Научная статья на тему 'Инновационные способы активизации познавательной деятельности студентов при проведении лекционных занятий'

Инновационные способы активизации познавательной деятельности студентов при проведении лекционных занятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5627
1079
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ / СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чижик Вера Павловна

В данной статье отражены результаты исследования способов проведения лекционных занятий. Представлена авторская классификация лекционных занятий, отражены достоинства и недостатки различных вариантов организации и проведения лекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чижик Вера Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные способы активизации познавательной деятельности студентов при проведении лекционных занятий»

Чижик Вера Павловна,

к.э.н., доцент Омский институт (филиал) РГТЭУ e-mail: [email protected] 644009, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 195, кор.18

р.т.8(3812) 69-29-76

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

В данной статье отражены результаты исследования способов проведения лекционных занятий. Представлена авторская классификация лекционных занятий, отражены достоинства и недостатки различных вариантов организации и проведения лекций.

Ключевые слова: виды лекционных занятий, способы проведения лекционных занятий, классификация лекционных занятий.

Ведущим компонентом вузовской системы образования является лекция. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом [4, с.118].

Термин «лекция» происходит от латинского «lectio» - чтение и означает систематическое, последовательное, монологическое устное изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера.

В данном определении хотелось бы отметить положение, которое не совсем соответствует современным тенденциям в сфере высшего профессионального образования. В настоящее время лекция рассматривается не столько как монолог преподавателя, сколько, как форма сотрудничества участников образовательного процесса. Указанное сотрудничество на лекции имеет своей целью превращение студентов в соавторов преподавателя. Как следствие, все более популярным и эффективным считается проведение лекций в форме обсуждения, дискуссии, постановки проблемного вопроса.

Авторская классификация лекционных занятий представлена на рисунке 2.

Рассмотрим особенности проведения, указанных лекций подробнее.

Вводная лекция читается, как правило, в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Вводная лекция в значительной степени может носить популярный характер и читаться монологически. На вводной лекции может быть дан список необходимой для работы литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на семинарских занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий. Очень полезен для установления интереса со стороны слушателей краткий рассказ об истории кафедры и ее научном потенциале, существующей научной школе по данному направлению, перспективах сотрудничества с кафедрой и др. [4,с.138].

Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли. В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности [4,с.142].

Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов. Однако, внимание студентов будет снижено, если им будет представлена только структура подлежащего изучению материала. Необходимо в конспективной форме предлагать их вниманию также базовые дефиниции, которые помогут уже на лекции составить представление об изучаемом предмете [4,с.144].

по целям лекции

по форме изложения материала

установочная

обзорная

дискуссия

защита

дебаты

классическая

обсуждение

беседа

бинарная

конференция

консультация

проблемная

с использованием нетрадиционных форм

Театральная постановка

Викторина

Игра

Аудио-лекции

Видео-лекции

по способу визуализации

С применением доски и мела (маркера)

С применением интерактивной доски

С применением проектора

Мультимедиа-лекции

С применением заранее

подготовленных

плакатов

вводная

Рис. 2 - Классификация лекционных занятий

Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. При подготовке указанной разновидности лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских занятиях, в процессе фронтальных опросов и, как минимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а также дальнейшее усовершенствование своей подготовки в данной области. На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания на практике и при изучении других дисциплин. Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждаются особенности зачета или экзамена по предмету [4,с.146].

Классическая лекция - представляет собой устное изложение учебного материала лектором, как правило, в форме монолога. В настоящее время вариант проведения лекции в классической форме требует от преподавателя высокого профессионализма, выразительности и образности речи, наличия обратной связи с аудиторией. Монотонное монологичное изложение, а иногда механическое прочтение учебного материала, в условиях наличия большого количества легко доступных источников информации практически не воспринимается современной аудиторией.

Наиболее распространенным средством активизации слушателей является вовлечение их в диалог. Обеспечить обмен мнениями, оценками и суждениями с обучаемыми как равноправными субъектами учебного взаимодействия и научного познания.

Организация диалога на лекционном занятии позволяет:

а) увидеть реакцию слушателей на информацию;

б) определить глубину понимания;

в) студентам в самом начале занятия задать интересующие их вопросы по изучаемой теме и

др.

