Научная статья на тему 'Электронная презентация как жанр учебно-профессиональной коммуникации'

Электронная презентация как жанр учебно-профессиональной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ELECTRONIC PRESENTATIONS FOR EDUCATIONAL PURPOSES / УСТНЫЙ ЖАНР УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ / ORAL GENRE OF TEACHING AND PROFESSIONAL COMMUNICATION / ЛЕКЦИЯ / LECTURE / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / MULTIMEDIA PRESENTATIONS / СЛАЙД / SLIDE / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ / THEORY AND PRACTICE OF INTERCULTURAL COMMUNICATION / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СРЕДСТВА / E-LEARNING TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скорикова Татьяна Петровна

Особенности презентации как устного жанра учебно-профессиональной коммуникации рассматриваются в контексте проведения лекционно-практических занятий по теории и практике межкультурной коммуникации в вузе. Показано, что использование электронных презентаций, структурирующих содержание лекции в соответствии с логикой его изложения, является наиболее эффективным методом организации аудиторных занятий в современной вузовской практике с привлечением информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скорикова Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic presentation as a teaching professional communication genre

The features of oral presentation as a genre of teaching professional communication are considered in the context of lectures and workshops on the theory and practice of intercultural communication at the university. It is shown that the use of electronic presentations, structuring lecture’s content in accordance with its logic is the most effective method of classroom organization in modern high school practice with the help of information technology.

Текст научной работы на тему «Электронная презентация как жанр учебно-профессиональной коммуникации»

ЭЛЕКТРОННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ЖАНР УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Т.П. Скорикова

Кафедра русского языка Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана ул. 2-я Бауманская, 5, Москва, Россия, 105005

Особенности презентации как устного жанра учебно-профессиональной коммуникации рассматриваются в контексте проведения лекционно-практических занятий по теории и практике межкультурной коммуникации в вузе. Показано, что использование электронных презентаций, структурирующих содержание лекции в соответствии с логикой его изложения, является наиболее эффективным методом организации аудиторных занятий в современной вузовской практике с привлечением информационных технологий.

Ключевые слова: электронные презентации учебного назначения, устный жанр учебно-профессиональной коммуникации, лекция, мультимедийная презентация, слайд, теория и практика межкультурной коммуникации, электронные обучающие средства.

Информатизация образования как одно из направлений информатизации общества представляет собой процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. В последние годы все активнее поднимается вопрос о внедрении в процесс обучения информационных технологий. Это подразумевает не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Как известно, задачами преподавателя являются: выбор таких методов обучения, которые позволили бы учащимся проявить активность и творчество; активизация их познавательной деятельности в процессе обучения [5; 6]. Обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование ресурсов сети Интернет помогают реализовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию обучения.

Основные существующие на данный момент информационные технологии, которые можно активно использовать в процессе обучения межкультурной коммуникации, можно разделить на две группы: средства синхронной коммуникации и средства асинхронной коммуникации. Средства синхронной коммуникации — это интернет-средства, позволяющие общаться в режиме реального времени (чат, видеочат и аудиочат). Примерами таких средств, предоставляющих возможность синхронного общения посредством чата и голосовой связи, являются Бкуре и YahooMessenger: http://messenger.yahoo.com, http://skype.com. Yahoomessengerwithvoice и Бку^ дают возможность установить мгновенную голосовую связь с абонентом, находящимся в любой точке земного шара при наличии у него данных программ (либо позвонить на обычный стационарный телефон), или общаться посредством письменного чата. Существует также возможность подключения и использования веб-камеры.

К неоспоримым достоинствам компьютерных средств обучения наряду с доступностью разнообразной и обширной информации относятся колоссальные возможности как средства визуализации информации и обеспечения наглядности. Эти преимущества программно-педагогических средств обучения обусловлены тем обстоятельством, что учебное занятие можно представить как информационную модель, т.е. как систему, состоящую из следующих взаимодействующих компонентов: обучаемых, преподавателя и электронного пособия. По характеру взаимодействия компонентов модели занятия можно выделить следующие ситуации:

1) электронное средство используется непосредственно преподавателем для управления деятельностью обучаемых (электронные учебные презентации);

2) управление деятельностью обучаемых осуществляется в основном электронным пособием (программированное обучение);

3) обучаемые осуществляют учебную деятельность самостоятельно, используя средства управления, предоставляемые разработчиком электронного пособия (электронные базы данных — материалы по той или иной дисциплине, доступные для обучаемых в электронном виде).

Рассмотрим первую ситуацию — подготовка и использование компьютерной презентации учебного назначения.

