Научная статья на тему 'Непрерывное медицинское образование по специальности «Судебно-медицинская экспертиза»'

Непрерывное медицинское образование по специальности «Судебно-медицинская экспертиза» Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
322
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АССОЦИАЦИЯ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТОВ / СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / НАКОПИТЕЛЬНЫЕ КРЕДИТЫ / ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Клевно Владимир Александрович, Кучук Сергей Анатольевич, Романько Наталья Александровна, Лысенко Олег Викторович

В докладе рассматриваются этапы внедрения системы непрерывного медицинского образования судебно-медицинских экспертов. Показана роль Ассоциации судебномедицинских экспертов в организации процесса непрерывного медицинского образования для членов данного сообщества. Представлен анализ видов и форм непрерывного образовательного цикла. Описана процедура аккредитации обучающих мероприятий, проанализированы возможности по накоплению кредитов за определенный временной промежуток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Клевно Владимир Александрович, Кучук Сергей Анатольевич, Романько Наталья Александровна, Лысенко Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное медицинское образование по специальности «Судебно-медицинская экспертиза»»

50

ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ: НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

баллов не приносит. Пример 1: тестовый контроль 9 баллов, описание препарата 9 баллов, решение ситуационной задачи 10 баллов, сумма - 28 баллов, среднее арифметическое - 9,3 балла; целое значение, соответствующее отметке за модуль в целом,- 9 РЕ. Пример 2: тестовый контроль 8 баллов, описание препарата 9 баллов, решение ситуационной задачи 0 баллов, сумма - 17 баллов, среднее арифметическое - 5,6 баллов; целое значение - 5, модуль не освоен.

Оценочная шкала остальных контрольно-измерительных средств:

• итоговый тестовый контроль (к его прохождению допускаются студенты, освоившие все модули): «удовлетворительно» - 6 РЕ, «хорошо» - 8 РЕ, «отлично» - 10 РЕ; неудовлетворительный результат рейтинговых единиц не дает;

• итоговый устный контроль (к его прохождению допускаются студенты, успешно прошедшие итоговый тестовый контроль): «удовлетворительно» - 3 РЕ, «хорошо» - 5 РЕ, «отлично» - 10 РЕ; неудовлетворительный результат рейтинговых единиц не дает;

• дополнительные бонусные РЕ: посещение всех заседаний СНК - 1 РЕ, выступление на СНК - 2 РЕ, выступление на научной конференции - 3 РЕ, лауреатство научной конференции - 4 РЕ (максимальное количество - 10 РЕ).

Если количество РЕ обязательного компонента составляет 70 и более единиц и при этом освоены все модули, студент считается прошедшим промежуточную аттестацию (получает «зачет»). Пример 1: все модули отработаны удовлетворительно (8 х 8 = 64), по результатам итогового тестового контроля получено 6 РЕ, общий итог составляет 70 РЕ (зачет). Пример 2: все модули отработаны с оценкой хорошо (9 х 8 = 72), но результат итогового тестового контроля неудовлетворительный - дисциплина считается неосвоенной, итоговый тестовый контроль должен быть пройден вновь, но не более 2 раз.

Количество РЕ обязательного компонента 70 и более единиц позволяет обучающемуся с целью повысить рейтинг пройти итоговый устный контроль. Пример: РЕ обязательного компонента {2 х 8 + 4 х 9 + 2 х 10 = 72} + 10 = 82 единицы («хорошо»), результат итогового устного контроля - 10 РЕ, общий результат 92 РЕ («отлично»). МБ! Если результат итогового устного контроля неудовлетворительный, материал считается неосвоенным, итоговый устный контроль должен быть пройден вновь, но не более 2 раз.

Повысить рейтинг позволяют также дополнительные бонусные баллы. Пример: РЕ обязательного компонента {2 х 9 + 6 х 10 = 76} + 10 = 86 единиц («хорошо»), но студент посетил все заседания СНК (1), выступил с сообщением на СНК (2) и на научной конференции (3), повысив тем самым рейтинг на 6 единиц; его совокупный рейтинг составил 92 РЕ, что соответствует отметке «отлично».

ВЫВОДЫ

Данный принцип может быть рекомендован к использованию и применительно к иному количеству учебных модулей дисциплины.

■ НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

д.м.н., проф. В. А. Клевно, к.м.н. С. А. Кучук, к.м.н. Н. А. Романько, к.м.н. О. В. Лысенко • Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области (нач. - д.м.н., проф. В. А. Клевно)

• Кафедра судебной медицины (зав. - д.м.н., проф. В. А. Клевно) ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского

• Аннотация: В докладе рассматриваются этапы внедрения системы непрерывного медицинского образования судебно-медицинских экспертов. Показана роль Ассоциации судебно-медицинских экспертов в организации процесса непрерывного медицинского образования для членов данного сообщества. Представлен анализ видов и форм непрерывного образовательного цикла. Описана процедура аккредитации обучающих мероприятий, проанализированы возможности по накоплению кредитов за определенный временной промежуток.

• Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, послевузовское образование, Ассоциация судебно-медицинских экспертов, судебно-медицинская экспертиза, накопительные кредиты, зачетные единицы

ВВЕДЕНИЕ

Для обеспечения качества медицинской помощи врач должен постоянно совершенствоваться. В связи с этим на повестку дня выходит главная задача - обеспечить специалистам возможность получать актуальные знания непрерывно. Такой концепт порожден временем: только непрерывность медицинского образования (НМО) может стать гарантом прогрессивного формирования должного уровня профессиональной компетенции врача любого профиля.

НМО - это система образования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня.

Проблема непрерывного медицинского образования в судебно-медицинской экспертизе заинтересовала представителей ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» после посещения международных конференций «Эффективное управление медицинской организацией» и «Инновационные обучающие технологии в медицине» в 2013-2014 годах, на которых рассматривались роль и модель НМО в России, результаты федерального пилотного проекта «Внедрение непрерывного медицинского образования», проводимого по инициативе Минздрава России (модель проекта утверждена Приказом Минздрава России от 11.11.2013 № 837), Национальной медицинской палаты и профессиональных медицинских обществ по различным специальностям, Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России с целью отработки основных принципов внедрения непрерывного медицинского образования.

Участие профессиональных медицинских сообществ в НМО предопределило необходимость создания профессионального сообщества и в рамках специальности «судебно-медицинская экспертиза». Такая организация была создана на добровольной основе в 2014 году в виде Ассоциации судебно-медицинских экспертов (Ассоциация СМЭ). В настоящее время Ассоциация насчитывает более 450 членов.

Ассоциацией СМЭ был взят курс на продвижение новой модели НМО в судебно-медицинской экспертизе. Для этого принято решение об отработке одной из составляющих новой модели НМО - организации и проведении образовательных (учебных) мероприятий.

Модель НМО предусматривает систему накопления образовательных баллов (кредитов) - 250 за 5 лет (по 50 ежегодно). Это осуществляется путем освоения образо-

ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

51

вательных программ вузов, материалов электронных модулей (для самообучения) и путем участия в учебных мероприятиях, организованных некоммерческими профессиональными медицинскими организациями. Принцип накопления баллов (кредитов) в непрерывном медицинском образовании: на учебных мероприятиях 1 час = 1 кредиту, половина дня - 3 кредитам, за полный день начисляется 6 кредитов.

Ассоциацией СМЭ при технической поддержке ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» в 2015 году проведено семь образовательных (учебных) мероприятий - научно-практических конференций, аккредитованных в Координационном совете по развитию НМО при МЗ РФ, с начислением членам Ассоциации образовательных баллов (кредитов) и получением индивидуальных кодов подтверждения.

ВЫВОДЫ

В течение 2015 года отработана модель проведения образовательных мероприятий, аккредитованных в Координационном совете по развитию непрерывного медицинского образования при МЗ РФ. Врачам - судебно-медицинским экспертам, при условии посещения всех образовательных мероприятий, начислено по 51 баллу (кредиту), которые подтверждены индивидуальными кодами.

Опыт, полученный членами Ассоциации СМЭ в ходе внедрения системы непрерывного медицинского образования для судебных медиков, может быть рекомендован как вариант удачного использования потенциала профессиональной общественной организации в повышении квалификации отраслевых специалистов, обязанных приобретать новые знания и навыки в процессе всей профессиональной жизни.

