Научная статья на тему 'Современный образовательный процесс подготовки врача-психиатра'

Современный образовательный процесс подготовки врача-психиатра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХИАТРИИ И ДИСЦИПЛИН ПСИХОТЕРАПИИ / СУДЕБНО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / ПСИХИАТРИИ-НАРКОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОРДИНАТУРЕ / ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАДРОВ / TEACHING OF PSYCHIATRY AND PSYCHOTHERAPEUTIC DISCIPLINES / FORENSIC-PSYCHIATRIC EXPERT EXAMINATION / PSYCHIATRY AND NARCOLOGY / TRAINING HIGHLY SKILLED PROFESSIONALS IN RESIDENCY / TRAINING OF ACADEMIC PERSONNEL IN POSTGRADUATE STUDIES / EDUCATIONAL MODULES / COMPETENCIES / PRESTIGE OF PROFESSION / CONTINUITY OF PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барденштейн Леонид Михайлович, Кекелидзе Зураб Ильич, Макушкин Евгений Вадимович, Данилова Светлана Валерьевна, Панченко Евгения Анатольевна

При рассмотрении особенностей преподавания психиатрии выделены следующие положения: необходимость создания программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; переход к кредитно-модульной системе образовательного процесса, когда обучающийся приобретает универсальные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции во время обучения; обучение врачей-психиатров на циклах дополнительного профессионального образования на принципах андрагогики. Указанные положения разрабатываются в ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России» совместно с ведущими профильными кафедрами вузов страны. Расширение круга профессиональных образовательных задач связано с изменениями законодательства и во многом направлено на повышение престижа психиатрии и профильных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern educational process of psychiatrist training

By consideration of features of teaching psychiatry the following provisions are allocated: need of creation of the program of training of the top skills for internship and preparation of the research and educational personnel in postgraduate study; transition to credit and modular system of educational process when the trained gains universal, professional and professional and specialized competences during training, training of psychiatrists on cycles of additional professional education on the principles of an andragogy. The specified provisions are developed in V. Serbsky Federal Medical Research Center of Psychiatry and Narcology together with the leading profile chairs of higher education institutions of the country. Expansion of a circle of professional educational tasks is connected with changes of the legislation and in many respects directed on increase of prestige of psychiatry and profile disciplines.

Текст научной работы на тему «Современный образовательный процесс подготовки врача-психиатра»

© Коллектив авторов, 2015 Для корреспонденции

УДК 378:616.89 Данилова Светлана Валерьевна - кандидат медицинских

наук, доцент, руководитель Учебно-методического отдела ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России Адрес: 119991, г. Москва, Кропоткинский пер., д. 23 Телефон: (495) 637-35-55 E-mail: psy-kafedra@yandex.ru

Л.М. Барденштейн1, З.И. Кекелидзе2, Е.В. Макушкин2, С.В. Данилова2, Е.А. Панченко2, В.И. Бородин2

Современный образовательный процесс подготовки врача-психиатра

1 ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

2 ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва

1 Moscow State University of Medicine and Dentistry named after A.I. Evdokimov

2 V. Serbsky Federal Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology, Moscow

Modern educational process of psychiatrist training

L.M. Bardenshtein1, Z.I. Kekelidze2, E.V. Makushkin2, S.V. Danilova2, E.A. Panchenko2, V.I. Borodin2

При рассмотрении особенностей преподавания психиатрии выделены следующие положения: необходимость создания программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; переход к кредитно-модульной системе образовательного процесса, когда обучающийся приобретает универсальные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции во время обучения; обучение врачей-психиатров на циклах дополнительного профессионального образования на принципах андрагогики. Указанные положения разрабатываются в ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России» совместно с ведущими профильными кафедрами вузов страны. Расширение круга профессиональных образовательных задач связано с изменениями законодательства и во многом направлено на повышение престижа психиатрии и профильных дисциплин.

