В 2011 году был издан «Учебник английского языка для курсантов общеобразовательных учреждений МВД России», разработанный преподавателями кафедры. Учебник содержит много творческих, интерактивных заданий, которые составлены таким образом, что курсанты не только выполняют упражнения, но и тренируются в написании писем, резюме, записок, учатся выражать свои мысли, передавать необходи-
мую информацию. Учебник снабжен рисунками, фотографиями, диском с аудиозаписями.
Таким образом, интерактивные методы обучения, применяемые на занятиях по иностранному языку, позволяют научить курсантов активно использовать иностранный язык в будущей профессиональной деятельности и преодолевать когнитивный конфликт в ходе решения речевых задач.
А А А
ЛИТЕРАТУРА
1. Неживлева И. А. Интерактивные методы обучения иностранному языку // http://sociosphera.ucoz. ги/риЫ/ко^егепсп_2011/.
2. Шехтер И. Ю. Эмоционально-смысловой подход к обучению чужого языка. М.,
1993.
3. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика : монография. М., 2008.
4. Гегечкори Л. Ш. Системный подход к обучению языкам взрослых // Методы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1979. Вып. 5.
5. Скорина М. С. Интерактивные методы обучения иностранному языку // ^ www.rusnauka.eom/8._NPE_2007/Philologia/20441.doc.htm.
^ 6. Кашлев С. С. Технология интерактивного обучения. Мн., 2005.
<N1 7. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностран-
«ь ным языкам. М., 2008.
а 8. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам : учебное пособие для преподавателей
8 и студентов. М., 2006.
^ 9. Каримова Я. Г. Инновационные методы преподавания с использованием интерак-
тивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся // Творческая педагогика. 2011. § № 3.
а © Галиева Д. А.
5 он Л. В. НАУРАЗБАЕВА, преподаватель
^ У ДК 3/8.1:811
а кафедры иностранных и русского языков
^ Уфимского юридического института МВД
§ России
о
¥
^ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
| КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ
0
§ Аннотация. В статье рассмотрено использование технических средств, форм
^ и методов обучения иностранных языков. Выделяются и описываются характерные особенности последовательности и построения мультимедийной презентации для
^ развития навыков коммуникативной и профессиональной компетенции у курсантов.
а «
Ключевые слова и словосочетания: информационные технологии, мультимедийная презентация, мультимедийная компетентность, интерактивная доска, дискретность, программная совместимость.
В последнее время все чаще уделяется внимание использованию новых информационных технологий в учебном процессе вуза. Это использование новых технических средств, новых форм и методов обучения, а также новый подход к процессу обучения. Одним из действенных способов организации процесса обучения иностранному языку в вузе является использование мультимедийных презентаций.
Мультимедийная презентация иноязычного материала - это способ предъявления творчески переработанной преподавателем, адаптированной для определенного возраста обучающихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определенной лексико-
грамматической теме. Мультимедийная презентация базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала студентами и проводить занятия на новом уровне.
Применение компьютерных презентаций на занятиях позволяет ввести новый лексический, грамматический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуя принцип наглядности, что способствует более прочному усвоению информации.
К преимуществам мультимедийных презентаций можно отнести:
- использование презентации при помощи интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет наглядно семантизировать новый лексический, грамматический и фонетический материал, а также осуществление опорной поддержки при обучении всем видам речевой деятельности;
- сочетание разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
- комплексность представления информации - возможность управления показом презентации в различном режиме (линейно, с эффектами анимации, с помощью гиперссылок);
- дискретность - смысловая завершенность отдельного слайда или группы слайдов;
- программная совместимость -возможность использовать объекты из других программ;
- использование отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи, цветные и черно-белые фолии и пр.);
- активизация внимания всех присутствующих обучающихся;
- осуществление контроля за ус- ^ воением новых знаний и систематиза- ^ ция изученного материала; ^
- сочетание аудиторной и внеау- ^ диторной самостоятельной работы обучающихся; ^
- экономия учебного времени; ^
- формирование компьютерной ^ мультимедийной компетентности как | преподавателя, так и обучающихся и ц развитие их креативных способностей в а организации учебной работы. |
Использование презентаций воз- а можно на любом этапе занятия. При § изучении новых лексических единиц ^ целесообразно использовать картинки и а фотографии, которые позволяют осуще- а ствить беспереводной метод представ- 2 ления лексики: при изучении граммати- ^ ки, например, анимационно выделить о наиболее сложную или важную информацию. Для закрепления изученного ^ материала возможно представление за- а ранее созданных упражнений. Наличие | электронной доски позволяет препода- ^
вателю вызывать к ней курсантов, которые будут самостоятельно выполнять различные задания. При создании мультимедиа поддержки занятия необходимо четко определить его цели с учетом внедрения ИКТ, которыми могут быть:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения преподавателем нового материала;
- первичное закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний.
