Научная статья на тему 'Основные методы обучения студентов, используемые в учебном процессе на кафедре судебной медицины СГМУ'

Основные методы обучения студентов, используемые в учебном процессе на кафедре судебной медицины СГМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / PEDAGOGY / TEACHING METHODS / TEACHING AIDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлов В.В.

В статье рассмотрены методы, основные подходы и средства, применяемые в обучении студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохлов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN METHODS OF TEACHING STUDENTS USED IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF FORENSIC MEDICINE OF SSMU

The article describes the methods, basic approaches and tools used in teaching students of the 6th course, medical and pediatric faculties.

Текст научной работы на тему «Основные методы обучения студентов, используемые в учебном процессе на кафедре судебной медицины СГМУ»

УДК: 37.013.32

i ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ СГМУ Хохлов В.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

Резюме: В статье рассмотрены методы, основные подходы и средства, применяемые в обучении студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов.

Ключевые слова: педагогика, методы обучения, средства обучения.

i THE MAIN METHODS OF TEACHING STUDENTS USED IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF FORENSIC MEDICINE OF SSMU

Khokhlov V.V.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, st. Krupskaya, 28.

Summary: The article describes the methods, basic approaches and tools used in teaching students of the 6th course, medical andpediatric faculties.

Keywords: pedagogy, teaching methods, teaching aids. Введение

В эпоху Интернета и электронных средств хранения информации формальные знания студента перестают быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования.

От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность. Поэтому на кафедре широко практикуется компетентностный подход, т.е. совокупность общих принципов определения целей образования, отбора его содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Методика

Для реализации компетентностного подхода на кафедре в основном используется две классификации подготовки студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов: методы работы преподавателя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы студентов (упражнения, самостоятельная работа), а также классификация методов обучения по источнику получения знаний.

В соответствии с этими подходами рассматриваются наглядные методы (источником знаний являются наглядные пособия в виде тематических таблиц, музейных препаратов), практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия непосредственно в структурных подразделениях бюро судебно-медицинской экспертизы) и словесные методы (источником знания является устное или печатное слово).

Более подробно остановимся на этих классификациях.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения и подразделяются на следующие виды:

- рассказ;

- объяснение;

- беседа;

- дискуссия;

- лекция;

- работа с книгой.

Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта (труп, живое лицо, объекты биологического, химического происхождения) отдельных понятий, явлений. К объяснению чаше всего прибегают на первом вводном занятии, когда студенты 6 курса лечебного и педиатрического факультетов при изучении теоретического материала приходят малоподготовленными.

Использование метода объяснения требует:

- безукоризненной логики изложения

- точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

- последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

- использования сравнения, сопоставления, аналогии;

- привлечения ярких примеров судебно-медицинской экспертизы к конкретной теме.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности студентов, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы.

Главное назначение учебной дискуссии в процессе обучения - стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме в судебной медицине, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции.

Лекция - монологический способ изложения объемного материала с показом видеоматериала. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учебного плана в его логических взаимосвязях по теме в целом. Лекции читаются как традиционные (вводная мотивационная, подготовительная, установочная, интегрирующая, консультативная) и инновационные (проблемная, интегрирующая, комплексная с анализом конкретных ситуаций).

Работа с учебником - важнейший метод обучения. В настоящее время на кафедре студенты используют учебник-практикум «судебная медицина» 4-е издание В.В. Хохлова, А.Б. Андрейкина, Москва - «ЮРАЙТ»-2018 [3]. Материал в нем построен на модульной системе образования и включает основные разделы курса дисциплины для высшего профессионального образования.

Для более углубленного изучения предлагается 4-е издание руководства по судебной медицине в 3-х томах издательства «ЮРАЙТ» [6]. За третье издание автору на международной конференции (Курск, 2012) «От качества преподавания к качеству образования» автору за первое место среди более 200 представленных работ вручен диплом лауреата конкурса «Лучшее учебно-методическое издание» с правом размещения его в преамбуле к руководству. Студентам при этом предлагается ряд приемов самостоятельной работы с этими источниками.

Основные из них:

- конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного.

- тезирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного;

- цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

- аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

- рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.

