Научная статья на тему 'О ВИДАХ ЛЕКЦИЙ, КОТОРЫЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ПРИМЕНЯТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

О ВИДАХ ЛЕКЦИЙ, КОТОРЫЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ПРИМЕНЯТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специалисты в области криминалистической экспертизы / программы дополнительного образования / вводная лекция / обзорная лекция / лекция-информация / проблемная лекция / визуализованная лекция / лекция-пресс-конференция / лекция-беседа / лекция-дискусcия / бинарная лекция / лекция-консультация / specialists in the field of forensic expertise / additional education programs / introductory lecture / overview lecture / information lecture / problem lecture / visualized lecture / press conference lecture / conversation lecture / discussion lecture / binary lecture / consultation lecture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виктор Васильевич Пономарев, Игорь Николаевич Усков

Изложена информация о различных видах лекций, которые целесообразно применять при подготовке специалистов в области криминалистической экспертизы по программам дополнительного образования. Рассмотрены особенности подготовки и реализации таких видов лекционных занятий как: вводная лекция, обзорная лекция, лекция-информация, проблемная лекция, визуализованная лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискусcия, бинарная лекция, лекция-консультация. Отмечено, что изложенный в настоящей работе материал позволит получить систематизированную информацию о видах лекционных занятий начинающим преподавателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виктор Васильевич Пономарев, Игорь Николаевич Усков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE TYPES OF LECTURES THAT SHOULD BE USED IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF FORENSIC EXAMINATION FOR ADDITIONAL EDUCATION PROGRAMS

This article provides information about various types of lectures that are appropriate for training specialists in the field of forensic examination in additional education programs. The features of preparation and implementation of such types of lectures are considered, including the following types: introductory lecture, overview lecture, information lecture, problem lecture, visualized lecture, press conference lecture, conversation lecture, discussion lecture, binary lecture, consultation lecture. It is noted that the material presented in this paper will provide systematic information about the types of lectures for novice teachers.

Текст научной работы на тему «О ВИДАХ ЛЕКЦИЙ, КОТОРЫЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ПРИМЕНЯТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 343.98 ББК 67.53

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10184 © В.В. Пономарев, И.Н. Усков, 2020

Научная специальность 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

О ВИДАХ ЛЕКЦИЙ, КОТОРЫЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ПРИМЕНЯТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Виктор Васильевич Пономарев,

доцент кафедры экспертно-криминалистической деятельности учебно-научного комплекса судебной экспертизы,

кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Игорь Николаевич Усков,

доцент кафедры исследования документов учебно-научного комплекса судебной экспертизы,

кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: Uskov.igor13@yandex.ru Рецензент: Т.В. Орлова, кандидат юридических наук

Аннотация. Изложена информация о различных видах лекций, которые целесообразно применять при подготовке специалистов в области криминалистической экспертизы по программам дополнительного образования. Рассмотрены особенности подготовки и реализации таких видов лекционных занятий как: вводная лекция, обзорная лекция, лекция-информация, проблемная лекция, визуализованная лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, бинарная лекция, лекция-консультация. Отмечено, что изложенный в настоящей работе материал позволит получить систематизированную информацию о видах лекционных занятий начинающим преподавателям.

Ключевые слова: специалисты в области криминалистической экспертизы, программы дополнительного образования, вводная лекция, обзорная лекция, лекция-информация, проблемная лекция, визуализованная лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, бинарная лекция, лекция-консультация.

ABOUT THE TYPES OF LECTURES THAT SHOULD BE USED IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF FORENSIC EXAMINATION FOR ADDITIONAL EDUCATION PROGRAMS

Viktor V. Ponomarev,

Associate Professor of the Department of Forensic Expertise of Educational-Scientific Complex Forensic,

Candidate of Legal Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Igor' N. Uskov,

Associate Professor of the Department of Document Research of Educational-Scientific Complex Forensic,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. This article provides information about various types of lectures that are appropriate for training specialists in the field of forensic examination in additional education programs. The features of preparation and implementation of such types of lectures are considered, including the following types: introductory lecture, overview lecture, information lecture, problem lecture, visualized lecture, press conference lecture, conversation lecture, discussion lecture, binary lecture, consultation lecture. It is noted that the material presented in this paper will provide systematic information about the types of lectures for novice teachers.

Keywords: specialists in the field of forensic expertise, additional education programs, introductory lecture, overview lecture, information lecture, problem lecture, visualized lecture, press conference lecture, conversation lecture, discussion lecture, binary lecture, consultation lecture.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Пономарев В.В., Усков И.Н. О видах лекций, которые целесообразно применять при подготовке специалистов в области криминалистической экспертизы по программам дополнительного образования. Вестник экономической безопасности. 2020;(3):195-200.

