Научная статья на тему 'Квалификация научных кадров в области психиатрии в 2013 г'

Квалификация научных кадров в области психиатрии в 2013 г Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHIATRY / DISSERTATION / THESIS / SCIENTIFIC WORK / QUALIFICATION / SCIENTIFIC STAFF / ПСИХИАТРИЯ / ДИССЕРТАЦИЯ / НАУЧНАЯ РАБОТА / КВАЛИФИКАЦИЯ / НАУЧНЫЕ КАДРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трущелёв Сергей Андреевич

Представлены результаты квалификации научных кадров в области психиатрии, выявлены научные организации и учреждения высшего профессионального образования, занимающиеся подготовкой и квалификацией научных кадров в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Qualification of Russian psychiatry research workers in 2013

The paper presents the results of the analysis of theses structure in psychiatry in Russia, and names scientific organizations and higher professional education institutions engaged in training and certification of scientific personnel in this field.

Текст научной работы на тему «Квалификация научных кадров в области психиатрии в 2013 г»

ф

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

© С.А. Трущелёв, 2014 УДК 378.2:616.89

Для корреспонденции

Трущелёв Сергей Андреевич - кандидат медицинских наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» Минздрава России

Адрес: 107076, г. Москва, ул. Потешная, 3, корп. 10 Телефон: (495) 963-09-97 E-mail: [email protected]

С.А. Трущелёв

Квалификация научных кадров в области психиатрии в 2013 г.

Qualification of Russian psychiatry research workers in 2013

S.A. Trushchelev

The paper presents the results of the analysis of theses structure in psychiatry in Russia, and names scientific organizations and higher professional education institutions engaged in training and certification of scientific personnel in this field. Key words: psychiatry, dissertation, thesis, scientific work, qualification, scientific staff

ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» Минздрава России

Moscow Research Psychiatry Institute

Представлены результаты квалификации научных кадров в области психиатрии, выявлены научные организации и учреждения высшего профессионального образования, занимающиеся подготовкой и квалификацией научных кадров в этой области. Ключевые слова: психиатрия, диссертация, научная работа, квалификация, научные кадры

Продолжается структурно-идеологическая реформа отечественной науки и образования. Становление новой системы происходит в условиях некой неопределенности, смены ценностей, норм, целей и оснований. В создании так называемого информационного общества именно наука не только выступает реальной производительной силой, но и приобретает особо значимую социальную силу. Именно поэтому научные исследования, предлагающие решение значимых проблем, открывающие новые направления, снимающие актуальные вопросы в научном познании мира и развитии общества, во все большей степени становятся предметом внимания общества как культурно-историческое завоевание и необходимое условие движения. В связи с этим приобретает особый смысл практика общественно-государственной оценки научной деятельности, предполагающей широкую профессиональную подготовку в соответствующих сферах знаний [8].

В последние годы все чаще стали раздаваться голоса о системном кризисе в психиатрии. Этому вопросу посвящаются выпуски специализированных журналов, эту проблему делают основной на национальных конференциях. Что стоит за всем этим и в чем заключаются главные причины кризиса? Обсуждая этот вопрос, Н.Г. Незнанов и соавт. [2] выделяют причины ситуации, возникшей в отечественной психиатрии. Среди основных - разочарование специалистов вследс-

72

твие отставания психиатрии как науки от других медицинских дисциплин, снижение престижа профессии, снижение общего клинического уровня, кризис образования и др.

Продолжая рассматривать вопросы формирования научных кадров в области психиатрии [3-7], мы изучили авторефераты диссертаций, представленных к защите в 2013 г., выявили научные организации и учреждения высшего профессионального образования, занимающиеся подготовкой и аттестацией научных кадров в этой области. Это и было целью исследования.

Материал и методы

Организация научной работы - сплошное поперечное исследование. Объект исследования - формирование научныхкадров.Предметисследования -квалификация научных специалистов в области психиатрии в 2013 г. Информационные источники -электронные ресурсы Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России [www.vak.ed.gov.ru], Российской государственной библиотеки [www.rsl. ги], Центральной научной медицинской библиотеки Московской медицинской академии [www.scsml. rssi.ru]. Особенностью этих электронных ресурсов является их специализация, что предполагает корректную трактовку аналитических результатов исследования.

