УДК 811.161.1
К ВОПРОСУ О БИОЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ ГЕНЕТИКИ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
О. С. Выстропова
В данной статье описана проектная методика в рамках обучения иностранным языкам студентов медицинского вуза. Метод проектов рассматривается как эффективный способ формирования средствами иностранного языка биоэтической ответственности будущих медицинских работников в их профессиональной деятельности.
Ключевые слова: педагогическая технология, иноязычное коммуникативное поведение, проектная методика, научное исследование, биоэтика, принципы медицинской этики, ценности, биоэтические проблемы, медицинская генетика, медицинский вуз.
In this article we describe project-based methodology within the scope of foreign language teaching to medical students. Project-based learning is regarded as the effective method, using the means of a foreign language, to form bioethical responsibility of the future medical specialists in their professional work.
Keywords: pedagogical technology, foreign language communicative behavior, project-based learning, scientific research, bioethics, principles of medical ethics, values, bioethical issues, medical genetics, medical university.
Настоящая работа выполнена в рамках педагогики и методики преподавания иностранных языков в медицинском вузе.
Ранее нами уже отмечалось, что для повышении эффективности учебно-воспитательного процесса и улучшения качества профессиональной подготовки учащихся в последнее время часто используются новые образовательные технологии в совокупности [7.С. 27].
В данной статье мы ставим перед собой задачу обстоятельно рассмотреть вопрос о методе проектов, выполненных по биоэтическим проблемам генетики, в аспекте преподавания иностранного языка в медицинском вузе.
По мнению профессора д.п.н. А.И. Артюхиной и к.п.н. В.И. Чумакова, метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Метод проектов позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления [2.C. 69-70].
Проектная методика предоставляет возможность вести индивидуальную работу над темой, наиболее интересной для участников проекта, что, бесспорно, повышенно мотивирует активность каждого учащегося.
Проектная методика в обучении иностранным языкам студентов ВолгГМУ направлена на обсуждение таких биоэтических проблем медицинской генетики, как проект «Геном человека» («The human genome project»), прикладные репродуктивные технологии ("Biotechnology"), основанные на результатах научно-технических достижений («A DNA library», ''Human cloning», "Surrogate mothers \ fathers") и т.п. Также создаются и обсуждаются проекты по биоэтическим проблемам, вызванным вмешательством человека в биологические процессы, происходящие в окружающей среде, как, например, «Air pollution", "Water pollution", "Noise pollution", "Preserving biodiversity" и т.д.
На наш взгляд, ключевой спецификой проектной деятельности является установка на достижение конкретной практической цели - наглядная презентация результата.
Источниковая база исследования представлена материалом публикации «Этимология и дефиниция терминов нацистской про-
граммы расовой гигиены» [9. C.90-91], а также проектами студенческих работ в форме презентаций PowerPoint, выполненных студентами медико-биологического и лечебного факультетов самостоятельно на иностранном языке. Проекты студентов, обучающихся по направлению подготовки «Медицинская биохимия», «Биология», «Биотехнические системы и технологии» и «Лечебное дело» доступны по адресу https://yadi.sk/d/UTW9MhranCnGn .
Как в процессе создания проектов на иностранном языке, так и в процессе защиты проектов, студентами активно используется тематическая иноязычная лексика. Очевидно, что особенности языков, как сообщает лингвист Н.Ю. Антонова, «для специальных целей свидетельствуют о процессе формализации языка, который, в большей или меньшей степени, охватывает ту или иную область специальной коммуникации, и, который, в свою очередь, вызван необходимостью обеспечить фиксацию, хранение, передачу и обработку необходимой специальной информации» [1. C. 30]. И в данном случае, иностранный язык (английский или немецкий) выступает в качестве языка-посредника для обсуждения вопросов, связанных с существующими биоэтическими проблемами медицины и генной инженерии.
Как отмечает к.соц.н. Т.И. Губа, «постоянное участие в коммуникации на иностранном языке способствует духовному и социальному совершенствованию личности. Ориентированные на будущую специальность тексты являются источником дополнительной информации для студента-медика, расширяют его профессиональный кругозор...» [8. C. 106].
