https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-8-1.48
Мордвинцева Валентина Самуиловна, Никулина Надежда Александровна МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ФОРМАТЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ
В статье представлен исследовательский анализ теоретических позиций ученых и опыт преподавательской деятельности авторов по использованию мультимедийных технологий в формате академической лекции на занятиях по русскому языку и культуре речи в техническом вузе. Обозначаются проблемные зоны использования академической лекции в современной вузовской дидактике и предлагается один из возможных вариантов оптимизации учебного процесса через использование авторских мультимедийных презентаций. Утверждается, что объединение достоинств академической системности традиционных учебных жанров с ресурсами современных ИКТ способствует созданию интерактивной обучающей среды, служащей стимулом эффективного взаимодействия субъектов учебного процесса. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018/8-1/48.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 8(86). Ч. 1. C. 211-214. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/8-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 372.881.161.1 Дата поступления рукописи: 06.05.2018
https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-8-1.48
В статье представлен исследовательский анализ теоретических позиций ученых и опыт преподавательской деятельности авторов по использованию мультимедийных технологий в формате академической лекции на занятиях по русскому языку и культуре речи в техническом вузе. Обозначаются проблемные зоны использования академической лекции в современной вузовской дидактике и предлагается один из возможных вариантов оптимизации учебного процесса через использование авторских мультимедийных презентаций. Утверждается, что объединение достоинств академической системности традиционных учебных жанров с ресурсами современных ИКТ способствует созданию интерактивной обучающей среды, служащей стимулом эффективного взаимодействия субъектов учебного процесса.
Ключевые слова и фразы: академическая лекция; русский язык и культура речи; интерактивная образовательная среда; мультимедийные технологии; презентация.
Мордвинцева Валентина Самуиловна, к. филол. н., доцент Никулина Надежда Александровна, к. филол. н., доцент
Тюменский индустриальный университет [email protected]; [email protected]
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ В ФОРМАТЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ
Еще рано говорить о кризисе методических изысканий в практике преподавания таких гуманитарных дисциплин, как русский язык, философия или история. На пару десятилетий могут растянуться дискуссии об инновационных технологиях, дистанционных формах обучения и преимуществах виртуального образовательного пространства. Но уже здесь и сейчас сформировались проблемные зоны, требующие разрешения и способные, в случае их игнорирования, обернуться отказом от научной рефлексии, движением по течению, рутинным трудом преподавателя как безликого элемента в сфере образовательных услуг.
Современные образовательные стандарты отличаются лаконичными формулировками необходимых для воплощения компетенций. Так, основная компетенция по русскому языку и культуре речи (в рекомендациях для технических вузов) звучит как «готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности», т.е. знания, умения и навыки, получаемые по такой дисциплине, могут быть конкретизированы множеством самых разнообразных уточнений, а учебные программы иметь многовариантное наполнение. При этом каждый думающий человек, имеющий отношение к образованию, уверен в необходимости освоения студентом вуза норм русского языка, основных правил аргументации, знаний функциональных стилей языка и т.д. Формы же преподавания таких дисциплин в современных условиях стремительно изменяются. Причины таких изменений обусловлены, с одной стороны, техническим прогрессом, активным использованием мультимедийных технологий и ресурсов Интернета; с другой стороны, особыми требованиями к качеству образовательных услуг. Сегодня преподаватель должен не просто «выдать» студенту необходимый материал, но и заинтересовать аудиторию своим курсом, презентовать дисциплину и себя в этой дисциплине таким образом, чтобы вписаться в условия современной конкуренции, быть востребованным.
Лекционный курс по русскому языку и культуре речи на протяжении десятилетий строился во всех вузах России по некой единой программе: вводные лекции напоминали о целях дисциплины, а также о происхождении и развитии русского языка; центральный блок лекций посвящался языку в нормативном аспекте, далее изучались функциональные стили, а заключительный блок был представлен лекционным материалом по риторике. Эта программа была подкреплена авторитетными изданиями, которые и ныне функционируют в качестве востребованных учебных пособий. А самой приемлемой формой презентации учебного материала долгое время являлась академическая лекция.
