Научная статья на тему 'Судебная медицина как учебная дисциплина основной образовательной программы'

Судебная медицина как учебная дисциплина основной образовательной программы Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
248
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА / КОМПЕТЕНЦИИ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Буромский Иван Владимирович, Моргун Алексей Николаевич

С целью унификации организации преподавания судебной медицины как учебной дисциплины в медвузах страны предложены принципы отбора содержательной части дисциплины и модель использования балльно-рейтинговой системы для оценки результата обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Буромский Иван Владимирович, Моргун Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Судебная медицина как учебная дисциплина основной образовательной программы»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ

д.м.н., доцент И. В. Буромский1, к.психол.н., доцент А. Н. Моргун2

• 1Кафедра судебной медицины (зав. -д.м.н. проф. Е. М. Кильдюшов) ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова

• 2Кафедра общей психологии и педагогики (зав. - к.психол.н., доцент М. Г. Ивашкина) ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова

• Аннотация: С целью унификации организации преподавания судебной медицины предложен принцип отбора ее содержательной части и модель использования балльно-рейтинговой системы для оценки результата обучения.

• Ключевые слова: судебная медицина, компетенции, балльно-рейтинговая система

ВВЕДЕНИЕ

Начиная с 2016/2017 учебного года, преподавание судебной медицины во всех медицинских вузах страны будет осуществляться согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Их основным отличием является переориентация образовательного процесса на приобретение обучающимися компетенций, то есть конкретных умений и навыков умственного и мануального характера, необходимых для самостоятельного осуществления того или иного вида профессиональной деятельности.

Отбор таких компетенций применительно к дисциплине «судебная медицина» должен быть осуществлен с учетом того обстоятельства, что, согласно процессуальному законодательству, к участию в судопроизводстве в качестве специалиста или эксперта может быть привлечен любой врач, который в этом случае должен быть готов оказать содействие работникам правоохранительных органов в обнаружении, изъятии и фиксации следов преступления; формулировании вопросов, подлежащих решению через экспертизу; принять участие в исследовании представленных на экспертизу медицинских документов и дать заключение по поставленным перед ним вопросам в пределах своей профессиональной компетенции.

Другим принципиальным моментом, обусловленным переходом на ФГОС, является внедрение в образовательный процесс балльно-рейтинговой системы (БРС), при которой отметка за дисциплину определяется количеством рейтинговых единиц (РЕ), набранных обучающимся за обязательный (сумма РЕ, полученных за учебные модули и итоговый тестовый контроль) и необязательный (прохождение с целью повысить рейтинг итогового устного контроля) компонент, а также приобретенных в качестве бонуса.

Мы предлагаем результат освоения модуля определять как целое значение среднего арифметического балльных отметок, полученных за выполнение контрольных заданий, предусмотренных для конкретного модуля (отметке «удовлетворительно» соответствует 8 баллов, «хорошо» -9 баллов, «отлично» - 10 баллов). Отметке «удовлетворительно» за итоговый тестовый контроль соответствует 6 РЕ, «хорошо» - 8 РЕ, «отлично» - 10 РЕ, за итоговый устный контроль соответственно 3 РЕ, 5 РЕ и 10 РЕ. Неудовлетворительный результат рейтинговых единиц не дает. Расчет баллов произведен исходя из того, что на учебную дисциплину «судебная медицина» отведено 3 зачетных единицы, т.е. 10 учебных дней, распределенных следующим образом: по одному дню на каждый учебный модуль и один день для итогового тестового и устного контроля.

Бонусные баллы начисляются за посещение всех заседаний СНК - 1 РЕ, выступление на СНК - 2 РЕ, выступление - 3 РЕ или победу - 4 РЕ на научной конференции; максимальное количество - 10 РЕ.

К итоговому тестовому контролю допускаются обучающиеся, освоившие все учебные модули; соответственно, к итоговому устному контролю - успешно прошедшие итоговый тестовый контроль. Не прошедшим итоговый тестовый или устный контроль предоставляются еще две попытки.

Если количество РЕ обязательного компонента составляет 70 и более единиц и при этом освоены все модули, обучающийся считается прошедшим промежуточную аттестацию (получает «зачет»). Имея за обязательный компонент 80 РЕ («хорошо»), пройдя итоговый устный контроль с оценкой «отлично» (10 РЕ), посетив все заседания СНК (1 РЕ), обучающийся получает совокупный рейтинг 91 РЕ, что соответствует отметке «отлично».

