Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты применения мультимедийных технологий в оптимизации обучения учащихся вузов системы МВД России'

Психолого-педагогические аспекты применения мультимедийных технологий в оптимизации обучения учащихся вузов системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мультимедийные технологии / мультимедийные средства обучения / multimedia technologies / multimedia means of training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козловский Петр Валерьевич, Грушко Наталья Викторовна

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты применения мультимедийных технологий в оптимизации обучения в вузах системы МВД России; актуализируется проблематика преподавания с использованием мультимедийных технологий; приводятся конкретные приемы мультимедийного сопровождения лекций: структурные, композиционные, приемы подачи текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF APPLICATION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN THE OPTIMIZATION OF TEACHING IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION

Psycho-pedagogical aspects of application of multimedia technologies are considered in the context of the optimization of teaching in the system of higher educational institutions of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation; the problematic of teaching with multimedia technologies is actualized; specific techniques of multimedia support of lectures are given: structured, composite, ways of presenting text.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты применения мультимедийных технологий в оптимизации обучения учащихся вузов системы МВД России»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 2. С. 53-58. УДК 378.147

П. В. Козловский

Омская академия МВД России

Н. В. Грушко

ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВУЗОВ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты применения мультимедийных технологий в оптимизации обучения в вузах системы МВД России; актуализируется проблематика преподавания с использованием мультимедийных технологий; приводятся конкретные приемы мультимедийного сопровождения лекций: структурные, композиционные, приемы подачи текста.

Ключевые слова: мультимедийные технологии; мультимедийные средства обучения.

P. V. Kozlovskiy

Omsk Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation

N. V. Grushko

Dostoevsky Omsk State University

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF APPLICATION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN THE OPTIMIZATION OF TEACHING IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIAN FEDERATION

Psycho-pedagogical aspects of application of multimedia technologies are considered in the context of the optimization of teaching in the system of higher educational institutions of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation; the problematic of teaching with multimedia technologies is actualized; specific techniques of multimedia support of lectures are given: structured, composite, ways of presenting text.

Keywords: multimedia technologies; multimedia means of training.

Термин «мультимедиа» (далее М-м) многозначен. Эта многозначность привела к тому, что в университетах в качестве предмета изучения в курсе «Мультимедиа» / «Hypermedia» выступают следующие аспекты: общие вопросы аппаратного и программного обеспечения мультимедийных технологий, особенности создания и использования отдельных CD-ROM-продуктов, выполненных на основе мультимедийной технологии, прикладные задачи по освоению конкретных программных оболочек и разработке на их основе различных электронных ресурсов и т. п.

© Козловский П. В., Грушко Н. В., 2016

В российской практике преподавание с использованием мультимедийных технологий пока еще сталкивается с определенными сложностями (ограниченное применение специальных устройств, позволяющих проецировать материал с компьютера на большой экран, недостаточное и бессистемное комплектование фонда программного обеспечения, отсутствие в большинстве вузов полноценных М-м классов, отсутствие методики применения М-м обеспечения и т. п.). Использование технических средств обучения является неотъемлемой частью образователь-

ного процесса. Развитие мультимедийных технологий позволило существенно расширить возможности подачи материала, повысить эффективность усвоения информации, учитывая то, что современные слушатели все больше ориентируются на получение сведений в электронном виде. В данной статье мы используем следующее генерализованное определение: «мультимедиа - это совокупность программно-аппаратных средств, с помощью которых реализуется обработка информации в звуковом и наглядном видах [1, с. 90].

М-м продукты - это документы, несущие в себе информацию разных типов и предполагающие использование специальных технических устройств для их создания и воспроизведения. М-м образовательные программные продукты можно поделить на следующие виды: энциклопедические издания, справочники, познавательные мультимедиа-программы; учебные издания; художественные произведения с элементами обучения; путеводители по городам и музеям; каталоги и другие.

Американские ученые Флетчер, Нейл, Нельсон (Fletcher, McNeil, Nelson) , сравнивая возможности традиционных форм обучения и М-м средств преподавания, пришли к общему выводу о том, что М-м обучающие программы имеют значительно большие преимущества, нежели обычные, традиционные. По данным опроса, проведенного Мас-сачусетским научно-образовательным центром, 45 % больших компаний из 1000, принимавших участие в исследовании, используют М-м технологию для своих программ обучения. Исследования отечественных специалистов в области эффективности применения М-м средств обучения охватывают различные аспекты: методическая концепция разработки М-м сценариев сюжетов лекций и их режиссерского решения (Щипин Ю. К., Телепин А. М., 2003; Малыгин Е.А., 2008); психологические особенности студентов при обучении с использованием мультимедийных технологий (Казачихина М. В., Стариков Д. А., 2009); М-м сопровождение конкретных дисциплин: компьютерное М-м сопровождение лекций электротехнических дисциплин (Белянцева Н.В., 2016).