К настоящему времени сложилась определенная культура подготовки презентаций, определен набор требований к созданию и проведению презентации. Следует учитывать особенности презентации как устного жанра учебно-профессиональной коммуникации [4; 5]:

— презентация является одним из средств управления учебным процессом, деятельностью обучаемых и предназначена для повышения эффективности обучения;

— использование презентации ориентировано на увеличение доли самостоятельной работы обучаемых и снижение непродуктивных затрат времени при освоении содержания дисциплины;

— презентации позволяют повышать доступность учебного материала для обучаемых за счет наглядности, удобной навигации, интерактивности, быстрого доступа к большому объему информационных ресурсов.

При проведении занятия следует выделять слайды, предназначенные для первоначального ознакомления с учебной темой, и слайдов для конспектирования; четко выделять фрагменты, требующие конспектирования; чередовать работу со слайдами и самостоятельную работу студентов с печатными или письменными материалами; использовать для обращения к формулировкам понятий и другим аспектам учебной темы; сочетать использование презентации с традиционными формами аудиторной работы; вовлекать обучаемых в активную совместную деятельность (обсуждение вопроса, проблемы); широко использовать вопросно-ответную форму общения (текст на слайде при этом воспринимается учащимися как подтверждение ответа), поощрять самостоятельную работу обучаемых.

Презентационные материалы должны быть представлены в форме, минимизирующей «неконструктивные» затраты обучаемых. На слайде должен быть пред-

ставлен достаточный объем информации по опорным (ключевым) фрагментам темы занятия. Для облегчения восприятия информации размер шрифта на всех слайдах должен быть одинаковым за исключением специально предусмотренных ситуаций.

В отличие от традиционного электронного учебника учебные презентации предназначены для сопровождения лекций. Требование полноты представления информации не является обязательным для презентации учебного назначения, поскольку, во-первых, некоторые разделы учебного курса могут быть оставлены для самостоятельного изучения, во-вторых, часть материала может быть представлена на занятии иными средствами (например, с помощью доски, объяснения преподавателя и др.).

Представление учебного материала является неотъемлемой составляющей дидактического процесса, вне зависимости от образовательной ступени или специфики дисциплины. Одним из направлений повышения эффективности лекционных занятий может стать применение информационных технологий в области представления учебной информации [1—3].

Анализируя современную практику проведения лекционных занятий, можно сформулировать ряд дидактических проблем, требующих решения. Так, одной из них является значительный объем предъявляемой студентам информации в сочетании с недостаточным уровнем ее структурированности, затрудняющим восприятие. Использование преподавателем преимущественно одного канала восприятия не обеспечивает адекватного освоения учебного материала. Основной массив информации при чтении лекции должен восприниматься студентом «на слух», что может порождать неточное и нечеткое оформление записей конспектов. В связи с этим традиционная форма лекционных занятий далеко не всегда способствует активной деятельности обучаемых и вследствие этого не формирует субъективной позиции студентов по отношению к дидактическому процессу.

Коррекция перечисленных недостатков может осуществляться за счет использования метода проблемного обучения, применения тестовых заданий в качестве контролирующего компонента лекций, а также включения в образовательный процесс новых форм представления учебного материала. Практика показывает, что наиболее эффективным методом является использование электронных презентаций, структурирующих содержание лекции в соответствии с логикой его изложения.

В современном образовании все чаще встречается термин «мультимедийная презентация», означающий сочетание разных видов информации — графической (иллюстрации), текстовой, условно-графической (схемы), звуковой или видео [3]. Подобное представление учебного материала имеет ряд модификаций — в зависимости от цели, формы, стиля, управления или информационного носителя.

Прежде всего следует назвать разработку иллюстративного материала, соответствующего содержанию лекции. Основное требование к его оформлению — фиксация основных понятий, положений и выводов темы с помощью мультимедийных средств. Презентация не должна содержать больших текстовых фрагмен-

тов. Ее структура должна быть напрямую связана с темой и задачами лекционного занятия. Подобная презентация используется преподавателем в течение всего учебного занятия и управляется интерактивно.

Еще один вариант — использование в контексте лекций так называемых слайд-шоу, способствующих формированию целостного «образа» той иной темы. Такие презентации обычно демонстрируются в автоматическом режиме и содержат эмоционально-значимый и информационно-значимый материал.

Возможно применение презентации и в качестве составляющей контрольного компонента образовательного процесса — в сочетании с тестовыми заданиями (например, визуальные викторины на знание темы), а также для самостоятельной работы студентов при подготовке ими рефератов и курсовых проектов с последующей устной презентацией доклада по избранной теме.