В условиях формирования информационного общества наблюдается тенденция, направленная на смену в образовании научно-технократической парадигмы на личностно-ориентированную, где основной ценностью становится сам человек, что обуславливает специфику индивидуального процесса познания и индивидуально-субъективного подхода к приобретению и оценке знаний. Указанные обстоятельства определили возобновление споров по поводу лекции в образовательном процессе. На сегодняшний день отношение к рассматриваемому виду занятий неоднозначно во всем мире. Так, В.А. Шепель пишет: «Наряду со сторонниками существуют и противники лекционного изложения учебного материала, аргументирующие свою позицию индивидуальными особенностями человеческого восприятия, понимания и запоминания информации» [5, с. 134-137]. Дискуссии в основном касаются продуктивности лекции в целостном процессе образования, а также условий, при которых улучшается качество проведения лекции. При этом необходимо констатировать, что данная форма проведения занятий со слушателями используется с теми или иными изменениями в большинстве стран мира. Современные информационные технологии позволяют использовать в процессе первоначального образования и повышения квалификации такие формы как дистанционное обучение и онлайн-об-учение. Однако независимо от формы и процесса получения новых знаний лекция была и остается методологической и организационной основой для всех форм учебных занятий.

Анализ литературных источников показывает значительное количество работ, посвященных рассматриваемой тематике. Вместе с тем, нам не удалось отыскать публикаций, в которых была бы изложена информация о различных видах лекций, которые целесообразно применять при подготовке специалистов в области криминалистической экспертизы по программам дополнительного образования. А практика указанной подготовки позволяет авторам отметить, что на сегодняшний сложилась ситуация когда в процессе смены поколений педагогического состава, в частности, в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя, когда на преподавательскую работу приходят практические работники, знающие методики производства

экспертиз и правовую регламентацию экспертной деятельности, но только начинающих постигать мастерство преподавания. Полагаем, что изложенный в настоящей работе материал позволит им получить систематизированную информацию о видах лекционных занятий и подходе к их подготовки и реализации.

Методологическая основа лекций состоит во введении обучающегося в содержание изучаемого курса и его структуру. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, ее проблемы, дает цельное представление о предмете, показывает взаимосвязь с другими дисциплинами. Назначение современной лекции в учебном процессе не в том, чтобы предоставить всю информацию по теме, а чтобы помочь освоить курс, овладеть теоретическими знаниями с практическим применением сначала на лабораторных и практических занятиях, а в дальнейшем применять на практике с возможным решением нестандартных ситуаций.

Организационная основа лекции заключается в том, что все другие формы учебных занятий так или иначе «завязаны» на лекцию, чаще всего логически следуют за ней, опираются на нее содержательно и тематически. В учебном процессе лекция выполняет свою основную информационную функцию. В ряде случаев лекция является единственным источником информации. Все другие формы учебных занятий, используемые в процессе дополнительного профессионального образования: семинары, лабораторные и практические занятия, контрольные работы, консультации, самостоятельная работа, зачеты и экзамены, - связаны с лекцией, опираются на фундаментальные ее положения и выводы. По мнению А.С. Роботовой: «Лекцию как научное выступление можно характеризовать с разных позиций:

• как пример аргументативного дискурса, образец единения знаний и убеждений;

• как источник вопросов, проблем, дающий возможность слушателям активизировать собственный ход мысли, обнаружить собственное отношение к провозглашаемым знаниям и положениям;

• как воплощение авторитета преподавателя-ученого в единстве его научных, профессионально-педагогических и языковых характеристик;

• как живой, непосредственный способ общения и взаимодействия преподавателя и студентов;

• как воплощение языка в его живом выражении - устной речи» [4, с. 127-133].

Без лекций невозможно представить себе образовательный процесс. «Лекция персонифицирует науку, которая предстает в живом облике преподавателя, а не в виде файлов. Лекция - одна из важных форм научной коммуникации и научного дискурса, существенным свойством которого является категория авторитетности, что в науке важно как для ее развития, так и для прорыва в новые области» [4, с. 127-133]. Эффективность их проведения зависит от знания и методически грамотного использования преподавателем различных видов лекций, которые по своей структуре могут отличаться друг от друга. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, а также от контингента слушателей, их образовательного уровня и имеющегося профессионального опыта. В рамках дополнительного профессионального образования возможно использовать весь арсенал существующих лекционных форм, в том числе следующие их виды: вводная лекция, обзорная лекция, лекция-информация, проблемная лекция, визуализованная лекция, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, бинарная лекция, лекция-консультация. Традиционно при изучении нового курса образовательный процесс следует начинать с вводной лекции. Однако если началу образовательного аудиторного процесса предшествовало дистанционное обучение, то первое лекционное занятие необходимо проводить в виде лекции-беседы либо лекции-пресс-конференции. Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном курсе и ориентирует обучающихся в системе работы по данному курсу. Преподаватель знакомит слушателей с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых и их вклад в развитие данной отрасли знаний, излагаются перспективные направления исследований. Важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. На этой лекции рассматриваются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой

обучающимся, уточняются сроки и формы контроля, а также экзаменационные требования. Подобное введение помогает слушателям получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами, учебно-методической и научной литературой.