Традиционная вузовская учебная лекция во все времена характеризовалась высоким научным уровнем, четким планом и монологическим типом изложения материала. При этом она могла принимать форматы беседы или проблемной лекции в соответствии с темами и установками преподавателя, особенностями аудитории. Примечательно, что формат академической лекции никогда не являлся препятствием для формирования у студентов познавательного интереса к предмету. Но именно сегодня академическая лекция - объект неиссякаемых сетований если не всех, то, во всяком случае, большей части критически настроенных педагогов. Авторы масштабного исследования «Академическая лекция: преподавание и исследование» проанализировали методический потенциал академической лекции и представили многообразие суждений по поводу ее эффективности. Так, например, в предисловии Т. В. Тягуновой к сборнику статей читаем: «Лекции - с точки зрения этой критической позиции - неисправимо порочны как форма организации процесса обучения и сущ-ностно неинтересны как форма осуществления деятельности преподавания. Порочны - поскольку "традиционный в своем следовании средневековой схеме передачи знаний и "монологичны" в своем превращении студентов в "пассивных реципиентов" передаваемых знаний. Лекция - это своего рода академический динозавр,
212
^БЫ 1997-2911. № 8 (86) 2018. Ч. 1
не только прекрасно сохранившийся, несмотря на все исторические трансформации образовательной системы, но и обнаруживший своего рода ген бессмертия. Неинтересны - поскольку в своем регламентированном учебными планами "рутинном" исполнении суть "вечное повторение" того же самого. Исследование лекции в этом отношении изначально сомнительно. Как преподаватели, так и студенты не рассматривают изучение столь "банальной" вещи, как чтение лекции, в качестве достойного внимания объекта. Отчасти это объясняет отсутствие эмпирического анализа практики чтения лекции со стороны отечественных исследователей, в то время как в концептуализациях и дидактических тематизациях данной "формы обучения" недостатка нет» [1, с. 3]. Но столь резкая реплика ученого играет роль провокационного стимула к знакомству с последовательным научным исследованием академической лекции, доказывающим ее востребованность и актуальность.
Преподаватели русского языка и культуры речи не сомневаются в важности своей миссии нести образец речевой культуры в массы и стремятся максимально доступно, логично формировать лекционные курсы. При этом академическая лекция продолжает оставаться одной из приоритетных форм презентации учебного материала. Другое дело, что академизм не является синонимом «скуки» или «рутины», а на современном уровне развития технологий может стать фактором создания эффективной образовательной среды, предполагающей активное взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Практическим выходом из противоречий различного уровня (между академической традицией и требованиями новизны, между современными требованиями к уровню коммуникативной культуры специалистов -выпускников вузов и готовностью руководителей технических кафедр отказаться от гуманитарных дисциплин в пользу точных наук и т.д.) может быть уже широко известная преподавателям компьютерная презентация, которая, с одной стороны, не вредит академической системности, а с другой стороны, способствует созданию интерактивности образовательного процесса, лежащего в русле современных парадигм преподавания вузовских курсов.
Следует сказать, что сам факт использования презентаций на учебных занятиях в вузе уже давно является предметом научного внимания у исследователей как в России, так и за рубежом. Обсуждаются вопросы, касающиеся организации обучения с использованием мультимедийных презентаций, рассматриваются способы фиксации уровня эффективности применения ИКТ, принципы создания презентаций, время их использования в том или ином виде учебного взаимодействия, создание интерактивной развивающей среды учебного заведения средствами современных компьютерных технологий и др.
Общепризнанным стоит назвать то положение, что технология мультимедиа, понимаемая, прежде всего, как способ объединения нескольких видов информации для решения учебной задачи: текстовой, графической, видео-, фото-, анимационных и аудиоданных, воспринимается всеми исследователями как неотъемлемая составляющая современного процесса образования. Очевидно соответствие данной технологии актуальным запросам общества, требующего обновления методов, форм и средств организации учебного процесса, вызванного повсеместным распространением информационно-коммуникационных технологий. Данные положения интерпретируются в работах А. В. Низовой, В. Д. Потапова [7], С. Н. Коротуна, А. Р. Полянина [8], Н. Г. Малашонок [4], Н. Е. Поповой [9] и других исследователей. В то же время в ряде работ указывается, что уровень теоретической изученности проблемы и исследованность практической эффективности использования данной технологии еще далеки от совершенства. Не нашли теоретического осмысления вопросы реализации основных принципов педагогики в использовании мультимедиа, не разработаны практические рекомендации по созданию конкретных видов презентаций по различным дисциплинам, обусловленные закономерностями восприятия слайдов в различных отраслях знаний и др. [8, с. 174].
