Научная статья на тему 'Анализ общих изменений медицинского послевузовского образования и требований к образовательным программам по клинической ординатуре'

Анализ общих изменений медицинского послевузовского образования и требований к образовательным программам по клинической ординатуре Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКАЯ ОРДИНАТУРА / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АККРЕДИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Хохлов Владимир Васильевич, Андрейкин Александр Борисович, Алексашкин Сергей Викторович

Статья посвящена обучению в клинической ординатуре и послевузовскому образованию в целом. Рассмотрены актуальные на сегодняшний момент вопросы по изменениям в отечественной системе образования. Разобраны основные принципы составления рабочих программ по клинической ординатуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Хохлов Владимир Васильевич, Андрейкин Александр Борисович, Алексашкин Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ общих изменений медицинского послевузовского образования и требований к образовательным программам по клинической ординатуре»

ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

51

вательных программ вузов, материалов электронных модулей (для самообучения) и путем участия в учебных мероприятиях, организованных некоммерческими профессиональными медицинскими организациями. Принцип накопления баллов (кредитов) в непрерывном медицинском образовании: на учебных мероприятиях 1 час = 1 кредиту, половина дня - 3 кредитам, за полный день начисляется 6 кредитов.

Ассоциацией СМЭ при технической поддержке ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» в 2015 году проведено семь образовательных (учебных) мероприятий - научно-практических конференций, аккредитованных в Координационном совете по развитию НМО при МЗ РФ, с начислением членам Ассоциации образовательных баллов (кредитов) и получением индивидуальных кодов подтверждения.

ВЫВОДЫ

В течение 2015 года отработана модель проведения образовательных мероприятий, аккредитованных в Координационном совете по развитию непрерывного медицинского образования при МЗ РФ. Врачам - судебно-медицинским экспертам, при условии посещения всех образовательных мероприятий, начислено по 51 баллу (кредиту), которые подтверждены индивидуальными кодами.

Опыт, полученный членами Ассоциации СМЭ в ходе внедрения системы непрерывного медицинского образования для судебных медиков, может быть рекомендован как вариант удачного использования потенциала профессиональной общественной организации в повышении квалификации отраслевых специалистов, обязанных приобретать новые знания и навыки в процессе всей профессиональной жизни.

■ АНАЛИЗ ОБШИХ ИЗМЕНЕНИЙ

МЕДИЦИНСКОГО ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТРЕБОВАНИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПОКЛИНИЧЕСКОИОРДИНАТУРЕ д.м.н., проф. В. В. Хохлов, доц. А. Б. Андрейкин, С. В. Алексашкин • Кафедра судебной медицины и права (зав. - д.м.н., проф. В. В. Хохлов) ГБОУ ВПО «Смоленский государственный медицинский университет»

• Аннотация: Статья посвящена обучению

в клинической ординатуре и послевузовскому образованию в целом. Рассмотрены актуальные на сегодняшний момент вопросы по изменениям в отечественной системе образования. Разобраны основные принципы составления рабочих программ по клинической ординатуре.

• Ключевые слова: клиническая ординатура, непрерывное медицинское образование, аккредитация

Здравоохранение в России уже много лет находится в кризисе. Рассказывать обо всех проблемах, сложившихся за предыдущие годы, не имеет смысла. Подробно они изложены еще в 2005 году в докладе на заседании президиума Государственного совета «О повышении доступности и качества медицинской помощи».

В 2014 году были приняты последние Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), направленные на изменение системы образования в медицине. В первую очередь они должны были повысить качество образования и решить вопрос с недостатком кадров в системе здравоохранения. В основе стандартов

2014 года - модульно-компетентностный подход, в котором результат освоения учебного курса (образовательной программы) ставится выше методов этого освоения. К недостаткам можно отнести отсутствие каких-либо шаблонов составления рабочих программ для ординаторов, что значительно усложняет их разработку. Данную проблему мог бы решить реестр уже составленных и принятых образовательных программ, однако движений в этом направлении так и не было замечено.

