Научная статья на тему 'Методика проведения лекции-пресс-конференции и лекции с запланированными ошибками'

Методика проведения лекции-пресс-конференции и лекции с запланированными ошибками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1669
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ / LECTURE / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE FORMS OF TEACHING / ЛЕКЦИЯ-ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ / LECTURE-PRESS CONFERENCES AND LECTURE WITH PLANNED MISTAKES / ЛЕКЦИЯ С ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ ОШИБКАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ощепкова Ольга Владимировна

В статье раскрываются методические аспекты проведения таких активных форм лекций, как пресс-конференция и с запланированными ошибками, характеризуются основные этапы, функции, вскрываются положительные и отрицательные стороны их проведения, основные трудности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF CONDUCTING LECTURES-PRESS CONFERENCES AND LECTURES WITH PLANNED MISTAKES

In the article the methodological aspects of conducting lectures with using of active methods: lectures-press conferences and lectures with planned mistakes are revealed. Themain stages and functions are characterized, pros and cons of their conducting are discovered as well as main difficulties.

Текст научной работы на тему «Методика проведения лекции-пресс-конференции и лекции с запланированными ошибками»

6. Для оперативного реагирования на вопросы наставников и обмена опытом на сайте ФСИН России открыть рубрику «Наставник».

7. В целях популяризации института наставничества и поднятия престижа звания «наставник» учредить и ежегодно проводить всероссийский конкурс профессионального мастерства и служебного долга «Лучший наставник УИС России».

Приказ ФСИН РФ от 28.12.2010 № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы»,

2 Зотов М. Д., Зотова И. В. Наставничество как форма профессионального развития государственных служащих // Круглый стол: «Актуальные вопросы государственного управления». - Ломоносов, 2009.

3 Соснина В. Н, Особенности социально-психологической адаптации сотрудников к службе в уголовно-исполнительной системе // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 1. - С, 143.

А Остапенко П. И. Приоритетные направления кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы // Политема-ти чес кий сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2012. — № 80. — С. 658-669.

5 Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 21,12.2013) «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 42. — Ст. 4109.

f' Приказ ФСИН России от 19.05,2006 № 245 (ред. от 13.10.2009) «Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.06,2006 №7917).

' Инструкция о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы / Приложение 1 к приказу от 6 июня 2005 г. № 76 (в ред. приказов Минюста России от 29.07.2008 № 156, от 12.12.2013 № 226).

8 Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года».

4 Приказ ФСИН России от 11.01,2012 № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2012. - № 4.

1(1 См.: Нурбаев М. С. Институт наставничества как составляющая работы с кадрами в уголовно-исполнительной системе (Аналитический обзор с предложениями). - М.: НИИ ФСИН России, 2014.

11 [Электронный ресурс] URL: 1шр://фсин.рф/; http://ufsm.eom/topic/3610/, http://www.ufein.omsk.ru/about/info/ (дата обращения 15.08, 2014).

Приказ ФСИН России от 25.04.2011. № 252 «О нагрудных знаках Федеральной службы исполнения наказаний» (в ред. приказа ФСИН России от 15.11.2012 № 533).

УДК 378

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ-ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ И ЛЕКЦИИ С ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ ОШИБКАМИ

© 2014 О. В. Ощепкова

Аннотация. В статье раскрываются методические аспекты проведения таких активных форм лекций, как пресс-конференция и с запланированными ошибками, характеризуются основные этапы, функции, вскрываются положительные и отрицательные стороны их проведения, основные трудности.

Ключевые слова: лекция, активные формы обучения, лекция-пресс-конференция, лекция с запланированными ошибками,

METHODS OF CONDUCTING LECTURES-PRESS CONFERENCES AND LECTURES WITH PLANNED MISTAKES

© 2014 O. Oshchepkova

Summary. In the article the methodological aspects of conducting lectures with using of active methods: lectures-press conferences and lectures with planned mistakes are revealed. The

main stages and functions are characterized, pros and cons of their conducting are discovered as well as main difficulties.

Keywords: lecture, active forms of teaching, lecture-press conferences and lecture with planned mistakes.

Одной из основных форм вузовского обучения является лекция. Зародившись ещё в Средневековье, лекция в своём традиционном виде предполагает последовательное, систематическое изложение наиболее трудного или объемного учебного материала в виде монолога преподавателя. При этом лектор должен проанализировать возможные точки зрения и позиции ученых по дискуссионным вопросам темы и обосновать собственную трактовку преподносимой слушателям информации.

