Научная статья на тему 'Опыт проведения очно-заочных циклов ту для врачей - судебно-медицинских экспертов'

Опыт проведения очно-заочных циклов ту для врачей - судебно-медицинских экспертов Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТРУКТУРИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Парилов Сергей Леонидович, Таптыгина Е.В.

В статье приводится пример организации дистанционных образовательных курсов для врачей судебно-медицинских экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Парилов Сергей Леонидович, Таптыгина Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт проведения очно-заочных циклов ту для врачей - судебно-медицинских экспертов»

52

ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ: НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Объемы блоков имеют определенный интервал, однако общее количество з.е. должно быть равно 120. В Блок 1 включается лекционный курс, количество часов которого - не более 10 % от общего количества часов аудиторных занятий. Также стоит упомянуть о самостоятельной работе ординаторов, на которую должна быть отведена треть аудиторных занятий. Если говорить о требованиях, предъявляемым к организации, осуществляющей обучение студентов по программам клинической ординатуры, то это, в первую очередь, материально-техническое обеспечение и кадровый состав. Другими словами, базы, на которых проходит клиническая ординатура, должны быть соответствующим образом укомплектованы, а в преподавательский состав входить специалисты с научной степенью.

Таким образом, на наших глазах происходит коренное изменение образовательной системы, качество которой постоянно находится в центре внимания всего медицинского сообщества, профессиональных ассоциаций и государства. Будем надеяться, что успешная реализация упомянутых нововведений сможет улучшить ситуацию в здравоохранении в целом и в судебной медицине в частности.

■ ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ОЧНО-ЗАОЧНЫХ ЦИКЛОВ ТУ ДЛЯ ВРАЧЕЙ - СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТОВ

д.м.н., проф. С. Л. Парилов, Е. В. Таптыгина • ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, кафедра судебной медицины, факультет довузовского и непрерывного профессионального образования

• Аннотация: В статье приводится пример организации дистанционных образовательных курсов для врачей судебно-медицинских экспертов.

• Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, структуризация учебной информации, принципы организации учебного процесса

В докладе международной комиссии по образованию ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» Ж. Де-лор сформулировал основные, глобальные компетентности, определив их как «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить. Эти компетентности носят, по мнению Ж. Делора, глобальный характер, так как направлены не просто на приобретение некой профессиональной квалификации, а на формирование компетентности в более широком смысле - компетентности, «которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе».

К тенденциям развития образования можно отнести тенденцию информатизации образования и тенденцию инновационного образования.

Для реализации этих тенденций мы используем дистанционные образовательные технологии при обучении врачей-курсантов по специальности «судебно-медицинская экспертиза» с учетом следующих критериев:

1. Критерий индивидуальной траектории профессионального становления и развития врача-курсанта. Была изначально создана гибкая учебная программа ТУ для судебно-медицинской экспертизы и патологической анатомии по патоморфологическим аспектам патологии материнской смерти, смерти новорожденных, детей грудного

возраста и судебно-медицинским критериям диагностики родовых и постнатальных травм - 36-144 ч. Для переподготовки аналогичная программа «Патологическая анатомия» - 576 ч. По аналогии были сделаны программы для среднего персонала «Судебно-медицинская экспертиза и основы патогистологической техники». Программы ТУ состояли из курса лекций, читаемых дистанционно, и ве-бинаров - очно проводимых семинарских и части практических занятий. На программы ТУ, преимущественно в дистанционной форме обучения, набирались только врачи со стажем работы не менее 5 лет.

Программа ПП, с учетом изучения гистологических препаратов, техники патологоанатомического вскрытия, не менее 40 % рабочего времени предполагает очное обучение на базе университета. Часть теоретического материла, а также практических занятий специально сознательно была оставлена для заочного индивидуального обучения. Т.е. после каждого блока лекций и методического материала, изучаемых курсантами самостоятельно без отрыва от трудовой деятельности, каждый курсант должен был провести по теме лекций экспертизу. Выводы проведенной экспертизы защищались перед преподавателем онлайн.

2. Критерии развития мышления в процессе профессионального становления. Мы считаем, что сущность процесса дополнительной подготовки специалиста по судебной медицине состоит в формировании индивидуального мышления, которое позволяет, на фоне полученных на лекциях фундаментальных знаний, служить средством адаптации и специализации. Основным средством становится самостоятельность эксперта. Отсюда важнейшая задача образовательных технологий - дать возможность эксперту учиться самостоятельно в течение всей профессиональной жизни.

3. Критерий объективности. Этот критерий связан с выполнением курсантом экспертной работы для итогового оценивания, которое осуществляет другой преподаватель (не тот, который учил и вел тематический цикл). Все это создает в группе атмосферу интеллектуального творчества и социального равенства.

4. Критерий продуктивной коммуникации. Мы считаем очень важным, чтобы курсанты - представители различных специальностей в судебной медицине работали вместе по глубокому исследованию общих проблем судебно-медицинской экспертизы и смежных специальностей. Без этого невозможна фундаментальная подготовка курсанта.

