Научная статья на тему 'Методика проведения лекционных занятий на базе мультимедийного проектора и диалоговой доски'

Методика проведения лекционных занятий на базе мультимедийного проектора и диалоговой доски Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1262
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИА / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лисицкий Дмитрий Витальевич

Анализируются особенности и преимущества использования в учебном процессе мультимедийных презентаций. Показано, что переход на новые средства проведения занятий обеспечивает существенное расширение объема учебного материала, даваемого в рамках академического часа, и возможность более детального рассмотрения учебных материалов. Сочетание мультимедийных лекций с заранее розданным конспектом лекций позволяет за счет высвобожденного времени более активно вовлекать студентов в обсуждение наиболее сложных разделов рассматриваемой темы, при необходимости неоднократно возвращаться к уже пройденным разделам и темам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проведения лекционных занятий на базе мультимедийного проектора и диалоговой доски»

Организация высшего образования

УДК 528.926:004

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

НА БАЗЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТОРА И ДИАЛОГОВОЙ ДОСКИ

Дмитрий Витальевич Лисицкий

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой картографии и геоинформатики СГГА, тел. (383)343-06-35

Анализируются особенности и преимущества использования в учебном процессе мультимедийных презентаций. Показано, что переход на новые средства проведения занятий обеспечивает существенное расширение объема учебного материала, даваемого в рамках академического часа, и возможность более детального рассмотрения учебных материалов. Сочетание мультимедийных лекций с заранее розданным конспектом лекций позволяет за счет высвобожденного времени более активно вовлекать студентов в обсуждение наиболее сложных разделов рассматриваемой темы, при необходимости неоднократно возвращаться к уже пройденным разделам и темам.

Ключевые слова: мультимедиа, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, мультимедийная технология преподавания, мультимедийные методы обучения.

METHODOLOGY OF GIVING LECTURES USING MULTIMEDIA PROJECTOR AND «DIALOQUE» BOARD

Dmitry V. Lisitsky

Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph.D., Prof., head of the department of Cartography and Geoinformatics SSGA, tel. (383)343-06-35

Some peculiarties and advantages of applying multimedia presentations in educational process are analysed. It is proved, that new tools of conducting classes enable a lecturer to use much more teaching materials during the academic hour and pay attention to some specific parts of the lecture in detail. The combination of multimedia lectures with the lectures outlines given to the students beforehand (on the eve) enable the lecturer to involve students more actively into discussion of some complicated parts of the material under consideration and if it’s necessary to revise some of the previous subjects at the expence of the released time.

Key words: multimedia, multimedia presentation, multimedia projector, multimedia teaching technology, multimedia methods of education.

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009-2013 годы» (ГК № 02.740.11.0735).

Развитие компьютерных методов и средств представления информации естественным путем стимулирует соответствующие нововведения в учебный процесс. Одной из таких инноваций является переход на проведение лекционных занятий с использованием мультимедийных презентаций.

Несмотря на то, что эти методы и средства появились уже достаточно давно, использование их в учебном процессе пока не приняло массовый характер

147

Организация высшего образования

и в методической литературе все еще обсуждаются преимущества и недостатки данной методики преподавания. Нами выполнен анализ отечественных публикаций в Интернет по данному вопросу, составлен ряд курсов мультимедийных лекций, получен опыт преподавания по данной методике на старших курсах Сибирской государственной геодезической академии (СГГА) в течение 5 лет. В настоящей статье приводятся основные полученные результаты, делаются выводы и высказываются предложения по дальнейшему совершенствованию мультимедийного преподавания.

Большинство авторов считают процесс перехода на электронные методики преподавания необратимым, крайне необходимым и актуальным.

Так, в работе [1] высказывается мнение, что «когнитивный процесс с использованием современных компьютерных технологий неуклонно становится в учебных заведениях новым образовательным стандартом», а основное преимущество методов мультимедиа заключается в том, что «мультимедиасистемы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях».

Еще более определенно этот аспект обсуждается в работе [2]: «Мультимедийные технологии позволяют программно соединить слайды текстового, графического, анимационного характера с результатами моделирования изучаемых процессов. Это дает возможность воплотить на новом, качественно более высоком уровне классический принцип дидактики - принцип наглядности».