Ключевые слова: преподавание предмета психиатрии и дисциплин психотерапии, судебно-психиатрической экспертизы, психиатрии-наркологии, подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре, образовательные модули, компетенции, престиж профессии, преемственность кадров

By consideration of features of teaching psychiatry the following provisions are allocated: need of creation of the program of training of the top skills

for internship and preparation of the research and educational personnel in postgraduate study; transition to credit and modular system of educational process when the trained gains universal, professional and professional and specialized competences during training, training of psychiatrists on cycles of additional professional education on the principles of an andragogy. The specified provisions are developed in V. Serbsky Federal Medical Research Center of Psychiatry and Narcology together with the leading profile chairs of higher education institutions of the country. Expansion of a circle of professional educational tasks is connected with changes of the legislation and in many respects directed on increase of prestige of psychiatry and profile disciplines.

Keywords: teaching of psychiatry and psychotherapeutic disciplines, forensic-psychiatric expert examination, psychiatry and narcology; training highly skilled professionals in residency, training of academic personnel in postgraduate studies, educational modules, competencies, prestige of profession, continuity of personnel

На современном этапе развития общества образование рассматривается как один из приоритетных социальных институтов [1, 6]. В июне 1999 г. в Болонье (Италия) была подписана декларация, названная впоследствии Болонской [2]. Декларация предусматривала создание к 2010 г. «гармонизированного общеевропейского пространства высшего образования». На сегодняшний день в Болонский процесс вовлечено более 40 европейских стран. На конференции министров высшего образования европейских стран, проходившей в сентябре 2002 г. в Берлине, было принято решение о присоединении России к Болонской декларации, и с 2003 г. Россия вошла в Болонский процесс. Подписав Болонскую декларацию, Россия приняла на себя определенные обязательства - вузы России, сохраняя лучшие традиции отечественного образования, должны адаптировать свою систему подготовки кадров к европейской. При этом сегодня во всем мире идет переосмысление того, каким должно быть медицинское образование, каковы его миссия, роль и место в подготовке медицинских кадров и укреплении здоровья населения. В целом большинство специалистов сходятся во мнении, что современное медицинское образование должно быть доступным для всех, непрерывным, качественным, разносторонним, основанным на современных технологиях, активным, соответствующим нуждам здравоохранения.

Вступление в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 изменило требования к кадровому составу преподавателей, осуществляющих педагогическую деятельность в ординатуре и аспирантуре. В рамках учебного отдела научных организаций должны быть введены ставки профессорско-преподавательского состава, отвечающие квалификационным характеристикам должностей работников образования.

Описанные процессы, а также произошедшая в 2014 г. структурная реорганизация в рамках существующего ныне ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» (ФГБУ «ФМИЦПН им В.П. Сербского») Минздрава России накладывают дополнительные обязательства на специалистов, участвующих в подготовке медицинских кадров высшей квалификации. Штатное расписание Учебно-методического отдела после обсуждения Ученым советом Центра постепенно было приведено в соответствие с требованиями ст. 46, ст. 50 ФЗ «Об образовании в РФ». Для решения задач образования в психиатрии, судебно-психиатрической экспертизе, психиатрии-наркологии, психотерапии определен соответствующий профессорско-преподавательский состав, прошедший по конкурсу на занимаемые должности: профессор (1,5 ставки), ведущий научный сотрудник (1 ставка), доцент (4 ставки), старший преподаватель (2 ставки), ассистент (2 ставки), методист (1,5 ставки) с планируемым объемом учебной нагрузки от 650 до 800 ч в год. Следует отметить, что в структуру Учебно-методического отдела наряду с педагогическими работниками, имеющими образование по специальностям «Психиатрия», «Психотерапия», «Судебно-психиатрическая экспертиза», «Психиатрия-наркология», «Сексология», введены преподаватель иностранного языка, преподаватель истории и философии науки. Этот факт, а также изменяющиеся требования к подготовке медицинских кадров, ставят перед сотрудниками Центра им. В.П. Сербского следующие задачи по скорейшей адаптации к современной системе образования в стране и в международном пространстве:

1. Разработка комплектов документов по организации и проведению приема в аспирантуру и ординатуру.

