Научная статья на тему 'Дистанционные технологии в системе повышения квалификации лаборантов судебно-медицинской экспертизы'

Дистанционные технологии в системе повышения квалификации лаборантов судебно-медицинской экспертизы Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
325
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП / ФЕЛЬДШЕР-ЛАБОРАНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Парилов Сергей Леонидович, Коновец Лиля Наильевна

Дистанционные образовательные технологии технологии, реализуемые с использованием ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) при профессиональной переподготовке. Для повышения квалификации среднего медицинского персонала на базе Фармацевтического колледжа КрасГМУ и кафедр патологической анатомии и судебномедицинской экспертизы были разработаны курсы профессиональной переподготовки для обучения фельдшеров общим объемом 576 часов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Парилов Сергей Леонидович, Коновец Лиля Наильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционные технологии в системе повышения квалификации лаборантов судебно-медицинской экспертизы»

На втором этапе происходит создание новых образов. При этом умственные усилия курсантов направлены на формирование целостной системы, отвечающей конкретно поставленной задаче.

Третий этап является поисковой деятельностью. Для реализации этого этапа к каждой лекции размещены презентации.

При разработке курсов мы руководствовались принципами, предложенными В. Я. Сквирским:

• принцип минимизации: была исключена вся информация, кроме конкретной по каждой из тем;

• принцип объективно существующих связей: то есть при преподавании темы по судебной медицине одновременно давалась характеристика процесса с позиций патофизиологии и патологической анатомии;

• принцип историзма: то есть соответствие структуры истории развития понятий о биомеханизме травмы каждого органа или системы;

• принцип логического следования: то есть отражение в структуре отображения повреждений и их последствий причинно-следственных связей;

• принцип подчиненности, отражающий первопричину фактора, причинившего вред здоровью человека;

• принцип соответствия структуры учебной информации характеру деятельности судебно-медицинского эксперта;

• принцип соответствия структуры учебной информации общим закономерностям познавательной деятельности.

Вышеописанное структурирование содержания учебной информации и принципы организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий позволили кафедре судебной медицины успешно обучать врачей судебно-медицинской экспертизе с 2005 года.

■ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД - ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

д.м.н., проф. Е. Х. Баринов, д.м.н., проф. П. О. Ромодановский, к.м.н. Н. А. Михеева • Кафедра судебной медицины и медицинского права МГМСУ им. А. И. Евдокимова (зав. - проф. П. О. Ромодановский)

• Аннотация: В статье говориться о новом подходе к обучению как будУщих специалистов в области судебной медицины, так и практикующих врачей - судебно-медицинских экспертов.

• Ключевые слова: компетенции, профессиональная компетентность, судебная медицина

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время перемен, как в медицинской практике, так и в процессе обучения и совершенствования, высшее медицинское образование перестает быть только профессиональным. Выпускники вуза - врачи должны быть подготовлены не только к выполнению профессиональных обязанностей в стабильных условиях, но и к творческой самореализации в изменяющихся условиях труда, к социальной мобильности - стратегическому проектированию вектора своей профессиональной карьеры с учетом возможной смены образа жизни.

Основной целью педагогики на любом уровне образования (от студенческой скамьи до последипломного обучения) является передача накопленного опыта от стар-

шего поколения младшему. В настоящее время в традиционном высшем медицинском образовании и новой системе непрерывного медицинского образования таким опытом являются компетенции.

Компетенция (лат. сompetentia) обозначает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетенция - способность, готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Понятие «профессиональная компетентность» включает в себя комплекс типов компетентности. Компетентность - это обладание определенной компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.

Профессиональные компетентности состоят из: понимания теоретических основ выбранной профессии (научная компетентность); владения базовыми профессиональными навыками (инструментальная компетентность); способности сочетать теорию и практику (интегративная компетентность); понимания социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется профессиональная деятельность (контекстуальная компетентность); умения предвидеть изменения, важные для профессиональной деятельности, и быть готовыми к ним (адаптивная компетентность); умения эффективно пользоваться средствами коммуникации (коммуникативная компетентность).

