УДК 378.147.227
О. А. ФИЛИППОВ, доцент кафедры конституционного права Уфимского
юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Уфа)
O. A. FILIPPOV, associate professor of constitutional law Ufa law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of law, docent (Ufa)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
THE USE OF VISUAL TEACHING AIDS IN THE TEACHING OF LEGAL
DISCIPLINES
Аннотация. Статья посвящена вопросам юридического образования. Автор дает оценку использованию наглядности как средству обучения в высшей школе.
Ключевые слова и словосочетания: наглядность, обучение, методика, учебные занятия.
Annotation. The article is devoted to legal education. The author evaluates the use of visualization as a means of learning in higher education.
Key words and phrases: presentation, training, technique, training.
Инновации в образовании - процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности применяемых методов, приемов и средств обучения. Инновационная педагогическая деятельность на сегодняшний день является одним из существенных компонентов образовательной деятельности высших учебных заведений. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только образует основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту обучаемых. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью про-фессорско-педагогического состава и учебно-исследовательской работой самих обучаемых. Одно из направлений инновационного процесса в высшей школе - совершенствование методики
<ч
использования в учебном процессе на- ^
глядности как средства обучения §
[4, с. 29]. ^
В современной системе юридиче- |
ского образования используют различ- ^
ные виды наглядности. Этим понятием ^
называют важное средство обучения ^
юридическим дисциплинам, связанное с |
визуальным (зрительным), аудиальным ^
(слуховым) восприятием информации. |
Использование средств наглядно- ^
сти способствует формированию и под- ®
держанию интереса к предмету изуче- §
ния, знаниям, обеспечивает более проч- ^
ное запоминание учебного материала а
[5, с. 132]. Швейцарский педагог а
И. Г. Песталоцци называл наглядность 2
«безусловным фундаментом всякого ®
познания» [1, с. 23]. ««
Как показывает практика, наибо- ;§
лее эффективен процесс обучения тогда, ^
когда используется восприятие через ^
различные органы чувств: слух и зре- §
ние. Психолого-педагогические иссле- §
дования показывают, что путем слухо- ¡¡¡д
вого восприятия запоминается порядка 15 % информации, зрительным - 25 %. Сочетание слуховой и зрительной подачи материала приводит к запоминанию 65 % информации. Из этого следует, что использование принципа наглядности в учебном процессе имеет немаловажную роль.
До недавнего времени среди преподавателей высшей школы преобладало нигилистическое или упрощенное понимание роли средств наглядности, в соответствии с которым «студентам необязательно иметь перед глазами схемы, картины и портреты ученых, что подобные средства годны только для средней школы» [2, с. 79]. Но как показывает практика, психология современного молодого студента имеет те же черты, что и психология школьника, ему также интересны картинки, схемы, видеосюжеты и иные наглядные материалы. Поэтому перенос наиболее фундаментальных дидактических принци-^ пов и средств, ранее присущих средней школе, в вузовское образование, являет-2 ся весьма оправданным. С этой позиции а «неразрывность наглядно-
| образовательного и словесного понятийного мышления должна быть ^ методом обучения как школьного учи-^ теля, так и вузовского преподавателя» | [2, с. 79]. По мнению современного ^ преподавателя высшей школы, нагляд-| ность в образовательном процессе при-^ обрела качество принципа и методики, с ^ помощью которого возбуждается и Ц удерживается интерес к предмету ис-^ следования [3, с. 21].
Средства обучения применитель-^ но к нашей теме - это идеальные и ма-| териальные объекты, с помощью кото-§ рых преподаватель осуществляет про-^ цесс обучения государственно-^ правовым явлениям. ^ В методике обучения юридиче-
а ским дисциплинам следует выделить Ц уже апробированные практикой и активно применяемые виды наглядности.
По форме внешнего выражения наглядные средства обучения можно подразделить на виды:
1) звуковые средства обучения (аудиофайлы на различных носителях);
2) видео-экранные средства обучения (правовые видеофильмы, мульте-медийные программы обучения);
3) печатно-графические средства обучения (в них содержание правовой информации представлено на бумажных носителях).
В юридическом обучении целесообразна классификация наглядности по ее содержанию. Можно выделить:
1. Условно-графическая наглядность. Это схематичные рисунки, диаграммы, схемы, графики, включаемые в материалы учебников и пособий по юридическим учебным дисциплинам, создаются курсантами и слушателями или преподавателем в процессе работы над методическим обеспечением и проч. При этом данный вид наглядности может быть еще классифицирован на:
- символическую наглядность;
- схематическую наглядность.
2. Информационно-технические средства обучения. Различные аудиозаписи, компьютерные программы, видеофильмы при правильном использовании на занятиях значительно улучшают процесс обучения. При этом следует помнить о том, что наглядность в отрыве от устного изложения и объяснений преподавателя теряет свою значимость. В практике работы отдельных преподавателей отмечаются неправильные варианты использования наглядности: некоторые преподаватели не используют информационно-технические средства обучения вообще в своей работе, объясняя это тем, что, например, просмотр видеофрагмента только отнимет время от лекции, а использование слайдов мультимедийной презентации отвлекает обучаемых от логики и хода изложения материала. Некоторые же, наоборот, стараются демонстрировать любой имеющийся учебный видео-
фрагмент, который с натяжкой относится к теме занятия. И тот и другой подход неверен. Необходимо учитывать некоторые правила использования информационно-технических средств обучения на учебных занятиях. Предположим, преподаватель решил включить в план занятия просмотр отрывка из фильма по определенной правовой ситуации. Сначала преподаватель сам просматривает фильм, формулирует задания, вопросы, которые будут предложены курсантам и слушателям после просмотра сюжета либо на групповом занятии. Важно продумать, на каком этапе занятия лучше предложить видеосюжет, как это будет логически сочетаться с предварительной и последующей работой. Нецелесообразно отводить более 10 минут на просмотр видеосюжета. Правовые ситуации могут устаревать из-за динамично развивающегося законодательства, поэтому нельзя на занятии использовать старые материалы. Они могут ввести обучаемых в заблуждение и не будут иметь никакой учебной значимости или воспитательного эффекта.