На продуктивность обучения влияют следующие особенности М-м средств:

• Наглядность - один из ключевых аргументов использования мультимедийных средств. По результатам опроса 98 % студен-

тов оценили наглядность как показатель простоты и доступности восприятия [4].

• Синкретичность обучения - одновременность зрительного и слухового восприятия информации. Современная М-м презентация дает возможность одновременно воспринимать графическую, текстовую и аудиовизуальную информацию.

• Возможность многократного использования М-м лекции, дополнения их новыми текстовыми и графическими материалами.

• Интерактивность М-м средств: манипулирование экранными объектами, линейная и иерархическая навигация; интерактивная справка, взаимодействие с пользователем, активное участие в подаче и управлении информацией - возможность ответа на запросы и действия пользователей; рефлективное взаимодействие - учет действий пользователя для последующего анализа и др.[4]

В данной статье мы считаем важным обратиться к вопросу подготовки М-м комплексов для юридических дисциплин на основе конкретного педагогического опыта. Сложность преподавания заключается в непрерывном изменении законодательства и, соответственно, необходимости постоянно корректировать содержательную часть методического обеспечения (иногда 2-3 раза в месяц). Мы рассмотрим использование информационных технологий в организации учебного процесса обучающихся Омской академии МВД России на примере дисциплины «Дознание в органах внутренних дел». Ее особенностью является углубленное изучение процессуальной деятельности органов внутренних дел, формирование умений по разрешению практических ситуаций на основе теоретических знаний и анализа правоприменительной практики. Соответственно, мультимедийные средства должны не столько способствовать информированию, сколько заставлять задуматься, критически мыслить, учить преодолевать пробелы в законодательстве, из возможных вариантов решений выбирать тот, который может быть реализован в текущих условиях (с учетом материально-технических ресурсов, ведомственных критериев оценки деятельности, практики прокурорского надзора и т. п.).

Основные приемы построения презентаций условно разбивают на три группы: структурные, композиционные и подачи текста [5]. В данном случае используются следующие структурные приемы:

Психолого-педагогические аспекты применения мультимедийных технологий..

1. Развитие структуры. Используется при изображении иерархических структур организации органов внутренних дел, демонстрации места руководителей, обладающих процессуальными полномочиями в структуре территориальных подразделений полиции.

2. Пространственная хронология. Применяется для демонстрации порядка исчисления и продления срока дознания.

3. Проявление фона. Слайды лекции, как правило, имеют одинаковый синий фон, кото -рым является так называемая подложка презентации.

4. Демонстрация поллиативности суждений осуществляется комплексно на слайдах, в аудио- и видеосюжетах, что позволяет продемонстрировать несколько вариантов решения проблемы, визуализировать их анализ и сравнение.

5. Наложение разных мультимедийных источников наряду с традиционными формами визуализации.

В качестве примера демонстрации поли-ативности суждений можно привести использование аудио- и видеокомментариев приглашенных специалистов - практических работников: юристов, сотрудников подразделений дознания, прокуроры, судьи, адвокаты. Важно, чтобы интервью было лаконичным, содержательным, а интервьюируемое лицо пользовалось авторитетом у курсантов и слушателей. Это позволяет взглянуть на учебные проблемы с разных позиций, соотнести собственный опыт с опытом коллег из других регионов и правоохранительных органов. Ус -пешным оказался опыт использования видеоинтервью адвокатов. Взгляд на расследование с точки зрения противоположной стороны позволяет переосмыслить собственный опыт и сложившиеся стереотипы.

Так же на занятиях имеет место интеграция разных мультимедийных источников наряду с использованием традиционных форм: три мультимедийных формы представления материала (слайды, аудио - и видеозаписи) и фиксирование материала на доске. Слайды преимущественно представлены в виде схем, которые полностью понятны только в совокупности с устными пояснениями. Такой подход исключает ситуацию, когда слушатели списывают содержание слайда, а лектор говорит сам для себя. Также используются слайды, служащие для постановки проблемы. Подходы же к ее решению излагаются

устно. Успешно зарекомендовал себя опыт комплексного применения слайдов и доски. Данный прием способствует активизации внимания по мере нарастания утомления у учащихся.

Эффективным оказалось использование фрагментов художественных фильмов для рассмотрения отдельных уголовно-процессуальных вопросов на семинарах и практических занятиях. Применение данного приема позволяет привлечь внимание подавляющего большинства слушателей. Содержание фильма не обязательно должно соответствовать действующему законодательству. Наоборот, слушателям может быть поставлена задача проанализировать фрагмент и выявить отступления от установленного порядка производства по уголовному делу. Для решения этой задачи необходимо знание закона, внимательное изучение видеосюжета. Учитывая, что к отрывкам из художественных фильмов, как правило, не остается равнодушным никто, даже учащиеся, слабо владеющие материалом и высказавшие ошибочные суждения, в итоге усваивают необходимые сведения в ходе дискуссии. На последних практических занятиях были использованы документальные записи с портала «Youtube.com» (хулиганские действия в общественных местах). Учащимся предлагалось высказаться о средствах проверки данных сообщений, возможных процессуальных решениях.

