Научная статья на тему 'Квалификация научных кадров в области психиатрии в 2012 г'

Квалификация научных кадров в области психиатрии в 2012 г Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHIATRY / THESIS / SCIENTIFIC RESEARCH / QUALIFICATION / SCIENTIFIC PERSONNEL / ПСИХИАТРИЯ / ДИССЕРТАЦИЯ / НАУЧНАЯ РАБОТА / КВАЛИФИКАЦИЯ / НАУЧНЫЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трущелёв Сергей Андреевич

Представлены результаты квалификации научных кадров в области психиатрии, выявлены научные организации и учреждения высшего профессионального образования, занимающиеся подготовкой и квалификацией научных кадров в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualifications of Russia's psychiatry researchers in 2012

The paper presents the results of analysis of the structure of theses in psychiatry in Russia and reveals what scientific organizations and higher vocational education institutions are engaged in training and certification of scientific personnel in this field.

Текст научной работы на тему «Квалификация научных кадров в области психиатрии в 2012 г»

ф

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© С.А. Трущелёв, 2013 УДК 614.258.1:616.89

Для корреспонденции

Трущелёв Сергей Андреевич - кандидат медицинских наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» Минздрава России

Адрес: 107076, г. Москва, ул. Потешная, д. 3 Телефон: (495) 963-25-31 E-mail: [email protected]

С.А. Трущелёв

Квалификация научных кадров в области психиатрии в 2012 г.

Qualifications of Russia's psychiatry researchers in 2012

S.A. Trushchelev

The paper presents the results of analysis of the structure of theses in psychiatry in Russia and reveals what scientific organizations and higher vocational education institutions are engaged in training and certification of scientific personnel in this field. Key words: psychiatry, thesis, scientific research, qualification, scientific personnel

ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии»

Ммнздрава России, Москва

Mental Health Research Institute, Moscow

Представлены результаты квалификации научных кадров в области психиатрии, выявлены научные организации и учреждения высшего профессионального образования, занимающиеся подготовкой и квалификацией научных кадров в этой области. Ключевые слова: психиатрия, диссертация, научная работа, квалификация, научные кадры

В принятой «Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года» [4] отражена перспектива развития потенциала научных кадров. Отмечено, что научные специалисты являются интеллектуальным потенциалом системы здравоохранения. В связи с этим предполагается обеспечить необходимые условия для эффективного воспроизводства научных кадров для инновационно-направленных исследований, сохранения преемственности, развития лучших научных традиций и формирования широкого спектра новых исследовательских направлений, противодействия оттоку специалистов в другие отрасли за счет обеспечения условий, моральных и материальных стимулов деятельности и повышения престижа научно-исследовательской деятельности. Селекция высококвалифицированных кадров и создание научной медицинской элиты будут основаны на профессиональных стандартах, которые позволят сформировать единые подходы к определению уровня квалификации медицинских и фармацевтических работников, необходимого для занятия профессиональной деятельностью.

Однако чрезмерная биологическая нацеленность научных разработок, скорее всего, повлечет изменение кадрового состава в научных и клинических специальностях. Так, уже сейчас возрастающее влияние фарминдустрии существенно сказывается на выборе основных научных направлений и интересов ученых, исследовательской методологии (методических подходов, инструментария, селекции результатов) и в итоге на полученном научном знании [2], проявляется ангажированностью некоторых исследовате-

74

С.А. Трущелёв

лей [13]. Все чаще появляются данные о том, что результаты, полученные в исследованиях, и выводы из них только в небольшой степени оказываются полезными в повседневной клинической практике [12], а некоторые науковедческие исследования свидетельствуют о том, что значительная доля опубликованных результатов имеют грубые методологические и методические ошибки [1, 10, 14].

Тем не менее в целом развитие и глобализация науки, техники и экономики ведут к наращиванию потенциала высококвалифицированных кадров, быстрейшему накоплению и распространению знаний. В связи с этим поощряются непрерывность обучения и научное творчество. Это позволяет специалистам адаптироваться к социальным переменам, максимально расширять профессиональные навыки и знания, а также играть активную роль в обществе.

