УДК 378.147.88
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ POWERPOINT В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
© 2016
Выстропова Ольга Станиславовна, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры иностранных языков с курсом латинского языка Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград (Россия)
Аннотация. Вопросы методики преподавания иностранных языков с использованием информационных технологий и компьютерных продуктов учебного назначения тесно связаны с вопросами информатизации образования. Педагоги, методисты и психологи отмечают, что использование компьютерных технологий в процессе обучения является одним из средств повышения эффективности процесса усвоения знаний. Преимущество использования мультимедийной презентации PowerPoint в методике преподавания иностранного языка в медицинском ВУЗе заключается в том, что у студентов формируется умение работать с информацией в электронном виде, способность к принятию правильных решений, развиваются поисково-исследовательские умения и навыки, а также способность к анализу и самостоятельной деятельности. Под самостоятельной работой студентов мы понимаем вид учебной деятельности, выполняемый учащимися без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; самостоятельная работа студентов - это также неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде всего, индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения. Данная образовательная технология, как мультимедийная презентация PowerPoint, применяемая нами в качестве особой формы организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в медицинском ВУЗе, помогает обобщить и закрепить учебный материал. Также данная образовательная технология обеспечивает качественную информационную поддержку в течение занятия по иностранному языку, помогает активизировать полученные знания в рамках профессиональной иноязычной коммуникации медицинского дискурса, а также позволяет превратить работу каждого студента в продукт индивидуального творчества.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, новые информационные технологии, программа Microsoft Office PowerPoint, мультимедийная презентация, профессиональная иноязычная коммуникация, научно-исследовательская работа, высшее образование, медицинский ВУЗ.
ORGANIZATION OF THE STUDENTS' SELF-REGULATING WORK IN A FOREIGN LANGUAGE IN THE FORM OF THE POWERPOINT PRESENTATION AT THE MEDICAL UNIVERSITY
© 2016
Vystropova Olga Stanislavovna, candidate of philological sciences, lecturer of foreign languages
Department with the course of Latin Volgograd State Medical University, Volgograd (Russia)
Abstract. Methodology of teaching foreign languages using information technology and computer products for educational purposes is closely linked with education informatization. Teachers, methodists and psychologists point out that the use of computer technology in the teaching process is a means of increasing the efficiency of the process of learning. The advantage of using multimedia PowerPoint presentations in the methodology of foreign language teaching at the medical university is the fact that students are formed the ability to work with information in electronic form, the ability to make the right decisions, also students are developed their research skills and the ability to analyze and to act independently. Under the self-regulating work of students, we understand the type of learning activities performed by students without a direct contact with the teacher or indirectly controlled by the teacher with the help of special training materials; the self-regulating work of students is also the inherent binding element of the teaching process, which provides primarily individual work of students in accordance with the principles of the teacher, the textbook or a curriculum. Such educational technology as a multimedia presentation PowerPoint, used by us as the special form of organization of the self-regulating work of students in a foreign language at the medical university, helps to integrate and consolidate students' educational material. Besides, this educational technology provides high-quality information support during foreign language lessons, and it helps to activate the knowledge gained within the professional foreign language communication of medical discourse and also it allows transforming the work of each student into the individual product of creativity.
Keywords: students' self-regulating work, new information technology, the program Microsoft Office PowerPoint, multimedia presentation, professional foreign language communication, scientific research, higher education, medical university.
Настоящее работа выполнена в рамках педагогики и В целом, к образовательным технологиям мы отно-методики преподавания иностранных языков в высшей сим информационные, коммуникационные, аудиовизу-школе. альные и учебные (обучающие) технологии.
