профессиональными примерами. Для повышения эргономичности восприятия учебной информации учебные вопросы иногда подразделяют дополнительно на 2-4 подвопроса.

В состав заключительной части входят:

- задание на самоподготовку;

- подведение итогов занятия, ответы на возникшие вопросы.

В соответствии с каждым этапом проведения занятия в таблице указываются методы, средства и приемы, применяемые на данном этапе, а также время, отведенное на этап.

Пример отображения организационной структуры и содержания лекционного занятия представлен в табл. 1 «Организационная структура и содержание лекции №1. Информация и ее свойства».

Таблица 1. Организационная структура и содержание лекции №1. Информация и ее свойства

го ш

о ^

и; с; о

< т

Основное содержание занятия Время, методы, приемы, средства и т.д.

I. Вводная часть 5 минут

Проверка наличия личного состава 2 минуты, построение, прием доклада

Доведение темы, целей, вида занятия, времени и учебных вопросов 3 минуты, объяснение (слайды 1-6)

II. Основная часть 80 минут

Учебные вопросы (задания): 80 минут

1. Информация и данные 25 минут, презентация лекции, мультимедиакомплекс, слайды 7-34

2. Информация и общество 15 минут, презентация лекции, мультимедиакомплекс, слайды 35-47

3. Информационные ресурсы 15 минут, презентация лекции, мультимедиакомплекс, слайды 48-56

4. Использование вычислительной техники в военном деле 15 минут, презентация лекции, мультимедиакомплекс, слайды 57-62

Основное содержание занятия Время, методы, приемы, средства и т.д.

5. Информатика - предмет и задачи 10 минут, презентация лекции, мультимедиаком-плекс, слайды 63-66

III. Заключительная часть 5 минут

Задание на самоподготовку 2 минуты, объяснение, слайд 67, 68

Подведение итогов занятия, ответы на возникшие вопросы 3 минуты, выставление оценок за работу на лекции, беседа, дискуссия

Последним пунктом плана проведения лекционного занятия являются «Предложения преподавателя по совершенствованию содержания и методики проведения занятия».

Для решения дидактических задач, достижения целей учебной дисциплины и конкретного учебного занятия (лекции), повышения эффективности и результативности усвоения системы знаний на всем протяжении лекционного занятия:

1) лектор создает систему проблемных ситуаций, акцентуализирует внимание обучающихся не только на усваиваемых результатах научного познания, но и на самом пути процесса получения этих результатов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) курсанты усваивают знания и способы действий, формируя и совершенствуя при этом способы учебно-познавательной деятельности.

Благодаря этому достигается активизация учебно-познавательной деятельности курсантов, основывающаяся на поиске способов преодоления познавательных барьеров и разрешения ситуаций познавательного затруднения. В свою очередь, процесс преподавания, в частности чтения лекций, и учения приобретают проблемный характер, превращаясь в проблемное преподавание и проблемное учение.

Ситуация познавательного затруднения рассматривается нами как элемент учебного занятия и как нематериальное средство обучения.

Под ситуацией познавательного затруднения как элемента учебного заня-

тия мы понимаем момент осуществления взаимодействия субъекта с объектом учения, включающий в себя проблемную ситуацию, смоделированную преподавателем и познавательное затруднение, отражающее психологическое состояние курсанта в процессе преодоления познавательного барьера (психолого-педагогический феномен), являющегося ядром проблемной ситуации [2].

Познавательный барьер - структурный элемент проблемной ситуации, препятствующий: 1) пониманию; 2) осознанному усвоению; 3) воспроизведению; 4) продуктивному применению и 5) установлению сущностных связей между изучаемыми объектами и явлениями, являющийся причиной познавательного затруднения обучающегося.

В то же время ситуация познавательного затруднения - нематериальное средство обучения, являющееся результатом педагогического проектирования преподавателем учебной деятельности обучающихся по усвоению, практическому применению системы знаний, способов умственной и практической деятельности.