Основательно вопросы обоснования эффективности мультимедийного преподавания с позиций работы головного мозга, на неврологическом и психологическом уровнях рассмотрены в работе [3]. Здесь кратко изложены основные зарубежные работы в данной области и показано, что «понимание лекционного материала - сложный когнитивный процесс, который в конечном итоге, является перцептуальным (от англ. "to perceive" - воспринимать) искусством познания - умением, которое способствует успешному функционированию как в социуме в целом, так и в профессиональной жизни». Этот процесс требует, в свою очередь, «мультисенсорной, многокомпонентной стимуляции, включая слуховые (воспринимаемую речь и звуки), зрительные (движущиеся и неподвижные объекты), а также запахи и кинестетические стимулы движения и ощущений в их неразрывном единстве», что, однако, в значительной степени отсутствует в процессах познания в академических условиях, где студенты обычно сидят неподвижно на лекции и записывают поступившую в оперативную память информацию. Вот тут-то и может помочь использование средств мультимедиа, обеспечивающих более эффективное восприятие научных фактов и примеров, что следует из «когнитивной теории мультимедийных материалов» - Cognitive Theory of Multimedia (Harp & Mayer, 1998)» [3].

Похожая мысль высказывается в работе [4], где отмечается, что «в формировании образа реального предмета участвуют обычно несколько анализаторов. Мультимедиа стремится максимально приблизиться к его воссозданию в вирту-

148

Организация высшего образования

альном пространстве, а также смоделировать реально не существующее, но доступное к восприятию органами чувств».

Значимым преимуществом мультимедийного представления содержания лекций перед традиционным является повышенный эффект освоения учащимся учебного материала, обусловленный совокупным и согласованным воздействием на органы чувств разных форм и потоков информации: звуковой, текстовой, графической, картографической, фото и видео. Как удачно отмечено в работе [1], «мультимедиа создает мультисенсорное обучающее окружение». Сочетая вербальную и наглядно-чувственную информацию с помощью мультимедиа, мы можем добиться повышения мотивации учащихся и их активной настройки на обучение [4].

Особое значение имеет широкое использование в лекциях таких средств мультимедиа, как цветное фото, анимация, и видеофрагментов, которые способствуют более сильному эмоциональному воздействию на учащегося и более глубокому запоминанию материала [2].

В работе [5] отмечается, что использование мультимедийных технологий в образовании максимально полно удовлетворяет информационные потребности как студентов, в части развития у них познавательной деятельности и способности к творчеству, так и преподавателей, повышая качество профессиональных знаний. «Самые лучшие преподаватели, чьи студенты достигают успеха в овладении предметом на системном уровне, пользуются мультимедийными средствами в иллюстрации изучаемых явлений и концепций во время лекции» [6].

Положительные эффекты применения мультимедийных методов и средств обучения (МСО) перечислены в работе [2]:

«МСО позволяют:

• повысить информативность лекции;

• стимулировать мотивацию обучения;

• повысить наглядность обучения за счет структурной избыточности;

• осуществить повтор наиболее сложных моментов лекции (тривиальная избыточность);

• реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных модальностях: визуальной и слуховой (перманентная избыточность);

• организовать внимание аудитории в фазе его биологического снижения (25-30 минут после начала лекции и последние минуты лекции) за счет художественно-эстетического выполнения слайдов-заставок или за счет разумно примененной анимации и звукового эффекта;

• осуществить повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующей лекции».

Кроме того, отмечается, что в процессе ведения мультимедийных лекций создаются комфортные условия и для преподавателя, и для студентов [2, 7].

149

Организация высшего образования

Еще одним важным преимуществом электронной формы представления лекционного материала является возможность использования мультимедийных слайдов не только в процессе чтения лекций, но и для передачи студентам в качестве учебных материалов, для использования в дистанционном обучении, для предоставления на сайте учебного заведения. Важно также, что эти материалы могут постоянно дополняться, накапливаться, постепенно создавая учебнометодический фонд образовательного учреждения. Не секрет, что довольно часто с уходом преподавателей из учебного заведения по каким-либо обстоятельствам (по состоянию здоровья или на пенсию) на кафедрах не остается наработанный ими многолетний учебный материал и возникают трудности в освоении оставленной дисциплины новым преподавателем.

В ряде работ приводятся сведения по определению эффективности перехода на мультимедийные лекции относительно традиционной методики чтения лекций. Например, в работе [7] содержатся следующие результаты опроса 60 студентов-заочников 1-го курса ЧИ МГОУ:

• улучшилось понимание материала за счет визуализации - 93,3 %;

• повысился интерес к рассматриваемой теме - 85 %;

• повысился интерес ко всему читаемому курсу - 58,9 %;

• снижалась усталость на лекции за счет смены деятельности - 56,6 %;

• в целом отмечено развитие зрительной и письменной памяти, более легкое и на более длительный срок запоминание информации, сокращение времени на объяснение новой темы, более легкое восприятие схем и примеров и др.;

• зафиксированы также хорошая посещаемость лекций (80-90 %) и усиление активности студентов.