ФГОС регламентируют только общие пункты основной образовательной программы, главным образом по структуре, профессиональным компетенциям и требованиям к учебному заведению в целом.

Все чаще стало звучать понятие «непрерывное медицинское образование», однако до сих пор не все понимают, что же под этим подразумевается. Согласно Федеральному закону № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», с 01.01.2016 система подтверждения сертификата каждые 5 лет постепенно будет заменена на аккредитацию. Теперь по истечении 5 лет специалист будет проходить аккредитацию, включающую тестирование, выполнение ситуационных задач и различных заданий. Особую роль будет играть портфолио специалиста, т.е. курсы, посещение научных конференций, семинары и т.д. За участие в них будут присваиваться кредиты, которых за 5 лет должно быть набрано 250, т.е. по 50 за год. И тут возникает первая проблема - неразвитость систем лицензирования, аккредитации в здравоохранении; при этом ужесточаются требования к медработникам и изменяются принципы послевузовского образования. Широко обсуждается отмена института интернатуры (одногодичной специализации) в 2016-2017 гг.; при этом, по сообщениям разных источников, после окончания вуза выпускник должен будет отработать в первичном медицинском звене (поликлинике) до трех лет, после чего ему будет позволено поступить в ординатуру, которая также претерпит изменения: срок обучения может составить от двух до пяти лет, в зависимости от выбранной специальности. Иными словами, стать врачом в России будет сложнее (срок обучения может превысить 10 лет). Удастся ли задуманное и не приведет ли это к оттоку специалистов из медицины и еще большему кризису в здравоохранении - покажет время.

Целью ординатуры в рамках специальности 31.08.2010 «Судебно-медицинская экспертиза» является совершенствование теоретических базовых знаний и овладение специальными профессиональными компетенциями, необходимыми для самостоятельной экспертной работы и повышения уровня врачебной квалификации. Общая трудоемкость освоения модулей образовательной программы в клинической ординатуре составляет 120 зачетных единиц (далее - з.е.) (4320 часов). Обучение клинических ординаторов СГМУ включает в себя:

Блок 1 - в базовую часть входят дисциплины (модули) основной специальности, такие как танатология и экспертиза вещественных доказательств, а также ряд модулей (дисциплин), обязательных для этой части программы. К ним относят педагогику, медицину чрезвычайных ситуаций, общественное здоровье и здравоохранение, а также патологию. Вариативную часть составляют смежные дисциплины - на нашей кафедре это патологическая и топографическая анатомия.

Блок 2 - в практику включена работа на базе отделов СОБСМЭ. В них входит экспертиза трупа, экспертиза потерпевших, подследственных и других лиц, экспертиза вещественных доказательств и т.д.

Блок 3 - представляет собой государственную аттестацию и является идентичным для всех специальностей.

52

ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ: НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Объемы блоков имеют определенный интервал, однако общее количество з.е. должно быть равно 120. В Блок 1 включается лекционный курс, количество часов которого - не более 10 % от общего количества часов аудиторных занятий. Также стоит упомянуть о самостоятельной работе ординаторов, на которую должна быть отведена треть аудиторных занятий. Если говорить о требованиях, предъявляемым к организации, осуществляющей обучение студентов по программам клинической ординатуры, то это, в первую очередь, материально-техническое обеспечение и кадровый состав. Другими словами, базы, на которых проходит клиническая ординатура, должны быть соответствующим образом укомплектованы, а в преподавательский состав входить специалисты с научной степенью.

Таким образом, на наших глазах происходит коренное изменение образовательной системы, качество которой постоянно находится в центре внимания всего медицинского сообщества, профессиональных ассоциаций и государства. Будем надеяться, что успешная реализация упомянутых нововведений сможет улучшить ситуацию в здравоохранении в целом и в судебной медицине в частности.

■ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ОЧНО-ЗАОЧНЫХ ЦИКЛОВ ТУ ДЛЯ ВРАЧЕЙ - СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТОВ

д.м.н., проф. С. Л. Парилов, Е. В. Таптыгина • ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, кафедра судебной медицины, факультет довузовского и непрерывного профессионального образования

• Аннотация: В статье приводится пример организации дистанционных образовательных курсов для врачей судебно-медицинских экспертов.

• Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, структуризация учебной информации, принципы организации учебного процесса

В докладе международной комиссии по образованию ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» Ж. Де-лор сформулировал основные, глобальные компетентности, определив их как «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить. Эти компетентности носят, по мнению Ж. Делора, глобальный характер, так как направлены не просто на приобретение некой профессиональной квалификации, а на формирование компетентности в более широком смысле - компетентности, «которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе».

К тенденциям развития образования можно отнести тенденцию информатизации образования и тенденцию инновационного образования.

Для реализации этих тенденций мы используем дистанционные образовательные технологии при обучении врачей-курсантов по специальности «судебно-медицинская экспертиза» с учетом следующих критериев:

1. Критерий индивидуальной траектории профессионального становления и развития врача-курсанта. Была изначально создана гибкая учебная программа ТУ для судебно-медицинской экспертизы и патологической анатомии по патоморфологическим аспектам патологии материнской смерти, смерти новорожденных, детей грудного

возраста и судебно-медицинским критериям диагностики родовых и постнатальных травм - 36-144 ч. Для переподготовки аналогичная программа «Патологическая анатомия» - 576 ч. По аналогии были сделаны программы для среднего персонала «Судебно-медицинская экспертиза и основы патогистологической техники». Программы ТУ состояли из курса лекций, читаемых дистанционно, и ве-бинаров - очно проводимых семинарских и части практических занятий. На программы ТУ, преимущественно в дистанционной форме обучения, набирались только врачи со стажем работы не менее 5 лет.

Программа ПП, с учетом изучения гистологических препаратов, техники патологоанатомического вскрытия, не менее 40 % рабочего времени предполагает очное обучение на базе университета. Часть теоретического материла, а также практических занятий специально сознательно была оставлена для заочного индивидуального обучения. Т.е. после каждого блока лекций и методического материала, изучаемых курсантами самостоятельно без отрыва от трудовой деятельности, каждый курсант должен был провести по теме лекций экспертизу. Выводы проведенной экспертизы защищались перед преподавателем онлайн.

2. Критерии развития мышления в процессе профессионального становления. Мы считаем, что сущность процесса дополнительной подготовки специалиста по судебной медицине состоит в формировании индивидуального мышления, которое позволяет, на фоне полученных на лекциях фундаментальных знаний, служить средством адаптации и специализации. Основным средством становится самостоятельность эксперта. Отсюда важнейшая задача образовательных технологий - дать возможность эксперту учиться самостоятельно в течение всей профессиональной жизни.

3. Критерий объективности. Этот критерий связан с выполнением курсантом экспертной работы для итогового оценивания, которое осуществляет другой преподаватель (не тот, который учил и вел тематический цикл). Все это создает в группе атмосферу интеллектуального творчества и социального равенства.

4. Критерий продуктивной коммуникации. Мы считаем очень важным, чтобы курсанты - представители различных специальностей в судебной медицине работали вместе по глубокому исследованию общих проблем судебно-медицинской экспертизы и смежных специальностей. Без этого невозможна фундаментальная подготовка курсанта.

5. Критерий информационной поддержки сотворчества преподавателей и курсантов. В рамках данного критерия используются: мультимедийные технологии, как при чтении лекций, так и при проведении лабораторных и практических занятий; локальная компьютерная сеть университета и Интернет. Внедрение новейших компьютерных технологий существенно активизирует самостоятельную творческую деятельность курсантов в процессе обучения, ускоряя продвижение к искомому профессиональному уровню специалиста в судебной медицине.

6. Критерий обратной связи - во всех видах внешних работ курсантов и преподавателей.

Чтобы указанные критерии применять в полном объеме, процесс восприятия и переработки визуальной информации был разделен на три этапа.

Первый этап выступает как анализ структуры подаваемой информации. Ему соответствуют два важнейших параметра: нацеленность курсантов на активное (продуктивное) восприятие фундаментальных основ судебной медицины и организация учебного материала поэтапно, начиная с законодательных основ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.