Научная статья на тему 'Колыбель педиатрии: охрана здоровья детей в воспитательных домах XVIII века'

Колыбель педиатрии: охрана здоровья детей в воспитательных домах XVIII века Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
699
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДОМА / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА / ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ / ГИГИЕНА / МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР / РОЖЕНИЦЫ / FOUNDLING-HOSPITAL / HEALTH PROTECTION / HEALTH OF THE CHILD / CHEST FEEDING / HYGIENE / MEDICAL INSPECTION / LYING-IN WOMEN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мицюк Н. А.

Впервые вопрос об охране детского здоровья появился в России в XVIII веке. Екатерина II, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой стали инициаторами основания Воспитательных домов для детей-сирот. Вопросы охраны здоровья детей в воспитательных домах стояли на первом месте. В практику были введены регулярные медицинские осмотры, прививание детей. Впервые большое внимание стало уделяться вопросам вскармливания младенцев, гигиены, физического и душевного здоровья ребенка. Воспитательные дома явились колыбелью российской педиатрии. На базе воспитательных домов стали открываться родильные отделения. Московский воспитательный дом признан и является старейшим педиатрическим учреждением России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDIATRICS CRADLE: HEALTH PROTECTION OF CHILDREN IN FOUNDLING-HOSPITALS OF A XVIII-TH CENTURY

For the first time the question on protection of childrens health has appeared in Russia in a XVIII-th century. Catherine II, M.V.Lomonosov, I.I.Betsky became initiators of the basis of Foundling-hospitals for childrenorphans. Questions of health protection of children in Foundling-hospitals were on the first place. Regular medical inspections, inoculation of children have been entered into practice. For the first time the great attention began to be given to questions of feeding of babies, hygiene, physical and sincere health of the child. Foundling-hospitals were a cradle of the Russian pediatrics. On the basis of Foundling-hospitals delivery rooms. The Moscow Foundlinghospitals is recognized and is the oldest pediatric establishment of Russia.

Текст научной работы на тему «Колыбель педиатрии: охрана здоровья детей в воспитательных домах XVIII века»

нии. Вузовская педагогика: материалы конференции / гл. ред. С.Ю. Никулина. - Красноярск: Версо, 2010. - С. 85-88.

8. Терскова Н.В., Вахрушев С.Г., Хорольская М.А. и др. Видеопрактикум как активный метод обучения студентов КрасГМУ // Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конференции / гл. ред. С.Ю. Никулина. - Красноярск: Версо, 2010. - С. 362-365.

9. Торопова Л.А., Буренков Г.И., Вахрушев С.Г. и др. Инновационные технологии в образовании с использованием максимально возможных каналов восприятия // Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании. Вузовская педагогика: материалы конференции / гл. ред. С.Ю. Никулина. - Красноярск: Версо, 2010.- С. 158-160.

10. Тулайдан Э.Я. Специфика комплексного применения различных видов мультимедийных технологий в высшей школе (на примере обучения курсантов военных вузов) // Вестник высшей школы. - 2009. - № 3. -С.33-41.

УДК 616.31.000.93 (092)

КОЛЫБЕЛЬ ПЕДИАТРИИ: ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ДОМАХ XVIII ВЕКА.

Н.А. Мицюк

ГОУ ВПО СГМА Росздрава Кафедра философии с курсом психологии и педагогики

Резюме: Впервые вопрос об охране детского здоровья появился в России в XVIII веке. Екатерина II, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой стали инициаторами основания Воспитательных домов для детей-сирот. Вопросы охраны здоровья детей в воспитательных домах стояли на первом месте. В практику были введены регулярные медицинские осмотры, прививание детей. Впервые большое внимание стало уделяться вопросам вскармливания младенцев, гигиены, физического и душевного здоровья ребенка. Воспитательные дома явились колыбелью российской педиатрии. На базе воспитательных домов стали открываться родильные отделения. Московский воспитательный дом признан и является старейшим педиатрическим учреждением России.