Мультимедийность способствует комплексному восприятию информации. Электронная форма презентации лекций может быть представлена на образовательном сайте (что особенно продуктивно при дистационном обучении) и скопирована студентом при подготовке к экзамену (зачету). Преподаватель, в свою очередь, получает универсальный дидактический инструмент, легко адаптируемый в условиях постоянной модернизации образования.

Мы ограничимся рассмотрением процесса обучения дисциплине «Теория и практика межкультурной коммуникации» во время учебного занятия (лекции, практического семинарского занятия) с использованием электронных обучающих средств [7].

Цель данного курса — рассмотрение основных категорий системного подхода к теории и практике межкультурной коммуникации (МКК). Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: раскрыть понятие «системы» применительно к культуре и МКК; обосновать концепт как основную единицу межкультурной коммуникации; раскрыть структуру вербально выраженных концептов как микросистему по отношению к системе «культура»; рассмотреть факторы, влияющие на национальную концептосферу; охарактеризовать категории дискурса, языковой личности, национального языкового мира. Предусмотрено регулярное снабжение студентов текущими материалами по дисциплине в форме электронных документов, содержащих лекции, практические пособия, перечень тем индивидуальных заданий (рефератов, эссе), курсовых проектов, дискуссий для форумов, тестов, полезные ссылки на источники информации, в том числе сетевые ресурсы.

Изучение дисциплины сопровождается составлением презентаций (командная работа), темы которых участники выбирают вместе с преподавателями. Учебная презентация по теории и практике МКК рассматривается как гибкое обучающее средство, используемое как сопровождение лекционного курса (в деятельности преподавателя-лектора) и как эффективное контролирующее средство при изучении тем курса (собственные презентации студентов на русском и иностранном языках), в которых отрабатываются прикладные аспекты проблематики курса.

Изучение МКК предполагает владение студентами компетенциями, сформированными в процессе освоения дисциплин гуманитарного и базовой части профессионального циклов. Знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения дисциплины, должны быть использованы в дальнейшем в процессе научно-исследовательской работы студентов, при выполнении выпускной квалификационной работы, а также в профессиональной деятельности.

Студенты овладевают умением с высокой мотивацией работать в команде, эффективно участвовать в проектной деятельности, нацеленной на умение анализировать социально значимые проблемы и процессы с применением методов моделирования в профессиональной деятельности и способностью к поиску информации в глобальных компьютерных сетях. У студентов формируются ключевые общекультурные компетенции, связанные с пониманием широкого спектра социально-гуманитарных проблем, формированием критического мышления. Подготовка по межкультурной бизнес-коммуникации позволяет студентам учитывать особенности бизнес-культуры в различных национальных традициях. Таким образом, важнейший блок общекультурных компетенций связан с владением ключевыми кодами европейских языков и культур в межкультурной бизнес-коммуникации.

Профессиональные компетенции позволяют студенту успешно и эффективно реализовать себя в сфере разработки, внедрения и поддержки международных бизнес-проектов, в том числе и созданных с помощью лингвистических технологий. Научно-исследовательские компетенции формируют у студентов навыки аналитической работы со сложными текстами различной знаковой природы в сфере межкультурной бизнес-коммуникации. Общекультурные, общепрофессиональные и научно-исследовательские компетенции необходимы студентам для оформления и представления результатов научного исследования на русском и иностранном языках в формате мультимедийных презентаций.

Презентация предусматривает характеристику МКК на основе общей теории систем, соотношения категорий «культура» и «концепт», характеристики глобального и локального в национальном культурном мире, освещение проблематики национального языкового мира, анализа компьютерных инструментов составления баз данных по МКК. Содержание презентаций, которые готовят студенты, в обязательном порядке включает: введение; обоснование темы; определение ключевых понятий (характеристика концепта, константы национального культурного мира; анализ понятий «дискурс», «языковая личность», «национальный языковой мир» и др.); формулировку вопросов к участникам; элементы дискуссии; подведение итогов презентации; приложения; заключение; список использованных источников.

Для достижения целевых установок дисциплины преподавателю необходимо интегрировать во взаимосвязанный комплекс содержание лекционных занятий и подготовку студентами презентации. В процессе изучения дисциплины студенты во внеаудиторное время решают специальные задачи по межкультурной коммуникации.