Наличие ученой степени для научного сотрудника или преподавателей систем высшего и последипломного образования в Российской Федерации не только имеет большое морально-психологическое значение, но и отражается на уровне их зарплаты. При решении кадровых вопросов предпочтение отдается специалистам, имеющим ученые степени и ученые звания. Это естественно, так как специалист, защитивший одну или несколько диссертаций, имеет обширное специализированное знание, опыт анализа данных и их обобщения. Однако наличие ученой степени у специалиста не только предполагает признание его заслуг в обществе, но и должно отражать активность его научно-исследовательской деятельности посредством определенных наукометрических индикаторов [3].

Продолжая рассматривать вопросы формирования научных кадров [11], в том числе в области психиатрии [7-10], мы изучили авторефераты диссертаций, представленных к защите в области психиатрии в 2012 г. [5, 6], выявили научные организации и учреждения высшего профессионального образования, занимающиеся подготовкой и аттестацией научных кадров в этой области, а также составили общую структуру исследовательских направлений. Это и было целью научной работы.

Материал и методы

Организация научной работы - сплошное поперечное исследование. Объект исследования — формирование научных кадров. Предмет исследования - квалификация научных специалистов в области психиатрии в 2012 г. Единица наблюдения - автореферат диссертации. Информационные источники - электронные ресурсы Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России [www.vak. ed.gov.ru], Российской государственной библиотеки [www.rsl.ru], Центральной научной медицинской библиотеки Московской медицинской академии [www.scsml.rssi.ru], Научного центра психического

здоровья РАМН [www.psychiatry.ru], Научно-исследовательского института психического здоровья Томского научного центра Сибирского отделения РАМН [www.mental-health.ru], Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского [www.serbsky.ru], Московского научно-исследовательского института психиатрии [www.mniip.org], Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева [www.bekhterev. spb.ru]. Особенностью этих электронных ресурсов является их специализация, что предполагает корректную трактовку аналитических результатов исследования.

Критерии включения: авторефераты диссертаций, отражающих разработку актуальных проблем психиатрической помощи населению и представленных к защите в 2012 г. Критерии исключения: авторефераты диссертаций иностранных авторов, написанные на русском языке и не касающиеся российского здравоохранения. Ограничения: в научном сообщении не проанализированы вопросы методологии, содержания и оформления авторефератов диссертаций.

Основные методы исследования: контент-анализ, кластерный анализ. На основе формализованной карты учета единиц исследования сформирована электронная база данных. Анализ проводили с помощью сводных таблиц и непараметрических методов статистического анализа (частотный анализ, х2).

Исследование проводили в соответствии с правилами эпидемиологических и описательных исследований. Риск развития негативных последствий исследования не очевиден, польза заключается в совершенствовании структуры научного творчества. Научная работа выполнена без участия людей в качестве объекта исследования. Сбор данных проводили без каких-либо индивидуальных характеристик авторов диссертаций, поэтому подписания информированного согласия не требовалось. Все сведения заимствованы из опубликованных источников. Права авторов соблюдены.

Результаты и обсуждение

Общее количество авторефератов диссертаций, связанных с разработкой научных задач и проблем в области психиатрии и представленных к защите в 2012 г., составило 101 (кандидатских - 82, докторских - 19). В том числе по научной специальности 14.01.06 Психиатрия (первая специальность) представлено 67 авторефератов диссертаций (кандидатских - 52, докторских - 15). Эта же научная специальность была указана второй в 13 авторефератах. Таким образом, научная специальность 14.01.06 Психиатрия определена в 80 диссертациях.

5-летняя структура диссертаций по основной профильной специальности (2008-2012) представлена на рис. 1. Общее число соискателей ученых степе-

Ф

Российский психиатрический журнал № 4, 2013

75

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

85

77

15 14 12 15 14 11111 63 52 53

2008|2009|2010|2011 | 2012 2008|2009 12010|2011 12012 Докторские диссертации Кандидатские диссертации

Рис. 1. Распределение диссертаций (основная специальность 14.01.06) по уровню квалификации и по годам (2008-2012)

ней по сравнению с 2011 г. существенно не изменилось. Однако сохранилась тенденция на увеличение научно-квалификационных работ по другим научным специальностям и связанным с разработкой актуальных вопросов в области психиатрии.

