Научная статья на тему 'Мультимедийные технологии в лекционном процессе современного медицинского вуза'

Мультимедийные технологии в лекционном процессе современного медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / LECTURE / MEDICAL EDUCATION / MULTIMEDIA TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цепов Л. М., Цепова Е. Л.

Целью работы явилось изучение практики использования мультимедийных технологий в лекционном процессе клинических кафедр. Составлен опросник и проведено анкетирование 351 студента 2-5 курсов стоматологического факультета Смоленской медицинской академии. Показано, что в современных условиях традиционное медицинское образование должно опираться на использование мультимедийных технологий, позволяющих достичь высокого уровня профессиональной компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цепов Л. М., Цепова Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA TECHNOLOGY FOR THE LECTURES IN THE MODERN MEDICAL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

The study is aimed to evaluate application of modern multimedia technologies for the lectures that are given in clinical departments. Formulated questionnaire was filled by 351 students of 2-5 years of education in the Faculty of Dentistry of the Smolensk State Medical Academy. It is concluded that traditional medical education should be based on the use of modern multimedia technologies in order to achieve the highest level of professional competence.

Текст научной работы на тему «Мультимедийные технологии в лекционном процессе современного медицинского вуза»

ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ

УДК 616.31(07)

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕКЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Л. М. Цепов, Е. Л. Цепова.

ГОУ ВПО СГМА Росздрава Кафедра терапевтической стоматологии

Резюме: Целью работы явилось изучение практики использования мультимедийных технологий в лекционном процессе клинических кафедр. Составлен опросник и проведено анкетирование 351 студента 2-5 курсов стоматологического факультета Смоленской медицинской академии. Показано, что в современных условиях традиционное медицинское образование должно опираться на использование мультимедийных технологий, позволяющих достичь высокого уровня профессиональной компетентности.

Ключевые слова: лекция, медицинское образование, мультимедийные технологии.

MULTIMEDIA TECHNOLOGY FOR THE LECTURES IN THE MODERN MEDICAL INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

L.M.Tsepov, E.L.Tsepova

Resume: The study is aimed to evaluate application of modern multimedia technologies for the lectures that are given in clinical departments. Formulated questionnaire was filled by 351 students of 2-5 years of education in the Faculty of Dentistry of the Smolensk State Medical Academy. It is concluded that traditional medical education should be based on the use of modern multimedia technologies in order to achieve the highest level of professional competence.

Key words: lecture, medical education, multimedia technology.

Актуальность. В связи со стремительно возросшим темпом жизни, нехваткой времени для усвоения большого объёма учебного материала, стрессами, развитием ряда заболеваний у студентов возникает необходимость в максимальной наглядности обучения с использованием современных подходов [1].

Выражение «читать лекцию» уходит корнями в Средневековье, когда не было учебников, и лекция являлась единственным источником информации для студентов. Наблюдения в области отношения студентов к преподносимым преподавателями знаниям показывают, что если студент-первокурсник в большинстве случаев принимает высказывания преподавателя как неоспоримую истину, то студент 4-5 курсов склонен дискутировать в процессе познания истины [8]. Лекция должна быть органически связана с другими видами учебных занятий: семинарами, практическими занятиями, учебной и производственной практикой, внеаудиторной самостоятельной работой студентов. Она (лекция) должна быть научной, доступной, эмоциональной в изложении, наглядной, нести достоверную информацию [2].

Ещё в 1969 году Dale показал, что люди обычно запоминают 10% того, что они читают, 20% того, что они слышат, 30% того, что видят, и 50% того, что они слышат и видят одновременно, 70% того, что они говорят и пишут, 95% того, чему они кого-либо обучают [5]. Таким образом, восприятие и воспроизведение визуальной информации требует меньше времени по сравнению с вербальной [9].

Понятия «традиции» и «инновации» являются наиболее популярными при обсуждении современных проблем высшего медицинского образования, в связи с чем, в последние десятилетия в характере обучения происходят глобальные изменения [7]. Использование сложившегося в настоящее время многообразия форм и средств информатизации высшего медицинского образования должно быть нацелено на достижение максимальной педагогической эффективности.