3. Предметная наглядность может быть обеспечена практическими занятиями с использованием элементов учебной экскурсии в органы государственной власти, муниципальные органы, суд, правоохранительные органы. Кафедрой конституционного права УЮИ МВД России практикуется проведение групповых выездных занятий на базе Государственного Собрания Республики Башкортостан, в Администрации городского округа г. Уфа.
Цели выездного занятия: изучение передового опыта деятельности организаций и учреждений, способов решения ими различных социальных, экономических, технических, оперативных и других вопросов; обмен опытом между слушателями-практиками (заочная
форма обучения, повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование) и работниками базо-
вых учреждении; изучение достижении науки, техники, показанных наглядными средствами или внедренных в практическую деятельность [4, с. 85].
Преподавателю следует очень основательно продумать форму проведения занятия за пределами учебного заведения. Не следует проводить занятие спонтанно, без предварительной договоренности с юристами-специалистами. Важно, чтобы обучаемые увидели, как применяются нормы права на практике, закрепили свои теоретические знания. Перед началом выездного практического занятия целесообразно сформулировать задания каждому курсанту, слушателю или учебной группе. Задания целесообразно выполнять в процессе учебной экскурсии. Курсанты и слушатели в ходе занятия общаются с юристами-практиками, которые расскажут о своей работе, юридических казусах, зададут обучаемым вопросы и проч.
4. Изобразительная наглядность. Например, учебные материалы, изображающие боевые действия или последствия их ведения в период Первой и Второй мировых войн, войны во Вьетнаме, событий в бывшей Югославии, позволят разобраться обучаемым в особенностях правомерного использования средств и методов ведения войны и сопоставить их с нормами современного международного права, предусматривающими ответственность за международные преступления.
Применение наглядных средств обучения позволяет превратить трудный материал в более доступный и легко запоминаемый. Правильное применение наглядности связано с выявлением существенных признаков изображаемого и отвлечением от тех, которые имеют второстепенное значение.
Рассмотрим особенности применения условно-графической наглядности в процессе обучения.
Наиболее существенные черты правового явления или понятия можно передать через схематический рисунок.
<ч
<ч а а
и и
и «
а
о
^
о «
и ^
у
г
г &
ф
N *
и ^
г £
*
г
к §
и ^
ВЦ
<ч
<ч а а
и и
Например, разъясняя сущность правотворчества и принятия федеральных законов, преподаватель мелом на доске по ходу объяснения вычерчивает схему, включающую достаточно большое количество элементов (правотворчество, государство, народ (референдум), законотворчество, проект закона, процедура прохождения в палатах Федерального Собрания и т. д.). Обозначение связей между элементами формирует у обучаемого наглядное представление о законодательном процессе в Российской Федерации и участии в нем субъектов этого вида государственной деятельности.
Схема показывает, что правотворческий процесс и принятие законов -это сложное правовое явление, посредством которого в государстве создаются новые общеобязательные правила поведения.
Схемы используются на занятии тогда, когда курсанты изучают конкретную тему, преподаватель должен разъяснить то, что изображено на схеме. Значит, схема должна быть ему хорошо знакома (при подготовке к групповому занятию ее следует внимательно просмотреть). Представленные схематично понятия курсанты могут переносить в конспект. Вопро-
сы по схеме, рисунку нужно задавать тогда, когда обучаемые разобрались в том, что изображено.
Используя наглядные средства обучения следует помнить о таких правилах:
1. Наглядность - не самоцель. Чрезмерность наглядности вредна для процесса обучения, как и ее отсутствие.
2. Применение наглядных средств обучения должно быть систематичным, а не эпизодическим.
3. Наглядность должна соответствовать логике устного изложения материала, появляться только в тот момент, когда затрагивается вопрос, который отражен в наглядном средстве обучения.
4. Наглядное средство обучения должно соответствовать возрастным и иным особенностям обучаемых (курсанты, слушатели заочной формы обучения, слушатели правоохранительных органов иностранных государств), быть понятным для них.
5. Наглядность не может использоваться в отрыве от других приемов, методов обучения.
6. Наглядность всегда помогает. Есть моменты, которые сложно объяснить словами, но доступно объяснить путем демонстрации видеосюжета.
ЛИТЕРАТУРА
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1
£
а «
и =4
1. Бельский К. С., Зайцева Л. А. О методике чтения учебной лекции в юридическом вузе // Юридическое образование и наука. 2011. № 2. С. 22-26.
2. Бельский К. С. Наглядность в обучении административному праву // Административное и муниципальное право. 2008. № 8. С. 79-80.
3. Павлова В. С., Чеботарев В. Е. Применение интенсивных педагогических технологий в обучении бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» // Юридическое образование и наука. 2013. № 1. С. 19-23.
4. Подготовка и проведение учебных занятий в системе дополнительного профессионального образования МВД России при блочно-модульном (инновационном) обучении. Опыт ВИПК МВД России: учебно-методическое пособие / Ю. П. Груненков [и др.]. Домодедово: ВИПК МВД России, 2007.
5. Юридическая техника: учебник / Ю. К. Краснов, В. В. Надвикова, В. И. Шкатулла. М.: Юстицинформ, 2014.
© Филиппов О. А.
А А А