В анализируемом 5-летнем периоде вариабельность количества диссертаций на соискание ученой степени доктора медицинских наук была незначительной, а ученой степени кандидата медицинских наук, наоборот, значительной - произошло существенное снижение числа соискателей. Среднегодовой темп снижения составил 18%. Коэффициент детерминации ^2=0,97) также указывает на устойчивость тренда к снижению количества диссертаций в этом периоде. Обнаружены статистически значимые изменения в сравнении показателей 2008 и 2012 гг. (х2=11,2; df=1; р<0,001).

Соотношение количества докторских и кандидатских диссертаций в 2012 г. было в пределах, близких к 1:4, и соответствовало среднегодовому показателю по всем медицинским наукам.

Диссертации по основной специальности «Психиатрия» в 2012 г. были выполнены на базе 31 учреждения (табл. 1). Защита их проводилась в 9 специализированных диссертационных советах (табл. 2).

Таблица 1. Распределение диссертаций в зависимости от базы учреждения науки и организации высшего профессионального образования (только по профилю специальности)

Организация Диссертации

докторские кандидатские итого

Московский научно-исследовательский институт психиатрии 1 9 10

Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского 1 6 7

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева 3 4 7

Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского научного центра СО РАМН 3 1 4

Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова - 3 3

Алтайский государственный медицинский университет - 2 2

Казанская государственная медицинская академия - 2 2

Кыргызско-Российский славянский университет - 2 2

Научный центр психического здоровья РАМН - 2 2

Российская медицинская академия последипломного образования - 2 2

Санкт-Петербургский государственный университет - 2 2

Северо-Западный государственный медицинский университет (Северо-Западная государственная медицинская академия) - 2 2

Рязанский государственный медицинский университет 1 1 2

Тверская государственная медицинская академия - 2 2

Челябинская государственная медицинская академия - 2 2

Башкирский государственный медицинский университет - 1 1

Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова - 1 1

Гематологический научный центр 1 - 1

Ижевская государственная медицинская академия 1 - 1

Курский государственный медицинский университет - 1 1

Московский государственный медико-стоматологический университет - 1 1

Нижегородская государственная медицинская академия - 1 1

Омская государственная медицинская академия - 1 1

Российский национальный исследовательский медицинский университет - 1 1

Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия - 1 1

Сибирский государственный медицинский университет - 1 1

Смоленская государственная медицинская академия 1 1

Уральская государственная медицинская академия - 1 1

Читинская государственная медицинская академия 1 - 1

76

С.А. Трущелёв

Таблица 2. Распределение защит диссертаций по советам

Шифр диссертационного совета Учреждение, при котором создан совет Диссертации

докторские кандидатские общий итог

Д 208.044.01 Московский научно-исследовательский институт психиатрии 1 15 16

Д 001.030.01 Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского научного центра СО РАМН 5 5 10

Д 208.093.01 Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева 3 6 9

Д 208.024.01 Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского 2 6 8

Д 208.041.05 Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова 2 6 8

Д 215.002.04 Военно-медицинская академия им. С.М.Кирова 0 6 6

Д 208.040.07 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова 0 4 4

Д 001.028.01 Научный центр психического здоровья РАМН 1 2 3

К 730.001.04 Кыргызско-Российский Славянский университет им. Б.Н. Ельцина 0 3 3

На базе 5 профильных научно-исследовательских организаций в 2012 г. из представленных к защите диссертаций были выполнены 30 из 67 (44,8%). В этих же организациях было подготовлено большинство диссертаций на соискание ученой степени доктора медицинских наук (8 из 14; 57,1%). Квалификация научных кадров по специальности производилась преимущественно в диссертационных советах, организованных при ведущих научно-исследовательских организациях, - 43 из 67 (64,2%; в 2011 г. - 67,2%).

При изучении гендерной структуры установлено, что в 2012 г. по специальности женщины представили 40 диссертаций, а мужчины - 27 (рис. 2).

Разработка основных научных направлений в диссертациях по специальности «Психиатрия» в 2012 г. представлена на рис. 3.