Лекции с использованием мультимедийных версий становятся более зрелищными и доступными для восприятия. Эти технологии открывают для лектора новые богатейшие дидактические возможности увеличения эффективности восприятия лекционного материала [3].

10Э

Предпринимаются попытки методологического обоснования для структурирования документа презентации лекции. «Презентация. Что это? Конспект для лектора и студентов, который в редакции последовательного предъявления обеспечит жёсткий каркас информационного потока, где базовый уровень будет уверенно сохранён, уводя лектора от соблазна излишней беллетризации тех или иных фрагментов лекционного материала, которые всё же эмоционально обогащают лекцию, и хорошо воспринимаются аудиторией» - задаёт сам себе вопрос один из авторов публикаций [6]. И сам же отвечает, что презентация - введение в лекционную практику презентации - прогрессивный шаг, опосредованный развитием технической культуры, но и как серьёзный аргумент для оптимизации её использования в образовательном процессе вуза.

Важность оптимизации содержания мультимедиа в обучении студентов медицинского вуза подчеркивается в ряде работ [4, 9]. Указывается на педагогическую целесообразность использования мультиме-диатехнологий на различных этапах профессионального обучения; выявление противоречий в построении такого обучения и поиск эффективных путей их решения [10].

Цель исследования - изучение практики использования мультимедийных технологий (ММТ) в лекционном процессе клинических кафедр.

Материал и методы. Анонимно проанкетирован 351 студент 2-5 курсов стоматологического факультета Смоленской медицинской академии.

Опрашиваемым студентам были заданы следующие вопросы:

1. Какой процент Вы запоминаете из того, что:а) пишете (10, 20, 30, 40, 50);б) читаете (10, 20, 30, 40, 50);в) слышите (10, 20, 30, 40, 50);г) видите (10, 20, 30, 40, 50);д) слышите и видите одновременно (10, 20, 30, 40, 50)?

2. Целесообразно ли использование мультимедийных технологий (ММТ) в лекциях?: да, нет.

3. Повышается ли интенсивность получения новых знаний? да, нет.

4. Повышается ли качество получения новых знаний? да, нет.

5. Мотивация обучения: повышается, не изменяется, понижается?

6. Кроме того, опрашиваемые могли внести предложения и пожелания по использованию ММТ в лекционном процессе.

Результаты исследования. Менее половины записанной информации запоминают 72% студентов-пятикурсников. Половину прочитанного материала могут запомнить 37,9% выпускников, а услышанного лишь - 15,8%. Из увиденного материала 30% информации запоминают 28% опрошенных, а половину

34,1% студентов. Половину одновременно услышанного и увиденного материала запоминают уже 46,3% студентов. За целесообразность использования ММТ высказались 97,5% опрошенных пятикурсников. То, что ММТ интенсифицируют получение знаний и повышают их качество, отметили 91,5% студентов-выпускников. Мотивация к обучению повышается у 71,9% пятикурсников.

Подобная картина отмечена и при анкетировании студентов 4-го курса. Половину одновременно услышанной и увиденной информации запоминают 45,3% студентов. За целесообразность использования ММТ высказались 100% опрошенных 4-курсников. То, что ММТ интенсифицируют получение знаний, повышают их качество, отметили 93,7% студентов 4-го курса. Мотивация к обучению повышается у 68,8% 4-курсников.

Лучше запоминают одновременно услышанное и увиденное респонденты-третьекурсники, среди которых половину информации, полученной подобным образом, в состоянии запомнить 60% опрошенных. Они также в большинстве своём (97%) считают ММТ целесообразными. В 91% они интенсифицируют, в 92% - улучшают качество получаемых знаний и в 70% повышают мотивацию к их получению.

Аналогичная ситуация отмечена и студентами 2-го курса: 57,1% студентов запоминают 50% материала при одновременной вербально-визуальной подаче информации. Подавляющее (90,6%) большинство второкурсников считают использование ММТ целесообразным в лекционном процессе; 80% и 84,7% соответственно - что ММТ интенсифицируют учебный процесс и повышают его качество. В то же время лишь 58% студентов 2 курса считают, что ММТ повышают мотивацию к обучению.