Немаловажное значение придается, как уже упоминалось, наглядным методам обучения, т.е. таким методам, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных таблиц, рисунков, репродукций, схем и т.п. Их условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер (планшет) индивидуального пользования. Они дают возможность при просмотре имеющихся на кафедре 27 тематических видеофильмов моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Практические методы обучения основаны на реальной деятельности учащихся (участие в исследовании трупа, освидетельствовании потерпевших, обвиняемых и др. лиц). Особый интерес у студентов вызывает деловая игра [4] и модульное обучение [5]. Так, при работе с манекеном в процессе осмотра трупа на месте его обнаружения при повешении, колото-резаной и огнестрельной травме моделируется реальная ситуация при которой каждый из студентов выступает в роли следователя, понятого, эксперта и пр. Этими методами в сочетании с упражнениями формируют практические умения и навыки и осуществляется плавный переход в дидактическое: имитационное моделирование изучаемых явлений, процессов и ролевую игру, что способствует более быстрому усвоению материала на долговременной основе [1].

Красной нитью на протяжении всего цикла используется проблемный метод. Суть его изложения заключается в том, что перед учащимися ставят проблему и они сами показывают путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Основное назначение метода раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, анализом наблюдений и т.д. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.),

Кроме этих основных методов используются и ряд вспомогательных: частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский и методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации);

б) индуктивные и дедуктивные (логические аспекты);

в) репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);

г) самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).

Также важно не забывать о методах стимулирования и мотивации:

а) интереса к учению;

б) долга и ответственности в учении.

Методах контроля и самоконтроля в обучении:

а) устный;

б) письменный;

в) лабораторно-практический.

Если принять дидактические цели и задачи занятий и соответствующие им виды деятельности как критерии усвоения материала, то в соответствии с ними можно выделить коммуникативный (комбинированный) метод обучения.

И, наконец, никогда не надо останавливаться на достигнутом и всегда следует стремиться к внедрению инновационных методов обучения, основанных на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала н самостоятельности студентов и др.).

Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. При этом использование модульно-кредитных и модульно-

рейтинговых систем обучения и контроля знаний, как правило, также способствует развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов.

После проведения цикла преподаватель осуществляет самоанализ занятий, используя

схему:

Соответствие темы занятий утвержденной рабочей программе и календарно-тематическому плану.

Наличие методов разработки занятий.

Распределение времени на отдельные этапы занятия, причины отклонения от регламента. Уровень достижения поставленных целей занятий.

Учет принципов обучения при построении занятий, степень их реализации. Целесообразность выбора комплекса методов обучения в зависимости от целей занятий. Методы и методика контроля.

Объективность оценки уровня подготовленности студента. Применение методики анализа различных видов деятельности. Элементы проблемности, целесообразность их применения. Готовность студентов к занятию. Установление эмоционального контакта со студентами. Использование стиля управления учебной деятельность студентов. Включение приемов активизации мыслительной деятельности студентов. Ориентация студентов на будущую профессиональную деятельность. Реализация развивающей и воспитывающей функции обучения.

На основе этой схемы с комплексным подходом к преподаванию [2], вскрываются недостатки занятий, их причины и разрабатываются способы их предупреждения.

Заключение Рациональный комплекс перечисленных коммуникативных методов обучения, используя компетентносный подход и самоанализ учебного процесса показывает хорошую подготовку студентов к итоговому зачетному занятию, закрепляет, полученные знания на долговременной основе и позволяет лучших из них рекомендовать для поступления в ординатуру по специальности «судебно-медицинская экспертиза».

Литература:

1. Николаев С.В., Абросимов С.Ю. Статья: Симуляционное обучение - важная составная часть современной подготовки врача / Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы - Методическое и практическое обеспечение учебного процесса в высшей школе / Под ред. И.В. Отвагина. Смоленск: Изд-во СГМА, 2013. - С. 56-60.

2. Хохлов В.В., Андрейкин А.Б. Комплексный подход преподавания судебной медицины / Актуальные проблемы судебно-медицинской экспертизы / Под ред. член-корр., РАМН, проф. Ю.И. Пиголкина, д.м.н. А.В. Ковалева - М., 2012. - С. 364-365.

3. Хохлов В.В., Андрейкин А.Б. Судебная медицина: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 462 с.

4. Хохлов В.В., Владыченкова Н.Д. Деловая игра в профессиональной деятельности вуза / Вузовская педагогика «Эффективность управления и организация образовательного процесса в современном медицинском вузе.» Вузовская педагогика, материалы конф. / Под ред. С.Ю. Никулина. - Красноярск, 2014. - С. 529-530.

5. Хохлов В.В. Модульное обучение в системе высшего медицинского образования / Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы - Методическое и практическое обеспечение учебного процесса в высшей школе / Под ред. И.В. Отвагина. Смоленск: Изд-во СГМА, 2013. - С. 63-66.

6. Хохлов В.В. Судебная медицина. Руководство в 3 т.: практ. пособие - 4-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 1498 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.