Научная статья на тему 'Роль учебно-методических пособий в подготовке обучающихся на кафедре терапевтической стоматологии'

Роль учебно-методических пособий в подготовке обучающихся на кафедре терапевтической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ / ИНТЕРНЕТ / СТУДЕНТ / TEACHING AIDS / INTERNET / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тургенева Л.Б., Петрова Е.В., Галанова Т.А., Цепов Л.М., Николаев А.И.

Статья посвящена изучению мнения студентов о качестве учебно-методических пособий на кафедре терапевтической стоматологии Смоленского государственного медицинского университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тургенева Л.Б., Петрова Е.В., Галанова Т.А., Цепов Л.М., Николаев А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TEACHING AIDS IN THE PREPARATION OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF THERAPEUTIC DENTISTRY

The article is devoted to the study of students ' opinion on the quality of teaching AIDS at the Department of therapeutic dentistry of Smolensk State Medical University

Текст научной работы на тему «Роль учебно-методических пособий в подготовке обучающихся на кафедре терапевтической стоматологии»

УДК 616.31:378. 147:378.180.6

i РОЛЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ В ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Тургенева Л.Б., Петрова Е.В., Галанова Т.А., Цепов Л.М., Николаев А.И.

Смоленский государственный медицинский университет,

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме

Статья посвящена изучению мнения студентов о качестве учебно-методических пособий на кафедре терапевтической стоматологии Смоленского государственного медицинского университета

Ключевые слова: учебно-методические пособия, интернет, студент

i THE ROLE OF TEACHING AIDS Ш THE PREPARATION OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF THERAPEUTIC DENTISTRY

Turgeneva L.B., Petrova E.V., Galanova T.A., Tsepov L.M., Nikolaev A.I.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St.,28

Summary

The article is devoted to the study of students ' opinion on the quality of teaching AIDS at the Department of therapeutic dentistry of Smolensk State Medical University

Keywords: teaching aids, Internet, student

Введение

В процессе обучения студенты получают информацию и знания по специальности из различных источников: учебники, учебные пособия, лекции, монографии по специальности, интернет-ресурсы и др. Интернет широко используется как преподавателями, так и студентами в учебном процессе. Используя интернет-ресурсы, студенты получают возможность выбрать необходимый материал в соответствии со своими потребностями и интересами для различных видов образовательной деятельности [3]. Однако многие студенты, которые используют интернет-ресурсы, как основной источник знаний, испытывают затруднения в структурировании и анализе имеющейся информации [2], не имеют четкого представления о том, какие знания, умения и навыки в результате им необходимо приобрести в рамках изучаемой дисциплины. Модуль «Медицинская реабилитация» изучается студентами стоматологического факультета на 3 курсе в 6-м семестре на двух кафедрах - кафедре терапевтической стоматологии и кафедре неврологии и нейрохирургии. Изучение этого модуля для студентов 3 курса представляет определенную сложность, так как они еще не имеют необходимого объема знаний по стоматологии, неврологии, общей физиотерапии; усвоение модуля «медицинская реабилитация» предусматривает не только изучение теоретических аспектов, но и клиническую практическую подготовку [5]. Учебников и доступной для понимания студентов литературы по данному модулю очень мало. В связи с этим, для адекватного формирования у обучающегося знаний, умений и навыков, необходимо обеспечить учебный процесс на кафедре учебно-методическими пособиями.

Анкетирование студентов для мониторинга их мнения о качестве предоставляемых образовательных услуг, в том числе и качестве учебных пособий, разрабатываемых на кафедре является одной из форм контроля выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации по реализации государственной политики в области образования [1, 4].

Цель исследования

Оценка студентами учебно-методических пособий к модулю «Медицинская реабилитация» для повышения качества преподавания.

Методика

С целью совершенствования преподавания и улучшения учебных пособий к модулю «Медицинская реабилитация» для изучения мнения студентов 3 курса стоматологического факультета нами на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ были разработаны анонимные анкеты. Анкетирование студентов осуществлялось после завершения изучения дисциплины. Был проведен анализ результатов анкетирования студентов, обучающихся на 3 курсе в 2017 (до подготовки нового учебного пособия) (п=60) и обучающихся на 3 курсе в 2018 году (п=54).

На втором этапе в 2018 году студенты 3 курса (п=54) оценивали качество нового переработанного учебно-методического пособия по 6 бальной системе.

В анкете качества предоставляемых услуг студенты 3 курса оценивали качество учебных пособий по модулю «Медицинская реабилитация»: «Медицинская реабилитация и физиотерапия стоматологических заболеваний» (2017 год) и «Электроодонтодиагностика» (2014 г.). При составлении анкет включали вопросы, которые характеризуют несколько аспектов: отвечают ли пособия требованиям к дисциплине, содержат ли нужную информацию в достаточном объёме, понятны ли используемые термины (есть ли глоссарий), есть ли материалы для самоконтроля, удобно ли пользоваться пособием. Студентам предлагалось ответить на 6 групп вопросов, выбирая вариант ответа.

Результаты исследования

Проведя анализ 60 анкет студентов, обучающихся на 3 курсе в 2017 году, необходимо отметить, что трудности при подготовке к занятиям по медицинской реабилитации не испытывали 52 человека (86,7%) а 8 человек (13,3%) имели определенные затруднения.