Последовательность показа и логика построения презентации зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия обучаемыми, индивидуальности преподавателя.
Мы считаем, что технология непосредственного использования в учебном процессе мультимедийной презентации имеет несколько этапов:
1) подготовительный;
2) преддемонстрационный;
3) демонстрационный;
4) последемонстрационный; ^ 5) рефлексивный.
Подготовительный этап включа-
2 ет в себя отбор необходимого материа-<ч
а ла, анализ и создание преподавателем мультимедийной презентации, а имен-
| но:
^ 1) определение педагогических
Ца задач с помощью создаваемой мульти-
| медийной презентации;
Ц> 2) определение целей и задач
| создания слайдов; § ч
^ 3) потенциальные возможности
® курсантов;
| 4) подбор иллюстраций (рисун-
^ ки, звуки) при использовании мульти-¥
^а медийных возможностей компьютера; Ц 5) продумывание содержания | текстов, исходя из основных требовать ний к мультимедийной презентации; ^ 6) составление сценариев муль-^ тимедийной презентации; ^ 7) применение анимационных и а звуковых эффектов;
8) анализ и оценка готовой презентации согласно требованиям к мультимедийным презентациям.
Преддемонстрационный этап включает проверку понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грамматического материала и формулировку целей и задач для курсантов.
На демонстрационном этапе происходят предъявление нового материала с параллельным комментарием преподавателя, работа над содержанием каждого слайда, «паузированные» упражнения.
Последемонстрационный этап охватывает вопросно-ответные упражнения, подведение курсантами итогов, самостоятельную формулировку правил и повторение лексических единиц.
Рефлексивный этап включает анализ и выводы преподавателя о результативности подготовки и показа мультимедийной презентации, мониторинг.
Таким образом, презентации позволяют воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую и эмоциональную. Мультимедийная презентация представляет собой обширный материал для общения на иностранном языке, то есть дает прекрасную возможность реализовать коммуникативную функцию языка. Следовательно, мультимедийные презентации становятся незаменимыми помощниками в повышении интереса курсантов к изучаемым проблемам.
В заключение отметим, что современные компьютерные технологии используются во всех сферах деятельности человека, поскольку компьютерная грамотность становится одной из составляющих современного понимания образованного человека. Именно поэтому сегодня необходимо уделять серьезное внимание использованию средств новых информационных технологий в обучении иностранному языку.
"к "к "к
ЛИТЕРАТУРА
1. Денисова Ж. А., Денисов М. К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием // Иностранные языки в школе. 2008. № 3.
2. Краснова Г. А., Савченко П. А., Савченко Н. А. Общие подходы к созданию рационального интерфейса обучающих программ // Открытое образование. 2001. № 6. С. 9-11.
3. Коваленко А. В. Роль мультимедийной презентации на занятиях по иностранному языку // Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе : материалы научно-практической конференции. Томск, 2010.
4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. : Педагогика, 2004.
5. Технологии для подготовки успешных презентаций (лекции проф. Керри Чауна) // http://www.uralprojectors.ru/articles/present/choun/p00.shtml.
6. Ястребов Л. И. Создание педагогически эффективных презентаций с помощью программы Microsoft PowerPoint 2002 // http://center.fio.ru/do.
© Науразбаева Л. В.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 796
Д. А. БАКИЕВ, старший преподаватель кафедры физической подготовки Уфимского юридического института МВД России
Г. В. КОШЕВЕЦ, преподаватель кафедры физической подготовки Уфимского юридического института МВД России
ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
МВД РОССИИ
<ч а а
о о
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы воспитания здорового образа жизни у курсантов и слушателей в общеобразовательных учреждениях МВД России и основные элементы, его составляющие: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек и т. д.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание.
Проблема воспитания здорового образа жизни у курсантов и слушателей общеобразовательных учреждений МВД России входит в число важнейших вопросов подготовки подрастающего поколения к службе в ОВД. Интерес к ней определяется первостепенной важ-
ностью здоровья молодого человека, которое сегодня можно определить как критическое. Согласно статистическим данным, сокращение численности населения в России ежегодно составляет до 800 тыс. человек [1]. Снизилась средняя продолжительность жизни. По продол-
«
а
о
^
0 «
¥ а -с а
1
о
^
0 «
1
£
а «
и