Данный принцип может быть рекомендован к использованию применительно как к вузовскому компоненту обучения, так и к подготовке врача как судебно-медицинского эксперта.

СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

д.м.н., доцент И.В. Буромский1, к.психол.н., доцент А.Н. Моргун2

• 1Кафедра судебной медицины ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России (зав. - д.м.н., проф. Е. М. Кильдюшов),

г. Москва

• 2Кафедра общей психологии и педагогики ГБОУ ВПО РНИМУ им Н. И. Пирогова Минздрава России (зав. - к.психол.н., доцент М. Г. Ивашкина), г. Москва

• Аннотация: С целью унификации организации преподавания судебной медицины как учебной дисциплины в медвузах страны предложены принципы отбора содержательной части дисциплины и модель использования балльно-рейтинговой системы для оценки результата обучения.

• Ключевые слова: судебная медицина, компетенции, балльно-рейтинговая система

ВВЕДЕНИЕ

Начиная с 2016/2017 учебного года преподавание учебной дисциплины «судебная медицина» во всех медицинских вузах страны будет осуществляться согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Основным отличием ФГОС является переориентация образовательного процесса на приобретение обучающимися обусловливающих в последующем их профессиональную компетентность профессиональных компетенций, то есть конкретных умений и навыков умственного и мануального характера, сформированных на основе базовых представлений и знаний, необходимых для самостоятельного осуществления того или иного вида профессиональной деятельности.

Отбор таких компетенций применительно к дисциплине «судебная медицина» должен осуществляться с учетом того положения, что, согласно процессуальному законодательству, любой врач, независимо от полученной им основной специальности и последующей специализации, может быть привлечен

ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

49

к участию в судопроизводстве в качестве специалиста или эксперта и в этом случае осуществить содействие работникам правоохранительных органов в обнаружении, изъятии и фиксации следов преступления, а также формулировании вопросов, подлежащих решению через экспертизу, принять участие в исследовании представленных на экспертизу медицинских документов и дать заключение по поставленным перед ним вопросам в пределах своей профессиональной компетенции.

С учетом этого обстоятельства, согласно ФГОС, обучение студентов лечебного и педиатрического факультетов должно быть направлено в том числе на формирование у них «способности и готовности проводить судебно-медицинское освидетельствование живых лиц; трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта».

При определении критериев приобретения студентом требуемых профессиональных компетенций наиболее правильным представляется их описание в следующих терминах: знание (понимание), умение (готовность), владение (навык); умение практическое - сделать, выполнить; умение теоретическое - описать, оценить, трактовать (интерпретировать), сформулировать.

С учетом этого овладение материалом учебной дисциплины «судебная медицина», с нашей точки зрения, должно предусматривать: • знание (понимание)

• правовых и организационных аспектов участия врача в процессуальных действиях; возникающих у него в связи с этим прав, обязанностей и ответственности;

• процессуальных основ назначения и производства судебно-медицинской экспертизы, структуры и организации деятельности судебно-медицинской службы в Российской Федерации;

• юридических и медицинских аспектов констатации смерти человека, установления ее причины и связи с предшествовавшими событиями;

• порядка и методики осмотра трупа на месте его обнаружения, его особенностей в зависимости от категории, рода и вида смерти;

• способов и методик выявления вещественных доказательств биологического происхождения, правил их изъятия, упаковки и направления для последующего экспертного исследования;

• основных способов и методов исследования объектов судебно-медицинской экспертизы, их диагностических возможностей, структурных подразделений судебно-медицинской службы, где эти исследования могут быть осуществлены;

• принципов трактовки результатов лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы;

• механизмов образования и отличительных особенностей повреждений при различных видах внешнего воздействия на человека, экстремальных состояниях и патологических процессах;

• порядка проведения и методики освидетельствования живых лиц с целью фиксации наличия повреждений и установления степени тяжести причиненного ими вреда здоровью человека, а также в связи с совершением преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

• особенностей производства судебно-медицинской экспертизы в ходе расследования так называемых «врачебных дел»;

• требований, предъявляемых к документальному оформлению производства судебно-медицинской экспертизы;

• правовых аспектов ведения медицинской документации;

• тактики врача по сохранению вещественных доказательств при проведении медицинских вмешательств;