Лекция-информация. Классический вариант лекций, наиболее часто используемый в образовательном процессе. Данная лекция ориентирована на изложение и объяснение обучающимся материала, который необходим для конспектирования и запоминания. Не секрет, что для обучающихся это одна из наиболее «скучных» форм проведения лекций, но она незаменима при изложении точной информации, предполагающей конспектирование материала. На таких лекциях даются различные четкие понятия, определения, классификации признаков, делается их сравнительный анализ. При этом необходимо следить, чтобы слушатели правильно понимали основные положения излагаемой темы и при необходимости могли объяснить их значение на примерах из своей практической деятельности. Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что слушатели составляют конспект, который помогает внимательно им слушать, лучше запоминать в процессе записи, а также обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, экзамену. Задача лектора заключается в том, чтобы дать слушателям возможность осмысленного конспектирования. Одним из основных средств при этом является акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, строгое соблюдением регламента занятий. Искусство лектора помогает хорошей организации работы обучающихся на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания - все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у слушателей эмоциональный отклик, формирует интерес к предмету.

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный кон-

такт преподавателя с аудиторией. В рамках дополнительного профессионального образования данная лекция приобретает особо важное значение. Учитывая теоретическую подготовку слушателей и наличие у них определенного профессионального опыта, преподаватель в процессе изложения материала может привлекать самих слушателей для обсуждения отдельных вопросов лекции. Ее преимущество состоит в том, что она позволяет акцентировать внимание слушателей на наиболее важных вопросах темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории. Участие слушателей в лекции - беседе обеспечивается вопросами к аудитории, которые могут быть как элементарными, так и проблемными.

Лекция-дискуссия. Проведение данной лекции предполагает также определенный уровень теоретической и профессиональной подготовки слушателей. Она должна включать организованный преподавателем свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции. Свободная дискуссия обычно проводится по актуальным и проблемным вопросам темы.

Обзорная лекция. Основу теоретической базы данной лекции составляет концептуальная составляющая курса или основных его разделов. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Практический опыт обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. Обзорная лекция предполагает системный подход в предоставлении информации без детализации данных. При изложении нового материала необходимо показать взаимосвязь с другими дисциплинами или разделами курса, а также, опираясь на имеющиеся у слушателей знания, подчеркнуть теоретическую необходимость и практическую значимость всего комплекса полученных знаний.

Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция-конференция, лекция-консультация.

Проблемная лекция. На проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя состоит в том, чтобы, создав проблемную ситуацию, побудить обучающихся к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляет в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. В ходе их разрешения и в итоге - как результат - слушатели приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Новые знания обучающиеся получают через проблемную сторону вопроса или ситуацию. При этом возможен диалог между преподавателем и обучающимся, что позволяет вести лекции с применением исследовательской деятельности. Суть проблемы выясняется путем коллективного высказывания мнений на этот счет и последующего анализа современных точек зрения. В.В. Борцов, рассматривая способы стимулирования мыслительной деятельности обучающихся, пишет: «Следует отметить, что на таких лекциях проблемные вопросы сочетаются с вопросами информационными, направляющими, требующими доказательств. Хотя данный тип лекции является наиболее эффективным для развития познавательной активности студентов, он требует высокого мастерства преподавателя, умения создавать проблемные ситуации (ставить проблемные задачи, вопросы, задания), направлять деятельность студентов на их решение. Кроме того, организация и проведение проблемных лекций во всех случаях и по всем темам невозможны» [1, с. 110-113]. На наш взгляд, это одна из наиболее интересных форм проведения лекций, так как при изложении информации можно задействовать всех обучающихся, предлагая им высказывать свое мнение и, если оно ошибочное, предлагать другим обучающимся с ним поспорить. С помощью проблемной лекции происходит обеспечение развития теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональной мотивации.