Ключевые слова: воспитательные дома, охрана здоровья, здоровье ребенка, грудное вскармливание, гигиена, медицинский осмотр, роженицы

PEDIATRICS CRADLE: HEALTH PROTECTION OF CHILDREN IN FOUNDLING-HOSPITALS OF A XVIII-TH CENTURY

N.A. Micuk

Resume: For the first time the question on protection of children's health has appeared in Russia in a XVIII-th century. Catherine II, M.V.Lomonosov, I.I.Betsky became initiators of the basis of Foundling-hospitals for children-orphans. Questions of health protection of children in Foundling-hospitals were on the first place. Regular medical inspections, inoculation of children have been entered into practice. For the first time the great attention began to be given to questions of feeding of babies, hygiene, physical and sincere health of the child. Foundling-hospitals were a cradle of the Russian pediatrics. On the basis of Foundling-hospitals delivery rooms. The Moscow Foundling-hospitals is recognized and is the oldest pediatric establishment of Russia.

Key words: foundling-hospital, health protection, health of the child, chest feeding, hygiene, medical inspection, lying-in women

Впервые вопрос о необходимости охраны здоровья детей в России появился в эпоху просветительства Екатерины Великой. В ХУШ веке педиатрия как особая дисциплина еще не была выделена, но великие просветители екатерининской эпохи М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой стали привлекать внимание общества и государства к вопросам детского здоровья.

М. В. Ломоносов в трактате «О размножении и сохранении российского народа», намечая основные мероприятия по охране здоровья населения, указывал на необходимость государственной заботы о роженице, борьбы с детской смертностью. Отмечая растущее количество беспризорных детей, увеличение детской смертности и случаев детоубийства, Ломоносов обосновывает необходимость открытия при-

ютов для внебрачных детей: «для сохранения жизни неповинных младенцев, надобно бы учредить нарочные богаделенные дома для невозбраннаго зазорных детей приему, где богодельныя старушки могли б за ними ходить вместо матерей, или бабок» [2, с.569]. Кроме этого великий русский ученый указывает на отсутствие в России как среди народа, так и среди врачей достаточных знаний о детских болезнях. Он предложил провести следующие меры: основательно изучить европейский опыт, перевести книги зарубежных врачей на русский язык, собрать сведения о детских болезнях и методах их лечения в России, развивать аптечное дело, составить специальную книгу, где были бы расписаны все известные детские болезни: «Оную книжку напечатав в довольном множестве разпродать во все Государство, по всем церквам, чтобы священники и грамотные люди читая могли сами знать и других наставлением пользовать» [2, с.570].

Огромную работу по практическому воплощению этих идей провел известный общественный деятель екатерининской эпохи Иван Иванович Бецкой. Его вклад в развитие педиатрии в России неоценим.

В связи с огромным количеством детей сирот и бедных матерей И.И. Бецкой предложил по образцу европейских домов открыть в России так называемые «Воспитательные дома». 1 сентября 1763 года был опубликован Устав Воспитательного дома. 21 апреля 1764 года в честь коронации императрицы под гром пушек и колокольный звон церквей состоялась торжественная закладка здания Московского Воспитательного дома и госпиталя для бедных рожениц. В 1770 году Воспитательный дом был открыт в Петербурге [3, с. 143].

Вопросы охраны здоровья детей в воспитательных домах стояли на первом месте. Основными целями воспитательного заведения были: уменьшение детской смертности, которая на тот момент была очень высока, снижение детских заболеваний и воспитание «питомцев здоровых, крепких, бодрых, способных служить Отечеству» [9, с.115]. Однако не только высокая детская смертность вызывала тревоги у Бецкого, его волновала проблема участившихся абортов и умерщвление незаконнорожденных детей самими матерями. В предисловию к уставу Бецкой пишет: «прошу дозволить представить способ, не только к доброму и полезному воспитанию сих бедствующих, но и к отвращению бесчисленного множества убийств, которые как над происшедшими уже на свет, так и над заключенными еще в материнской утробе бесчеловечно предпринимаются» [4, с.346]. В связи с этим Воспитательные дома имели два отделения: одно для приносных детей, второе для «сирых, неимущих родительниц» [4, с.344].

Организация воспитательного дома помимо попечителей, надзирателей, учителей, священников пред-

полагала наличие медицинского штата, куда входили доктор, лекарь и подчиненные им повивальные бабки [9, с.33; 4, с.353]. Первым доктором (аналог современного главного врача) Московского Воспитательного дома стал доктор медицины Шарль (Карл) Мертенс, который был выписан из Швейцарии именным указом императрицы [12, с.CCXXVП]. Доктор Воспитательного дома призван был контролировать деятельность лекаря, повивальных бабок. Он сам принимал роды, в случае возникновения осложнений. Кроме этого доктор заботился о наличии необходимых лекарственных средств в заведении. Для этой цели при воспитательном доме была учреждена своя аптека, которая обслуживала не только воспитанников дома, но и людей со стороны. Лекарь принимал вновь поступивших детей, проводил их осмотр, в случае обнаружения заболеваний определял их на лечение в госпиталь. Повивальным бабкам предписывалось «с роженицами и с новорожденными младенцами крайне бережно обходиться» [4, с.353].