К наиболее активно используемым композиционным приемам на наших занятиях относятся следующие:

1. Подстановка в элементах структуры. Процесс изменения содержания некоторых элементов изображения на содержание других элементов имеет место, когда необходимо продемонстрировать произошедшие вследствие корректировки законодательства изменения.

2. Укрупнение элемента структуры. Указанный прием, в частности, применялся для демонстрации соотношения доказательств и иных данных в системе оснований для уведомления о подозрении в совершении преступления.

3. Применение «говорящей» фигуры. Различная степень важности материала выделяется путем использования различного цветового фона фигур. Так, отдельные спорные вопросы демонстрировались с помощью фигур красного цвета. После увеличения в 2013 г. количества следственных действий, разре-

шенных до возбуждения уголовного дела, новые были представлены на схеме в фигурах иного цвета.

Очевидными приемами подачи текста являются: квантование информации (текстовая информация значительных объемов реорганизуется для выдачи на экран легко воспринимаемыми небольшими порциями - предложениями длиной не более двух-трех строк; краткость формулировок (обычно не более одной строки каждая).

Большое значение имеют не только правила подготовки собственно М-м материалов, но и методика их использования на различных видах занятий.

Сложность в подготовке и организации лекций заключается не только в полном отсутствии учебников и учебных пособий, но и недоступности для учащихся значительной части информации о складывающейся правоприменительной практике. Таким образом, задача лектора должна заключаться в том, чтобы на проблемном уровне, избегая повторения ранее пройденного материала, показать подходы к решению актуальных задач правоприменительной деятельности, довести до учащихся информацию, которую они не могут получить самостоятельно. Чрезмерное содержание информации в простой и готовой к восприятию форме может отрицательно сказаться на развитии мышления, привести к нарушению целостности восприятия [3]. Поэтому на лекциях, помимо соблюдения вышеперечисленных требований к М-м обеспечению, мы стремимся минимизировать количе -ство информации, представленной «законченном» виде. На слайде или в видеосюжете может быть поставлена проблема, а подходы к ее решению освещены устно. В ряде случаев в слайдах намеренно допускались пробелы и ошибки, которые учащимся необходимо было исправить самостоятельно.

На семинарах и практических занятиях мультимедийные презентации используются для подведения итогов по промежуточным вопросам и для постановки проблемы. В первом случае учащийся приглашается для ответа к доске, происходит обсуждения вопроса в группе. Слайд завершает обсуждения. Иногда после завершения обсуждения вопроса может быть проведен краткий опрос, если имеются признаки непонимания материала отдельными слушателями. При необходимости внимание вновь акцентируется на содержании

слайда. Существенными плюсами использования слайдов являются их красочность, наглядность, возможность самостоятельного обращения к ним после занятий. Однако в использовании презентаций, как и во всем, необходимо чувство меры. Единообразие в любой форме надоедает и становится неинтересным. Поэтому комплексное использование мультимедийных и традиционных технологий, переходы от слайдов к доске и обратно позволяют постоянно приковывать внимание к предмету обсуждения.

Самостоятельная работа курсантов и слушателей является основой успешного проведения аудиторных занятий. Сложности в ее организации, с одной стороны, связаны с высокой учебной и служебной нагрузкой, а с другой - с недостаточной мотивированностью на получение знаний.

При изучении спецкурсов к уровню самостоятельной подготовки курсантов и слушателей предъявляются повышенные требования: необходимо знать не только закон, но и организационные проблемы, изучить правоприменительную практику, неопубликованные ведомственные нормативные акты. Кроме того, по спецкурсам ограничено количество доступных источников учебной литературы.

С учетом изложенного, материалы для самоподготовки должны отвечать следующим методическим требованиям:

1. Содержать информацию, необходимую для подготовки к занятиям, в том числе недоступную или труднодоступную для обучающихся.

2. Способствовать развитию профессионального мышления.

3. Содержать связь между теоретическими знаниями и практической деятельностью.

4. Быть пригодными для использования в условиях несения службы.

5. Быть простыми в переработке.

В ходе преподавания дисциплины «Дознание в ОВД» была предпринята попытка на основе используемых на кафедре материалов для самостоятельной подготовки создать мультимедийный комплекс, сочетающий различные способы представления информации и таким образом способствующий развитию профессионального мышления.