2. Соблюдение правовой регламентации организации и осуществления образовательной деятель-

ности - лицензирование и аккредитация направлений подготовки по программам аспирантуры и ординатуры.

3. Ежегодное участие в публичном конкурсе, проводимом Министерством образования и науки, на получение контрольных цифр приема на обучение по направлениям подготовки кадров высшего профессионального образования.

4. Переход к зачетно-модульной системе образовательного процесса - разработка учебных планов и учебно-образовательных программ аспирантуры и ординатуры в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

5. Разработка нового подхода к формированию содержания, организации и контроля результатов образования: внедрение современных технологий обучения высшего и дополнительного профессионального образования (образовательные модули, стажировки, дистанционное обучение, электронные формы обучения).

6. Внедрение инновационных подходов в психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.

7. Планирование и учет нагрузки в работе преподавателя.

8. Подготовка к переходу к непрерывному медицинскому образованию с 2016 г.

Общеизвестно, что ранее система подготовки медицинских кадров была представлена двумя этапами последипломной подготовки врачей (организованных форм обучения):

1. Специализация - прохождение интернатуры или ординатуры по специальности широкого профиля (первичная специализация), а затем по более узкой специальности (вторичная специализация).

2. Усовершенствование - дальнейшее совершенствование профессиональных знаний и навыков. В нем выделялось: общее усовершенствование - повышение квалификации по всем разделам специальности (согласно существовавшей законодательной базе, повышение квалификации специалистов должно было осуществляться не реже одного раза в 5 лет); тематическое усовершенствование -по отдельным избранным разделам специальности или актуальным вопросам; курсы информации или стажировки на базе НИИ и крупных учреждений практического здравоохранения.

Указанная система претерпела изменения, которые были представлены в нормативных документах законодательного характера, в частности в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (2008), Федеральном законе № 273 «Об образовании в РФ» (2012), Федеральном законе № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан РФ», Профессиональном стандарте врача (2013) и др. Таким образом, сегодня в стране установлены единые требования к организации всех видов

последипломного образования, а также сроки периодичности и продолжительности обучения. В федеральных подведомственных учреждениях, в госзадание которых включены задачи подготовки кадров по профилю деятельности, используются типовые образовательные программы, утверждены единый порядок проверки знаний и единый образец документов о присвоении квалификации и об усовершенствовании врачей. В целом система повышения квалификации врачей представлена учреждениями последипломного образования, факультетами усовершенствования врачей при медицинских вузах, а также курсами информации и стажировки на базе научно-исследовательских институтов и крупных учреждений практического здравоохранения. Работу по специализации и усовершенствованию врачей регулирует и монитори-рует Министерство здравоохранения РФ.

В Федеральном законе № 273 «Об образовании в РФ» была изменена система уровней образования. Главной новеллой стало то, что высшее профессиональное образование поглотило подготовку научно-педагогических кадров, кадров высшей квалификации в ординатуре (ранее осуществляемую в рамках послевузовского профессионального образования). Изменение уровней образования вызвано прежде всего предписаниями Болонской декларации, а также Международной стандартной классификации образования. Высшее образование имеет разноуровневую структуру, получение соответствующего уровня высшего образования обусловливается наличием необходимого образовательного ценза. К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего с дипломом специалиста или магистра.

Новацией является дополнение перечня случаев получения второго и последующих высших образований следующими 2 положениями: возможностью поступления лиц, имеющих диплом об окончании ординатуры, для обучения по программам ординатуры и поступления лиц, имеющих диплом об окончании аспирантуры, для обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров.

С учетом имеющихся нормативов в Учебно-методическом отделе ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России были разработаны следующие программы:

• Основная профессиональная образовательная программа по подготовке кадров высшей квалификации по программе ординатуры по специальностям «Психиатрия», «Психотерапия» и «Судебно-психиатрическая экспертиза»;

• Основная профессиональная образовательная программа дополнительного профессионального образования по специальности «Психотерапия».

