Научная статья на тему 'Использование информационно-компьютерных технологий в преподавании дисциплины «Концепции современного естествознания»'

Использование информационно-компьютерных технологий в преподавании дисциплины «Концепции современного естествознания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАГЛЯДНОСТЬ / СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СЛАЙДЫ / ПРЕЗЕНТАЦИИ MICROSOFT POWER POINT / LECTION / TECHNICAL MEANS OF EDUCATION / IT / VISUAL MEANS / VERBAL METHODS OF TRAINING / SLIDES / MICROSOFT POWER POINT PRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долин В. А.

Статья посвящена описанию методики применения информационно-компьютерных технологий в преподавании дисциплины «Концепции современного естествознания» в вузе МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The IT Implementation in Teaching «Concepts of Contemporary Natural Science»

The article deals with a description of methodology of the IT implementation in Teaching «Concepts of Contemporary Natural Science» at a Higher education establishment of the Ministry of the Interior of Russia.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-компьютерных технологий в преподавании дисциплины «Концепции современного естествознания»»

6. Чанышева Г. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России. 2005. №2.

7. Birkenstock W. Der Lernende ist ein aktiver Partner fuer Wissensbetrieb selbst verantwortlich. Polizei heute. 2006. №1.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

THE IT IMPLEMENTATION IN TEACHING «CONCEPTS OF CONTEMPORARY NATURAL

SCIENCE»

В.А. ДОЛИН,

кандидат философских наук (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: статья посвящена описанию методики применения информационно-компьютерных технологий в преподавании дисциплины «Концепции современного естествознания» в вузе МВД России.

Ключевые слова: лекция, технические средства обучения, информационно-компьютерные технологии, наглядность, словесные методы обучения, слайды, презентации Microsoft Power Point.

V.A. Dolin, PhD, Humanitarian, Social and Economic Sciens, Lecturer, Belgorod Law Enforcement Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Abstract: the article deals with a description of methodology of the IT implementation in Teaching «Concepts of Contemporary Natural Science» at a Higher education establishment of the Ministry of the Interior of Russia.

Key words: lection, technical means of education, IT, visual means, verbal methods of training, slides, Microsoft Power Point presentations.

Современное российское общество по своим параметрам приближается к информационному, что требует и изменения педагогического мышления [1]. Информатизация становится одной из тенденций развития современного вуза (наряду с гуманитаризацией и фундаментализацией) [2].

Цель нашей статьи - изложить и обосновать собственную методику использования технических средств обучения при проведении занятий по дисциплине «Концепции современного естествознания». Речь пойдет преимущественно о лекциях, на которых мы систематически используем информационно-

компьютерные технологии преподавания.

Но прежде следует уточнить нашу позицию относительно словесного метода проведения лекций. Мы не являемся его радикальными противниками. Никакая техника не заменит живое слово лектора как знатока в своей области знания, готового и умеющего доносить обучаемым нужную информацию и убеждать их в правильности собственной мировоззренческой позиции. Но есть, как минимум, две причины низкой эффективности исключительно словесных методов изложения лекций.

Первая причина связана с нарушением

принципа наглядности - одного из фундаментальных принципов педагогики. Хотя мы знаем, что словесный метод чтения лекций позволяет достаточно эффективно обеспечивать две разновидности наглядности: внутреннюю (опора на образы, хранящиеся в памяти обучаемых) и эмоционально-образную (образы, возникающие в сознании обучаемых под влиянием слов преподавателя). Но, на основе собственного опыта, мы не склонны преувеличивать значение этих двух форм наглядности. Поясним нашу позицию. Внутренняя наглядность реально работает лишь для эрудированных обучаемых с хорошей зрительной памятью. Ряд курсантов (по разным причинам) не может вспомнить и визуализировать нужную информацию. Для эмоционально-образной наглядности ограничение связано уже с преподавателем, поскольку не каждый даже великолепный педагог может «глаголом жечь сердца людей». Это требует яркого и эмоциональнообразного изложения, базирующегося на соответствующем типе индивидуальности лектора.

Для решения вышеуказанных проблем требуется конкретно-визуальная наглядность. Она не только напомнит забытое (или сделает наглядным известное), но и сэкономит красноречие преподавателя для действительно важных моментов лекции. Соответственно, мы полагаем, что без конкретных, чувственно-наглядных изображений при чтении лекций не обойтись. Для обеспечения данного типа наглядности мы используем стандартный инструмент

- презентации, выполненные в программе Microsoft Power Point.