Лекция-обсуждение. Представляет совместное творчество преподавателя и студентов. Организуется, как правило, в форме периодического обращения к аудитории с вопросом. В процессе получения вопросов лектор получает возможность оценить глубину знаний студентов, определить степень восприятия и усвоения материала, отметить связь с другими дисциплинами [3, с.48].

Лекция, проводимая в форме беседы предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Её преимущество состоит в том, что она позволяет привлечь внимание обучаемых к наиболее важным вопросам темы, определить более адекватное для данной аудитории содержание, способы и приёмы изложения учебного материала [3, с. 52].

Бинарная лекция (или лекция с дублером). Вариант сотворчества, когда студент излагает отдельный вопрос лекции иначе. Такая форма возникает спонтанно, либо может быть заранее спланирована и подготовлена. В этом случае преподаватель ориентирует студента на подготовку какой-либо проблемы, затем предоставляет ему возможность выступления [3, с. 58].

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволяет всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы [3, с. 61].

Лекция-консультация может проходить по разным сценариям и предпочтительна при изучении тем с четко выраженной практической направленностью. Существует несколько вариантов проведения лекции - консультации, но главной чертой является выделение на лекционном занятии существенной доли времени для ответов на вопросы, полученные от студентов. Вопросы могут задаваться непосредственно на занятии или готовиться заблаговременно [2,с. 112].

Лекция-дискуссия. Она может быть организованной, а может возникнуть стихийно. Как правило, такая форма лекции возникает при изучении острых, проблемных и неоднозначных вопросов. Студенты получают возможность сопоставлять различные точки зрения, формулировать и аргументировано отстаивать свою позицию и с уважением относиться к иным взглядам, если они подкреплены достаточно убедительными доводами. Формы проведения дискуссии могут быть различны:

а) вариант защиты кандидатской диссертации (соискатель, оппоненты, а вся остальная аудитория - члены диссертационного совета);

б) вариант дебатов либо выступления в парламенте по проблеме. Такой вариант требует значительной предварительной работы.

В отличие от лекций, проводимых в форме обсуждения, при проведении дискуссии преподаватель не только использует ответы обучаемых на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между её логическими разделами [4,с. 118].

Проблемная лекция представляет собой лекционное занятие, предполагающее привлечение преподавателем аудитории к решению крупной научной проблемы, определяющей тему занятия. Проблемная лекция опирается на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или задач.

При подготовке к проблемной лекции важно добиться следующих целей [1, с. 25]:

1. Овладеть вниманием аудитории, возбудить ее интерес.

2. Показать ее актуальность, проанализировать противоречия, частные проблемы, сформулировать общую проблему

3. Выделить перечень проблем, задач, вопросов, раскрытие их сущности

4. Показать в сравнительном анализе существующие точки зрения и подходы выделить собственную позицию.

5. Сконцентрировать внимание аудитории на главном, подвести итоги.

Специфическими вариантами лекционных занятий являются такие формы проведения, как театральная постановка, викторина, игра.

Лекция - театральная постановка позволяет даже заурядную тему представить выразительно и сделать не забываемой. Такая форма требует больших усилий, времени и определенных способностей со стороны студентов. Очевидно, также, что организация такой формы лекционного занятия возможно далеко не по каждой теме [4, с. 128].

Лекция-викторина используется часто и, как правило, очень удобна при проведении итоговых занятий. Из числа студентов формируются 2 команды, которые готовятся по темам, указанным преподавателем. Начинается такая лекция с презентации каждой команды. Затем команды соревнуются друг с другом, получая задания от преподавателя. Задания должны быть

сформулированы по пройденному материалу, хотя допускается и углубленное изучение отдельных вопросов [4, с. 130].

Лекция-игра отличается от предыдущей тем, что в процессе участвуют все студенты. Весь курс делится на команды. Кроме того, в данном случае кроме серьезных заданий могут использоваться и шуточные [4, с. 132].

При дистанционной системе обучения проведение лекционного занятия в перечисленных выше достаточно сложно. Можно организовать лекционное занятие в форме онлайн-конференций, однако это не только не удастся делать часто, но и нарушает сам принцип дистанционного обучения возможность: свободный график и режим учебного процесса.