Таким образом, мы можем говорить о реализации иноязычного коммуникативного поведения студентов медицинского вуза в аспекте проектной методики по вопросам медицинской биоэтики. По мнению профессора д.п.н. Т.Н. Астафуровой, повышенный интерес к коммуникативной прагматике привел к «сосредоточению внимания исследователей на динамическом изучении использования языковых средств, реализующих индивидуально - личностный, интенциональный (мотивы и цели) и ситуативный аспекты сообщения» [3. C. 3-4].
В свою очередь биоэтические проблемы медицины непосредственно коррелируют с понятием «биоэтика». Обратимся к дефиниции и ключевым характеристикам данного термина.
Профессор д.ю.н., д.ф.н. Н.Н. Седова отмечает, что моральная регуляция в медицине «всегда осуществлялась строже, чем в других сферах жизни общества. Постепенно возник особый нормативный образ медицины, который был призван не только регулировать отношения внутри нее, но и отличать ее от других подсистем культуры. Возникла медицинская этика» [12. C. 4-5].
Исследователь M.B. Реймер сообщает, что в 1970 г. В.Р. Поттер «подразумевал под биоэтикой область исследования, связывающую научные дисциплины в области биологии с этикой для разрешения вопроса сохранения человека как биологического вида... » [11. C. 3].
Говоря о формировании принципов биоэтики, всей ее ценностной системы, учёные отмечают, что принципы биоэтики были востребованы наукой задолго до того, как появилось само название «Биоэтика»: "The modern understanding of the moral problems in Russia is impossible without the interpretation of the moral foundation «...» the birth of bioethics in literary works had initiated the program of its development for the next period until enshrined values and developed norms became required for the science" [15. C. 543].
Профессор д.фил.н. Н.А. Красавский обосновывает интерес современных ученых к изучению ценностей как важнейших характеристик культуры: «Ценности, как известно, являются важнейшей характеристикой любой культуры, цивилизации. В ценностях эксплицирована система приоритетов общества...» [10. C. 120].
Ранее в нашем исследовании отмечалось, что в настоящее время все больше внимания уделяется изучению внутреннего мира человека, и интересы ученых фокусируются на изучении homo sapiens в его многообразии взаимоотношения с окружающим миром [6. C. 13]. Полагаем, что на сегодняшний день главные принципы медицинской этики становятся связующим звеном между внутренним миром, ценностными приоритетами медицинского работника, как представителя той или иной культуры, и окружающим его социумом, на который и направлена его профессиональная медицинская деятельность. Человек формирует свое отношение к миру, предметам, явлениям, ориентируясь на ценности [Там же. С. 26].
К ключевым принципам медицинской этики относятся: гуманизм, справедливость, конфиденциальность, «не навреди» и коллективизм. Наряду с принципами выделяем добродетели, необхо-
димые каждому медицинскому работнику: добродетели характера, компетентности, совести, общие моральные качества. Указанные добродетели имеют место и в иных сферах человеческой деятельности (педагогика, научная и др.), но в медицине их взаимосвязь и немаловажность многократно увеличивается спецификой самой деятельности, высшей ценностью которой выступают жизнь и здоровье человека.
Обращаясь к вопросу о биоэтических проблемах генетики, процитируем социолога Е.С. Богомягкову: «Новые медицинские технологии (искусственное оплодотворение, биологическое и генетическое конструирование человека, клональное размножение, продление жизни методами интенсивной терапии), трансформируя понимание традиционных ценностей, порождают сложные, требующие дополнительного рассмотрения, ситуации. Благодаря развитию технологии и расширению прав человека, в том числе прав пациента, современное общество столкнулось с рядом проблем, которые перестали носить чисто медицинский характер, а требуют привлечения социальных и гуманитарных дисциплин для их анализа, обоснования, а также выработки мер для их возможного решения...» [4. С. 3-4].