Вторая причина неэффективности исключительно словесных методов проведения лекций - когнитивный дисбаланс, возникающий в сознании обучаемых. Молодые люди как активные пользователи Интернета и социальных сетей уже во многом привыкли к клипово-наглядному, дискретному стилю получения и усвоения информации. Даже относительно немолодые пользователи сети Интернет, освоившие ее возможности в зрелом возрасте, замечают изменения в своем стиле восприятия информации и мышлении. У молодых людей этот эффект проявляется еще более ярко. В этих условиях словесные методы преподавания (континуальные по своей сути) с каждым годом воспринимаются обучаемыми все хуже и хуже [3].

Итак, мы показали актуальность применения информационно-компьютерных техноло-

гий в проведении занятий в вузах. Теперь перейдем к изложению собственного опыта использования мультимедийных средств на лекциях по дисциплине «Концепции современного естествознания».

Как мы говорили ранее, программнотехнологическую основу нашей работы составляют презентации, выполненные в программе Microsoft Power Point. Данное программное средство оказывается вполне достаточным для реализации многих педагогических замыслов.

Общеизвестно, что структурной единицей любой презентации является слайд. Поэтому для начала поговорим о классификации слайдов, которые оказываются включенными в наши презентации. В данном случае речь будет идти об эмпирической классификации, не претендующей на академическую универсальность.

Первую группу слайдов образуют слайды без эффектов анимации (или слайды статической проекции), к которой мы относим:

1 ) понятия темы;

2) портреты ученых-естествоиспытателей;

3) классификации и иные порядки перечисления (к примеру, перечисление принципов, основных идей теории или отдельного ученого, описание структуры и т.п.);

4) схемы, иллюстрирующие или наглядно объясняющие конкретные законы (закономерности или понятия) раздела естествознания (на своих лекциях мы демонстрируем обучаемым формулы для второго и третьего законов классической механики И. Ньютона, объясняем различие принципов близко- и дальнодействия, иллюстрируем биотический круговорот в экосистемах и биосфере в целом и т.п.);

5) схемы, графически отображающие структуру объектов (явлений);

6)таблицы;

7) фотографии, схематические или иные изображения реальных объектов (фотографии звезд и галактик, изображения планет, реконструкции предков человека и т.п.);

8) изображения, иллюстрирующие известнейшие естественнонаучные опыты: выводы и (или) экспериментальные установки (например, опыт Майкельсона (1881) и Майкель-сона-Морли (1887) в теме 3, опыты Ф. Реди (1668), Л. Пастера (1860-1862), а также С. Миллера и Г. Юри (1953) в теме 5).

Вторую группу образуют слайды с эффектами анимации (или слайды статической проекции с элементами динамической). Как правило, данные слайды являются модифи-

кациями слайдов первой группы.

Необходимость применения слайдов с анимационными эффектами связана, на наш взгляд, с необходимостью поэтапного (пошагового) предъявления информации для наилучшего восприятия. Демонстрировать слайд полностью в этом случае означает рассеивать внимание обучаемых, дезорганизовывать их работу. Поэтому мы, как правило, применяем слайды с анимационными эффектами в двух случаях:

- когда пункты классификации (или элементы структурной схемы) требуют развернутого комментария преподавателя (особенно, если эта информация должна фиксироваться в конспектах);

- когда рядом с портретом ученого демонстрируется название его достижения (открытия, теории или книги).

К сожалению, мы практически не применяем средства динамической проекции (т.е. видеофрагменты). Хотя возможности программы Microsoft Power Point позволяют это. Для нас проблема в том, что видеофрагменты занимают не только много учебного времени, ограничивая возможности лектора по изложению и объяснению важного материала. Их непросто найти в надлежащем для публичной демонстрации качестве. Да и «вырезание» необходимых фрагментов требует времени и навыков работы со специальными программами.

После того как мы описали основные варианты слайдов, используемых в наших презентациях, перейдем к описанию их места в нашей методике преподавания. Здесь мы сосредоточимся на слайдах первой группы, т.е. слайдов без эффектов анимации (слайды статической проекции).

Слайды с понятиями позволяют легко расставлять необходимые акценты в лекции. Наглядная форма подачи информации делает возможным объяснять и происхождение понятия (через демонстрацию греческих, латинских и иных корней, от которых произошло данное понятие). Это расширяет кругозор обучаемых.

