Научная статья на тему 'Использование powerpoint-презентации как средства повышения мотивации студентов'

Использование powerpoint-презентации как средства повышения мотивации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / MICROSOFT POWERPOINT / ПРЕЗЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашук И. С., Тоурчукова Ирина Александровна

Данная статья посвящена вопросам определения места и роли практического использования компьютерной программы «Microsoft PowerPoint в преподавании английского языка в ВУЗах. Автор описывает один из способов применения компьютерных технологий при изучении устной темы «Проблемы молодежи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лашук И. С., Тоурчукова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование powerpoint-презентации как средства повышения мотивации студентов»

УДК 378.015.3:005.32-057.875

И. С. Лашук, преподаватель; И. А. Тоурчукова, преподаватель (УО «Могилевский государственный университет продовольствия»)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ POWERPOINT-nPE3EI ГГАЦИИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

The article deals with the issues related to defining the place and role of practical use of computer presentation programme «Microsoft PowerPoint» in the English language teaching at higher educational establishments. The author describes the ways of computer technology application in the oral topic «The youth problems».

Введение. Подготовка современных специалистов осуществляется в условиях перехода общества к информационной стадии развития. Современная система высшего профессионального образования, обеспечивающая формирование интеллектуального потенциала общества, не может оставаться неизменной. Это связано, прежде всего, с необходимостью поиска новых, прогрессивных форм и методов преподавания учебных дисциплин. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе способствует повышению эффективности учебной деятельности благодаря превращению студентов в субъект процесса перевода информации в знание, что объективно требует усиления внутренней активности. Применение информационных технологий на основе принципов педагогической целесообразности придает учебной деятельности активный характер, обладает широкими педагогическими возможностями, приучает к осознанному выбору средств и способов учебной деятельности; развивает способность более точно оценивать степень полезности информации, возможностей ее практического использования; формирует потребность в овладении недостающими знаниями, что, в конечном счете, обеспечивает целостность процесса усвоения знаний.

Основная часть. Использование мультимедийных технологий при обучении иностранному языку значительно повышает качество подачи материала и эффективность усвоения этого материала студентами. Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению английского языка со стороны студентов, наблюдается тесное сотрудничество между преподавателем и студентами. Творческий и методически грамотный подход к созданию и использованию хорошо знакомых программ, таких как Microsoft PowerPoint, в процессе обучения иностранным языкам расширяет арсенал преподавателя иностранного языка и позволяет не только сделать процесс изучения иностранного языка более эффективным, но и развивать познавательный интерес студентов и формировать новые мотивы их учебной деятельности.

Реализация проекта с помощью программы подготовки мультимедийных презентаций

Microsoft PowerPoint позволяет разнообразить работу, привлечь внимание учащегося, сделать занятие более динамичным. С нашей точки зрения, прекрасным методическим решением является использование в каждой презентации PowerPoint технологии гиперссылок, что позволяет, не обладая навыками программирования, создать интерактивное учебное пособие, в котором процесс овладения учебным материалом зависит от индивидуальных особенностей обучаемого. Обучаемый может самостоятельно выбирать стратегию прохождения занятия, в случае ошибки выдается соответствующее сообщение и предлагается повторить попытку. Мигающая управляющая кнопка подсказывает следующий шаг. И хотя уровень интерактивности в значительной мере уступает сложным интеллектуальным моделям построения образа учащегося, реализованным в профессиональных обучающих программах (в данном случае не ведется протокол выполнения задания, не производится анализ ошибок и интерпретация действий обучаемого), создаваемые пособия могут занять достойное место в педагогическом инструментарии преподавателя. Их несомненное достоинство заключается в том, что они могут использоваться как на аудиторном занятии, с использованием одного монитора или большого экрана для работы со всем классом, так и в индивидуальной самостоятельной работе, делая ее более интересной по сравнению с обычным форматом (учебник + магнитофон).

При изучении темы «Молодежь и современное общество» рассматривались вредные привычки (алкоголь, курение, наркотики) и борьба с ними. На этапе совершенствования лексических навыков по данной теме преподавателями была разработана электронная презентация Microsoft PowerPoint, состоящая из семи слайдов. Первоначально был определен текст по теме из аутентичных источников, затем к нему были подобраны соответствующие иллюстрации и фоновое изображение. Текст был грамотно скомпонован и разделен тематически на слайды. В зависимости от уровня подготовленности группы преподаватель может упрощать или усложнять выбранный текст, что усиливает индивидуальный подход в обучении. При помощи функции «гиперссылка» был соз-

дан тематический словарь, который снимал, возникающую языковую трудность при прочтении этого текста. Все незнакомые слова были вынесены в этот словарь, и простым нажатием левой клавиши мыши на данное слово при прочтении текста мог быть получен его перевод. Следует отметить эту возможность как большое преимущество над бумажными носителями информации, когда необходимо перелистывать страницы, искать необходимое слово, то есть приложить гораздо больше усилий. Нельзя не отметить красочность предоставляемой информации, когда эффект от прочитанной информации усиливается за счет сопутствующих иллюстраций. Так, в данной презентации присутствовали фотографии органов людей, злоупотребляющих спиртным, наркотиками, курением, то есть реальные последствия, к которым эти привычки могут привести. Кроме того, материал презентации четко рассчитан по времени. Студенты, которые справились с прочтением текста быстрее запрограммированного времени, переходят к следующему заданию, а «неспешащие» студенты ограничены по времени. Поэтому преподаватель может четко планировать свое занятие, зная эти временные промежутки. Ценность созданных преподавателем презентаций состоит в том, что материал в них

дается компактно, в нужной последовательности; в нем нет ничего лишнего, все «работает» на достижение целей и задач конкретного занятия, в отличие от готовых фильмов и слайдов.

Заключение. Описанный опыт — лишь небольшой пример творческого и одновременно методически целесообразного подхода к задаче массовой реализации преимуществ современных технологий, имеющий, на наш взгляд, потенциал к распространению и на другие учебные предметы и призванный стимулировать инновационный педагогический поиск.

Литература

1. Бовтенко, М. А. Компьютерная лингво-дидактика / М. А. Бовтенко. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. - 203 с.

2. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 6-8.

3. Ляховицкий, М. В. Технические средства в обучении иностранным языкам / М. В. Ляховицкий, И. М. Кошман. — М.: Просвещение, 1981.-193 с.

4. Полилова, Т. А. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков / Т. А. Полилова, В. В. Пономарева // Иностранные языки в школе. - 1997. - № 3. - С. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.