Основой проектирования системы ситуаций познавательного затруднения выступают ведущие идеи проблемного обучения М.И. Махмутова, А.М. Ма-тюшкина, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера [6; 5; 4].

Основными требованиями к проведению лекций являются: наглядность, доступность восприятия материала, научность, доказательность, практическая и профессиональная направленность, интерактивность обучения и высокая культура общения преподавателя с курсантами [7].

I

I

0

1 .0

<и н го ш го

го >

<и ш

0

1

о о

> со

0

1 I

<и о ш

® го ^ 5 К О.

^ о

и

о

<и ф

Ф О. о ТО

О -Ъ

Также нами выявлены условия, обеспечивающие эффективность лекции как одной из форм предъявления учебной информации в военном ВУЗе: применение методов проблемного и интерактивного обучения, активное использование мультимедийных средств (табл. 2); осознанное усвоение обучающимися учебного материала благодаря применению системы графических форм представления информации [1].

Учение на основе системы графических форм представления информации подразумевает овладение курсан-

тами способами: 1) структурирования; 2) «свертывания-развертывания» содержания учебной информации; 3) графического представления ее структуры в виде опорных конспектов; работы с опорными конспектами-заданиями, разработанными преподавателем для систематизации и закрепления учебного материала во время самостоятельной работы над темой. В качества образца на рис. 1 представлен опорный конспект-задание по лекции №1 «Информация и ее свойства» дисциплины «Информатика».

то ш

о ^

к ц

о

< т

Рис. 1. Опорный конспект-задание по лекции №1 «Информация и ее свойства»

дисциплины «Информатика»

Таким образом, в ходе проведение лекционного занятия преподаватель может повысить результативность усвоения учебного материала за счет активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся благодаря последовательному моделированию системы проблемных ситуаций, ключевым элементом которых является познавательный барьер.

Столкнувшись с познавательным барьером, обучающийся испытывает познавательное затруднение. Поиск путей разрешения ситуаций познавательного

затруднения способствует формированию и совершенствованию способ учебно-познавательной деятельности.

Условиями, обеспечивающими эффективность лекции как одной из форм предъявления учебной информации в военном ВУЗе являются: применение методов проблемного и интерактивного обучения, активное использование мультимедийных средств; осознанное усвоение обучающимися учебного материала благодаря применению системы графических форм представления информации.

Таблица 2. Условия, обеспечивающие эффективность лещин как формы предъявления учебной информации

Применение методов проблемного и интерактивного обучения с активным использованием мультимедийных средств

1. Проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме (проблемная лекция) 2. Проблемно-диалогическое изложение учебного материала (лекция-диалог) 3. Лекция-визуализация

Действия преподавателя Действия курсанта Действия преподавателя Действия курсанта Действия преподавателя Действия курсанта

Ставит проблемные вопросы и в процессе изложения учебного материала раскрывает ответы на них Мыслительно включается в процесс поиска ответа на поставленный на вопрос 1) Совместно с курсантами осуществляет постановку учебной проблемы; 2) управляя познавательной деятельностью и активностью курсантов, побуждает и логически «подводит» их к решению проблемы По стано в ку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляет в ходе специально организованного преподавателем диалога Демонстрирует с развёрнутыми комментариями визуальную информацию, имеющую различный характер: -фундаментальная; - базовая; - практико-ориентированная; профессионально-ориентированная (прикладная); - прогрессивная (последние достижения науки, техники и информационных технологий). Осуществляет переход в среду изучаемой прикладной программы или среду программирования, позволяющий демонстрировать типовые приемы обработки числовой, текстовой и графической информации. Повышает доступность учебной информации за счет уменьшения степени ее абстракции (визуализация процессов). Фиксирует в тетради визуальных образов с целью систематизации и структурирования полученной учебной информации, генерация вопросов и поиска решений

Организуется взаимодействие курсантов между собой, с преподавателем и информационно-образовательной среды, что определяет интерактивность процесса обучения

Особенности подготовки и чтения лекций в военном вузе на основе ситуаций познавательного затруднения (на примере дисциплины «Информатика»)

Библиографический список:

1. Годлевская Е.В. Дидактический потенциал системы графических форм представления информации в процессе профессионального обучения: монография. - Челябинск: ЧГАА, 2014. - 202 с.