• умение (готовность)

• осуществить критический анализ и системную оценку сведений, содержащихся в медицинских документах;

• логично и аргументировано излагать и отстаивать свою точку зрения, в т.ч. в случае привлечения к участию в судопроизводстве в качестве специалиста или эксперта;

• оказать помощь работникам правоохранительных органов при формулировании вопросов, подлежащих решению через производство судебно-медицинской экспертизы, осуществить при необходимости их консультацию в пределах своих специальных знаний;

• навык (владение)

• системного экспертного анализа обстоятельств происшествия, медицинских документов и сведений медицинского характера, содержащихся в материалах дела;

• описания посмертных изменений и ориентировочного установления по ним давности наступления смерти;

• описания патоморфологических изменений и повреждений, ориентировочного решения вопроса о прижизненном (посмертном) их образовании, давности, последовательности и механизмах формирования, способности человека после получения травмы или развития патологического состояния совершать активные целенаправленные действия;

• установления степени тяжести вреда, причиненного повреждением здоровью человека;

• формулирования судебно-медицинского диагноза и составления выводов (заключения) эксперта.

Другим принципиальным моментом, обусловленным переходом на ФГОС, является внедрение в образовательный процесс балльно-рейтинговой системы (БРС) - количественной оценки качества подготовки обучающегося. При этом 70-79 рейтинговых единиц (РЕ) соответствует отметке «удовлетворительно», 80-89 РЕ - отметке «хорошо», 90-100 РЕ - отметке «отлично».

Поскольку ФГОС предусматривает для дисциплин, трудоемкость которых составляет 3 зачетных единицы, промежуточную аттестацию в форме зачета, оценка приобретения (неприобретения) обучающимся необходимых компетенций определяется накопленными им в процессе обучения рейтинговыми единицами (РЕ).

Для обсуждения мы предлагаем следующую представляющуюся нам наиболее перспективной модель применения БРС. Содержание учебной дисциплины мы подразделили на 9 учебных модулей. Количество рейтинговых единиц, приобретаемых обучающимся, складывается из обязательного компонента (включает в себя сумму РЕ за каждый модуль и РЕ, полученные по результатам итогового тестового контроля), необязательного по желанию обучающегося компонента (включает описание препарата или решение ситуационной задачи и ответ на вопросы билета) и дополнительных бонусных рейтинговых единиц (учитываются после прохождения итогового тестового контроля).

Результат освоения модуля определяется как целое значение среднего арифметического значения оценок выполнения всех контрольных заданий, предусмотренных для конкретного модуля. При этом отметке «удовлетворительно» соответствует 8 баллов, «хорошо» - 9 баллов, «отлично» - 10 баллов. Неудовлетворительный результат

баллов не приносит. Пример 1: тестовый контроль 9 баллов, описание препарата 9 баллов, решение ситуационной задачи 10 баллов, сумма - 28 баллов, среднее арифметическое - 9,3 балла; целое значение, соответствующее отметке за модуль в целом,- 9 РЕ. Пример 2: тестовый контроль 8 баллов, описание препарата 9 баллов, решение ситуационной задачи 0 баллов, сумма - 17 баллов, среднее арифметическое - 5,6 баллов; целое значение - 5, модуль не освоен.

Оценочная шкала остальных контрольно-измерительных средств:

• итоговый тестовый контроль (к его прохождению допускаются студенты, освоившие все модули): «удовлетворительно» - 6 РЕ, «хорошо» - 8 РЕ, «отлично» - 10 РЕ; неудовлетворительный результат рейтинговых единиц не дает;

• итоговый устный контроль (к его прохождению допускаются студенты, успешно прошедшие итоговый тестовый контроль): «удовлетворительно» - 3 РЕ, «хорошо» - 5 РЕ, «отлично» - 10 РЕ; неудовлетворительный результат рейтинговых единиц не дает;

• дополнительные бонусные РЕ: посещение всех заседаний СНК - 1 РЕ, выступление на СНК - 2 РЕ, выступление на научной конференции - 3 РЕ, лауреатство научной конференции - 4 РЕ (максимальное количество - 10 РЕ).