Часть лекций может проводиться в формате лекций-дискуссий, в том числе на иностранных языках. Презентации также могут быть подготовлены студентами как на русском, так и на иностранных языках. Итоговая презентация должна продемонстрировать владение основными категориями МКК и умение обсуждать их в реальных речевых и социокультурных ситуациях. Подобная технологическая и дидактическая гибкость позволяет рассматривать электронные презентации в качестве средства повышения эффективности лекционных и практических занятий по дисциплинам гуманитарного цикла.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бегалиева С.Б. Современные образовательные технологии как способ активизации познавательной деятельности студентов // Русский язык и литература в международном образовательном пространстве: современное состояние и перспективы. Гранада, 7—9 мая 2007 г. — Т. 1. — СПб.: МИРС, 2007. — С. 249—254. [Begalieva S.B. Sovremennye obrazovatelnye texnologii kak sposob aktivizacii poznavatelnoj deyatelnosti studentov // Russkij yazyk i literatura v mezhdunarodnom obrazovatelnom prostranstve: sovremennoe sostoyanie i perspektivy. Granada, 7—9 maya 2007 g. — T. 1. — SPb.: MIRS, 2007. — S. 249—254.]

[2] Лекционная мультимедиа аудитория / Казаков В.Г., Дорожкин А.А. и др. // Информатика и образование. — 1995. — № 4. — С. 105—110. [Lekcionnaya multimedia auditoriya / Kazakov V.G., Dorozhkin A.A. i dr. // Informatika i obrazovanie. — 1995. — № 4. — S. 105—110.]

[3] Мультимедиа в образовании / Ротмистров Н.Ю. // Информатика и образование. — 1994. — № 4. — С. 89—96. [Multimedia v obrazovanii / Rotmistrov N.Yu. // Informatika i obrazovanie. — 1994. — № 4. — S. 89—96.]

[4] Обучение устной научной речи: теория и практика / О.А. Лаптева, Т.П. Скорикова, Н.М. Краевская, Т.Е. Акишина, Е.И. Гейченко. — М.: Билингва, 2000. — 80 с. [Obuchenie ustnoj nauchnoj rechi: teoriya i praktika / O.A. Lapteva, T.P. Skorikova, N.M. Kraevskaya, T.E. Akishina, E.I. Gejchenko. — M.: Bilingva, 2000. — 80 s.]

[5] Русский язык и культура профессионального общения нефилологов: методологические и теоретико-практические основы коммуникативно-речевой подготовки специалистов в техническом вузе: Монография / С.Н. Белухина, О.А. Жилина, О.В. Константинова, И.В. Михалкина, Н.Н. Романова, Т.П. Скорикова. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. — 312 с. [Russkij yazyk i kultura professionalnogo obshheniya nefilologov: metodo-logicheskie i teoretiko-prakticheskie osnovy kommunikativno-rechevoj podgotovki specialistov v texnicheskom vuze: Monografiya / S.N. Beluxina, O.A. Zhilina, O.V. Konstantinova, I.V. Mixalkina, N.N. Romanova, T.P. Skorikova. — M.: Izd-vo MGTU im. N.E. Baumana,2008. — 312 s.]

[6] Романова Н.Н. Профессионально-коммуникативная подготовка специалистов в контексте образовательной политики технического университета. — М., 2009. — 312 с. [Romanova N.N. Professionalno-kommunikativnaya podgotovka specialistov v kontekste obrazova-telnoj politiki texnicheskogo universiteta. — M., 2009. — 312 s.]

[7] Скорикова Т.П. Обучение теории и практике межкультурной коммуникации (с использованием виртуальной образовательной среды) // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранный языки и методика их преподавания». — 2013. — № 2. — С. 136—143. [Skorikova T.P. Obuchenie teorii i praktike mezhkulturnoj kommunikacii (s ispolzovaniem virtualnoj obrazovatelnoj sredy) // Vestnik RUDN. Ser. «Russkij i inostrannyj yazyki i metodika ix prepodavaniya». — 2013. — № 2. — S. 136—143.]

ELECTRONIC PRESENTATION AS A TEACHING PROFESSIONAL COMMUNICATION GENRE

T.P. Skorikova

The Chair of the Russian Language Bauman Moscow State Technical University 2-nd Baumanskaya str., 5, Moscow, Russia, 105005

The features of oral presentation as a genre of teaching professional communication are considered in the context of lectures and workshops on the theory and practice of intercultural communication at the university. It is shown that the use of electronic presentations, structuring lecture's content in accordance with its logic is the most effective method of classroom organization in modern high school practice with the help of information technology.

Key words: electronic presentations for educational purposes, oral genre of teaching and professional communication, lecture, multimedia presentations, slide, theory and practice of intercultural communication, e-learning tools.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.