Научная статья на тему 'Лекция-визуализация как активная форма обучения студентов'

Лекция-визуализация как активная форма обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1480
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ / LECTURE / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE AND INTERACTIVE FORMS OF TEACHING / ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / LECTURE WITH VISUAL REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ощепкова Ольга Владимировна

В статье характеризуются отличительные особенности лекции как активной формы обучения, раскрываются методические аспекты проведения лекции-визуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LECTURE WITH VISUAL REPRESENTATION AS ACTIVE TEACHING FORM

In this article the peculiarities of lecture as active teaching form is analyzed. The methodological aspects of lecture with visual representation and another visual means are examined.

Текст научной работы на тему «Лекция-визуализация как активная форма обучения студентов»

• привлечение средств на развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений за счет подготовки специалистов для иностранных государств и получения грантов международных организаций и фондов11.

I Самарин В. А., Шуманский И. И., Ермолаев Д. Е. Формирование патриотического сознания как один из важнейших факторов единения нации. Совершенствование системы патриотического воспитания работников УИС. - СПб., 2012.

Лучинский Н. Ф. Основы тюремного дела // Тюремный вестник. - СПб., 1904.

3 Там же.

4 Там же.

5 Обзор преобразований по тюремной части при новых законодательных установлениях (1906-1912) // Тюремный вестник. - 1912. - № 10.

6 Детков М. Г. Уголовно-исполнительное право России: учеб. пособие / М. Г. Детков, Е. Н. Казакова. - М.: РИОР, 2007.

7 Детков М. Отряд осужденных как основное звено в структуре исправительного учреждения // Преступление и наказание. - 2003. - № 11.

8 Варушкин А. А. Основные этапы развития профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2010. - № 4.

9 Там же.

10 Фурсов Н. С. Организационно-правовые меры повышения эффективности первоначальной подготовки сотрудников УИС Минюста России // Состояние, тенденции и перспективы развития уголовно-исполнительной системы: материалы научно-практической конференции, 4 октября 2004 г. - Липецк: ЛФ ВЮИ МЮ РФ, 2004.

II Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.

12 Учебно-методические материалы для категорий повышения квалификации «Специалисты финансово-экономических служб» / сост: И. В. Разумова, Л. М. Видягина, Н. Н. Пересторонина. - 4-изд. - Киров: Кировский филиал Академии ФСИН России, 2010.

УДК 378

ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

© 2014 О. В. Ощепкова

Аннотация. В статье характеризуются отличительные особенности лекции как активной формы обучения, раскрываются методические аспекты проведения лекции-визуализации.

Ключевые слова : лекция, активные и интерактивные формы обучения, лекция-визуализация.

LECTURE WITH VISUAL REPRESENTATION AS ACTIVE TEACHING FORM

© 2014 О. Оshepkova

Summary. In this article the peculiarities of lecture as active teaching form is analyzed. The methodological aspects of lecture with visual representation and another visual means are examined.

Keywords. ■ lecture, active and interactive forms of teaching, lecture with visual representation.

Лекция издавна является одной из основных форм вузовского обучения. Она зародилась в средневековом университете как форма обучения, предполагающая чтение (в дословном переводе слово «лекция» - «чтение») преподавателем умной книги с комментариями сложных и непонятных мест. И вплоть до недавнего времени традиционная лекционно-семинарская система вузовского обучения сохраняла схожие черты. лекционная форма предполагает последовательное, систематическое изложение наиболее трудного или объемного учебного материала в виде монолога преподавателя. При этом лектор должен проанализировать возможные точки зрения и позиции ученых по дискуссионным вопросам рассматриваемой темы и обосновать собственную трактовку преподносимой слушателям информации.

Как любое долго живущее явление, лекционная форма обучения имеет достаточно много положительных черт. Главная из них - экономичность, поскольку это действительно самый экономный способ сообщения большому количеству обучаемых значительного объема информации. Гипотетически, один чeлoвек-лeктoр мoжет трaнслирoвaть инфoрмaцию та любoе, сшль угодш бoльшoе, числo слушaтeлeй.

Из перечня негативных черт нужно отметить отсутствие обратной связи на лекционном занятии, средний уровень сложности освещаемой преподавателем информации, а в качестве наи-

более серьезного - пассивность воспринимающих информацию, когда, казалось бы, интересный, логично выстроенный материал не вызывает должного отклика у студентов; они в лучшем случае занимаются на лекции своими делами или спят, в худшем - шумят, отвлекаются. В таких ситуациях обычно считается, что виноват преподаватель: не сумел заинтересовать аудиторию, был недостаточно эмоционален, не хватило энергетики, чтобы удержать внимание слушателей.