Анализ показал, что наряду с видимой педагогической эффективностью лекций с использованием мультимедиатехнологий (наглядное представление на экране основных смысловых частей дидактического материала и наглядных пособий, оперативное осуществление обращения к ранее представленному на лекции материалу) существуют и недостатки. Опрошенные студенты отметили уставание глаз при работе с текстами, рисунками, схемами, представленными на экране. Большинство опрошенных хотели бы использовать продемонстрированную в лекциях наглядную информацию при последующей подготовке к практическим занятиям. Это побуждает лекторов своевременно реагировать на возможные негативные моменты при организации таких лекций и повышать оперативность обеспечения лекционного процесса учебно-методическими и инструментальными средствами. Кроме того, на разработку мультимедийных вариантов лекций необходимо задействовать огромные трудовые и временнЫе ресурсы лекторов.

Компьютерная техника, используемая на лекциях-презентациях, сочетающая устную информацию, сопровождающуюся наглядной демонстрацией видеоматериалов, повышает интерес студентов к изучаемым проблемам и позволяет одновременно воздействовать на зрительную и слуховую память обучающихся, повышая эффективность образного запоминания, что в конечном итоге способствует как лучшему восприятию, так и более прочному усвоению излагаемого материала. Современные технические средства обучения обеспечивают новые возможности в работе лектора клинической кафедры, делая процесс передачи знаний высоко иллюстративным.

Таким образом, в современных условиях традиционное медицинское образование должно опираться на использование мультимедийных технологий, позволяющих достичь высокого уровня профессиональной компетентности.

Выводы.

1. Мультимедийные версии клинических лекций существенно обогащают традиционные педагогические технологии. Только осознанное применение этих технологий (в которых от педагога зависит восприятие возможностей) является основой оптимизации образовательного процесса и эффективности формирования высокопрофессионального клинициста.

2. Для успешного применения мультимедиа-презентаций лекций в медицинском вузе необходимо чётко представлять целевую аудиторию своего мультимедийного продукта и создавать его, опираясь на

возрастные особенности обучающихся студентов. Для неосведомленных или малоосведомленных слушателей (студентов младших курсов) лектор может использовать метод внушения, «установочную» форму подачи мультимедийного материала. Для осведомленной аудитории (студенты старших курсов) со сложившейся системой установок может быть применена дискуссионная форма изложения.

3. Мультимедийный вариант лекций позволяет включать в учебный материал методы решения конкретных клинических задач, дает возможность демонстрации уникальных рисунков, фотографий, видеофрагментов, схем, что оптимизирует насыщение учебного курса прикладными задачами в соответствии с целями преподавания.

4. Мультимедийная версия клинической лекции требует от преподавателя: а) огромной подготовительной работы при отборе иллюстративного материала из фото- и видеоархива кафедры (подбора больных, их фотографирования, выписок из медицинской документации), т.к. только текст на слайдах лишает мультимедийные лекции их главного преимущества; б) владение компьютером на уровне «продвинутого» пользователя, чтобы обеспечить удовлетворительное качество работы с изображениями; в) пояснения студентам схем и рисунков на слайдах с пожеланиями студентам конспектировать их. При подготовке к ММТ опытному лектору может понадобиться помощь молодого коллеги, лучше ориентирующегося в ММТ, а молодому лектору - помощь старшего наставника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашова Н.А., Поликарпов Л.С. Создание новых информационных технологий в изучении пропедевтики внутренних болезней // Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конференции / гл. ред. С.Ю. Никулина. - Красноярск: Версо, 2010. - С. 120122.

2. Белогурова В.А. Методические рекомендации по подготовке и прочтению лекции // Главная медицинская сестра. - 2005. - № 2. - С. 57-68.

3. Венглинский Е.А., Парахонский А.П. Современные проблемы организации образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий // Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конференции / гл. ред. С.Ю. Никулина. - Красноярск: Версо, 2010.- С. 125-122.

4. Здзитовецкий Д.Э., Белобородов А.А., Данилина Е.П. и др. Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе // Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конференции / гл. ред. С.Ю. Никулина. - Красноярск: Версо, 2010. - С. 134136.

