Паршукова С.С. Преимущества использования мультимедийных технологий при обучении иностранному языку // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№4 (7) октябрь - декабрь. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/2016-god/7/32-statya-2016-4/473-00218. - ISSN 2413-4066
УДК 37.013:811:004.032.6
Паршукова Светлана Сергеевна
Преподаватель отделения СПО
Тарский филиал ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Тара
Преимущества использования мультимедийных технологий при обучении
иностранному языку
Аннотация. Статья описывает дидактические возможности мультимедийных технологий при обучении иностранным языкам, указывает на достоинства и недостатки использования мультимедийных презентаций.
Ключевые слова: мультимедийные технологии, презентации, учебный процесс, программное обеспечение.
Известно, что обучение иностранным языкам основывается на таких общедидиактических принципах, как наглядность, доступность, посильность, индивидуализация, сознательность [1]. По мере внедрения в учебный процесс информационных технологий, в частности мультимедийных, из всех вышеперечисленных принципов наглядность реализуется в набольшей степени.
Поиск оптимальных путей в организации учебного процесса является главной задачей любого преподавателя. И предпочтение, конечно же, отдается развивающим методикам. Каждый преподаватель обладает различными технологиями, позволяющими сделать обучение эффективным, занимательным, интересным. И в настоящее время занятия по иностранному языку невозможно представить без использования мультимедийных презентаций.
Толковый словарь иностранных слов поясняет, что мультимедиа - это технология, предусматривающая использование различных средств производства, хранения и передачи информации (акустических, визуальных и т. п.), а также совокупность программ и информационных систем, реализующих эту технологию. Презентация же определяется как общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.
К одному из основных достоинств мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам можно смело отнести визуализацию подаваемого материала. Вся информация может быть представлена как в звуковой, так и в визуальной форме.
Психологи давно доказали, что человек воспринимает большую часть информации зрительно. Быстро и эффективно воспринимать текстовую информацию могут всего лишь 10-20% людей.
Процесс создания мультимедийных презентаций несложный. Во-первых, это связано с доступностью необходимого программного обеспечения. Во-вторых, он прост в освоении и использовании при разработке мультимедийных презентаций. Создание презентаций вызывает интерес не только у преподавателей, но и у обучающихся. Процесс работы над
любой презентацией требует изучения и использования многих источников информации, а это позволяет проявить свою индивидуальность и творчество.
Всё это способствует всё более широкому использованию мультимедийных презентаций в учебном процессе при проведении таких типов занятий, как лекции, практические и лабораторные, групповые и внеаудиторные.
Наиболее часто мультимедийные презентации используются на практических занятиях по иностранному языку при введении, усвоении, закреплении, а также контроле лексико-грамматического материала. Визуализация информации позволяет усилить мотивацию обучения, имеет новизну и способствует заинтересованности в учебном процессе. Таким образом, повышается качество усвоения материала при изучении иностранного языка.
Обучение иностранным языкам требует от преподавателя высокого мастерства и превосходного знания материала, чтобы удержать внимание слушателей, заинтересовать и вовлечь их в обсуждение различных проблемных вопросов. Именно мультимедийные технологии позволяют представить языковой материал не только наглядно, но и интересно и более доходчиво. Они позволяют избежать скучного и монотонного представления материала [2].
У каждого преподавателя, со временем, накапливаются свои наработки. Для создания мультимедийных презентаций можно использовать уже имеющиеся тексты, рисунки, схемы, таблицы и другие материалы в электронном виде. При желании презентации можно обеспечить звуковым сопровождением. Для этого можно использовать как записи аудиоматериалов, начитанных носителями языка, так и авторские тексты.
Смена слайдов в презентации может производиться вручную и автоматически. Первая - дает возможность уделить больше времени пояснению какого-либо материала на отдельном слайде. Последняя - позволяет преподавателю сконцентрироваться полностью на изложении всего учебного материала.
Наиболее распространенный способ создания мультимедийных презентаций -использование приложения Microsoft Office Power Point. Данное программное обеспечение пользуется большой популярностью и получило широкое распространение среди пользователей. К его достоинствам, безусловно, можно отнести простоту в использовании и возможность создания мультимедийной презентации любой степени сложности. В учебном процессе мультимедийные презентации позволяют более качественно проводить занятие. Следует отметить, что с появлением презентаций у преподавателя сократилось время на подготовку к занятию, так как не нужно готовить наглядные пособия.
Широко используются мультимедийные презентации при организации и проведении внеурочных мероприятий, например олимпиад и научно-практических конференций на иностранном языке. Они позволяют наглядно продемонстрировать творческие выступления и доклады, привлечь внимание слушателей, выделить определенные моменты. Мультимедийные презентации позволяют развивать монологическую речь, так как во время своего выступления выступающий использует определенные ключевые слова и таблицы, которые он разработал самостоятельно. Работа над созданием презентации, в первую очередь, развивает навыки чтения, так как при отборе необходимого материала приходится прочитать большое количество печатных материалов. Навыки аудирования также вырабатываются в ходе прослушивания сообщения выступающего с презентацией. В этом случае аудирование сочетается со зрительной опорой. Создание мультимедийной презентации предполагает и развитие навыков чтения.
Как показывает опыт, олимпиады по иностранному языку проходят ярче и интереснее при использовании мультимедийных технологий. Звуковое и зрительное сопровождение выступления помогает выступающим сделать свой доклад интереснее, зрелищнее. Любой желающий, не являющийся участником, может увидеть на экране все задания олимпиады и попробовать самостоятельно их решить.
Применение мультимедийных презентаций, несомненно, имеет много преимуществ, но не следует забывать об их целесообразности и своевременности. Представляемая информация не может быть полностью в визуальной форме. При подаче материала необходима дозированность. Простое считывание информации с экрана не эффективно для восприятия, не дает понимания главного. Эффективность использования мультимедийных технологий возможна при систематичности их применения, качественном отборе материала и надлежащей подготовке.
Ссылки на источники
1. Зимняя И.А. ТСО и наглядность в обучении иностранному языку. - М., 1979. - 220с.
2. Суворова Л.С., Помазан Н.Г. Цикл лекций по дисциплине «Иностранный язык» в вузе и мультимедийная презентация // Тематический научно-технический сборник. -Серпухов: СВИ РВ, 2011. - с.52-54
3. Толковый словарь иностранных слов онлайн foreign. slovaronline.com
Svetlana Parshukova
Instructor of the Department of secondary vocational education Tara Branch of FSBEI HE Omsk SA U, Tara
Advantages of multimedia technologies in foreign language teaching
Abstract. This article describes the didactic possibilities of multimedia technologies in teaching of foreign languages, indicates the advantages and disadvantages of multimedia presentations using.
Keywords: multimedia technology, presentations, educational process, the software.