Актуальность рассматриваемой нами темы опреде- Согласно передовому мнению д.п.н. А.И. Артюхиной ляется следующими положениями: 1) на сегодняшний и к.п.н. В.И. Чумакова, учёных кафедры социальной день информационная революция оказывает огромное работы с курсом педагогики и образовательных тех-влияние на современное образование; 2) владение ин- нологий ВолгГМУ, в труде «Интерактивные методы формационными коммуникационными технологиями обучения в медицинском вузе», использование новых предоставляет возможность усовершенствовать языко- информационных технологий (НИТ) в преподавании вую компетенцию и межкультурную коммуникацию; 3) «повышает наглядность, интерес к изучаемой теме, по-как уже ранее нами отмечалось, для повышения эффек- зволяет реализовать индивидуальный подход, повышает тивности учебно-воспитательного процесса и улучше- объективность оценки знаний, экономит время занятия, ния качества профессиональной подготовки учащихся повышает объективность оценки знаний, а также по-в последнее время часто используются новые образо- зволяют организовать самостоятельную внеаудиторную вательные технологии в совокупности [6]; 4) подобные работу». В учении, отмечают учёные, НИТ «вырабаты-информационные технологии помогают по-новому ор- вают навыки самообучения, самоконтроля, получения ганизовать учебный процесс, оживить и разнообразить и использования информации» [1]. Дистанционные его, сделать более интенсивным и современным [7]. образовательные технологии с использованием интер-
нет-ресурсов являются ярким примером современных образовательных технологий в ракурсе инклюзивного образования. Так разработанный нами в 2008 году курс «Английский язык 10» в системе дистанционного обучения (СДО) Moodle, ориентированный для профильных школ с углубленным изучением английского языка и размещённый по адресу http://olympia.pp.ru/course/view. php?id=202 [19], использовался нами в 2010 году в качестве электронного учебного пособия для обучения учащихся с ограниченными возможностями на базе МОУ лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда. Материалы данного курса могут быть применены для повторения теоретических вопросов по теме "Видовременные формы английского глагола", а также для закрепления этих вопросов в грамматических упражнениях дистанционного курса в формате: wikis, глоссарий, задания, ресурсы, тесты, форумы. Материалы ресурса данного курса опубликованы в каталоге Российского общеобразовательного портала (Публикация от 20.04.2009).
В данной статье мы ставим перед собой задачу обстоятельно рассмотреть вопрос использования такой известной современной образовательной технологии, как презентация PowerPoint, в качестве особой формы организации, подготовки и проверки самостоятельной работы студентов (СРС) по иностранному языку (ИЯ) в медицинском ВУЗе.
Отметим, что программа Microsoft Office PowerPoint
— это программа, которая поставляется в пакете создания мультимедийных презентаций. PowerPoint подобен текстовому процессору, например Word, но вместо документов программа создает презентации. Презентация — это своего рода знакомые с детства фильмы на слайдах. Разница между ними заключается лишь в том, что при работе в PowerPoint можно не беспокоиться о том, что слайды упадут, и изменится порядок их следования. Документы Word состоят из отдельных страниц, а презентации PowerPoint
— из слайдов. Слайд может содержать текст, графические элементы и другую информацию. Можно легко менять порядок слайдов в презентации, удалять ненужные и добавлять новые, а также изменять содержимое уже существующих слайдов. PowerPoint используется как для создания презентации, так и для ее демонстрации. Для показа презентации применяются разные устройства. Для показа презентации нескольким людям можно использовать монитор компьютера, как жидкокристаллический, так и с электронно-лучевой трубкой. Проектор отображает картинку с монитора компьютера на экран, предназначенный для большой аудитории. Web-сайт в Internet или intranet позволяет показать презентацию широкой аудитории. Используя слайды на пленке, можно демонстрировать презентации на диапроекторах. Печатные страницы позволяют распространять печатные копии презентации каждому слушателю в аудитории. (При печати презентации вы имеете возможность поместить как по одному, так и по несколько слайдов на странице.). И, наконец, можно напечатать презентацию на 35-миллиметровых слайдах и пользоваться обычным проектором [17].
Использование презентации PowerPoint мы считаем совершенно оправданным в медицинском ВУЗе. В первую очередь, посредством программы Microsoft Office PowerPoint преподавателем и учащимися создаются мультимедийные презентации, которые обеспечивают качественную информационную поддержку на аудиторных и внеаудиторных занятиях по иностранному языку.
В то же время, выполнение и презентация проектов дает студентам с разным уровнем владения языка возможность выступить и высказаться по определенной теме, что способствует развитию у них познавательной активности, воображения, навыков совместной деятельности [13].
Вслед за учёными А.И. Артюхиной и В.И. Чумаковым отметим, что «защита проекта вырабатывает у студента навыки выступления и стремление к углублению и совершенствованию своих знаний» [2].