Главной особенностью современного стандарта образования является переход к кредитно-мо-дульной системе образовательного процесса. Так, в настоящее время общество и профессиональное сообщество интересуют не только время, затраченное на обучение, но и приобретенные профессиональные умения, знания и навыки. Вследствие этого особый акцент в разработанных программах сделали на формулировании универсальных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Программы аспирантуры и ординатуры составляются из модулей (базовая и вариативная части). Выбор модулей диктуется спецификой поставленных образовательных задач. Так, например, поскольку после окончания аспирантуры обучающийся должен приобрести квалификацию «Исследователь. Преподаватель-исследователь», в программу обучения кроме модулей по основной специальности включаются специфические дисциплины, такие как «Современные педагогические технологии и личностное развитие», «Планирование научной деятельности и технология работы над кандидатской диссертацией». В программу подготовки ординаторов по специальности «Психиатрия» вошли такие модули базовой части, как «Психиатрия», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Медицина чрезвычайных ситуаций», «Патология», «Неотложные состояния в психиатрии». Каждый из этих разделов по сути является самостоятельной дисциплиной. В связи с этим вариативная часть позволяет включать дополнительные, актуальные и необходимые, на взгляд авторов-составителей, образовательные темы разной компетенции. Это способствует более полному освещению именно тех тематик, которые активно разрабатываются в учреждении, и трансляция их молодым специалистам становится более доступной. Так, в частности, программа подготовки врачей-ординаторов по специальности «Психиатрия» укрупнена циклами в области медицинской психологии и психотерапии. Помимо теоретической части в программе представлены объемные практические занятия, включая знакомство с амбулаторным звеном психиатрической помощи, работой врача-психиатра скорой психиатрической помощи, в отделении психореанимации и приемном отделении. За счет расширения образовательных модулей у будущих психиатров возникает возможность более глубокого ознакомления с профессией и развития реальных практических представлений о специфике деятельности врача-психиатра на разных отраслевых участках компетенции. В программу подготовки ординаторов по специальности «Психотерапия» кроме традиционных вошли такие темы, как «Психотерапия в детском и подростковом возрасте», «Психотерапия суицидального поведения» и «Психотерапия нехимических зависимостей». В этом контексте представляется целесообразным, чтобы не только врачи-психиатры, но и врачи общей

практики обладали знаниями и способностью к ранней диагностике монополярных и биполярных аффективных расстройств. Биполярное аффективное расстройство (БАР), которое до введения международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) называлось «маниакально-депрессивный психоз», занимает особое место среди аффективной патологии в связи с трудностью его своевременной диагностики. Известно, что от 25 до 50% первичных диагнозов монополярной (униполярной) депрессии в дальнейшем, спустя 5-10 лет и более, пересматриваются в сторону расстройств биполярного спектра, в частности биполярной депрессии. Заболевание сопряжено с высоким уровнем суицидального риска: от 40 до 50% пациентов, страдающих БАР, в течение жизни совершают суицидальную попытку. При этом БАР является, по существу, пожизненным заболеванием и признано ВОЗ одной из 10 ведущих причин инвалидизации населения среди заболеваний неинфекционного генеза [10]. В связи с этим представляется целесообразной разработка ранних дифференциально-диагностических критериев разграничения монополярной и биполярной депрессии. Своевременная диагностика биполярной депрессии позволит существенно сократить количество суицидальных попыток данного контингента больных, избежать неадекватного лечения, в частности длительной монотерапии антидепрессантами, которая формирует резистентность к психофармакотерапии и провоцирует трансформацию депрессивной фазы расстройства в гипоманиакальное и маниакальное состояние.