Под принципом компетентностного подхода предполагается учитывание компетенций при отборе знаний, которые будут соответствовать установленным целям, а также при формировании структуры и содержания обучающей программы в целом, ее части (модуля, практики), которые должны строиться с учетом современных достижений техники и технологий, новых знаний, дидактики и методики обучения.

Также компетенции должны выражать ожидаемые и измеряемые результаты обучения - конкретные достижения обучающихся, которые определяют, что будет способен делать обучающийся по завершении всей или части образовательной программы.

В медицинской деятельности, в частности в области судебной медицины, выделены общекультурные компетенции и профессиональные компетенции.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛАБОРАНТОВ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙЭКСПЕРТИЗЫ

д.м.н., проф. С. Л. Парилов, Л. Н. Коновец • ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России (ректор - д.м.н., проф. И. П. Артюхов) • Аннотация: Дистанционные образовательные технологии - технологии, реализуемые с использованием ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) при профессиональной переподготовке. Для повышения квалификации среднего медицинского персонала на базе Фармацевтического колледжа КрасГМУ и кафедр патологической анатомии и судебно-медицинской экспертизы были разработаны курсы профессиональной переподготовки для обучения фельдшеров общим объемом 576 часов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

54

ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ: НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

• Ключевые слова: дистанционное обучение, модульный принцип, фельдшер-лаборант, профессиональная переподготовка

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года целью кадровой политики является подготовка и переподготовка специалистов, обладающих современными знаниями и способных обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения. Как следствие, одной из задач отечественного медицинского образования является создание гибкой адаптивной системы повышения квалификации медицинских работников, в том числе среднего медицинского персонала.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Система повышения квалификации среднего медицинского персонала должна отвечать требованиям работодателя к уровню подготовки профильного специалиста. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Однако работодатель сталкивается с проблемой нехватки квалифицированных специалистов среднего медицинского звена, в то же время затраты на обучение одного специалиста достаточно высоки.

Именно поэтому особенно актуальной становится проблема соотношения традиционной (очной) части и дистанционного обучения специалистов. Закон «Об образовании», принятый в 2012 году, разрешает использовать электронные и, в частности, дистанционные образовательные технологии. Это новый вид обучения, который позволяет синтезировать две формы - очную и заочную, что позволяет вести самостоятельную работу - дома, через Интернет. При этом дидактические принципы остаются неизменными.

Для повышения квалификации среднего медицинского персонала на базе Фармацевтического колледжа КрасГМУ и кафедр патологической анатомии и судебно-медицинской экспертизы были разработаны курсы профессиональной переподготовки для обучения фельдшеров общим обьемом 576 час. Курсы состоят из 2 циклов, каждый по 288 часов: «Профессиональная переподготовка специалистов со средним медицинским образованием по специальности «лабораторная диагностика» с получением специальности фельдшера-лаборанта. Следующий цикл «Судебно-медицинская экспертиза и основы пато-гистологической техники» позволяет получить специальность «судебно-медицинская экспертиза». Этот цикл адресован специалистам со средним образованием, имеющим квалификацию: медицинский лабораторный технолог, медицинский лабораторный техник, фельдшер-лаборант. Для проведения циклов разработана рабочая программа по модульному принципу построения. Модуль представляет собой законченный раздел рабочей программы, который включает универсальную или специальную составляющую цикла. Универсальный модуль называется «Общепрофессиональный цикл» и включает в себя разделы: система и государственная политика РФ в области здравоохранения; основы медицинского страхования; организация лабораторной службы; гигиена с основами экологии; основы общей и клинической патологии. Специальный модуль (цикл) включает в себя разделы, связанные с формированием профессиональных компетенций: техника лабораторных работ с основами химического

анализа; основы биохимии с методами клинического исследования; методы клинических лабораторных исследований; микробиология с основами эпидемиологии и методами исследования; гистология с основами гистологической техники; основы цитологии; паразитология; общая патология человека. Каждый цикл разделен на очную и дистанционную части объемом по 144 часа. По согласованию с рабочей организацией курсантов, часть очного обучения преподается вебинарами. Дистанционный курс состоит из разделов, заканчивающихся тестированием. В конце цикла слушатели проходят очный итоговый тест и экзамен. При проведении 576-часового обучения сдается общий очный экзамен.