Если количество РЕ обязательного компонента составляет 70 и более единиц и при этом освоены все модули, студент считается прошедшим промежуточную аттестацию (получает «зачет»). Пример 1: все модули отработаны удовлетворительно (8 х 8 = 64), по результатам итогового тестового контроля получено 6 РЕ, общий итог составляет 70 РЕ (зачет). Пример 2: все модули отработаны с оценкой хорошо (9 х 8 = 72), но результат итогового тестового контроля неудовлетворительный - дисциплина считается неосвоенной, итоговый тестовый контроль должен быть пройден вновь, но не более 2 раз.

Количество РЕ обязательного компонента 70 и более единиц позволяет обучающемуся с целью повысить рейтинг пройти итоговый устный контроль. Пример: РЕ обязательного компонента {2 х 8 + 4 х 9 + 2 х 10 = 72} + 10 = 82 единицы («хорошо»), результат итогового устного контроля - 10 РЕ, общий результат 92 РЕ («отлично»). МБ! Если результат итогового устного контроля неудовлетворительный, материал считается неосвоенным, итоговый устный контроль должен быть пройден вновь, но не более 2 раз.

Повысить рейтинг позволяют также дополнительные бонусные баллы. Пример: РЕ обязательного компонента {2 х 9 + 6 х 10 = 76} + 10 = 86 единиц («хорошо»), но студент посетил все заседания СНК (1), выступил с сообщением на СНК (2) и на научной конференции (3), повысив тем самым рейтинг на 6 единиц; его совокупный рейтинг составил 92 РЕ, что соответствует отметке «отлично».

ВЫВОДЫ

Данный принцип может быть рекомендован к использованию и применительно к иному количеству учебных модулей дисциплины.

■ НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

д.м.н., проф. В. А. Клевно, к.м.н. С. А. Кучук, к.м.н. Н. А. Романько, к.м.н. О. В. Лысенко • Бюро судебно-медицинской экспертизы Московской области (нач. - д.м.н., проф. В. А. Клевно)

• Кафедра судебной медицины (зав. - д.м.н., проф. В. А. Клевно) ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского

• Аннотация: В докладе рассматриваются этапы внедрения системы непрерывного медицинского образования судебно-медицинских экспертов. Показана роль Ассоциации судебно-медицинских экспертов в организации процесса непрерывного медицинского образования для членов данного сообщества. Представлен анализ видов и форм непрерывного образовательного цикла. Описана процедура аккредитации обучающих мероприятий, проанализированы возможности по накоплению кредитов за определенный временной промежуток.

• Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, послевузовское образование, Ассоциация судебно-медицинских экспертов, судебно-медицинская экспертиза, накопительные кредиты, зачетные единицы

ВВЕДЕНИЕ

Для обеспечения качества медицинской помощи врач должен постоянно совершенствоваться. В связи с этим на повестку дня выходит главная задача - обеспечить специалистам возможность получать актуальные знания непрерывно. Такой концепт порожден временем: только непрерывность медицинского образования (НМО) может стать гарантом прогрессивного формирования должного уровня профессиональной компетенции врача любого профиля.

НМО - это система образования, обеспечивающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня.

Проблема непрерывного медицинского образования в судебно-медицинской экспертизе заинтересовала представителей ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» после посещения международных конференций «Эффективное управление медицинской организацией» и «Инновационные обучающие технологии в медицине» в 2013-2014 годах, на которых рассматривались роль и модель НМО в России, результаты федерального пилотного проекта «Внедрение непрерывного медицинского образования», проводимого по инициативе Минздрава России (модель проекта утверждена Приказом Минздрава России от 11.11.2013 № 837), Национальной медицинской палаты и профессиональных медицинских обществ по различным специальностям, Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России с целью отработки основных принципов внедрения непрерывного медицинского образования.

Участие профессиональных медицинских сообществ в НМО предопределило необходимость создания профессионального сообщества и в рамках специальности «судебно-медицинская экспертиза». Такая организация была создана на добровольной основе в 2014 году в виде Ассоциации судебно-медицинских экспертов (Ассоциация СМЭ). В настоящее время Ассоциация насчитывает более 450 членов.

Ассоциацией СМЭ был взят курс на продвижение новой модели НМО в судебно-медицинской экспертизе. Для этого принято решение об отработке одной из составляющих новой модели НМО - организации и проведении образовательных (учебных) мероприятий.

Модель НМО предусматривает систему накопления образовательных баллов (кредитов) - 250 за 5 лет (по 50 ежегодно). Это осуществляется путем освоения образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.