Традиционно на кафедральных компьютерах обучающимся доступны следующие материалы:

1) аудиозаписи лекций;

Психолого-педагогические аспекты применения мультимедийных технологий.

2) лекционные мультимедийные презентации;

3) подборки публикаций по теме занятия;

4) задания по спецпрактикуму;

5) рекомендации по написанию письменных работ, подготовке мультимедийных презентаций;

6) электронные версии учебников, учебных пособий, курсов лекций.

Используемая на протяжении длительного времени методика организации самоподготовки в целом показала свою эффективность. В свободное время и находясь на службе обучающийся имеет возможность прослушать лекцию, одновременно просматривая мультимедийную презентацию. Несколько лет назад по теме каждого занятия преподаватели стали создавать подборки научных публикаций в электронной форме. Это нововведение, как показала практика, было недостаточно востребовано из-за того, что содержание публикаций и их место в учебном курсе не всегда было понятно обучающимся. В связи с этим возник вопрос о том, как соединить различные материалы для самоподготовки в одной форме, которая была бы удобна в использовании и легко подвергалась модификации. Известный формат электронного учебника является неподходящим, т. к. постоянные изменения в законодательстве требуют от преподавателя непрерывной коррекции текста, что едва ли возможно. Поэтому за основу был взят альбом схем, требующий значительно меньших усилий при корректировке, к которому с помощью гиперссылок были прикреплены аудиозаписи лекций, а также статьи из журнала «Законодательство и практика». Аудиозаписи лекций ежегодно обновляются. По мере изменения законодательства будут подвергаться замене и публикации. Таким образом, преподаватель, ведущий занятия, должен актуализировать контент, создаваемый другими авторами, и корректировать схемы, которые лектор регулярно обновляет перед занятием. Таким образом, дополнительные затраты времени и сил для корректировки методического комплекса оказываются минимальными. Вместе с тем он содержит материал, изложенный в соответствии с технологиями проблемного обучения и кейс-технологией. Некоторые схемы содержат вопросы, а сам контент в ряде случаев представлен в виде проблемных ситуаций.

Опыт применения показал, что структурированная подача даже очень сложного материала, основанная на сочетании аудиальной и визуальной информации, воспринимается обучающимися значительно лучше, в том числе и на заочной форме обучения. Было выявлено, что слушатели и курсанты стали обращаться к вопросам, которые ранее никогда не затрагивали.

Отдельного внимания заслуживает организация самостоятельной подготовки на заочной форме обучения. В связи с отсутствием постоянного контакта с преподавателем, взаимодействие осуществляется с помощью СДОТ «Стеллус». Подготовленные преподавателями материалы для самоподготовки, задания, тесты загружаются начальником методического кабинета кафедры и преподавателем-методистом факультета заочного обучения в систему и становятся доступны учащимся из личных кабинетов. Краткая информация о наличии и содержании методических материалов и заданий доводится преподавателями-методистами до учащихся в конце предыдущей сессии. При подготовке новых актуальных материалов осуществляется их рассылка слушателям в течение учебного года.

Таким образом, важным мотивирующим моментом является то, что обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса, с одной стороны, использование М-м средств позволяет самостоятельно работать над учебными материалами, определяя последовательность, периодичность изучения материалов с учетом индивидуального восприятия учебного материала и индивидуальных образовательных потребностей. С другой стороны, применение качественных и соответствующих конкретным программам М-м средств адаптирует процесс обучения к современным социально-культурным изменениям в образовательных технологиях. И, наконец, гибкость и интерактивность М-м технологий повышает продуктивность обучения в том случае, когда материалы для самоподготовки отвечают определенным методическим требованиям, разработанным с учетом специфики дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Казачихина М. В., Стариков Д. А. Мультимедийные технологии в инновационном образовательном процессе: психологический аспект // Вестник Челябинского государст-

венного педагогического университета ГРНТИ: 14 - Народное образование. Педагогика. - 2009. - № 7.

2. Белянцева Н. В. Компьютерное мультимедийное сопровождение лекций электротехнических дисциплин // III Международная научная конференция «Современные проблемы информатизации в системах моделирования, программирования и телекоммуникациях». - URL: http://econf.rae.ru/article /4928 (дата обращения: 09.06.2016).

3. Малыгин Е. А. Мультимедийное сопровождение лекционной деятельности преподавателей УрГУПС. - Екатеринбург, 2008. - 24 с.

4. Лобова Т. Г., Ражина Н. Ю. Насилие визуальным // Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / отв. ред. А. Ю. Маленова. - Омск : ОмГУ, 2015. - С. 28-32.

5. Щипин Ю. К., Телепин А. М. Применение мультимедийного сопровождения - путь повышения эффективности лекций. Информационные модели экономики : сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции. - М. : МГАПИ, 2003. - С. 233-237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.