Основной аспект анализа роли презентаций в учебной лекции проводится в контексте применения принципа наглядности в образовательном процессе, в связи с чем одним из положительных моментов применения презентаций считается тот факт, что презентации позволяют обеспечить полисенсорное (зрительное и слуховое) восприятие учебного материала. Чем больше органов чувств участвует в процессе восприятия информации, тем успешнее идет процесс познания. Желательность воздействия учебной информации одновременно на несколько органов чувств обучаемых отмечалась еще Ю. К. Бабанским при проведении анализа оптимальности сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения [2].
Следующим критерием, который применяется при анализе эффективности использования презентаций в учебном процессе, и в лекции в том числе, является уровень мотивации, изменяющийся под влиянием новейших технологий обучения. В данном случае мнения оказываются противоположными - от положительных, в рамках которых утверждается, что эмоциональность восприятия материала, представленного в мультимедийной презентации, способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, до резко отрицательных. Сторонники последних утверждают, что в высшей школе мотивация должна быть обусловлена выбором профессии. Вуз не должен приравниваться к общеобразовательной школе. В учебных заведениях высшего профессионального образования особое внимание следует уделять глубокому теоретическому, сущностному рассмотрению проблем, а не их эмоциональному восприятию [6, с. 179]. С суждениями такого типа нельзя не согласиться, но следует добавить, что высокий уровень мотивации, обусловленный выбором профессии, часто остается желательным, но не реальным фактом учебного процесса. И формирование мотивации остается актуальной задачей каждого преподавателя вуза.
Одним из «плюсов» включения презентации в лекционный материал часто признают возможность значительного увеличения объема предъявляемой учебной информации [5, с. 114]. С данным положением нельзя
не согласиться, хотя перегруженность фактическим материалом может считаться отрицательным моментом при усвоении лекционного материала.
Как показывают результаты исследований, в поле зрения преподавателя должны находиться многие нюансы использования презентаций в академической лекции. И прежде всего - временное соотношение аудиоинформации и зрительного ряда. Чтение лекций с использованием мультимедийных презентаций требует определенных навыков продуктивного соотношения различных видов речевой деятельности как преподавателей, так и студентов [8, с. 178].
К вопросам, заслуживающим осмысления, относится и вопрос о времени использования презентации в пределах лекции. На наш взгляд, презентативный материал может выполнять систематизирующую функцию, служить некой модульной оболочкой для формирования академической лекции как события, но может выполнять и сугубо иллюстративные функции. Такая вариативность в использовании презентации даже полезна, поскольку создаст эффект разнообразия лекции как жанра.
Обзор теоретических и практических вопросов, связанных с использованием мультимедийных презентаций в современном образовательном пространстве, позволяет определить основные положения создания мультимедийных презентаций и применения их в лекционном курсе по русскому языку и культуре речи в техническом вузе.
Презентации, разработанные нами, соответствуют, как уже было отмечено, лекционному курсу, читаемому в Тюменском индустриальном университете по дисциплине «Русский язык и культура речи». В нашем случае, при традиционном тематическом планировании (в соответствии с утвержденными рабочими программами) презентации выполняют несколько актуальных функций: это новизна подачи материала по сравнению с традиционными формами лекций, возможность увеличить объем предлагаемого материала, использование зрительных образов и т.д.
Понятно, что новизна формы представления изучаемого материала в виде мультимедийной презентации, которая когда-то была существенным стимулом, вызывающим интерес к его восприятию, относительна. В настоящее время форма презентации - настолько распространенное явление, что преподаватель, рассчитывающий на результат, должен стремиться к новизне содержания, такой его подаче, где академизм сочетается с интерактивной формой, предполагающей интенсивное взаимодействие преподавателя и студентов.
Презентация позволяет представить ряд языковых фактов, анализ, сравнение и сопоставление которых предстоит провести студентам, тем самым активизируется процесс усвоения учебного материала, стимулирующий студентов к научному поиску. Именно презентация способствует созданию интерактивности лекции, поскольку сопровождается заданиями на применение только что полученных знаний: в нашем случае: отредактируйте предложения, прочитайте текст с числительными, поставив их в нужную форму; сочините текст со словами, в которых до сих пор по правилам русского языка произносится [шн]; прочитайте текст, соблюдая акцентологические нормы русского языка, посмотрите видео «Топ 10 - типичные акцентологические ошибки», составьте свой рейтинг слов, трудных с точки зрения соблюдения акцентологических норм и др.