Портреты ученых достаточно часто визуализируют внутреннюю наглядность обучаемых. Однако ни один преподаватель не может быть полностью уверен в том, что все курсанты узнают даже известных ученых на портретах. Поэтому демонстрация всех упоминаемых в лекции ученых является для нас важной задачей. Тем более, что рядом с портретом ученого мы всегда демонстрируем (и требуем фиксировать в конспектах!) годы

жизни ученого, что, безусловно, несет определенные познавательные функции. А если вспомнить о новейших открытиях в науке, то многие курсанты могли и не видеть до этого портретов этих ученых. А это, безусловно, пробуждает познавательный интерес.

Мы не будем говорить об особенностях демонстрации различных классификаций и схем (п.п. 3-6), поскольку их применение носит традиционный характер и уже описано в литературе [4]. Скажем только, что большие по объему, но не требующие для их усвоения особых интеллектуальных усилий классификации просто необходимо предъявлять курсантам в виде структурно-логических схем. Это экономит массу времени лектора (к примеру, не нужно долго разъяснять, как это лучше записать в конспекте, ведь все уже отображено на слайде).

Таблицы редко используются в наших презентациях. Хотя компактность табличной формы позволяет лектору быстро изложить необходимую информацию, а курсантам

- зафиксировать ее в конспектах. К примеру, при изложении дидактически важной информации о четырех типах фундаментальных взаимодействий в физике табличная форма оказывается удачным решением.

И, наконец, иллюстрирование известнейших естественнонаучных опытов. Как правило, их результаты дополнительно фиксируются в соответствующем понятии и неплохо запоминаются обучаемыми. Тем не менее, демонстрация экспериментальных установок и описание техники эксперимента не только вводит обучаемых в творческую лабораторию естествознания, но и имеет огромное воспитательное значение, иллюстрируя труд ученого.

Итак, мы описали все основные разновидности используемых нами на слайдах изображений. (Слайды с элементами динамической проекции прокомментированы нами ранее).

Несколько слов о цветовых решениях при создании слайдов. Для того, чтобы не отвлекать внимание обучаемых, мы делаем фон практически всех слайдов стандартного зеленого цвета, что наиболее физиологично для зрения. При этом - с учетом возможных проблем с лампой проектора или сильного солнечного цвета в лекционном зале - предусматриваем беспроблемный переход на белый фон. Для этого цвет элементов слайда при переходе на белый цвет общего фона (а цвет элементов при этом переходе часто изменяется!) должен позволять воспринимать

текстовые элементы слайда с экрана.

Но остается открытым вопрос об оптимальном количестве слайдов. С этим вопросом рано или поздно сталкивается любой преподаватель, регулярно использующий информационно-компьютерные технологии.

Актуальность этой проблемы связана с тем, что любой слайд обязательно требует переключения внимания обучаемого со слов лектора на экран при необходимости все равно слушать речь лектора. Общеизвестно, что демонстрация слайда не отменяет необходимости изложения лектора. Ведь при самостоятельной фиксации информации с экрана обучаемые тратят гораздо больше времени, чем при наличии параллельного «озвучивания» лектором.

В вопросе об оптимальном количестве слайдов мы стремимся избежать двух крайностей. С одной стороны, формирования презентаций по принципу «чем больше, тем лучше», находящей свое логическое завершение в слайд-лекции. И, с другой стороны, «минимализм» или некритическое использование «магического количества» (как правило, 6-10) наименее трудоемких в изготовлении слайдов.

Чем же нехороши эти крайности? По нашему мнению, слайд-лекция может быть незаменима при создании видеолекции, предназначенной для самостоятельной проработки обучаемыми. Ведь в этом случае лектор находится «за кадром». А для лекции с непосредственным участием преподавате-ля-лектора обилие слайдов создает, на наш взгляд, дополнительные проблемы, связанные с распределением внимания обучаемых между словами лектора и изображениями на экране.

Но вторая крайность еще хуже. Если в случае слайд-лекции опытный лектор может (за счет грамотного подбора материала и удачных дизайнерских решений слайдов, эмоциональности изложения и необходимых акцентов) найти компромисс и добиться эффективности, то «минимализм» очень часто скрывает формальный подход по принципу «лишь бы отстали». Понятно, что эффективность при такой позиции сильно страдает.

В нашем случае разброс количества слайдов достаточно широк: от 10 слайдов в теме №9 до 53 в теме №7. Среднее количество составляет при этом 26-27 слайдов. (Всего в лекционном курсе по дисциплине 9 лекций). Каков же принцип (или, может быть, формула) для определения оптимального количества слайдов презентации?