Основу здоровья ребенка в воспитательных домах составляли: здоровое питание, гигиена, физические упражнения и необходимый врачебных уход. В воспитательные заведения принимались все дети без исключения, в уставе не оговаривался возраст, до которого прием был возможен. Каждому принесшему младенца устав определял по 2 рубля. Московский Воспитательный дом в первые годы существования ежегодно принимал в среднем по 500 детей. В XIX веке цифры возросли в 3 раза. Высоких результатов по снижению уровня смертности удалось добиться в Петербургском Воспитательном доме. Она составляла в среднем 18,8 % ежегодно [1, с.277], огромная цифра для современной педиатрии, но высокое достижение медицины того времени.

Каждый поступивший ребенок передавался на рожковое вскармливание кормилице или няньке, у которой оставался до 2 лет. В официальном документе впервые обращено детальное внимание на вопросы, связанные с кормлением младенцев. Отдельная глава Устава была посвящена питанию и называлась «О пище». Бецкой в инструкциях к воспитательным домам перечислил важность грудного вскармливания для роста и укрепление иммунитета младенцев. Для этой цели в воспитательные дома за особую плату нанимали кормилец из любых сословий и состояний, в том числе из крепостных [4, с.346,354]. Однако кормилец не хватало, в связи с этим смертность младенцев была очень высока. Это заставляло искать более эффективные способы по улучшению кормления младенцев. В конце 1760-х годов дети были определены по деревням на вскармливание, но эта попытка оказалась неудачной. В 1784 году по распоряжению Бецкого из Вены был выписан доктор Бухтель «для устройства искусственного кормления детей» [3,

с.163]. Однако справиться с этой проблемой в XVIII веке не удалось. Решена она была только в начале XIX века с применением сухого молока.

С двух лет дети переходили на попечение надзирательниц (воспитательниц), причем до 6-7 лет дети обоего пола воспитывались совместно. С 7 до 11 лет дети посещали школу, занимались работами в саду или рукоделием. После 14 лет питомцев обучали различным ремеслам, а наиболее способных отправляли в Петербург, в Академию художеств, а также за границу для обучения медицинским наукам, прежде всего «хирургии и повивальным искусствам» [3, с.176; 6, с.109]. Ежегодно на стипендию, выделенную из фонда княгини Е. Д. Голицыной-Кантемир, Опекунский совет воспитательного дома отправлял по три воспитанника на медицинский факультет Страс-бургского университета под наблюдения профессора Коха. Среди первых воспитанников, отправленных за границу был Нестор Амбодик, Яков Риндер, Мартын Тереховский [6, с.109]. Все они впоследствии стали известными врачами. Нестор Амбодик получил степень доктора медицины Страсбургского университета, стал первым в России профессором акушерства, педиатром и автором ряда медицинских сочинений. Яков Риндер - доктором медицины Страсбургского университета, профессор акушерства. Мартын Тере-ховский стал первым отечественным микробиологом [12, с.С^ХХХП, СССЦ].

Большое значение в заведениях придавалось вопросам гигиены (9, с.80). В уставе отмечалось, что чистота - важнейшее средство к сбережению здоровья детей. Администрации предписывалось пищу, одежду содержать в чистоте и детей приучать к ней, регулярно после еды полоскать рот, избегать присутствия плесени в комнатах, часто проветривать помещения и предотвращать многочисленного скопления детей в спальных комнатах. Больных детей содержали в отдельных лазаретах. Эти простые средства считались профилактическими от таких опасных заболеваний, как чума, оспа, цинга. В 1771 году в Москве свирепствовала чума. Успешными оказались методы, примененные главным врачом Воспитательного дома К. Мертенсом для профилактики чумы [3, с.165-166]. Впоследствии полученный опыт по борьбе с чумой Мертенс изложил в известном медицинском произведении «Трактат о чуме», изданным в Париже в 1784 году.