Вариативная часть программы подготовки кадров в ординатуре по специальности «Судебно-психиатрическая экспертиза» включает такие модули, как «Судебная психология», «Судебная сексология». Также обучающийся в ординатуре и аспирантуре должен пройти педагогическую практику, в результате которой у него будет сформирована профессиональная компетенция (готовность к психолого-педагогической деятельности). Все программы высшего профессионального образования составлены с учетом ФГОС [9].

Особую актуальность в современной системе реформирования приобретают дополнительные профессиональные программы повышения квалификации медицинских кадров. В современной ситуации перехода к системе аккредитации подобные программы становятся особенно востребованными. Предполагается, что прохождение подобных курсов усовершенствования призвано не только пополнить уровень знаний в отдельных вопросах психиатрии, но и способно повысить рейтинг специалиста, позволяя ему накапливать необходимые для прохождения аккредитации учебные часы. Таким образом, разработка и внедрение подобных учебных циклов становятся приоритетными задачами.

Так, в течение последних лет в отделе Центра, отвечающем за образование кадров, были разработаны такие программа повышения квалификации медицинских кадров, как «Организация психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях», «Медико-психологическая помощь жертвам правонарушений в кризисных (реабилитационных) центрах», «Суицидальное поведение у лиц, страдающих онкологическими заболеваниями», «Психотерапия больных, страдающих онкологическими заболеваниями, и их родственников», «Клиническая суицидология», «Медицинская и судебная психология», «Клиника, диагностика и лечение табачной зависимости», «Актуальные вопросы психиатрии-наркологии», «Профилактика опасных действий психически больных». Указанные программы предназначены не только для врачей-психиатров или психотерапевтов, но и для врачей общей практики, судебно-психиатрических экспертов, врачей, осуществляющих принудительные меры медицинского характера, клинических психологов и социальных работников. Такой подход позволяет охватить значительную часть медицинских кадров по профилю и компетенции деятельности в здравоохранении, популяризируя тем самым знания о психическом здоровье человека, клинике, диагностике, оказании помощи, коррекции, экспертизе и профилактике. Важно, что разрабатываемые программы реализуются специалистами Центра не только в Москве, но и практически во всех регионах Российской Федерации при проведении межрегиональных циклов.

Отличительной особенностью обучения слушателей на циклах дополнительного профессионального образования является то, что это категория взрослых людей, обучение которых проводят педагоги-андрагоги. В рамках андрагогической парадигмы образования преподаватель является наиболее опытным специалистом-экспертом в области технологии обучения взрослых, организатором совместной с обучающимся деятельности, наставником, консультантом, вдохновителем, соавтором индивидуальной программы обучения, создателем необходимых комфортных условий процесса обучения и, наконец, источником знаний, умений, навыков и качеств [4]. С.Г. Вершловский (1998) считает, что в системе образования взрослых преподаватель является прежде всего организатором обучения, умеющим совмещать в своей профессиональной деятельности и другие функции, играть три роли:

• врача-психотерапевта, оказывающего помощь в восстановлении мотивации к образовательной и профессиональной деятельности и снижении уровня тревожности субъектов обучения;

• эксперта, владеющего содержанием как андрагогической, так и профессиональной деятельности обучающихся;

• консультанта, владеющего методологией ан-драгогического сопровождения процесса самообразования взрослых (целевое повышение

квалификации, опережающее обучение основам научно-исследовательской работы, помощь в создании проектов профессионального и личностного развития и т.д.).

Преподавание в Учебно-методическом отделе ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России строится на 11 основополагающих принципах андрагогики [3].

1. Принцип приоритетности самостоятельного обучения. Для того чтобы практически использовать этот принцип, необходима значительная предварительная подготовка - составление программ обучения, подбор и тиражирование учебного материала, приобретение и создание обучающих компьютерных программ.

2. Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем при подготовке к обучению и в процессе его. Отправной точкой процесса обучения является выявление познавательных и производственных потребностей обучающихся. Интервью с обучающимся и групповые обсуждения позволяют выявить эти потребности.

3. Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний. Этот принцип основан на активных методах обучения, стимулирующих творческую работу обучающихся. Вместе с тем внимание должно уделяться и индивидуальной работе - написанию работ типа рефератов, кейсов (case-study, или метод конкретных ситуаций, от англ. «case» - случай, ситуация), созданию методических схем и описаний, которые затем могут быть проработаны до некоего стандарта.

4. Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний. Может быть использован как профессиональный, так и социальный опыт, который вступает в противоречие с требованиями времени, с корпоративными целями. Например, высококвалифицированный специалист может быть настроен на индивидуальную работу, на сокрытие собственных знаний, неприятие новых перспективных работников, видя в них угрозу для своего личного благополучия. В таких случаях необходимы беседы, убеждение в несостоятельности привычного опыта, формирование новых точек зрения, раскрытие новых перспектив и пр., т.е. воспитательные мероприятия.

5. Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей, с учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются деятельностью обучающегося, а также наличия свободного времени, финансовых ресурсов и т.д. В основе индивидуального подхода находится оценка личности обучающегося, анализ

его профессиональной деятельности, социального статуса и характера взаимоотношений в коллективе. Предварительные интервью, анкетирование, тестирование позволяют построить социально-психологический портрет обучающегося.

6. Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения.

7. Принцип рефлективности. Этот принцип основан на сознательном отношении обучающегося к обучению, что в свою очередь является главной частью самомотивации обучающегося.

8. Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося. Он означает востребованность приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков производственной деятельности. В связи с этим перед планированием и организацией обучения необходимы исследование и анализ деятельности, что позволит сформулировать цели и задачи обучения.

9. Принцип системности обучения. Он заключается в соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам и оценке результатов. Системность можно понимать и как систематичность, т.е. непрерывность или регулярность обучения, причем с учетом результатов предыдущей учебы и новых потребностей в обучении.

10. Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на практике). Исполнение этого принципа обеспечивается предыдущими принципами — системности, практической востребованности результатов обучения, индивидуального подхода, использования наработанного опыта.

11. Принцип развития обучающегося. Обучение должно быть направлено на совершенствование личности, развитие способностей к самообучению, постижению нового в процессе практической деятельности человека.

Кроме собственно образовательных программ специалистами Центра разработан комплект документов по организации и проведению приема в аспирантуру и ординатуру:

• Положение о приемной комиссии на формы подготовки кадров высшей квалификации (ординатура), подготовки научно-педагогических кадров (аспирантура) высшего профессионального образования;

• Положение о приемной комиссии по проведению конкурсных испытаний на формы подготовки кадров высшей квалификации;

• Правила приема на формы подготовки кадров высшей квалификации;

• Положение об экзаменационной комиссии по проведению конкурсных испытаний на формы подготовки кадров высшей квалификации;

• Правила приема в аспирантуру;

• Положение об апелляционной комиссии.

Необходимо отметить и такое нововведение

в работе Отдела, как разработка и проведение мастер-классов.

Известно, что мастер-класс - это передача своего профессионального опыта высококвалифицированным, наиболее опытным специалистом. С учетом того что ФГБУ «ФМИЦПН им В.П. Сербского» обладает колоссальным научным потенциалом, передача подобного опыта эмпирически представляется крайне важной. В формате проводимых мастер-классов ведущие специалисты Центра (академики и профессора) получают возможность непосредственно делиться накопленными знаниями и опытом. Врачами-практиками такая форма образовательных мастер-встреч чрезвычайно востребована. К образованию и общению в рамках мастер-классов планируется привлекать не только кадры высшей квалификации, но и ординаторов, аспирантов. Тем самым решаются задачи повышения компетенции, престижности профессии и даже преемственности.