Сравнивая полученные данные с результатами предыдущего исследования [7], следует отметить, что, согласно паспорту научной специальности «Психиатрия», структура диссертационных работ существенно не изменилась - по-прежнему превалируют исследования общей психопатологии и симптоматики болезней. Однако изменилась структура исследований, согласно модели Международной классификации болезней 10-го пересмотра - если в предыдущем исследовании отмечено преобладание разработок в области невротических, связанных со стрессом, и соматоформных расстройств, то теперь - в области шизофрении, шизотипичес-ких и бредовых расстройств. Если совместить эти 2 структуры направлений исследований, то получится, что научные разработки проводятся в области хорошо проторенных исследовательских направлений, т.е. происходит «перепевание» известных явлений (ремейки). Мало научных работ в области исследования биологических причин болезней, организационных медицинских технологий психиатрической помощи, отсутствуют работы в области нейровизуализации психических болезней.

Развитие трансляционной медицины, направленной на создание инновационной цепочки «идея-научная лаборатория-клиника», - один из основных принципов реализации «Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года». Диссертация - научно-квалификационная работа, в которой соискатель ученой степени не только демонстрирует уровень собственных навыков и умений научно-исследовательской деятельности, но и отмечает реализацию и внедрение результатов своих достижений. В связи с этим диссертацию можно рассматривать в виде источника информации об активности и эффективности трансляции научных достижений в медицинскую практику.

Результаты контент-анализа свидетельствуют о том, что в 2012 г. диссертации имели преимущественно практический уровень разработки научных тем. В большинстве авторефератов (86%) отмечено, что полученные результаты используются в деятельности тех или иных организаций и служб. Уровни внедрения результатов: общероссийский - 3%, региональный (внедрение в области, крае, округе) -

П

х=5,04; df=1; р=0,025

32

21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Докторские Кандидатские диссертации диссертации

Женщины

Докторские Кандидатские диссертации диссертации

Мужчины

Ф

Рис. 2. Распределение соискателей ученой степени по тендерному принципу (п=67)

Российский психиатрический журнал № 4, 2013

77

8

6

ф

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопросы диагностики

35%

Эпидемиология

Терапия психических расстройств и реабилитация

Комплексное исследование

Общая психопатология и симптоматика

Не классифицировано

Разные рубрики Класса V

F90-F98

F10-F19

F20-F29

F30-F39

F70-F79

F40-F48

Организация психиатрической помощи А

F60-F69

Рис. 3. Основные научные направления в диссертациях 2012 г. (п=67), согласно паспорту научной специальности «Психиатрия» (А) и Международной классификации болезней 10-го пересмотра (Б)

Р00-Р09 - Органические, включая симптоматические, психические расстройства; Р10-Р19 - Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ; Е20-Е29 - Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства; Е30-Е39 - Расстройства настроения (аффективные расстройства); Р40-Р48 - Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства; Е50-Е59 - Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами; Р60-Р69 - Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте; Е70-Е79 - Умственная отсталость; Р80-Р89 - Расстройства психологического развития; Е90-Е98 - Эмоциональные расстройства, расстройства поведения, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте.

19%, муниципальный (внедрение в нескольких организациях, расположенных в одном районе или городе) - 17%, локальный (внедрение только в той организации, где работает соискатель) - 47%. Нет данных о внедрении в 14% авторефератов. На внедрение указывают патенты и свидетельства об интеллектуальной собственности, зарегистрированные медицинские технологии, методические рекомендации по диагностике, лечению или профилактике, учебники и учебные пособия, руководства, стандарты, информационные письма органов здравоохранения, ГОСТы и т.п. Однако при анализе опубликованных научных трудов соискателей установлено, что только в 13 из 67 авторефератов диссертаций имеются сведения об объектах внедрения: методические рекомендации - в 10, патенты -в 2, учебное пособие - в 1. Среди публикаций по теме диссертации - преимущественно журнальные статьи и тезисы докладов на конференциях, которые не являются объектами внедрения.

Теоретический уровень разработки научной темы отражен только в 1 диссертации на соискание доктора наук - предложена научно обоснованная концепция. Следует отметить, что одним из условий Положения о присуждении ученых степеней является изложение теоретических выкладок (оригинальная научная концепция, новая научная идея, обогащающая известную научную концепцию, новая экспериментальная методика, позволяющая выявить качественно новые закономерности исследуемого явления, повысить точность измерений с расширением границ применимости полученных результатов и т.п.).