В своём исследовании к.п.н. С.В.Третьяк также отмечает, что в эпоху научно-технического прогресса в результате колоссальных достижений в области медицины появились новые этические проблемы. Возникает опасность искажения идеалов, традиционно принятых в медицине. Принцип «все для блага пациента» зачастую подменяется принципом «пациент для блага медицины и конкретного врача». Именно поэтому реалии современной жизни настоятельно диктуют необходимость обращения к проблемам гуманности, нравственности [14. С. 3].
Мы согласны с к.п.н. О.А. Семеновой, в том, что возникает потребность в качественном улучшении системы медицинского образования в сторону более полноценного воспитания такого социально-значимого и профессионалы важного качества личности будущего специалиста, как чувства ответственности на основе универсальной системы биоэтических ценностей и их приоритетности» [13. С. 3].
В научном труде профессора д.п.н. Н.М. Борытко воспитание понимается в соотношении с духовным бытием человека как диа-
логическое взаимодействие его с миром, другими людьми и самим собой [5. C. 4].
Поэтому в заключение хочется отметить, что метод проектов по вопросам биоэтики на занятиях иностранного языка может рассматриваться нами в аспекте педагогики не только как инновационная педагогическая технология осуществления личностно-ориентиро-ванного воспитания студентов, помогающая погрузиться им в иноязычную среду. Важен и тот факт, что подобного рода методика может также выступать и эффективным способом формирования средствами иностранного языка биоэтической ответственности в профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза.
Список литературы
1. Антонова, Н. Ю. Коммуникативная точность специального текста: на материале инструкций по применению лекарственных препаратов: дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2011. - 197 с.
2. Артюхина, А. И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: учебное пособие / А. И. Артюхина, В. И. Чумаков. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. - С. 69-70.
3. Астафурова, Т. Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения: Лингвистический и дидактический аспекты: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1997. - 324 с.
4. Богомягкова, Е. С. Эвтаназия как социальная проблема: автореферат дис. ... канд. социол. наук. - СПб., 2006. - 23 с.
5. Борытко, Н. М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2001. - 275 с.
6. Выстропова, О. С. Базисные индивидуально-авторские концепты в поэзии Роберта Бёрнса: дис. ... канд. филол. наук. -Волгоград, 2013. - 276 с.
7. Выстропова, О. С. Организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку о форме презентации PowerPoint в медицинском вузе. Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5, № I (14). - С. 27-29.
8. Губа, Т. И. Формирование профессиональной направленности студентов медицинского вуза в ситуациях билингвизма: дис. ... канд. социол. наук. - Волгоград, 2001. - 137 с.
9. Иевлев, Р. Этимология и дефиниция терминов нацистской программы расовой гигиены. Медицина в годы Великой Отечественной войны // Материалы Всерос. студ. науч.-практ. конф. (Волгоград, 28-29 апреля 2015 г.). - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2015. - С. 90-91.
10.Красавский, Н. А. Метафорическая репрезентация концепта «одиночество» в романе Германа Гессе «Степной волк» // Рефлексии. Журнал по философской антропологии. - 2010. - № 2.
- С.118-133.
11.Реймер, М. В. «Культурологический поворот» в современной биоэтике: автореф. дис. ... канд. философ. наук. - Волгоград, 2016. - 27 с.
12.Седова, Н. Н. Биоэтика. Курс лекций для студентов и аспирантов медицинских вузов. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2011.
- 216 с.
13.Семёнова, О. А. Формирование биоэтической ответственности в профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2011. - 22 с.
14.Третьяк, С. В. Формирование у студентов ценностного отношения к гуманитарному компоненту профессионального образования (на материале преподавания иностранного языка в медицинском вузе): дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2002. - 153 c.
15.Sedova N. N., Reymer M.V. From literary bioethics to bioethical literature // Life Science Journal. Volume 11- Special Issue (Supplement 1110s), 25,25,2014. Life 1110. - New York. - P. 538-543 URL: http:// www.lifesciencesite (дата обращения: апрель 2016)
16.Презентации Microsoft PowerPoint 2015-2016 года. URL: https://yadi.sk/dZUTW9MhranCnGn
Сведения об авторе
Выстропова Ольга Станиславовна - кандидат филологических наук, преподаватель кафедры иностранных языков Волгоградского государственного медицинского института.