Немалое внимание уделялось физическому развитию воспитанников. Детям предписывалось под руководством наставниц заниматься физическими упражнениями. Следует отметить, что в воспитательных домах не делались особые различия между детьми мужского и женского пола, что само по себе было прогрессивным явлением для того времени. Например, стрелять из лука предписывалось как

мальчикам, так и девочкам: «упражнение в натягивании лука много здоровью способствует, приводит в движение все мышцы в руках, в плечах, в груди и спине, расширяет грудь, от чего раздается и легкое, помогает отвращению крови» [9, с.86].

В целях здорового физического развития запрещалось носить тесную одежду и обувь: «Все тугие завязки и узкая обувь детям вредительны, препятствуют свободному течению крови, и, следовательно, тело к слабости приводят» [9, с.81]. Для укрепления тела предписывалось закаливание и ходьба босиком. В отношении одежды также были особые рекомендации: «У детей от природы больше жару, нежели у взрослых, для того надобно одеяние иметь легкое, чтобы их не горячило» [9, с.82].

Устав заведения запрещал жестокое обращение с детьми под угрозой увольнения. Просветительская мысль воплотилась в представлении о том, что физическое здоровье детей тесно связано с их душевным состоянием.

В организованный при Московском Воспитательном доме госпиталь могла обратиться любая беременная женщина. Здесь она получала необходимый уход [9, с.40-41]. В Уставе указывалось: «Для сильнейшего избавления младенцев от погибели... учредить госпиталь для бедных родительниц, в который всяких приходящих беременных женщин, для разрешения от бремени, принимать, ни о чем не спрашивая, кто они таковы и откуда, все обстоятельства оных женщин свято сохранять в тайности» [9, с.40]. Из чего видно, что вопросам сохранения врачебной тайны придавалось большое значение. Все дети, рожденные в госпитале, становились воспитанниками Воспитательного дома. В 1877 году госпиталь был переименован в Московское родовспомогательное заведение для всех желающих [3, с. 203].

Кроме воспитательных домов для детей-сирот в XVIII веке по их образцу были открыты Воспитательные учебные заведения закрытого (интернатного) типа - Воспитательное училище для малолетних детей при Академии Художеств, Кадетский корпус, Смольный институт для благородных девиц, в которых вопросам охраны здоровья детей также уделялось огромное значение, так как детей содержали с 5 лет до 18, а иногда и до 21 года без права отлучения домой.

При поступлении детей в учебные заведения в практику был принят обязательный медицинский осмотр. В отличие от воспитательных домов в закрытые учебные заведения брали исключительно здоровых детей: «увечных же, слепых и тому подобных, а особенно имеющих такие болезни, которые и другим вредить могут, не принимать» [10, с.9; 5, с.743]. При учебных заведениях предусматривались должности доктора, лекаря, главной обязанностью которых

И. И Бецкой

было: «сохранение здоровья всего воспитуе-мого общества» [5, ^ 754].

Основатель воспитательных домов И.И. Бецкой стал автором ряда произведений, в которых рассматривались вопросы охраны здоровья детей - «Физические примечания о воспитании детей от рождения их до

юношества», «Способ прививания оспы», «Краткое предохранительное спознание о заразительной язве» [11, с.1-41]. В этих сочинениях, опираясь на опыт европейских докторов, и опыт, полученный в результате деятельности воспитательных домов в России, он изложил краткие сведения о кормлении, пеленании, закаливании детей, основах гигиены, уходе за полостью рта, способах лечения распространенных детских болезней. Впервые Бецкой указал на необходимость повсеместно прививать оспу детям от 5 до 10 лет. Существовавшие методы привития оспы были крайне примитивными, но заметно облегчали протекание болезни и снизили смертность. Изложенные рекомендации по прививанию оспы на практике впервые были применены в Академии художеств и Смольном институте докторами И.Г. Енишем, Мертенсем [11, с.33, 38].

Воспитательные дома явились колыбелью российской педиатрии. На базе воспитательных домов стали открываться родильные отделения, институты повивального искусства. В 1771 году при Петербургском Воспитательном доме на огромные пожертвования известного промышленника и мецената Прокофия Демидова был открыт дом для родительниц (в общей слож-

ности в пользу воспитательных домов Демидов пожертвовал более миллиона рублей) [3, с. 204]. В 1784 благодаря деятельности Бецкого и благотворителей Опекунского совета Воспитательного дома было открыто отделение для обучению повивальному искусству как воспитанников дома, так и всех желающих.