Безусловно, традиционная лекция имеет много положительных черт, главной из которых является её экономичность, поскольку это действительно самый экономный способ сообщения большому количеству обучаемых значительного объема информации. К негативным чертам относят отсутствие обратной связи с аудиторией, средний уровень сложности освещаемой преподавателем информации, пассивность воспринимающих информацию.

Альтернативой традиционной лекции, снижающей эти негативные моменты, могут быть лекции, предполагающие активное включение обучаемых в учебный процесс путем задействования преподавателем прямых и обратных связей между лектором и обучаемыми, В дидактике высшей школы выделяют следующие виды активных лекций (А. М. Смолкин ): проблемная лекция; лекция вдвоем; лекция с заранее запланированными ошибками; лекция-пресс-конференция, лекция-визуализация и др.

Остановимся на методике организации и проведения лекции-пресс-конференции и лекции с запланированными ошибками.

Лекция-пресс-конференция по своей форме напоминает пресс-конференцию, но отличается тем, что вопросы по объявленной теме лекции слушателями формулируются письменно и передаются преподавателю. На это отводится не более 2-5 минут учебного времени, за которые обучаемые должны сформулировать интересующие их вопросы, написать их на бумаге и передать педагогу. Задача лектора - в течение последующих 3— 5 минут рассортировать вопросы по их смысловому содержанию и далее излагать материал в виде связного раскрытия темы, включая ответы на поставленные вопросы.

Понятно, что активность обучаемых на таком лекционном занятии достигается за счет адресного информирования каждого студента лично: ожидание ответа на свой вопрос обостряет восприятие, концентрирует внимание обучаемого и стимулирует учебную мотивацию.

В завершение лекции-пресс-конференции преподаватель проводит анализ и оценку тех вопросов, которые были заданы студентами, поскольку именно умение сформулировать вопрос является отражением, во-первых, грамотности обучаемых, во-вторых, критерием их уровня знаний и, в-третьих, показателем степени включённости слушателей в содержание учебной дисциплины и их заинтересованности.

Заключительный этап анализа и опенки вопросов, заданных студентами, является очень важным, поскольку личностное профессиональное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответам на них оказывает на студентов воспитательное воздействие. Именно вопросы (особенно проблемного характера) будят мышление, будоражат воображение и заставляют думать, искать и реализовывать творческий потенциал человека. Опыт участия в лекции-пресс-конференции позволяет преподавателю и слу-

шателям отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции человека, задавшего вопрос.

Вопросы, задаваемые студентами преподавателю, являясь показателем уровня знаний и направленности аудитории, позволяют лектору составить достаточно точное представление о знанисвом уровне слушательской аудитории, выявить круг интересов и потребностей обучаемых, определить степень их подготовленности, понять установки, ожидания, возможности.

Лекцию-пресс-конференцию можно проводить как в начале изучения учебного курса, так и в середине, и в конце. Цель лекции-пресс-конференции в начале изучения учебного курса — выявление круга интересов и потребностей обучаемых, степени их подготовленности, мотивации и отношения к предмету. Цель лекции-пресс-конференции в середине изучеиия учебного курса - привлечение внимания слушателей к главным моментам содержания учебного предмета, уточнение представлений преподавателя о степени усвоения материала, систематизация знаний обучаемых, коррекция учебного процесса как на лекционных, так и на семинарских занятиях, стимулирование учебной мотивации. В конце изучения учебного курса целью проведения лекции-пресс-конферепции может быть подведение итогов, анализ полученных знаний с точки зрения их значимости для будущей профессиональной деятельности, для развития междисциплинарных связей с другими учебными предметами.

Особенно эффективна такая форма лекции при работе со взрослыми обучаемыми (например, с заочниками), которые имеют определённый профессиональный опыт и вполне четко могут сформулировать волнующие их вопросы, непосредственно связанные с выполнением профессиональной деятельности. Понятно, что эта форма активной лекции предъявляет к лектору весьма высокие требования: преподаватель не только должен хорошо владеть теоретическим материалом, но и хорошо знать практику, обладать коммуникативными и ораторскими способностями, уметь осуществлять свою деятельность на импровизационном уровне, который, как известно, является высшим уровнем осуществления профессиональной деятельности.