ВЫВОДЫ

Современная система повышения квалификации должна учитывать запрос общества к подготовке специалистов среднего звена и проводиться с минимальным отрывом от производства, что становится возможным при использовании дистанционных технологий. Использование дистанционных образовательных технологий позволяет наиболее адекватно и гибко реагировать на изменяющиеся реалии в подготовке специалистов среднего медицинского персонала.

АВТОРЫ_

Алексашкин Сергей Викторович - кафедра судебной медицины и права ГБОУ ВПО «Смоленский государственный медицинский университет». 214019, г. Смоленск, ул. Кирова, д. 48б. +7(4812) 61-13-35 Андрейкин Александр Борисович - доцент кафедры судебной медицины и права ГБОУ ВПО «Смоленский государственный медицинский университет». 214019, г. Смоленск, ул. Кирова, д. 48б. +7(4812) 61-13-35 Баринов Евгений Христофорович- д.м.н., профессор кафедры судебной медицины и медицинского права МГМСУ им. А.И. Евдокимова, доцент кафедры судебной медицины РУДН. 111396, г. Москва, Федеративный пр-т, д. 17 (ГКБ № 70), кор. 6, кафедра судебной медицины и медицинского права. +7(495) 303-37-20 • ev.barinov@mail.ru

Буромский Иван Владимирович - д.м.н., доцент, профессор кафедры судебной медицины Государственного бюджетного образовательного учреждения ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. +7(809) 711-19-33 • buromski@mail.ru Клевно Владимир Александрович - д.м.н., профессор, начальник Государственного бюджетного учреждения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы», заведующий кафедрой судебной медицины ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. 111401, г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 33, кор. 1, ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» • vladimir.klevno@yandex.ru Коновец Лиля Наильевна - преподаватель фармацевтического колледжа, факультет «Фармация», Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. 660022, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1. Кучук Сергей Анатольевич - к.м.н., заместитель начальника по организационно-методической работе Государственного бюджетного учреждения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы», доцент кафедры судебной медицины ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. 111401, г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 33, кор. 1, ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» • kuchuk@sudmedmo.ru

Лысенко Олег Викторович - к.м.н., доцент кафедры судебной медицины ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. 111401, г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 33, кор. 1, ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» • 1у8епко@ sudmedmo.ru

Михеева Наталья Александровна - к.м.н., доцент кафедры судебной медицины и медицинского права МГМСУ им. А.И. Евдокимова. 111396 г. Москва, Федеративный пр-т, д. 17 (ГКБ № 70), кор. 6, кафедра судебной медицины и медицинского права Моргун Алексей Николаевич - к.психол.наук, доцент кафедры общей психологии и педагогики Государственного бюджетного образовательного учреждения ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. +7(968) 873-30-26 • an_morgun@mai1.ru Парилов Сергей Леонидович - профессор кафедры патологической анатомии им. проф. П.И. Под-золкова, Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого. 660022,

Красноярский край, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, д. 1 • pari1ov.s@mai1.ru Романько Наталья Александровна - к.м.н., заместитель начальника Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» по экспертной работе, доцент кафедры судебной медицины ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского. 111401, г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 33, кор. 1, ГБУЗ МО «Бюро СМЭ» • romanko@sudmedmo.ru Ромодановский Павел Олегович - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой судебной медицины и медицинского права ГМСУ им. А.И. Евдокимова. 111396 г. Москва, Федеративный пр-т, д. 17 (ГКБ № 70), кор. 6, кафедра судебной медицины и медицинского права. +7(495) 302-63-26

Хохлов Владимир Васильевич - д.м.н., профессор кафедры судебной медицины и права ГБОУ ВПО «Смоленский государственный медицинский университет». 214019, г. Смоленск, ул. Кирова, д. 48б. +7(4812) 61-13-35 • khokh1ov.vova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.