Критерии включения: авторефераты диссертаций, отражающих разработку актуальных проблем психиатрической помощи населению и представленных к защите в 2013 г. Критерии исключения: авторефераты диссертаций иностранных авторов, написанные на русском языке и не касающиеся российского здравоохранения. Ограничения: в научном сообщении не проанализированы вопросы методологии, содержания и оформления авторефератов диссертаций.

Основные методы исследования: контент-анализ, кластерный анализ. На основе формализованной карты учета единиц исследования сформирована электронная база данных. Анализ проводили с помощью сводных таблиц и непараметрических методов статистического анализа (частотный анализ, х2).

Исследование выполняли в соответствии с правилами эпидемиологических и описательных исследований. Риск развития негативных последствий исследования не очевиден, польза заключается в совершенствовании структуры научного творчества. Научная работа выполнена без участия людей в качестве объекта исследования. Сбор данных проводили без каких-либо индивидуальных характеристик авторов диссертаций, поэтому подписания информированного согласия не требовалось. Все сведения заимствованы из опубликованных источников. Права авторов соблюдены.

Результаты и обсуждение

В 2013 г. по научной специальности 14.01.06 «Психиатрия» (первая специальность) к защите представлено 56 диссертаций (кандидатских -47, докторских - 9). Эта же научная специальность была указана второй в 13 авторефератах диссертаций. Общее количество авторефератов диссертаций, связанных с разработкой научных задач и проблем в области психиатрии и представленных к защите, по всем научным специальностям в 2013 г. составило 90 (кандидатских - 71, докторских - 19).

Для определения тренда развития научных кадров в специальности были выбраны показатели 10-летнего периода (2004-2013 гг.). Результаты представлены на рис. 1. Сохранилась тенденция на уменьшение научно-квалификационных работ в области психиатрии. Число научно-квалификационных работ по основной специальности в 2013 г. по сравнению с 2012 г. уменьшилось на 15,2%, а по сравнению с 2009 г. - на 38,5%. Снижение происходит преимущественно за счет кандидатских диссертаций. При сравнении показателей 2012 и 2013 гг. различия не выявлены (х2=0,32; df=1; p=0,572), а при сравнении показателей 2009 и 2013 гг. - различия оказались существенными (х2=10,76; df=1; p=0,001).

В то же время по другим научным специальностям доля научно-квалификационных работ, связанных с разработкой актуальных вопросов в области психиатрии, в 2013 г. была значительной и составила 38,2% - свидетельство того, что в научном сообществе высок исследовательский интерес к решению проблем психического здоровья населения.

Соотношение количества докторских и кандидатских диссертаций в 2013 г. составило 1:5 (в 2012 г. этот показатель был близок к 1:4) и несущественно отличался от среднегодового показателя по всем медицинским наукам. Диссертации по основной специальности «Психиатрия» в 2013 г. были выполнены на базе 25 учреждений (табл. 1). Защита их проводилась в 8 специализированных диссертационных советах (табл. 2).

102 104

102

7 8 8 5 77

63 54 52 47

12 1 11 1 20 1 13 1 15 1 14 1 ....

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 ■ Докторские диссертации Кандидатские диссертации

Рис. 1. Распределение диссертаций (основная специальность 14.01.06) по уровню квалификации и по годам (2004-2013 гг.)

Ф

73

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Таблица 1. Распределение диссертаций в зависимости от базы учреждения науки и организации высшего профессионального образования (только по профилю специальности) в 2013 г.

#

Организация, на базе которой выполнена диссертация Докторские диссертации Кандидатские диссертации Всего

Научно-исследовательский институт психического здоровья СО РАМН 2 5 7

Московский научно-исследовательский институт психиатрии - 7 7

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова 1 3 4

Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского 2 2 4

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова 1 3 4

Научный центр психического здоровья РАМН - 4 4

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт 1 2 3

Омская государственная медицинская академия - 3 3

Воронежская государственная медицинская академия - 2 2

Читинская государственная медицинская академия - 2 2

Российский университет дружбы народов - 2 2

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи - 1 1

Новгородский государственный университет 1 - 1

Сибирский государственный медицинский университет - 1 1

Башкирский государственный медицинский университет - 1 1

Новосибирский государственный медицинский университет - 1 1

Кубанский государственный медицинский университет - 1 1

Иркутский государственный медицинский университет — 1 1

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова 1 1

Тихоокеанский государственный медицинский университет - 1 1

Кировская государственная медицинская академия - 1 1

Российская медицинская академия последипломного образования - 1 1

Красноярский государственный медицинский университет - 1 1

Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов - 1 1

Санкт-Петербургский государственный университет - 1 1

Итого 9 47 56

Ф

Таблица 2. Распределение защит диссертаций по советам в 2013 г.