Лекция с запланированными ошибками требует серьезной предварительной подготовки со стороны преподавателя: необходимо заложить в содержание лекции определенное количество ошибок самого разного характера - содержательного, методического, поведенческого. При этом ошибки методического характера могут выражаться в нарушении логики подачи материала, в не всегда оправданных повторах материала, в «зигзагообразной» форме подачи информации. Поведенческие же ошибки могут быть представлены в виде отсутствия обратной связи преподавателя со слушательской аудиторией, в повышенной конфликтности лектора и т.п. Ошибки содержательного характера должны присутствовать в материале только этой лекции и, следовательно, должны быть обнаружены в ходе лекции, то есть под ошибкой в данном случае надо понимать ситуацию, когда одно знание, представленное, например, в начале лекции, вступает в противоречие с другим знанием, но тоже предъявленным в процессе изложения лекционного материала на этом занятии. Возникающий в восприятии студентов когнитивный диссонанс стимулирует развитие оперативного мышления обучаемых, учит вычленять неверную или неточную информацию, обостряет восприятие, концентрирует внимание, активизирует память и имеющийся личностный опыт.

Количество ошибок может быть разным: оно зависит от содержания лекционного материала, а также от подготовленности слушателей.

Подготовительный этап требует достаточно большого времени, но его тщательная продуманность даст несомненные плюсы в ходе проведения самой лекции.

Собственно проведение лекции - это следующий этап. После объявления темы лекции преподаватель неожиданно для слушателей сообщает, что в ней будет сделано определённое количество ошибок. При этом педагог должен иметь перечень этих ошибок, написанный на бумаге, который он по просьбе студентов должен предъявить в конце лекции. Только в этом случае обеспечивается полное доверие аудитории к преподавателю.

Такая исходная ситуация создает психолого-педагогические условия, вынуждающие студентов к активности: надо не просто воспринимать информацию, а воспринимать, чтобы проанализировать и оценить. Немаловажен и личностный момент: интересно найти у преподавателя ошибку и одновременно проверить себя, могу ли я это сделать? Все это создает определенный «интеллектуальный азарт», стимулирующий психическую деятельность обучаемых.

Понятно, что лектор излагает лекционный материал естественным образом, так, чтобы ошибки были тщательно скрыты, замаскированы и вовсе неочевидны; преподавателю надо в определённой степени быть артистом. Задача же студентов - обнаружить сделанные преподавателем ошибки и во время чтения лекции зафиксировать их у себя в тетради, В конце лекции студенты должны назвать сделанные преподавателем ошибки и вместе с преподавателем или самостоятельно дать правильные варианты их исправления. Для этого необходимо оставить 10-15 минут от занятия, в зависимости от сложности содержания темы и количества ошибок.

Как правило, обучаемые находят не только те ошибки, которые запланированы лектором, но и те, которые сделаны им невольно (чаще это речевые и поведенческие). Адекватная реакция на указанные студентами незапланированные ошибки преподавателя, их признание - основа атмосферы доверия, принятия, субъект-субъектных отпоше-

Элементы интеллектуальной игры с преподавателем создают повышенный эмоциональный фон, активизируют познавательную деятельность слушателей. Следует отметить, что кроме стимулирующей функции подобная форма проведения активной лекции выполняет и контролирующую функцию, поскольку обнажается уровень освоения изучаемой дисциплины, подготовленности обучаемых, их ориентации в материале. Студенты могут проверить себя и продемонстрировать свое знание предмета, умение ориентироваться в нем. Поэтому такую лекцию целесообразно проводить как итоговое занятие по определенному разделу изучаемой дисциплины. Проведение такой лекции в неподготовленной аудитории возможно с целью диагностики того, что обучаемые не знают и не умеют,

В заключение подчеркнем, что научить студентов мыслить, давая им все время «правильную» информацию, практически невозможно. Необходимо противоречие, спор, альтернатива, а такие условия и создает лекция с запланированными ошибками.

' Ьнр ://пзроПа1. ги/про-зро/г^ауоокЬгапеше/] ¡Ь гагу/акн упу е-¡-ШегакН упуе-^ПБу-оЪисЬешу а-эШскпк» у-пШетайке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.