Научная статья на тему 'Компетентностный подход - основа успешного обучения и последующей профессиональной деятельности'

Компетентностный подход - основа успешного обучения и последующей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
70
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Баринов Евгений Христофорович, Ромодановский Павел Олегович, Михеева Наталья Александровна

В статье говориться о новом подходе к обучению как будущих специалистов в области судебной медицины, так и практикующих врачей судебно-медицинских экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Баринов Евгений Христофорович, Ромодановский Павел Олегович, Михеева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход - основа успешного обучения и последующей профессиональной деятельности»

ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

53

На втором этапе происходит создание новых образов. При этом умственные усилия курсантов направлены на формирование целостной системы, отвечающей конкретно поставленной задаче.

Третий этап является поисковой деятельностью. Для реализации этого этапа к каждой лекции размещены презентации.

При разработке курсов мы руководствовались принципами, предложенными В. Я. Сквирским:

• принцип минимизации: была исключена вся информация, кроме конкретной по каждой из тем;

• принцип объективно существующих связей: то есть при преподавании темы по судебной медицине одновременно давалась характеристика процесса с позиций патофизиологии и патологической анатомии;

• принцип историзма: то есть соответствие структуры истории развития понятий о биомеханизме травмы каждого органа или системы;

• принцип логического следования: то есть отражение в структуре отображения повреждений и их последствий причинно-следственных связей;

• принцип подчиненности, отражающий первопричину фактора, причинившего вред здоровью человека;

• принцип соответствия структуры учебной информации характеру деятельности судебно-медицинского эксперта;

• принцип соответствия структуры учебной информации общим закономерностям познавательной деятельности.

Вышеописанное структурирование содержания учебной информации и принципы организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий позволили кафедре судебной медицины успешно обучать врачей судебно-медицинской экспертизе с 2005 года.

■ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД - ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

д.м.н., проф. Е. Х. Баринов, д.м.н., проф. П. О. Ромодановский, к.м.н. Н. А. Михеева • Кафедра судебной медицины и медицинского права МГМСУ им. А. И. Евдокимова (зав. - проф. П. О. Ромодановский)

• Аннотация: В статье говориться о новом подходе к обучению как будУщих специалистов в области судебной медицины, так и практикующих врачей - судебно-медицинских экспертов.

• Ключевые слова: компетенции, профессиональная компетентность, судебная медицина

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время перемен, как в медицинской практике, так и в процессе обучения и совершенствования, высшее медицинское образование перестает быть только профессиональным. Выпускники вуза - врачи должны быть подготовлены не только к выполнению профессиональных обязанностей в стабильных условиях, но и к творческой самореализации в изменяющихся условиях труда, к социальной мобильности - стратегическому проектированию вектора своей профессиональной карьеры с учетом возможной смены образа жизни.

Основной целью педагогики на любом уровне образования (от студенческой скамьи до последипломного обучения) является передача накопленного опыта от стар-

шего поколения младшему. В настоящее время в традиционном высшем медицинском образовании и новой системе непрерывного медицинского образования таким опытом являются компетенции.

Компетенция (лат. сompetentia) обозначает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетенция - способность, готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Понятие «профессиональная компетентность» включает в себя комплекс типов компетентности. Компетентность - это обладание определенной компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.

Профессиональные компетентности состоят из: понимания теоретических основ выбранной профессии (научная компетентность); владения базовыми профессиональными навыками (инструментальная компетентность); способности сочетать теорию и практику (интегративная компетентность); понимания социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется профессиональная деятельность (контекстуальная компетентность); умения предвидеть изменения, важные для профессиональной деятельности, и быть готовыми к ним (адаптивная компетентность); умения эффективно пользоваться средствами коммуникации (коммуникативная компетентность).

Под принципом компетентностного подхода предполагается учитывание компетенций при отборе знаний, которые будут соответствовать установленным целям, а также при формировании структуры и содержания обучающей программы в целом, ее части (модуля, практики), которые должны строиться с учетом современных достижений техники и технологий, новых знаний, дидактики и методики обучения.

Также компетенции должны выражать ожидаемые и измеряемые результаты обучения - конкретные достижения обучающихся, которые определяют, что будет способен делать обучающийся по завершении всей или части образовательной программы.

В медицинской деятельности, в частности в области судебной медицины, выделены общекультурные компетенции и профессиональные компетенции.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛАБОРАНТОВ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙЭКСПЕРТИЗЫ

д.м.н., проф. С. Л. Парилов, Л. Н. Коновец • ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России (ректор - д.м.н., проф. И. П. Артюхов) • Аннотация: Дистанционные образовательные технологии - технологии, реализуемые с использованием ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) при профессиональной переподготовке. Для повышения квалификации среднего медицинского персонала на базе Фармацевтического колледжа КрасГМУ и кафедр патологической анатомии и судебно-медицинской экспертизы были разработаны курсы профессиональной переподготовки для обучения фельдшеров общим объемом 576 часов, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

журнал СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА наука | практика | образование

www.cудебная-медицина.рф • том 2 №2, апрель 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.