■ АНАЛИЗ ОБШИХ ИЗМЕНЕНИЙ

МЕДИЦИНСКОГО ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПОКЛИНИЧЕСКОИОРДИНАТУРЕ д.м.н., проф. В. В. Хохлов, доц. А. Б. Андрейкин, С. В. Алексашкин • Кафедра судебной медицины и права (зав. - д.м.н., проф. В. В. Хохлов) ГБОУ ВПО «Смоленский государственный медицинский университет»

• Аннотация: Статья посвящена обучению

в клинической ординатуре и послевузовскому образованию в целом. Рассмотрены актуальные на сегодняшний момент вопросы по изменениям в отечественной системе образования. Разобраны основные принципы составления рабочих программ по клинической ординатуре.

• Ключевые слова: клиническая ординатура, непрерывное медицинское образование, аккредитация

Здравоохранение в России уже много лет находится в кризисе. Рассказывать обо всех проблемах, сложившихся за предыдущие годы, не имеет смысла. Подробно они изложены еще в 2005 году в докладе на заседании президиума Государственного совета «О повышении доступности и качества медицинской помощи».

В 2014 году были приняты последние Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), направленные на изменение системы образования в медицине. В первую очередь они должны были повысить качество образования и решить вопрос с недостатком кадров в системе здравоохранения. В основе стандартов

2014 года - модульно-компетентностный подход, в котором результат освоения учебного курса (образовательной программы) ставится выше методов этого освоения. К недостаткам можно отнести отсутствие каких-либо шаблонов составления рабочих программ для ординаторов, что значительно усложняет их разработку. Данную проблему мог бы решить реестр уже составленных и принятых образовательных программ, однако движений в этом направлении так и не было замечено.

ФГОС регламентируют только общие пункты основной образовательной программы, главным образом по структуре, профессиональным компетенциям и требованиям к учебному заведению в целом.

Все чаще стало звучать понятие «непрерывное медицинское образование», однако до сих пор не все понимают, что же под этим подразумевается. Согласно Федеральному закону № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», с 01.01.2016 система подтверждения сертификата каждые 5 лет постепенно будет заменена на аккредитацию. Теперь по истечении 5 лет специалист будет проходить аккредитацию, включающую тестирование, выполнение ситуационных задач и различных заданий. Особую роль будет играть портфолио специалиста, т.е. курсы, посещение научных конференций, семинары и т.д. За участие в них будут присваиваться кредиты, которых за 5 лет должно быть набрано 250, т.е. по 50 за год. И тут возникает первая проблема - неразвитость систем лицензирования, аккредитации в здравоохранении; при этом ужесточаются требования к медработникам и изменяются принципы послевузовского образования. Широко обсуждается отмена института интернатуры (одногодичной специализации) в 2016-2017 гг.; при этом, по сообщениям разных источников, после окончания вуза выпускник должен будет отработать в первичном медицинском звене (поликлинике) до трех лет, после чего ему будет позволено поступить в ординатуру, которая также претерпит изменения: срок обучения может составить от двух до пяти лет, в зависимости от выбранной специальности. Иными словами, стать врачом в России будет сложнее (срок обучения может превысить 10 лет). Удастся ли задуманное и не приведет ли это к оттоку специалистов из медицины и еще большему кризису в здравоохранении - покажет время.

Целью ординатуры в рамках специальности 31.08.2010 «Судебно-медицинская экспертиза» является совершенствование теоретических базовых знаний и овладение специальными профессиональными компетенциями, необходимыми для самостоятельной экспертной работы и повышения уровня врачебной квалификации. Общая трудоемкость освоения модулей образовательной программы в клинической ординатуре составляет 120 зачетных единиц (далее - з.е.) (4320 часов). Обучение клинических ординаторов СГМУ включает в себя:

Блок 1 - в базовую часть входят дисциплины (модули) основной специальности, такие как танатология и экспертиза вещественных доказательств, а также ряд модулей (дисциплин), обязательных для этой части программы. К ним относят педагогику, медицину чрезвычайных ситуаций, общественное здоровье и здравоохранение, а также патологию. Вариативную часть составляют смежные дисциплины - на нашей кафедре это патологическая и топографическая анатомия.

Блок 2 - в практику включена работа на базе отделов СОБСМЭ. В них входит экспертиза трупа, экспертиза потерпевших, подследственных и других лиц, экспертиза вещественных доказательств и т.д.

Блок 3 - представляет собой государственную аттестацию и является идентичным для всех специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.