Курс «Русский язык и культура речи» предполагает закрепление орфографических и пунктуационных норм, сформированных в школе. Презентация позволяет активно работать в этом плане, поскольку трудные с точки зрения орфографии слова могут быть написаны, что позволяет студентам запомнить их графический облик.
Информативность лекции повышается за счет увеличения объема сведений, которые требуют именно наглядной формы предъявления. Так, могут быть продемонстрированы образцы словарных статей словарей, необходимых для усвоения нормативного аспекта речи. Сопоставление словарных статей словарей одного типа разных авторов, созданных в разное время, дает возможность привлечь внимание студентов к проблеме нормы, ее вариативности и изменчивости.
Подводя итоги, можно сказать, что принципиальный пункт дискуссий о современных методах образования, касающийся академического формата вузовских лекций, остается актуальным. Продвижение европейских и американских образовательных моделей предполагает отказ от традиционных форм организации учебного процесса: само понятие академической лекции как коммуникативного события трактуется шаблонно, как сугубо наукообразное и поэтому скучное занятие, с чем нельзя согласиться. На наш взгляд, академизм заключается в стремлении преподавателя к системному изложению научного материала современными средствами, востребованными временем.
Очевидно, что использование мультимедийных презентаций в формате академической вузовской лекции по русскому языку и культуре речи существенно расширяет возможности последней за счет уже названных ранее факторов: многообразия форм подачи материала, информативности, эмоциональности и др., что призвано повысить уровень заинтересованности студентов в усвоении изучаемого курса.
Вместе с тем следует отметить, что мультимедийные технологии полезны и необходимы не только студентам, но и педагогам, поскольку при большой учебной нагрузке спасают от профессионального выгорания, заставляют находить новые решения для уже известных задач, побуждая к творчеству и самообразованию. При этом сам факт использования ИКТ в учебном процессе не является гарантией эффективной работы с аудиторией и блестящего результата, поскольку определяющую роль в процессе преподавания гуманитарных дисциплин играет человек, а не машина. Именно преподаватель, способный к концептуальной интерпретации научных фактов и явлений жизни, - первое и главное условие успеха любой методики, особенно в периоды процветающего прагматизма или в условиях технического вуза, когда большинство студентов ориентированы на поиск и усвоение сугубо полезной (в нашем случае - технической) информации.
214
ISSN 1997-2911. № 8 (86) 2018. Ч. 1
Список источников
1. Академическая лекция: преподавание и исследование: сб. науч. ст. / под ред. Т. В. Тягуновой, А. А. Полонникова. Мн.: БГУ, 2010. 280 с.
2. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
3. Малашонок Н. Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. 2016. № 4. С. 60-75.
4. Москаленко О. В. Использование презентации в преподавании дисциплин в высшей школе // Образовательные технологии. 2015. № 2. С. 112-118.
5. Нагибина О. М К вопросу о целесообразности применения компьютерных презентаций на занятиях по иностранному языку в высшей школе // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2012. Вып. 2. С. 177-183.
6. Низовая А. В., Потапов В. Д. Использование компьютерной презентации в образовательном процессе // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2014. С. 97-98.
7. Полянин А. Р., Коротун С. Н. Методика использования презентации на лекции в вузе: современный дискурс // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 4 (41). С. 172-184.
8. Попова Н. Е. Применение мультимедийных средств в обучении: проблемы и противоречия // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (25). С. 34-44.
MULTIMEDIA PRESENTATION AS AN OPPORTUNITY TO CREATE INTERACTIVE ENVIRONMENT IN THE FORMAT OF ACADEMIC UNIVERSITY LECTURE
Mordvintseva Valentina Samuilovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Nikulina Nadezhda Aleksandrovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Industrial University of Tyumen mordvintseva@indox. ru; nadya-nika2006@yandex. ru
The article presents the research analysis of scientists' theoretical positions and the experience of the authors' teaching activity on the use of multimedia technologies in the format of the academic lecture in classes of the Russian language and speech culture at a technical university. The problem areas for the use of the academic lecture in modern university didactics are indicated. One of the possible options for optimizing educational process through the use of author's multimedia presentations is proposed. It is argued that combining the merits of the academic systemic nature of traditional educational genres with the resources of modern ICTs contributes to the creation of the interactive learning environment that serves as a stimulus for effective interaction between subjects of educational process.
Key words and phrases: academic lecture; Russian language and culture of speech; interactive educational environment; multimedia technologies; presentation.