Научная статья на тему 'Компьютерные презентации для лекционных занятий по специальным дисциплинам'

Компьютерные презентации для лекционных занятий по специальным дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / МУЛЬТИМЕДИА / ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Межуев А. М., Пономарев А. В., Роговенко О. Н.

Работа посвящена вопросам применения компьютерных анимационных презентаций на лекционных занятиях по специальным дисциплинам. Разработанные пакеты презентаций обеспечивают повышение наглядности и доступности представления учебного материала, побуждают обучаемых к стремлению овладеть новыми знаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерные презентации для лекционных занятий по специальным дисциплинам»

1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

УДК 378.14

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

А.М. Межуев, А.В. Пономарев, О.Н. Роговенко

Работа посвящена вопросам применения компьютерных анимационных презентаций на лекционных занятиях по специальным дисциплинам. Разработанные пакеты презентаций обеспечивают повышение наглядности и доступности представления учебного материала, побуждают обучаемых к стремлению овладеть новыми знаниями.

Ключевые слова: компьютерные презентации, мультимедиа, лекционные занятия.

Несмотря на некоторую консервативность системы военного образования, изменения в системе обучения, касающиеся использования современных методов преподавания дисциплин, на основе широкого использования автоматизированных электронных средств и технологий, с каждым годом находят все большее применение в практике военных вузов. В этом плане Военный авиационный инженерный университет является флагманом и законодателем мод среди вузов ВВС Министерства обороны РФ. Вобрав в себя потенциал четырех военных вузов, университет уверенно продвигает и расширяет спектр использования всех современных достижений в области новых информационных технологий. Свою лепту в эту важнейшую задачу, способствующую повышению качества подготовки военных специалистов нового облика ВС РФ, вносит и факультет авиационных средств связи университета. За последние годы наиболее активными преподавателями и «продвинутыми» в плане компьютерной грамотности курсантами разработано и внедрено в практику учебных занятий большое количество полезных программных продуктов и электронных новшеств, несомненно повышающих качество преподавания и вызывающих неподдельный интерес обучаемых, побуждающих их к более осознанному стремлению овладеть новыми знаниями. Поэтому неслучайно, что авторы данной статьи вот уже около десяти лет активно работают по тематике, посвященной вопросам информатизации образовательного процесса и оценки эффективности современных информационных систем [1].

Применение компьютерных средств обучения (КСО) дает новый импульс и существенно улучшает качество обучения. Рас-

ширяется выбор КСО, методы и способы их применения. При этом наибольший интерес, на наш взгляд, представляет использование мультимедийных технических средств в процессе проведения лекционных занятий, на которые выносится материал, отличающийся трудностью восприятия, наличием опорных обобщающих результатов, новых положений и выводов.

Новые информационные технологии позволяют разрабатывать инновационные дидактические формы подачи изучаемого материала. Благодаря оснащению лекционных аудиторий современным мультимедийным оборудованием появляется возможность использовать видеофрагменты, компьютерные презентации и компьютерное моделирование различных процессов.

В настоящее время по дисциплинам кафедры авторами разработаны электронные курсы лекций-презентаций, скомпилированные в одном исполняющем файле с расширением «.ехе». Лекции снабжены оглавлением, в котором указываются наименования разделов и тем дисциплины, представлена структура и порядок ее изучения, определены вопросы, рассматриваемые в каждой лекции. Имеется возможность для перевода материала лекций в форматы с расширениями «.avi» и «.mpeg» с дальнейшим наложением звукового сопровождения голосом лектора, что позволяет реализовать технологии дистанционного и заочного обучения. При проведении лекций-презентаций на текущий момент широко используется среда PowerPoint с множеством методически грамотных эффектов анимации, причем управление работой компьютера и мультимедийного проектора осуществляется по радиоканалу с использованием технологии Bluetooth (рис. 1).

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012

Рис. 1. Представление слайдов с последовательными эффектами анимации в программе PowerPoint

В этом случае в качестве пульта управления может выступать обычный сотовый телефон, а лектор имеет возможность свободно перемещаться по аудитории и, будучи «непривязанным» к доске, ставить интересные проблемные вопросы перед отдельными курсантами, одновременно осуществляя контроль качества их работы на лекции [2]. Разработанные слайды обеспечивают повышение наглядности и доступности при рассмотрении каждого учебного вопроса лекции. Представляемый на слайдах учебный материал отображается последовательно по ходу изложения лектором содержания учебного материала.

При изучении сложных схем, работу блоков, электрических и физических процессов анимационные эффекты слайдов позволяют представить всю физику протекающих процессов, тем самым привлекая внимание обучаемых, повышая интерес к дисциплине и качество восприятия знаний. Последовательный процесс отображения информации на слайдах позволяет имитировать действия лектора при отображении информации на классной доске и освободить ее значительную часть для представления наиболее важной информации, на которой необходимо акцентировать внимание обучаемых.

Безусловно, решающим фактором успешного внедрения информационных технологий в учебный процесс являются готовность и способность преподавателей освоить средства информационных технологий и предложить новые методики обучения с использованием этих средств. Применение мультимедийных технологий в процессе обучения является требованием времени. Компьютеризация является одним из направлений, обеспечивающих устранение недостатков существующей системы образования и обеспечивающих интенсификацию обучения.

Литература

1. Исследование эффективности использования вычислительной техники компьютерного класса при обучении по специально-преподавае-мым дисциплинам // Отчет о НИР: шифр «Классик-2007»; Тема № 30714; Инв. № 057420. Тамбов, 2007.

2. Межуев А.М. Методы повышения мотивации курсантов к учебе на основе использования современных информационных технологий // Формы и методы формирования у курсантов мотивации к учебе и устранения индифферентного отношения к результатам учебной работы: сб. мат-лов науч.-метод. конф., 10 марта 2008 г. Тамбов: ТВВАИУРЭ (ВИ), 2008. С. 151-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.