В 1799 году при Московском Воспитательном доме была организована Окружная больница для служителей и питомцев. В больнице разместилось 100 коек, операционная, лазарет [1, с. 277]. Именно это учреждение многие современные исследователи считают первым педиатрическим стационаром в России, а не Инфекционную больницу №18 имени Н.Ф. Филатова, основанную в 1834 году [7, с.21]. В XIX веке в воспитательных домах работали известные российские врачи, которые обогатили знания отечественной педиатрии. В начале XIX века воспитаннику Московского дома впервые была сделана прививка от коровьей оспы, в дальнейшем Воспитательный дом получил право производства данной вакцины, став в дальнейшем главным оспопрививательным центром в России; в 1800 году при родильном госпитале был открыт Повивальный институт, а в 1805 основан законородильный госпиталь; в середине XIX века главный врач Воспитательного дома А.И. Блументаль впервые в России для вскармливания применил сухое молоко.

Решением Президиума Российской академии наук правопреемником Императорского Московского воспитательного дома является Научный центр здоровья детей РАМН. В связи с этим Московский воспитательный дом признан и является старейшим педиатрическим учреждением России.

Московский воспитательный дом

ЛИТЕРАТУРА

1. Воспитательный дом // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. VII. СПб., 1892

2. Ломоносов М.В. О размножении и сохранении российского народа. [Письмо к И.И. Шувалову от 1 ноября 1761 г.] // Русская старина, 1873. Т. 8. N 10

3. Майков П.М. Иван Иванович Бецкой. Опыт его биографии. С.Пб. 1904

4. Полное собрание законодательства Российской империи (1649-1825). Том 16 (28 июня 1762 - 1764) :1 сентября 1763. № закона 11908. Манифест с приложением Высочайше утвержденного проекта Генерал-поручика Бецкого. Об учреждении в Москве Воспитательного дома

5. ПСЗРИ (1649-1825) Том 16 (28 июня 1762 - 1764). 5 мая 1764. № закона 12154. О воспитании благородных девиц в С-П при Воскресенском монастыре, с приложением устава и штата всего Воспитательного общества

6. Собрание разных известий Императорского Воспитательного дома../ сост. И.Бецкой. Т2. С-П. 1791

7. Стаурина Н.От Ломоносова до Ломоносовского. // Медицинский вестник. №31. 3 октября 2008

8. Устав Императорской академии трех знатнейших художеств //Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола./ сост. И.Бецкой. Т2. С-П. 1774

9. Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола./ сост. И.Бецкой. Т1. С-П. 1774

10. Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола./ сост. И.Бецкой. Т2. часть 2. С-П. 1774

11. Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола./ сост. И.Бецкой. Т2. часть 2. С-П. 1774

12. Чистович Я.А. История первых медицинских школ в России. СПб. 1883.

УДК 61:1.14

КОНЦЕПЦИЯ «ВОЛИ К ЖИЗНИ» И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

КАК АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ. (К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ).

С. Н. Синицын

ГОУ ВПО СГМА Росздрава Кафедра философии с курсом психологии и педагогики

Резюме: В данной статье мы утверждаем, что главной задачей Высшей школы является воспитание интеллектуальной элиты общества.

С позиций аксиологии мы можем определить две основные задачи преподавания гуманитарных дисциплин: стратегическая- воспитание в молодом человеке духа «национальной гордости великоросса»; тактическая- - главной ценностью в деятельности всей системы Высшего образования является личность самого воспитуемого, студента. В этой связи, мы можем утверждать, что в процессе преподавания философии мы должны сформировать в сознании студента чувство «доверия к себе» и способствовать созданию атмосферы и «здоровой конкуренции» в студенческой среде.

Ключевые слова: воля к жизни, здоровье, молодежная группа, высшее государственное образование, интеллектуальная селекция, гуманитарные науки, интеллектуальный селектор, элита общества, аксиология, стратегия, тактика, национальная гордость, отечественная медицина, физическое и духовное здоровье.

THE IDEA OF "WILL TO LIFE" AND HUMAN HEALTH AS THE AXIOLOGICAL CONCEPTION (THE UPBRINGING OF THE WORLD OUTLOOK VALUES IN THE HIGHER SCHOOL)

S.N.Sinitsine

Resume: In this article we declare the idea, that the main purpose of The Higher School education is the upbringing of "The Intellectual Elite"for the society.

From Axiological point of view, we can mantion two tasks of the humanities in educational process: strategical -is the upbrding of "The Patriot of Russia"; tactical- is the understanding The Human-Being, as the main value for

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.