Лекция-визуализация. Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей

реализации принципа наглядности. Визуализован-ная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму Психолого-педагогические публикации показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации. В визуальн ой лекции важны определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции заключаются в разработке визуальных средств и режиссуре процесса подачи знаний. Лекция не должна сводиться только к демонстрации видеоматериалов и даче соответствующих пояснений. Чтение такой лекции предполагает свободное, развернутое комментирование преподавателем подготовленных визуальных материалов, которые должны обеспечить систематизацию имеющихся знаний, усвоение новой информации, а также создание и разрешение проблемных ситуаций. При этом необходимо учитывать уровень подготовленности и образованности аудитории; их профессиональную направленность; особенности конкретной темы. На современном уровне компьютеризации учебного процесса и использования его возможностей при чтении лекций нередко приходится наблюдать, что процесс подачи знания сводится к демонстрации подготовленного мультемедийного сопровождения с комментариями. При этом преподавателю отводится пассивная роль наблюдателя. Следует отметить, что слушатели, позитивно воспринимая такой видеоматериал, не всегда имеют возможность или желание его законспектировать, что в конечном счете приводит к недостаточно полному и качественному усвоению и запоминанию изложенного материала.

Бинарная лекция (лекция вдвоем). Эта разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются

реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. При этом необходимо, чтобы диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы; втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы. «Бинарная лекция-полемика, - считают С.Ю. Молчанова и Е.А. Усачева, - дает возможность студентам наблюдать за грамотно построенным и логически аргументированным научным спором, и в то же время обязательно предполагает их участие в оценке качества аргументации сторон спора, отборе убедительных фактов, поиске общего основания» [3, с. 94-103]. Преимущества такой лекции заключаются в актуализации имеющихся у слушателей знаний, создании проблемной ситуации, а наличие двух источников заставляет их сравнивать разные точки зрения, делать выбор. В процессе проведения такой лекции наиболее наглядно выявляется профессионализм педагогов. Данная форма лекции не исключает также диалог преподавателя и обучающегося, преподавателя и практика. Обучающимся такая форма лекции наиболее интересна, когда ее проводит преподаватель и практик, тем самым они видят взаимосвязь теории и практики, могут задавать вопросы практику. Недостаток такой формы в том, что практика не всегда совпадает с теорией, поэтому необходимо заранее оговаривать возможные проблемы, которые могут возникнуть, с представителем с практики, но и конечно не скрывать, а проанализировать в процессе диалога явные нестыковки теории и практики.

При проведении такого вида лекции как лекция-пресс-конференция преподаватель предлагает студентам письменно задавать ему вопросы по изученным темам. В течение пяти минут слушатели формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формируются ответы. Как известно, нередко заданные вопросы позволяют судить о степени подготовки слушателей не меньше, чем их ответы на поставленные преподавателем вопросы. Именно вопросы позволят выявить потребности, круг интересов группы [2, с. 34]. Они позволят привлечь слушателей к

узловым моментам курса и систематизации знаний; а также определить основные направления и перспективы развития изучаемого материала. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный материал, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных докладов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений обучающихся, дополняя или уточняя предложенную информацию и формулирует основные выводы.

Лекции-консультации, в которых материал излагается в виде вопросов и ответов или вопросов, ответов и дискуссий. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы-ответы». Преподаватель отвечает в течение лекционного времени на вопросы обучающихся по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы-ответы - дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации преподавателем, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

При подготовке к лекции по конкретной теме преподавателю необходимо выбрать наиболее оптимальную на его взгляд форму подачи знаний и соответствующий вид лекции. При этом следует учитывать место, роль и значение данной лекции в тематическом плане занятий. При выборе вида лекции в системе дополнительного профессионального образования очень важно учесть и кон-

тингент слушателей, в том числе вид базового высшего образования и наличие профессионального опыта.

Литература

1. Борцов В.В. Активизация познавательной деятельности студента через проблемную лекцию // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии Материалы девятнадцатой всероссийской научно-методической конференции. Восточно-Сибирский институт МВД России. 2014 // Издательство: Восточно-Сибирский институт МВД РФ (Иркутск). С. 110-113.

2. Леонтьева Т.И. Применение интенсивных образовательных технологий при реализации образовательных программ ВПО в области индустрии моды: учебное пособие // М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Юго-Западный гос. ун-т» (ЮЗГУ). Курск: ЮЗГУ, 2011. 147 с.

3. Молчанова С.Ю., Усачева Е.А. методика организации лекции-дискуссии (на примере материалов лекции по дисциплине «благотворительность в социальной работе») // Материалы научно-методической конференции СЗАГС. 2011. № 1. С. 94-103.

4. Роботова А.С. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 127-133.

5. Шепель В.А. Нужна ли лекция как форма учебных занятий в ВУЗе МВД России? / материалы международной учебно-методической конференции Опыт, проблемы и перспективы реализации основных образовательных программ. Омск, 25 февраля 2016. Издательство: Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации (Омск). С. 134-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.