2. Гребенкин Д.Ю. Учебные затруднения как феномен структуры моти-вационных компонентов личности учащихся: дисс. ... канд. психол. наук. - Ижевск, 2006.

3. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: метод. пособие. - М.: Высш шк., 2018. - 191 с.

4. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского; [И.Я. Лернер, Л.Я. Зорина, Г.И. Батурина и др.]. - М.: Педагогика, 1978. -208 с.

5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2015 - 210 с.

6. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - 367 с.

7. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы: учеб. пособие. - Орел: Академия Спецсвязи России, 2016. - 317 с.

8. Профессиональная педагогика: учебник для студентов педвузов / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова.-М.: Асс. «Профобразование», 2010. -340 с.

Поступила 18.04.2019

Об авторе:

Голякова Валерия Александровна, преподаватель 6 кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (филиал г. Челябинск, Россия), [email protected]

Для цитирования: Голякова В.А. Особенности подготовки и чтения лекций в военном вузе на основе ситуаций познавательного затруднения (на примере дисциплины «Информатика») // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. -Т. 11. - № 2. С. 100-107. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-2-100-107

References:

1. Obraztsov P.I. Didactics of the Higher Military School: Study Guide. - Orel, Academy of Special Communications of Russia, 2016. - 317 p. [in Russian]

2. Grebenkin D.Yu. Learning difficulties as a phenomenon of the structure of the motivational components of the students' personality: Dis. ... kand. psikhol. nauk. -Izhevsk, 2006. [in Russian]

3. Dolzhenko O.V. Modern methods and technologies of education in a technical university: Methodological. - Moscow: Vysshaya shkola, 2018. - 191 p. [in Russian]

4. The quality of students' knowledge and ways to improve it. - Moscow, Pedagogika, 1978. -208 p. [in Russian]

§ 5. Matyushkin A.M. Problematic situations in thinking and. - Moscow: Directmedia Publishing, 2015. - 210 p. [in Russian] 6. Makhmutov M.I. Problem-based learning: the main questions of the. - Moscow: m Pedagogika, 1975. - 367 p. [in Russian]

CO

7. Godlevskaya E.V. The didactic potential of the system of graphic forms of presenting information in the process of vocational training: monograph [The didactic potential of the system of graphic forms of presenting information in the process of vocational training: a monograph]. Mechanics of Agriculture of the Russian Federation, Department of Science and Technology Policy and Education, Federal State. budget educational institution of higher. prof. Education Chelyabinsk State. agro engineering engineer. -Chelyabinsk, ChGAA, 2014. - 202 p.

8. Professional Pedagogy. Textbook for students of pedagogical Universities. - Moscow: Profobrazovanie, 2010. - 340 p. [in Russian]

About the author:

Golyakova Valeriya Aleksandrovna, Lecturer, Department of Mathematics and Natural Sciences , Military air force research and training center «Air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin» (Chelyabinsk branch), Chelyabinsk, Russia, [email protected]

For citation: Golyakova V.A. Features of preparing and reading lectures at military higher education institution based on the situations of cognitive difficulty (by the example of «Informatics» subject) // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - | Vol. 11. - No. 2. P. 100-107. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-2-100-107 «

5

Œ I—

TO n o

o x .0

<D I— TO

m ro

J

ro >

<D CO О X

о о

> m

о x x <D О CG

J ГО ^ 5 К Œ

s о

и

m s

fe ¡2

о

н а>

Б О.

о <u

je 2

<и о.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

° го

о ТО

о s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.