Однако если рассмотреть процесс восприятия лекции обучаемым, то он представляет собой следующее: информация, поступая через воспринимающие каналы в мозг, в сознании человека анализируется, а затем снова материализуется в виде конспекта лекции. Конспект лекции представляет собой сжатое изложение самой сути рассматриваемых на лекции вопросов и, понятно, требует достаточно большого умственного напряжения одних и тех же участков коры больших полушарий головного мозга. Вполне естественно, что умственное напряжение не может оставаться долго на одном и том же уровне и, как следствие, снижается. Результатом этого и является равнодушие и незаинтересованность студенческой аудитории (особенно если в расписании занятий стоит 3 лекции подряд).

С приходом в нашу жизнь ФГОС третьего поколения ситуация начала кардинально меняться. Социальный заказ общества потребовал от образовательных структур системы высшего образования формировать компетентных, творческих специалистов, совмещающих в себе знания, умения осуществления профессиональной деятельности, обладающих сформированной совокупностью личностных профессиональных качеств и мотивированных на результаты и достижения в выбранной профессиональной области. Поэтому необходимо так строить процесс познания, чтобы его эффективность напрямую коррелировала с познавательной активностью обучаемого.

Изменение в парадигме образования повлекло за собой и изменения в формах проведения занятий в вузе. Сегодня в учебный процесс усиленно внедряются активные и интерактивные формы обучения. Как указывается во ФГОС ВПО третьего поколения, «в учебном процессе они (интерактивные формы) должны составлять не менее 30 % аудиторных занятий». В чем же состоит отличие активных и интерактивных форм занятий?

Отличительные особенности активных форм обучения следующие1:

- целенаправленная активизация мышления, когда студент вынужден быть активным независимо от его желания;

- достаточно длительное время активности обучаемых (в течение всего занятия);

- самостоятельная творческая выработка решений, повышающих степень мотивации и эмоциональности обучаемых;

- взаимодействие обучаемых строится преподавателем посредством прямых и обратных связей.

Если в ходе традиционной академической лекции педагог транслирует определенную информацию, и при этой трансляции осуществляется одностороннее воздействие преподавателя на студентов (отсюда и главный ее недостаток - пассивность слушателей), то при активной форме занятий главным становится наличие активной обратной связи между преподавателем и обучаемыми.

Интерактивные же методы и формы обучения предполагают не только наличие активной обратной связи между преподавателем и обучаемыми, но и организацию взаимодействия студентов между собой. «Взаимодействие преобладает над воздействием»2. Меняются, следовательно, и функции преподавателя - из «транслятора» он становится организатором, помощником-фасилитатором, создателем условий для инициативы учащихся. Интерактивные формы предполагают коллективное сообучение, причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Таким образом, говоря об интерактивных формах и методах обучения, имеют в виду, прежде всего, степень активности обучаемых.

Кроме того, понятие «интерактивные методы и формы обучения» акцентирует и другой аспект: это понятие часто применяется в тех случаях, когда в процессе обучения используются ресурсы Интернета, электронные учебники и справочники, режим on-line.

Таким образом, понятно, что говоря о лекции, мы относим ее к активным, а не к интерактивным формам обучения в том смысле, что на лекции мало применима организация взаимодействия обучаемых между собой (коллективное обучение в малых группах легче организовать

на семинарских и практических занятиях). Понятие же «интерактивная лекция» акцентирует наше восприятие на применении в ходе лекции информационных компьютерных технологий.

В дидактике высшей школы выделяют следующие виды активных лекций (А.М. Смолкин3): проблемная лекция; лекция вдвоем; лекция с заранее запланированными ошибками; лекция - пресс-конференция и др.

Активная форма проведения лекции позволяет решить одновременно три учебно-организационные задачи:

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

Остановимся на методике организации и проведения лекции-визуализации.

Лекция-визуализация на новом качественном уровне реализует принцип наглядности.

Задействуя совместно со слуховым и зрительный канал получения информации, наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникнуть в суть изучаемых явлений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека (Е. Ю. Артемьева, В. И. Якиманская и др.).

При восприятии зрительного ряда, сопровождающего предъявление информации в ходе лекции-визуализации, происходит перестраивание вербальной (устной и письменной) информации в визуальную форму, что помогает в ходе восприятия систематизировать ее и выделить узловые, ключевые элементы содержания обучения. Созданный в представлении обучаемых наглядный образ впоследствии может быть развернут и перекодирован в вербальную форму; может служить опорой для мыслительных и практических действий. Это создает предпосылки развития профессионального мышления студентов, учит структурировать информацию, выделять главное, квалифицированно работать со схемами и таблицами.