Шифр диссертационного совета Организация, на базе которой создан диссертационный совет Докторские диссертации Кандидатские диссертации Всего

Д 001.030.01 Научно-исследовательский институт психического здоровья СО РАМН 2 11 13

Д 208.044.01 Московский научно-исследовательский институт психиатрии - 10 10

Д 208.041.05 Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова 2 8 10

Д 208.093.01 Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт 1 6 7

Д 208.024.01 Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского 2 3 5

Д 001.028.01 Научный центр психического здоровья РАМН - 5 5

Д 215.002.04 Военно-медицинская академия 1 2 3

Д 208.040.07 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова 1 2 3

Итого 9 47 56

Из представленных к защите диссертаций на базе 5 профильных научно-исследовательских организаций в 2013 г. были выполнены 25 из 56 (55,4%). В этих же организациях было подготовлено большинство диссертаций на соискание ученой степени доктора медицинских наук -5 из 9 (55,6%). Квалификация научных кадров по специальности проводилась преимущественно в диссертационных советах, организованных при ведущих научно-исследовательских организациях, -40 из 56 (71,4%; в 2012 г. - 64,2%).

74

При изучении гендерной структуры соискателей установлено, что в 2013 г. по специальности женщины представили 39 диссертаций, а мужчины - 17 (рис. 2). Сравнивая результаты с показателями предыдущих лет, отметим устойчивое преобладание женщин среди соискателей.

Аспирантура - это основная форма подготовки научных и научно-педагогических кадров при вузах и научных организациях. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2013 г. число аспирантур по психиатрии соста-

вило 56 (в вузах - 49, в НИИ - 7). Однако только 30% из них функционировали. Выпуск в этом году составил 29 специалистов - 54% от набора в аспирантуру очной формы подготовки в 2010 г. Выпуск из аспирантуры с защитой диссертации в вузах -6 из 21, в НИИ - 5 из 8. Сопоставив данные Федеральной службы государственной статистики и количество соискателей, представивших диссертации по специальности (результаты нашего исследования), отметим, что выпуск из аспирантуры с защитой диссертации в 2013 г. составил 62% общего числа соискателей (29 от 47).

Из приведенных данных следует, что подготовка в аспирантуре по психиатрии мало востребована и не престижна. Каждый второй, поступивший в аспирантуру, ее не заканчивает! Доля выпускников без защиты диссертации ежегодно увеличивается. Так, в 2013 г. 2 из 3 выпускников не способны были написать научный отчет о выполненной научной работе и подтвердить научную квалификацию. Возникает вопрос об эффективности такой формы подготовки научных специалистов. Однако здесь проблема, вероятно, не столько в форме обучения, сколько в его содержании и отношении должностных лиц и научных руководителей. Все поставлено на самотек - широко не обсуждаются создавшиеся условия научной деятельности, оплаты труда ученых, эффективность научного руководства. Устойчивость многолетней тенденции к сокращению научного потенциала в области психиатрии свидетельствует о невнимании к этому вопросу соответствующих руководителей и организаторов науки. Весьма редко обсуждается этот вопрос в научном сообществе на мероприятиях разного уровня.

Докторантура - это форма подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Докторантура открывается в высших учебных заведениях и научных организациях, как правило, имеющих профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2011-2013 гг. докторантов по психиатрии не было. Следовательно, в 2013 г. все диссертации, представленные к защите на соискание доктора наук по специальности, представлялись в виде инициативного соискательства. Такой подход - ущербный, так как формирование кадрового состава науки происходит вне форм профессионального последипломного образования, которым является докторантура. Специалисты с ученой степенью кандидата наук, не видя перспективы роста, не стремятся подтверждать высшую степень научной квалификации и часто переходят в структуры практического здравоохранения и частной медицинской практики, тем более что оплата труда в этих секторах деятельности существенно выше. Создаются условия для вымывания научных кадров.Кадровый

31

Докторские диссертации

16

Кандидатские диссертации

Докторские диссертации

Кандидатские диссертации

Женщины

Мужчины

Рис. 2. Распределение соискателей ученой степени по тендерному принципу (л=56)

состав стремительно стареет. Дефицит замещения профессорских должностей составляет 40% [1]. Научными отделами и лабораториями руководят специалисты пенсионного возраста, зачастую испытывающие значительные трудности в освоении и применении новых научно-исследовательских и информационных технологий.