На основе нашего опыта мы можем сформулировать рабочее понятие «трудоемкость слайда» (количество времени, требующееся для его объяснения лектором и проработки обучаемыми). Опираясь на данное понятие, вполне очевидно, что даже 20-30 исключительно иллюстративных слайдов в презентации вполне могут занять меньше времени, чем 10 слайдов, предполагающих более трудоемкую по времени работу с ними. И действительно, презентация по теме №7, посвященной происхождению человека, изобилует изображениями реконструкций предков человека, а также предметов их материальной культуры. Хотя, по нашему опыту, 50-55 слайдов - это максимум для любой 90-минутной лекции. При большем количестве слайдов их демонстрация с высокой вероятностью превращается в самоцель, когда лектор стремится побыстрее перейти к следующему изображению, толком не прокомментировав предыдущее.

В заключение изложения собственной методики сформулируем нашу позицию относительно трудоемкости данной работы. Действительно, подготовка каждой презентации (в зависимости от количества слайдов и времени на поиск необходимой информации в Интернете) может занимать от 2 до 5 часов. Немалое время, особенно с учетом других видов деятельности преподавателя. Вместе с тем, наш опыт позволяет сформулировать принцип многократного использования отдельных слайдов и презентаций. О чем идет речь? Во-первых, презентация будет вполне актуальна на лекции и в следующем учебном году. Во-вторых, отдельные ее слайды будут уместны при различных формах работы на семинарских занятиях (естественно, при наличии необходимого материально-технического обеспечения в аудитории для проведения семинарских занятий). В-третьих, их всегда можно использовать при любых вариантах повторения. И здесь визуальность информации очень помогает лектору: ему достаточно предъявить слайд, говорящий сам за себя, а многие из обучаемых могут с удовольствием отметить, что они что-то помнят об этом. А если нет, то можно быстро напомнить курсантам наиболее важную информацию. В-четвертых, удачные дизайнерские решения можно повторить в новых слайдах. И, наконец, в-пятых, отдельные слайды вполне можно скопировать и перенести в презентацию по другой, смежной в содержательном отношении, дисциплине.

Соответственно, мы можем сказать, что

подготовка презентаций для чтения лекций предполагает как внутреннюю наглядность (даже при их основательной доработке в своих обучаемых);

каждом учебном году) может стать увлека- - простое отображение самых сложных

тельным занятием со все возрастающей цен- объектов и процессов;

ностью. Правда, нужно регулярно заботиться - реализация педагогической индивиду-

о сохранении и резервном копировании дан- альности лектора (даже при стандартном

ных. Их восстановление уже после двух-трех содержании темы ее можно модифицировать

циклов преподавания учебной дисциплины и сделать максимально привлекательной за

может оказаться непосильной задачей. счет мультимедийной наглядности);

Итак, мы видим, что использование ин- - многократность использования собс-

формационно-компьютерных технологий твенных результатов, что - при система-

в преподавании дисциплины «Концепции тичности усилий - снижает трудозатраты

современного естествознания» открывает преподавателя.

ряд преимуществ: И, конечно же, концептуализация нашего

- насыщение занятий дополнительной частного опыта облегчает его перенос в

информацией (за счет визуально-наглядной практическую деятельность любого лектора

демонстрации той информации, что лектор гуманитарного вуза.

Литература

Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Дидактика в информационном обществе // Педагогика. 2009. № 10. С. 8-15.

Сенько Ю.В. Оптимизация педагогического процесса в классическом университете // Педагогика. 2010. № 8. С. 52-58.

Берулава ГА, Берулава М.Н. Методологические основы развития системы высшего образования в информационном обществе // Педагогика. 2010. № 4. С. 11-17.

Майлин М.М., Дудкина Н.Г. Роль интенсивно-информационных технологий в организации лекционного процесса // Высшее образование в России. 2009. №2. С. 155-157.

---- References

1. Ivanova E.O., Osmolovskaya I.M. Didactics in the Information Society // Pedagogics. - 2009.

- № 10. - PP. 8-15.

2. Sen'ko Yu.V. Education process optimizations in traditional universities // Pedagogics. - 2010.

- № 8. - PP. 52-58.

3. Berulava G.A., Berulava M.N. Methodological basics of the development of higher education system in information society // Pedagogics. - 2010. - № 4. - PP. 11-17.

4. Mailin M.M., Dudkina N.G. The Role of intensive IT-technologies in organisation of lecture processe // High Education in Russia. - 2009. - №2. - PP.155-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.