Заключение

В сравнении с предыдущими годами в 2012 г. сохранилась устойчивость тренда к сокращению количества научно-квалификационных работ на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по научной специальности «Психиатрия» - свидетельство вымывания научных кадров. В то же время заметен вклад в разработку научных проблем психического здоровья населения специалистов из других медицинских наук. Это свидетельствует о повышении научного интереса медицинских специалистов непсихиатрического профиля к решению проблем этого направления.

Тем не менее для написания научно-квалификационных работ выбираются упрощенные пути их оформления. В большинстве случаев диссертация на соискание ученой степени доктора наук отличается от диссертации на соискание ученой степени кандидата наук только объемом и числом журнальных публикаций. В 2012 г. превалировали ремейки научных разработок в области хорошо проторенных исследовательских направлений.

Одним из путей развития трансляционной медицины в области психиатрии может стать создание конкретных объектов внедрения и обязательное отражение их в диссертациях. Активация этой деятельности может быть достигнута через решения диссертационных советов о наличии в научно-квалификационных работах (диссертациях) соискателей ученых степеней одного или нескольких объектов внедрения.

78

С.А. Трущелёв

Литература

1. Зорин Н.А., Калинин В.В., Немцов А.В. Методика оценки качества исследовательских публикаций в психиатрии // Журн. неврол. и психиат. им. C.C. Корсакова. - 2001. -Т. 101, № 2. - С. 62-67.

2. Краснов В.Н. Направления развития научной и практической психиатрии: расхождения и Журн. неврол. и пси-хиат. им. C.C. Корсакова. взаимосвязи // Соц. и клин. психиатрия. - 2008. - № 1. - С. 5-11.

3. Решетников В.А., Трущелёв С.А. Индикаторы научно-исследовательской деятельности // Журн. неврол. и психиат. им. C.C. Корсакова. - 2011. - Т. 111. № 2. - С. 76-83.

4. Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2580-р // Министерство здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://rosminzdrav.ru/health/62/Strategiya_raz-vitiya_meditcinskoj_nauki.pdf (дата обращения 18.04.2013).

5. Трущелёв С.А. Диссертации по специальностям «Психиатрия» и «Наркология», представленные к защите в 2012 г. (часть 1) // Рос. психиатр. журн. - 2012. - № 6. - С. 69-74.

6. Трущелёв С.А. Диссертации по специальностям «Психиатрия» и «Наркология», представленные к защите в 2012 г. (часть 2) // Рос. психиатр. журн. - 2013. - № 2. - С. 94-99.

7. Трущелёв С.А. Квалификация научных кадров в области психиатрии в 2011 г. // Там же. - 2012. - № 6. - С. 11-15.

8. Трущелёв С.А. Результаты структурного анализа диссертаций, представленных к защите в 2009 г. по научной специальности «Психиатрия» // Там же. - 2010. - № 4. -С. 39-45.

9. Трущелёв С.А. Результаты структурного анализа диссертаций, представленных к защите в 2010 г. по научной специальности «Психиатрия» // Там же. - 2011. -№ 4. -С. 86-89.

10. Трущелёв С.А. Совершенствование методических подходов в исследованиях проблем организации и оказания психиатрической помощи населению: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2008. - 24 с.

11. Трущелёв С.А. Современное состояние научных проблем общественного здоровья и здравоохранения // Здравоох. РФ. - 2006. - № 6. - С. 24-26.

12. Шмуклер А.Б. Доказательные исследования в психиатрии: анализ практической значимости // Психиат. и психофар-макотер. - 2012. - Т. 14, № 5. - C. 4-13.

13. Evidence-Based Psychopharmacology / D. Stein, B. Lerer, S. Stahl (eds.). - Cambridge University Press, 2005. - 362 p.

14. Turner E.H., Knoepflmacher D., Shapley L. Publication bias in antipsychotic trials: an analysis of efficacy comparing the published literature to the US Food and Drug Administration database // PLoS Med. - 2012. - N 9 (3). - e1001189. doi: 10.1371/journal.pmed.1001189.

#

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.