Со стороны преподавателя отмечено [7], что «изложение лекционного материала приобретает визуально диагностируемую динамичность, убедительность, эмоциональность и красочность». Об этом же говорится в работе [2]: «Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание студентов к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным. При этом существенно изменяется роль преподавателя в учебном процессе. Он эффективнее использует время лекции, сосредотачивая внимание на обсуждении наиболее сложных и важных фрагментов учебного материала».

Интересные результаты оценки эффективности использования мультимедийных лекций и их влияния на активизацию познавательной деятельности и психофизиологическое состояние студентов приведены в работе [8]. Тестирование было проведено в двух группах, одной из которых читались лекции традиционным методом, а другой - на основе мультимедийных презентаций. Результаты диагностики приведены на рисунке.

150

Организация высшего образования

Рис.

Кроме того, результаты по методике оценки оперативной памяти после мультимедийной лекции оказались выше в 88 % случаев, в то время как после традиционной лекции - только в 36 % случаев.

Зарубежные исследования последних лет показали, что после просмотра мультимедийной презентации учебного характера уже через 8 минут в мозге обучающегося очень быстро развиваются новые мультисенсорные ассоциации или связи между полученными на лекции и ранее имеющимися знаниями [3].

На кафедре картографии и геоинформатики СГГ А целый ряд преподавателей в настоящее время активно преобразовывает читаемые лекционные курсы в части включения мультимедийных презентаций. При формировании содержания мультимедийных лекций учитываются уже известные данные о степени усвоения информации, полученной разными способами (так называемый «конус обучения»):

• от прочитанного текста - 10 % [3, 9];

• от того, что было услышано, - 12 % [1] - 20 % [3, 9];

• от увиденного - 25 % [1] - 30 % [3, 9];

• от увиденного и услышанного одновременно - 50 % [3, 9] - 65 % [1];

• при участии в дискуссии - 70 % [9];

• при участии в реальной работе, ролевой игре, имитации реального опыта - 90 % [9].

В соответствии с этим показателями нами были составлены три курса мультимедийных лекций по дисциплинам «Геоинформатика» - 11 лекций, «Геоинформационное картографирование» - 10 лекций и «Проектирование и эксплуатация ГИС» - 6 лекций. В среднем, в каждой лекции присутствуют от 10 до 20 слайдов, используется не более 4 цветов и максимально короткие тексты. По содержанию и объему текста лекции соответствуют составленному

151

Организация высшего образования

конспекту лекций под общим названием «Геоинформатика», который передан студентам в электронном виде.

Опыт чтения мультимедийных лекций подтвердил вышеперечисленные преимущества преподавания по этой методике, выявил возможности существенного расширения объема учебного материала, даваемого в рамках академического часа, обеспечил возможность более детального рассмотрения учебных материалов. Сочетание мультимедийных лекций с заранее розданным конспектом лекций позволил за счет высвобожденного времени более активно вовлекать студентов в обсуждение наиболее сложных разделов рассматриваемой темы, при необходимости неоднократно возвращаться к уже пройденным разделам и темам. В целом, можно сделать вывод о хороших перспективах совершенствования учебного процесса в направлении перевода всех лекций на мультимедийные методы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Карнаухова М.В. Особенности современных информационных и мультимедийных средств в обучении [Электронный ресурс]. - Старый Оскол: СОФ ГОУВПО «БелГУ». - Режим доступа: enimd.narod.ru>doc/stat_2.doc, свободный.

2. Дрешер Ю.Н. Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - Казань: Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр. - Режим доступа: www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2007/eng/cd/153.pdf, свободный.

3. Дорошенко Н.Б. Лекция с мультимедийным сопровождением: механизмы успеха // Прикладная информатика. - 2010. - 1(25), январь - февраль. - С. 44-53.

4. Лысов А.Н., Лысова А.А. Разработка электронных лекций по техническим дисциплинам: учебн. пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 54 с.

5. Семенова Н.Г., Болдырева Т.Д., Игнатова Т.Н. Влияние мультимедиа технологий на познавательную деятельность и психофизическое состояние обучающихся // Вестник ОГУ. 2005. - № 4. - С. 34-38.

6. Shams L., Seitz A.R. Benefits Of Multisensory Learning, 2008 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18805039 - свободный.

7. Панихина А.В. Использование мультимедийных технологий в проектировании курса «Концепция современного естествознания» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/419619/ - свободный.

8. Лебедева Т.Е. Использование мультимедийных технологий на занятиях по основам маркетинга [Электронный ресурс]. - Нижний Новгород: НГПУ. - Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2008/ped25.html - свободный.

9. Киосаки Р. Заговор богатых / Пер. с англ. С.Э. Борич. - М.: Бизнес-пресс, 2010. -

244 с.

Получено 16.06.2011

© Д.В. Лисицкий, 2011

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.