По мнению студентов, первоочередными проблемами учебного процесса являлся (на тот момент) дефицит аудитории (45%); слабая оснащённость современными техническими средствами обучения (37%) и недостаток учебно-методической литературы (33%).

При подготовке к занятиям 58 человек (96,7%) пользовались учебно-методическими пособиями разработанными на кафедре; 38 человек (63,3%) использовали интернет; 30 человек (50%) использовали лекционный материал; 9 человек (15%) использовали дополнительную литературу в библиотечном фонде.

На вопрос, как вы оцениваете качество учебно-методического пособия (2014 года), разработанного на кафедре терапевтической стоматологии 35 человек (58,3%) ответили полностью удовлетворены; 25 человек (41,7%) частично удовлетворены.

На вопрос - какие разделы учебно-методического пособия требуют дополнения 26 человек (43,3%) ответили раздел «Методы физиотерапии в комплексном лечении основных стоматологических заболеваний»; 16 человек (26,7%) ответили, что дополнений не требуется. На вопрос необходимо ли дополнить пособие по медицинской реабилитации разделом по неврологии 39 человек (65%) дали положительный ответ. В таблице 1 представлены результаты ответов студентов 3 курса в 2018 году, которые для подготовки к занятиям пользовались новыми, переработанными и дополненными новой информацией, пособиями.

Таблица 1. Анкета качества предоставляемых услуг (изучение мнения студентов 3 курса качеством учебно-методических пособий ^ кафедры) п=54 (среднее значение) _

Отличительные черты Баллы Медицинская реабилитация и физиотерапия стомат. заболеваний, 2017 г Электроодонтодиагностика, 2014 г.

1. Цели

1.1 Цели соответствуют внешним требованиям к дисциплине (требованиям ФГОС, работодателей) 0 1 2 3 4 5 6 5,0 5,1

2. Рекомендации по работе

2.1 Обсуждаются возможные траектории изучения материала пособия (рекомендации по планированию работы с пособием) 0 1 2 3 4 5 6 4,96 4,8

2.2 Имеется структура (навигатор) издания в графической форме 0 1 2 3 4 5 6 5,3 4,9

3. Задания

3.1 Задания определяются целями, имеют контекст будущей проф. деятельности 0 1 2 3 4 5 6 5,1 5,1

3.2 Выделяются стандартные учебные задания и задания повышенной сложности 0 1 2 3 4 5 6 4,95 4,8

4. Материалы для поддержки обучающегося

Отличительные черты Баллы Медицинская реабилитация и физиотерапия стомат. заболеваний, 2017 г Электроодонто-диагностика, 2014 г.

4.1 Структура и содержание пособия соответствуют целям издания 0 1 2 3 4 5 6 4,88 5

4.2 Употребляемые понятия и термины определены (в тексте или в глоссарии), прослеживается взаимосвязь между ними 0 1 2 3 4 5 6 4,95 5

4.3 Выделяется основной («ядро») и дополнительный материал 0 1 2 3 4 5 6 4,85 4,85

4.4 Теоретические сведения представлены кратко, в объеме, необходимом для достижения поставленных целей 0 1 2 3 4 5 6 5,1 4,95

4.5 Имеются материалы, восполняющие пробелы в первоначальной подготовке + / - + +

Используются разные формы представления одной и той же информации + / - + +

5. Контролирующие материалы

5.1 Приводятся разнообразные задания для самоконтроля 0 1 2 3 4 5 6 4,95 4,85

6. Список рекомендованной литературы

6.1 Выделяется основная и дополнительная литература 0 1 2 3 4 5 6 4,9 5,1

Заключение

Анкетирование студентов (2017 год) и анализ результатов позволили сделать своевременный вывод, что в 2017 году необходимо было подготовить новое пособие по медицинской реабилитации, в котором расширить раздел «Методы физиотерапии в комплексном лечении основных терапевтических стоматологических заболеваний» и включить раздел по неврологии. С учетом результатов анкетирования такое учебное пособие было подготовлено и на втором этапе анкетирования (в 2018 году) студенты 3 курса оценили его качество как высокое. Обратная связь со студентами позволяет контролировать качество учебных пособий и вовремя их корректировать.

Литература (references)

1. Закон РФ «Об образовании» РФ 2016 года (273-ФЗ РФ 2016). Статья 50. Научно-педагогические работники. - http://www.consultant.ru/

2. Маркова Е.О., Павлюченкова Н.А., Фаращук Н.Ф., Теленкова О.Г. Роль интернет-ресурсов в образовательной деятельности студентов, обучающихся по специальности «Фармация» при изучении дисциплины «Аналитическая химия» // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Проблемы реализации практической составляющей в профессиональном образовании / Под ред. Р.С. Козлова. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2018. - № 3. - С. 111-114 (260 с).

3. Печерская Э.П., Карасева Е.А., Возможности использования информационных сервисов сети Интернет в высшей школе / Э.П. Печерская, Е.А. Карасева // инициативы XXI века. - 2016. - № 3-4. - С. 87-90.

4. Платонов И.А. Оценка студентами информационных источников подготовки к занятиям // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Междисциплинарный подход в высшем образовании / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2017. - № 2 -С.102-108 (183 с).

5. Цепов Л.М., Николаев А.И., Петрова Е.В., Левченкова Н.С., Галанова Т.А., Нестерова М.М. Междисциплинарные проблемы в преподавании и практике терапевтической стоматологии // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Междисциплинарный подход в высшем образовании / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2017. - № 2 - С. 45-48 (183 с).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.