Отдельно следует отметить современные особенности в области работы и подготовки профессорско-педагогического состава. Так, согласно приказу Министерства образования и науки «О введении в действие государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения квалификации "Преподаватель высшей школы", преподаватель должен иметь дополнительное педагогическое образование. На сегодняшний день из 12 сотрудников Отдела 3 имеют дополнительное высшее образование по специальности «Педагог высшей школы». Полученные специфические в области образования знания активно используются в образовательном процессе. Например, в методических принципах обучения применяются базовые психологические знания, что обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностейи личностных качеств обучающихся. Обучающимся преподаются знания в области конфликтологии и особенностей межличностных взаимодействий. Особое внимание уделяется так называемому проблемному обучению. Для преподавания психиатрии это вполне оправданно, так как сущность этого метода сводится к созданию цепи проблемных ситуаций и управлению деятельностью обучающегося по самостоятельному решению учебных тренировочных проблем в практической деятельности [5]. Создается проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение для студента, побуждающая его искать решение. Большое внимание в педагогическом процессе уделяется клиническим разборам заболеваний пациентов, что позволяет курсантам овладевать не только теоретическим, но и обязательным клинико-диагностическим, эксперто-логическим практическим опытом.

Медицинским профессиональным сообществом давно осознана необходимость разработки такого

актуального направления в педагогической практике, как использование новых информационных технологий. Современные средства обучения в основе своей так или иначе связаны с информационными технологиями, прежде всего с компьютерными и коммуникационными [7]. В связи с этим задача состоит в необходимости информатизации учебных материалов (создание электронных информационных ресурсов, аттестационных заданий и т.п.). Другая задача диктуется растущим спросом на различные формы дистанционного обучения, разработка которого позволит увеличить доступность педагогической практики. Так, интерактивные занятия со специалистами в области детской психиатрии Сибирского Федерального округа обоюдно признаны успешными и перспективными для развития.

Также следует отметить, что в настоящий момент наблюдается тенденция увеличения спроса на получение высшего профессионального образования в области психиатрии и ее субспециальностей. По результатам участия в Публичном конкурсе, проводимом Министерством образования и науки России, в ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России в 2014 г. было получено 10 бюджетных мест в ординатуре по специальности «Психиатрия» и 2 места по специальности «Судебно-психиатричес-кая экспертиза». В 2015 г. эти цифры существенно изменились - бюджетных мест для специальности «Психиатрия» было выделено уже 18. При этом количество поступающих в клиническую ординатуру по специальности «Психиатрия» было 40 человек. Молодых врачей, поступающих в клиническую ординатуру, привлекают методология и комплексная полипрофессиональная система обучения в ординатуре Центра, широкий охват образовательных модулей по психиатрии и смежным дисциплинам, разнообразие клинических баз, прохождение практики на подстанциях скорой психиатрической помощи, а также знакомство с работой в амбулаторной психиатрической службе. Современные ординаторы проходят подготовку по общей психопатологии, частной психиатрии, наркологии и болезням зависимости, пограничной

психиатрии, организационно-правовым проблемам психиатрии, терапии психических расстройств. Особое внимание уделяется изучению основ судебно-психиатрической экспертизы и профилактики общественно опасных действий, детской и подростковой психиатрии, суицидологии, организации медико-психологической помощи при чрезвычайных ситуациях, геронтопсихиатрии, социальной психиатрии. В элек-тивы включен психоанализ.

В 2016 г. планируется получение 4 бюджетных мест по специальностям «Психотерапия» и «Психиатрия-наркология». Уже в ближайшем будущем планируется внедрение образовательных программ для ординаторов в области сексологии. Таким образом, не только возрастает количество обучающихся, но и увеличиваются субспециальности, выбирая которые специалисты получают возможность дифференцированного обучения.

Современная образовательная система по подготовке высших медицинских кадров в психиатрии непрерывно обновляется и улучшается в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ». Тем самым подготовка кадров постепенно приближается к международному образовательному пространству. При этом коллектив учреждения стремится сохранить лучшие отечественные, национальные традиции, заложенные поколениями при подготовке практических и научных кадров. Создаются новые организационные и тематические формы обучения, существенно расширяются границы и улучшается качество высшего профессионального образования в психиатрии. Не случайно отмечены положительные тенденции: у выпускников медицинских вузов страны возрастает интерес к специальностям «Психиатрия», «Судебно-психи-атрическая экспертиза», «Психиатрия-наркология». Молодых специалистов привлекают гуманизм в профессии, искреннее желание заботиться о здоровье пациентов с душевными расстройствами, что на перспективу внушает оптимизм и позволяет прогнозировать постепенное повышение престижа деятельности врача-психиатра.