В новом аспекте предстает и принцип доступности: изучение основ наук связано с абстрагированием теоретической информации (понятия, процессы, явления), и представлением ее в виде схем и таблиц. Абстрактная форма мышления является одной из самых сложных, и возможность придания абстрактному материалу наглядного характера позволяет во многом преодолеть эту сложность.

Как известно, «запускает» процесс мышления проблемная ситуация, поэтому реализация принципа проблемности - одно из основных условий использования любой активной формы обучения. Наглядная информация в любом виде содержит элементы проблем-ности, разрешение последней происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, то есть с включением активной мыслительной деятельности. Отсюда вытекают определенные требования к применяемым на лекции-визуализации формам наглядности. Требования эти следующие.

1. Зрительный ряд должен не только дополнять словесную информацию, но и сам являться носителем информации; чтение лекции в этом случае предстает как комментирование предъявляемого визуального ряда.

2. Желательно использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические. Это может быть комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, графика, чертежи, сочетание словесной и наглядной информации.

3. При предъявлении визуального ряда важно соблюдать четкую логику, определенный ритм подачи материала и его дозировку. При этом при переходе от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является и преимуществом, так как позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.

4. Визуальные материалы должны учитывать психофизиологические и возрастные особенности, а также уровень знаний обучаемых, поскольку зрительный ряд должен быть новым, ярким, привлекающим внимание и тем самым мотивирующим на изучение той или иной изучаемой дисциплины.

Соответственно, такие высокие требования к визуальным материалам влекут за собой объемную по времени предварительную подготовку преподавателя к лекции. Подготовка лекции-визуализации состоит в том, чтобы создать режиссуру лекции, изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). В этой работе можно задействовать и обучающихся, поставив их в положение не только воспринимающих, но и «создающих информацию». С этой целью преподаватель может дать задание слушателям подготовить наглядные материалы по лекции, определив их количество и способы представления информации.

Охарактеризуем этапы проведения лекции-визуализации.

1 этап заключается в создании положительной психологической установки на новую форму освоения материала. С целью мотивирования студентов и стимулирования их внимания с последующей активизацией познавательной деятельности либо приводится интересная ситуация, факт, интригующий обучаемых и предполагающий несколько вариантов решения, либо задается мотивирующий вопрос. Одно из возможных решений этой ситуации демонстрируется в форме материалов визуализации.

2 этап - последовательное изложение материала лекции в виде сформулированных вопросов темы. При этом вопросы следует излагать последовательно, друг за другом, формулировка вопросов транслируется на слайдах презентации, а в процессе развертывания информации применяются другие формы наглядности, отражающие основное содержание лекционного материала. Следует отметить, что лектор может делать паузы во время комментирования визуально предъявляемой информации для того, чтобы студенты могли осмыслить и записать ключевые моменты темы. Тем самым преподавателем контролируется осмысление обучаемыми основных дидактических единиц лекции. Заканчивая изложение каждого вопроса, возможно обращение к аудитории с предложением разрешить проблемную ситуацию, представленную в видеоматериалах лекции и направленную на развитие у слушателей способностей преобразования устной и письменной информации в визуальную форму и ее обратного раскодирования.

3 этап - заключительный, связан с подведением основных итогов лекции. Преподаватель может напомнить основные вопросы темы, еще раз воспроизведя их с помощью слайдов презентации. Возможно, если позволяет аудитория, подведение итогов в виде фронтальной беседы и ответов на ключевые вопросы темы.

Таким образом, лекция-визуализация является мотивирующим механизмом, направленным на интенсификацию познавательного интереса и познавательной активности студентов. Такая лекция дает своеобразную опору для мышления, развивает умения работы с информацией, служит основанием для дальнейшей самообразовательной деятельности обучаемых, - все это является способом повышения не только интеллектуального, но и профессионального потенциала обучаемых, средством достижения целей образования - формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.

1 Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т. Г. Мухина. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. - С. 15.

2 Там же. С. 17.

3 http://nsportal.ru/npo-spo/zdravookhranenie/library/aktivnye-i-interaktivnye-formy-obucheniya-studentov-matematike.

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА УИС В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2014 С. С. Пиюкова

Аннотация. Обосновывается необходимость формирования духовно-нравственных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы как одного из элементов их профессиональной компетентности. Рассматриваются традиционные подходы к формированию духовно-нравствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.