Отмечается, что «в настоящее время стандартами
высшего профессионального образования предусмотрено до 70 % самостоятельного обучения. Также наблюдается тенденция к повышению доступности информации в любое удобное время и в любом удобном месте с помощью сети Интернет. Такая доступность подкрепляет нежелание обучающихся активно искать и критически анализировать информацию по предмету изучения, сравнивать данные из разных источников. Таким образом, необходимы дополнительные методы и образовательные подходы, мотивирующие студентов к изучению предмета...» [15]. Поэтому тематические мультимедийные презентации PowerPoint применяются нами на занятиях в качестве особой формы организации СРС по ИЯ в рамках обсуждения и закрепления тем, которые дифференцируются в соответствии с конкретной профессиональной подготовкой студентов Волгоградского государственного медицинского университета, а также в соответствии с этапом обучения студентов в ВУЗе.
Соответственно, источниковая база исследования представлена в данной статье проектами студенческих работ в форме презентаций PowerPoint, выполненных студентами самостоятельно на иностранном языке и ориентированных на закрепление изученного материала и актуализацию полученных знаний в рамках профессиональной иноязычной коммуникации медицинского дискурса, в частности устного медицинского дискурса.
Согласно мнению д.ф.н В.В. Журы, «оперирование врачом целым рядом как специальных медицинских знаний, так и знаний о правилах организации общения, способах трансляции и адекватной интерпретации предоставляемой информации, об особенностях речевого поведения пациентов, о потенциальных коммуникативных помехах, о приемах создания благоприятной психоэмоциональной атмосферы..» дают представление об особенностях осуществления коммуникации в сфере медицины в ее прототипической форме - общении врача и пациента, что является важным условием успешности коммуникативного взаимодействия между врачом и пациентом [9].
Приведём некоторые примеры тем СРС по ИЯ (английскому и немецкому языкам) студентов 1 и 2 курсов ВолГМУ. СРС студентов лечебного и педиатрического факультетов выполняется в рамках таких тем, как «Костно-мышечная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы» и «Система здравоохранения в России и за рубежом», СРС студентов стоматологического факультета
- в рамках тем: «Аномалии структур ротовой полости» и «Профилактика стоматологических заболеваний», СРС студентов специальности «Биотехнические системы и технологии» - в рамках темы: «Лазерные технологии в медицинской сфере», СРС студентов специальности «Социальная работа» - в рамках темы: «Подготовка социальных работников в России и за рубежом». С результатами проектов СРС, созданных студентами 1 и 2 курсов ВолГМУ по ИЯ в 2015 году, можно ознакомиться по адресу https://yadi.sk/d/UTW9MhranCnGn [18].
«Самостоятельная работа студента - такой метод обучения, при котором познавательная деятельность протекает в полном соответствии с индивидуальными особенностями, уровнем образования, опытом», - сообщают учёные Е. А. Вахтина, А. И. Артюхина и В. И. Чумаков,
- «специально созданными для этого организационными условиями. Самостоятельная работа студента позволяет снять противоречие между средним уровнем восприятия и усвоения учебного материала в группе и индивидуальными возможностями студентов. Позволяет ликвидировать пробелы в знаниях. Самостоятельная работа студента играет также заметную роль в формировании личности будущего специалиста» [5].
В современной дидактике самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства, но под руководством преподавателя, а с другой - как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, формирования
у них методов организации такой деятельности. Эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов в вузе [16].
Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов: 1) репродуктивный (тренировочный); 2) реконструктивный; 3) творческий, поисковый [16].
Презентацию PowerPoint мы относим к творческому, поисковому уровню самостоятельной деятельности. Для подготовки такой презентации студенты обязательно проводят самостоятельную научно-исследовательскую работу, при этом используя большое количество источников информации, что позволяет избежать штампов и превратить работу каждого студента в продукт индивидуального творчества. В целом презентация предваряется подготовкой языкового и информационного материала, что включает также и знание структуры презентации: вступления, главной части с развитием основных положений, логически связанных между собой, и заключения. [10].
Мультимедийная презентация представляет собой обширный материал для общения на ИЯ, являясь основой, для монологической речи, что предоставляет прекрасную возможность реализовать коммуникативную функцию языка. Презентация - в то же время и эффективный приём при развитии и совершенствовании монологического высказывания, так как в процессе своего выступления студент имеет возможность использовать самостоятельно подобранный и разработанный демонстративный материал, а именно: ключевые слова, схемы, картинки, таблицы.
В ходе работы с компьютером у учащихся задейству-ются слуховой и визуальный каналы восприятия, что позволяет увеличить не только объем воспринимаемой информации, но и прочность ее усвоения [4].