Сведения об авторах

Барденштейн Леонид Михайлович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России E-mail: barden@mail.ru

Кекелидзе Зураб Ильич - доктор медицинских наук, профессор, генеральный директор ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) E-mail: info@serbsky.ru

Макушкин Евгений Вадимович - доктор медицинских наук, профессор, заместитель генерального директора ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) E-mail: evm14@list.ru

Данилова Светлана Валерьевна - кандидат медицинских наук, доцент, руководитель Учебно-методического отдела ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) E-mail: psykonkurs@yandex.ru

Панченко Евгения Анатольевна - доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Учебно-методического отдела ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) E-mail: eniostyle2004@yandex.ru

Бородин Владимир Иванович - доктор медицинских наук, профессор Учебно-методического отдела ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России (Москва) E-mail: bor111@bk.ru

Литература

1. Беляева А.П. Интегрально-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб. : РАО ИПТО, 1997. 225 с.

2. Болонский процесс: взгляд на проблему // Сборник материалов. М., 2004.

3. Дмитриева Т.Б., Качаева М.А., Фастовцов Г.А., Малкин Д.А. и др. Применение принципов андрогогики в процессе обучения на кафедре социальной и судебной психиатрии с курсом судебно-психиатрической экспертизы ФППОВ ММА им. И.М. Сеченова // Психическое здоровье. 2010. № 3(46). С. 3-8.

4. Змеев С.И. Андрогогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М. : ПЕР СЭ, 2007. 272 с.

5. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. М. : Логос, 2004. С. 384 с.

6. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарии. М., 2003.

7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М. : Академия, 2007. 368 с.

8. Современные образовательные технологии : учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. М. : КНОРУС, 2010. 432 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) Лечебное дело. Квалификация (степень) «специалист». М., 2010.

10. Murray C., Lopez A. The Global Burden of Disease. Geneva : World Health Organization, 1996. 990 p.

References

1. Belyaeva A.P. Integral-modular pedagogical system of professional education. Saint Petersburg: RAO IPTO, 1997: 225 p. (in Russian)

2. The Bologna process: a view of the problem. The collection of materials. Moscow: 2004. (in Russian)

3. Dmitrieva T.B., Kachaeva M.A., Fastovtsov G.A., Malkin D.A., et al. The application of the principles of andragogy in the teaching process at the Department of social and forensic psychiatry with the course of forensic psychiatric examination FMSMU I.M. Sechenov. Psikhicheskoe zdorov'e [Mental Health]. 2010; Vol. 3 (46): 3-8. (in Russian)

4. Zmeev S.I. Andragogika: basic theory, history and technology of adult learning. Moscow: PER SE, 2007: 272 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Zimnya I.A. Pedagogical Bases of psychology. Moscow: Logos, 2004: 384 p. (in Russian)

6. Ivanov D.A., Mitrofanov K.G., Sokolova O.V. Competence approach in education. Problems, concepts, toolkits. Moscow, 2003. (in Russian)

7. Polat E.S., Bukharkina M.Y. Teaching Modern information technology in the education system. Edited by E.S. Polat. Moscow: Akademiya, 2007. 368 c. (in Russian)

8. Modern educational technology: textbook. Edited by N.V. Bordovskaya. Moscow: KNORUS, 2010. 432 p. (in Russian)

9. Federal state educational standard of higher professional education on a direction of training (specialty) in medicine. Qualification (degree)

"specialist". Moscow, 2010. (in Russian)

10. Murray C., Lopez A. The Global Burden of Disease. Geneva World Health Organization, 1996: 990 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.