5. Критерий информационной поддержки сотворчества преподавателей и курсантов. В рамках данного критерия используются: мультимедийные технологии, как при чтении лекций, так и при проведении лабораторных и практических занятий; локальная компьютерная сеть университета и Интернет. Внедрение новейших компьютерных технологий существенно активизирует самостоятельную творческую деятельность курсантов в процессе обучения, ускоряя продвижение к искомому профессиональному уровню специалиста в судебной медицине.

6. Критерий обратной связи - во всех видах внешних работ курсантов и преподавателей.

Чтобы указанные критерии применять в полном объеме, процесс восприятия и переработки визуальной информации был разделен на три этапа.

Первый этап выступает как анализ структуры подаваемой информации. Ему соответствуют два важнейших параметра: нацеленность курсантов на активное (продуктивное) восприятие фундаментальных основ судебной медицины и организация учебного материала поэтапно, начиная с законодательных основ.

ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

53

На втором этапе происходит создание новых образов. При этом умственные усилия курсантов направлены на формирование целостной системы, отвечающей конкретно поставленной задаче.

Третий этап является поисковой деятельностью. Для реализации этого этапа к каждой лекции размещены презентации.

При разработке курсов мы руководствовались принципами, предложенными В. Я. Сквирским:

• принцип минимизации: была исключена вся информация, кроме конкретной по каждой из тем;

• принцип объективно существующих связей: то есть при преподавании темы по судебной медицине одновременно давалась характеристика процесса с позиций патофизиологии и патологической анатомии;

• принцип историзма: то есть соответствие структуры истории развития понятий о биомеханизме травмы каждого органа или системы;

• принцип логического следования: то есть отражение в структуре отображения повреждений и их последствий причинно-следственных связей;

• принцип подчиненности, отражающий первопричину фактора, причинившего вред здоровью человека;

• принцип соответствия структуры учебной информации характеру деятельности судебно-медицинского эксперта;

• принцип соответствия структуры учебной информации общим закономерностям познавательной деятельности.

Вышеописанное структурирование содержания учебной информации и принципы организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий позволили кафедре судебной медицины успешно обучать врачей судебно-медицинской экспертизе с 2005 года.

■ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД - ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

д.м.н., проф. Е. Х. Баринов, д.м.н., проф. П. О. Ромодановский, к.м.н. Н. А. Михеева • Кафедра судебной медицины и медицинского права МГМСУ им. А. И. Евдокимова (зав. - проф. П. О. Ромодановский)

• Аннотация: В статье говориться о новом подходе к обучению как будУщих специалистов в области судебной медицины, так и практикующих врачей - судебно-медицинских экспертов.

• Ключевые слова: компетенции, профессиональная компетентность, судебная медицина

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время перемен, как в медицинской практике, так и в процессе обучения и совершенствования, высшее медицинское образование перестает быть только профессиональным. Выпускники вуза - врачи должны быть подготовлены не только к выполнению профессиональных обязанностей в стабильных условиях, но и к творческой самореализации в изменяющихся условиях труда, к социальной мобильности - стратегическому проектированию вектора своей профессиональной карьеры с учетом возможной смены образа жизни.

Основной целью педагогики на любом уровне образования (от студенческой скамьи до последипломного обучения) является передача накопленного опыта от стар-

шего поколения младшему. В настоящее время в традиционном высшем медицинском образовании и новой системе непрерывного медицинского образования таким опытом являются компетенции.

Компетенция (лат. сompetentia) обозначает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетенция - способность, готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Понятие «профессиональная компетентность» включает в себя комплекс типов компетентности. Компетентность - это обладание определенной компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.

Профессиональные компетентности состоят из: понимания теоретических основ выбранной профессии (научная компетентность); владения базовыми профессиональными навыками (инструментальная компетентность); способности сочетать теорию и практику (интегративная компетентность); понимания социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется профессиональная деятельность (контекстуальная компетентность); умения предвидеть изменения, важные для профессиональной деятельности, и быть готовыми к ним (адаптивная компетентность); умения эффективно пользоваться средствами коммуникации (коммуникативная компетентность).

Под принципом компетентностного подхода предполагается учитывание компетенций при отборе знаний, которые будут соответствовать установленным целям, а также при формировании структуры и содержания обучающей программы в целом, ее части (модуля, практики), которые должны строиться с учетом современных достижений техники и технологий, новых знаний, дидактики и методики обучения.

Также компетенции должны выражать ожидаемые и измеряемые результаты обучения - конкретные достижения обучающихся, которые определяют, что будет способен делать обучающийся по завершении всей или части образовательной программы.

В медицинской деятельности, в частности в области судебной медицины, выделены общекультурные компетенции и профессиональные компетенции.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛАБОРАНТОВ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙЭКСПЕРТИЗЫ

д.м.н., проф. С. Л. Парилов, Л. Н. Коновец • ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России (ректор - д.м.н., проф. И. П. Артюхов) • Аннотация: Дистанционные образовательные технологии - технологии, реализуемые с использованием ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) при профессиональной переподготовке. Для повышения квалификации среднего медицинского персонала на базе Фармацевтического колледжа КрасГМУ и кафедр патологической анатомии и судебно-медицинской экспертизы были разработаны курсы профессиональной переподготовки для обучения фельдшеров общим объемом 576 часов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.