В качестве основных технологий, используемых для организации изучения теоретического материала при дистанционном обучении используются аудио-лекции, видео-лекции, мультимедийные обучающие комплексы. Данный варианты проведения лекционных занятий не позволяют обеспечить обратную связь с аудиторией, но обладают своими достоинствами и могут использоваться не только при дистанционной, но и прочих системах обучения.

Аудио-лекция и видео-лекция. В этом случае лекция преподавателя записывается на видеопленку. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам. Однако, такие лекции, чаще всего используются как временная форма, их применение достаточно трудоемкий и затратный процесс.

Мультимедиа-лекции. Для самостоятельной работы над лекционным материалом студенты используют интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал благодаря использованию мультимедиа средств структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.

Описанные выше виды лекционных занятий, как и любая классификация, представляют собой критический вариант, в практической деятельности преподавателем одновременно могут быть использованы все перечисленные выше приемы и методы активизации познавательной деятельности студентов на лекции, в том числе:

- речевые (использование разносторонней лексики; художественность изложения; интонационная выразительность и пр.);

- аудиовизуальные (использование структурно-логических схем, таблиц, графиков, кинофрагментов, картин, плакатов, аудио - и видеозаписей, материализованных моделей изучаемых объектов);

- поведенческие (жесты и движения) и т.д.

Отдельно хотелось бы остановиться на средствах наглядного представления материала. Наглядные средства, обладая собственной научно-познавательной значимостью, одновременно являются эффективным способом переключения внимания.

Несмотря на появление различных технических средств, позволяющих представить материал в цвете, со звуком и в сопровождении соответствующих эффектов, важным и во многом универсальным средством наглядности остается меловая доска, использование которой также имеет свои правила и преимущества. Неоспоримым достоинством этого способа визуализации материала является то, что он не требует дополнительной подготовки и позволяет отразить информацию, необходимость в отражении которой, возникла спонтанно (например, по причине заданного вопроса). Такие средства визуализации, как плакаты, в настоящее время, практически полностью вытеснены видеопроекторами. Проектор позволяет демонстрировать изображение в любом формате и виде, однако, для их использования требуется предварительная соответствующая не только методическая, но и техническая подготовка: подключение

оборудования, настройка программного обеспечения, затемнение аудитории и т.д. Достаточно популярным и удобным является вариант проведения лекции в форме презентации с использованием слайдов, при этом, однако считаем, что метод целесообразен только в том случае, когда обучаемые получают указанные слайды на бумажном носителе (в виде рабочих тетрадей), что позволяет им не переписывать слайды, а делать только необходимые пометки и примечания.

В заключение, хотелось бы отметить, что нетрадиционные формы проведения лекционных занятий позволяют повысить интерес к учебной дисциплине, обеспечивают возможности более глубокого рассмотрения проблем, оказывают более яркое эмоциональное воздействие на аудиторию, однако и они имеют свои недостатки. Оптимальное сочетание форм, методов и стилей изложения теоретического материала выбирает каждый преподаватель. Форма изложения лекционного материала определяется не только желанием лектора, она диктуется особенностями научной дисциплины, профилем вуза, факультета, кафедры. Методика чтения лекций зависит от этапа изучения предмета и уровня общей подготовки обучающихся, форма ее проведения - от характера темы и содержания материала.

Необходимо, также помнить о том, что научно-содержательный критерий (доказательство, убедительность изложения, научная глубина содержания, оптимальное сочетание теоретического и практического материала, логика, последовательность изложения) является только одним из показателей качества лекционного занятия. Не менее важными являются такие, как эмоциональное воздействие лектора на аудиторию, умение создать атмосферу доверия, сотрудничества и т.д. Поэтому, обеспечение соответствующего имиджа перестает быть личной задачей каждого преподавателя, а становиться профессиональной задачей кафедры и вуза в целом.

Литература

1. Бусыгина Т. А., Кисметова Г.Н. Методика оценки качества подготовки вузовской лекции // Альманах «Телескоп». - 2008. - №9. - с 54.

2. Каменская Е.Н. Педагогика / Учебное пособие. М.: Дашков и К. - 2009. - 320 с.

3. Попков В. А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования.

- М., 2009

4. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. - 576 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.