5. Поликарпов Л.С., Деревянных Е.В. и др. Роль различных методов обучения, применяемых для усвоения дисциплины // Вузовская педагогика. Управление образовательным процессом в современном ВУЗе. -Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. - С. 148-150.

6. Руднев В.А. Презентация. Конспект для лектора? ... или? // Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конференции / гл. ред. С.Ю. Никулина.

- Красноярск: Версо, 2010. - С. 154-156.

7. Таранушенко Т.Е., Панфилова В.Н., Киселева Н.Г. и др. «Традиции» и «инновации» в образовании

- модные слова или новый смысл? // Инновационные педагогические технологии в медицинском образова-

нии. Вузовская педагогика: материалы конференции / гл. ред. С.Ю. Никулина. - Красноярск: Версо, 2010. - С. 85-88.

8. Терскова Н.В., Вахрушев С.Г., Хорольская М.А. и др. Видеопрактикум как активный метод обучения студентов КрасГМУ // Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конференции / гл. ред. С.Ю. Никулина. - Красноярск: Версо, 2010. - С. 362-365.

9. Торопова Л.А., Буренков Г.И., Вахрушев С.Г. и др. Инновационные технологии в образовании с использованием максимально возможных каналов восприятия // Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конференции / гл. ред. С.Ю. Никулина. - Красноярск: Версо, 2010.- С. 158-160.

10. Тулайдан Э.Я. Специфика комплексного применения различных видов мультимедийных технологий в высшей школе (на примере обучения курсантов военных вузов) // Вестник высшей школы. - 2009. - № 3. -С.33-41.

УДК 616.31.000.93 (092)

КОЛЫБЕЛЬ ПЕДИАТРИИ: ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДОМАХ XVIII ВЕКА.

Н.А. Мицюк

ГОУ ВПО СГМА Росздрава Кафедра философии с курсом психологии и педагогики

Резюме: Впервые вопрос об охране детского здоровья появился в России в XVIII веке. Екатерина II, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой стали инициаторами основания Воспитательных домов для детей-сирот. Вопросы охраны здоровья детей в воспитательных домах стояли на первом месте. В практику были введены регулярные медицинские осмотры, прививание детей. Впервые большое внимание стало уделяться вопросам вскармливания младенцев, гигиены, физического и душевного здоровья ребенка. Воспитательные дома явились колыбелью российской педиатрии. На базе воспитательных домов стали открываться родильные отделения. Московский воспитательный дом признан и является старейшим педиатрическим учреждением России.

Ключевые слова: воспитательные дома, охрана здоровья, здоровье ребенка, грудное вскармливание, гигиена, медицинский осмотр, роженицы

PEDIATRICS CRADLE: HEALTH PROTECTION OF CHILDREN IN FOUNDLING-HOSPITALS OF A XVIII-TH CENTURY

N.A. Micuk

Resume: For the first time the question on protection of children's health has appeared in Russia in a XVIII-th century. Catherine II, M.V.Lomonosov, I.I.Betsky became initiators of the basis of Foundling-hospitals for children-orphans. Questions of health protection of children in Foundling-hospitals were on the first place. Regular medical inspections, inoculation of children have been entered into practice. For the first time the great attention began to be given to questions of feeding of babies, hygiene, physical and sincere health of the child. Foundling-hospitals were a cradle of the Russian pediatrics. On the basis of Foundling-hospitals delivery rooms. The Moscow Foundling-hospitals is recognized and is the oldest pediatric establishment of Russia.

Key words: foundling-hospital, health protection, health of the child, chest feeding, hygiene, medical inspection, lying-in women

Впервые вопрос о необходимости охраны здоровья детей в России появился в эпоху просветительства Екатерины Великой. В ХУШ веке педиатрия как особая дисциплина еще не была выделена, но великие просветители екатерининской эпохи М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой стали привлекать внимание общества и государства к вопросам детского здоровья.

М. В. Ломоносов в трактате «О размножении и сохранении российского народа», намечая основные мероприятия по охране здоровья населения, указывал на необходимость государственной заботы о роженице, борьбы с детской смертностью. Отмечая растущее количество беспризорных детей, увеличение детской смертности и случаев детоубийства, Ломоносов обосновывает необходимость открытия при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.