По мнению исследователей презентации PowerPoint способствуют:
- повышению мотивации учения;
- активизации внимания;
- реализации дифференцированного подхода к обучению;
- сочетанию аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
- развитию умений устной речи;
- развитию интеллектуальных функций (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение);
- творческой переработке усвоенного материала;
- интенсивному участию студентов в процессе обучения;
- повышению эффективности самостоятельной работы студентов [3; 7; 11; 12; 14].
В заключении отметим, что обязательным условием качественного современного образования является гармоничное сочетание традиционного обучения с использованием передовых технологий. В свою очередь, использование компьютерных технологий обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, раскрывает творческие резервы личности студентов, развивает стремление к постоянному интеллектуальному росту, расширяет дидактические возможности педагогов. Перспективой нашего дальнейшего исследования в области методики преподавания иностранных языков и культур являются дистанционные образовательные технологии, которые доступны для применения в обучении русских студентов иностранному языку, в частности медицинскому английскому, в рамках высшей школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: учебное пособие. /А. И. Артюхина, В. И. Чумаков. - Волгоград: Изд-во
ВолгГМУ, 2012. С.108-109.
2. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Формирование готовности преподавателей медицинского вуза к педагогическим инновациям // Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ. Вузовская педагогика. Материалы конференции. Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого; Главный редактор С.Ю. Никулина. 2013. С. 199-201.
3. Балаев А.А. Активные методы обучения. - М.: Профиздат, 1986. 96 с.
4. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе. 2008. - № 4. С. 36-40.
5. Вахтина Е. А., Артюхина А. И., Чумаков В. И. Самостоятельная работа студентов по педагогике: формирование учебно- исследовательской компетентности: учебно-методическое пособие /Е. А. Вахтина, А. И. Артюхина, В. И. Чумаков. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. С.12.
6. Выстропова О.С., Чепухина С.В. Интернет-ресурсы как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся по английскому языку // IT-технологии в образовательном процессе. Материалы Международного педагогического форума / под ред. Кузибецкого А.Н. - Волгоград: Издательство лицея № 8 «Олимпия», 2010. С. 23-26.
7. Выстропова О.С. Использование электронных и Интернет-ресурсов в обучении английскому языку. [Электронный ресурс]. URL: http://tea4er.ru/ forum/53/49087#49087 (дата обращения: февраль 2013).
8. Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении PowerPoint // Информатика и образование. 2002. №9. С. 27-30
9. Жура В. В. Дискурсивная компетенция врача в устном медицинском общении [Текст]: диссертация д-ра фи-лол. наук: 10.02.19 / В. В. Жура. - Волгоград, 2008. 407 с.
10. Коваленко А.В. Роль мультимедийной презентации на занятиях по иностранному языку. [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/2010/Tomsk/II/H-0-31.html (дата обращения: декабрь 2015).
11. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. - М.: Дрофа, 2004. 93 с.
12. Корытная М.Л. Современные технологии обучения иностранным языкам как средство повышения качества учебного процесса. [Электронный ресурс]. URL: http://rgf. tversu.ru/node/472 (дата обращения: сентябрь 2015).
13. Кривоногова О.В. Использование мультимедийных презентаций на занятиях по английскому языку. Труды IV Международной научно-практической интернет-конференции «Многоуровневая языковая подготовка специалистов в высшей школе: проблемы и перспективы развития»; Южный федеральный университет. Издательство Южного федерального университета. - Ростов-на-Дону, 12-19 мая 2014 г. С. 220-223.
14. Мейтуев П.Л., Буторин В.И. Развитие индивидуального творческого мышления. - М.: «РАН», 1994. 136 с.
15. Хвесько У.Б., Рожкова Е.С., Чумаков В.И. Технология формирования мотивации научно-исследовательской деятельности студентов // Грани познания. 2014. № 3 (30). С. 85-89.
16. Самостоятельная работа студентов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.club/chapter.
php/98177/41/Metodika_prepodavaniya_psihologii_kons-
pekt_lekciii.html (дата обращения: январь 2016).
17. Microsoft PowerPoint. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dialektika.com/PDF/5-8459-0593-1/part. pdf (дата обращения: январь 2016).
18. СРС. Презентации 2015 года. [Электронный ресурс]. URL: https://yadi.sk/dZUTW9MhranCnGn (дата обращения: январь 2016).
19. Дистанционный курс английского языка для профильных школ. Английский-10. [Электронный ресурс]. URL: http://olympia.pp.ru/course/view.php?id=202 (дата обращения: ноябрь 2015).