Заключение

В сравнении с предыдущими годами в 2013 г. сохранилась устойчивость тренда к сокращению количества научно-квалификационных работ на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по научной специальности «Психиатрия» -свидетельство вымывания научных кадров.

Научные работники являются носителями передового знания. Их основные предназначения -генерация нового знания, трансляция его в медицинскую практику в виде научно-обоснованных медицинских технологий. В этой среде происходят обновление знаний, рождение идей и созревание концепций, которые в свою очередь формируют основу научно-технического прогресса и создают научную картину мира. Однако, несмотря на сокращение количественно-качественного состава кадрового потенциала науки, в ближайшем времени вряд ли стоит опасаться, что некому будет осуществлять образовательную деятельность в области психиатрии. Но снижение качества предаваемого знания от преподавателей практикующим специалистам уже ощущается - все больше дефектов оказания медицинской помощи и жалоб на нее от пациентов. Неразвивающееся специализированное знание беднеет, становится примитивным, не вызывает интереса.

Ученая степень - это формальный атрибут признания заслуг и достижений научного работника или практикующего специалиста. В предыдущие годы относительно легкая возможность получения ученой степени была дискредитирована значительным потоком научно-квалификационных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф

75

8

1

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

работ низкого качества. Последние тенденции в обществе, направленные на пристальное внимание к диссертациям, свидетельствуют о распространении негативного явления - заимствований разного рода (плагиата). Эти и другие причины привели к необходимости радикализации реформ в отечественной науке и развитию жесткой регламентации системы квалификации научных кадров. Это затронуло не только коррумпированных чиновников и администраторов, в диссертациях которых преимущественно выявляются дефекты, но и большинство рядовых научных сотрудников и преподавательского состава, идущих по тернистому пути науки и работающих порой ради личного интереса. Мотивация медицинских спе-

циалистов к соисканию ученой степени резко снизилась. Следовательно, в ближайшее время в научной психиатрии возрастет вымывание научных кадров за счет естественной убыли и снижения притока молодых специалистов. Сложившиеся условия обостряют проблему дефицита кадров в научной специальности. Осознание этого в свою очередь неминуемо повлечет принятие управленческих решений со стороны регулирующих органов. В связи с этим в научном сообществе необходимо своевременно ставить соответствующие задачи и искать способы решения. Как говорится, если вы не будете заниматься проблемой, то вскоре проблема займется вами.

Литература

1. Иванова И.В. Отраслевые аспекты подготовки научных кадров высшей квалификации // Здравоохр. РФ. - 2006. -№ 6. - С. 11-20.

2. Незнанов Н.Г., Морозов П.В., Мартынихин И.А. Куда идешь? // Психиатр. и психофармакотер. - 2011. - № 4. - С. 4-9.

3. Трущелёв С.А. Квалификация научных кадров в области психиатрии в 2011 г. // Рос. психиатр. журн. - 2012. -№ 6. - С. 11-15.

4. Трущелёв С.А. Квалификация научных кадров в области психиатрии в 2012 г. // Там же. - 2013. - № 4. -С. 74-79.

5. Трущелёв С.А. Результаты структурного анализа диссертаций, представленных к защите в 2009 г. по научной

специальности «Психиатрия» // Там же. - 2010. - № 4. -С. 39-45.

Трущелёв С.А. Результаты структурного анализа диссертаций, представленных к защите в 2010 г. по научной специальности «Психиатрия» // Там же. - 2011. - № 4. - С. 86-89. Трущелёв С.А. Совершенствование методических подходов в исследованиях проблем организации и оказания психиатрической помощи населению: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М., 2008. - 24 с.

Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний // Вестн. практ. психологии образования. -2011. - № 3. - С. 57-69.

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.