УДК 316.723-053.6
ВИДЫ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ, ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
С. С. Колесникова
В рамках молодежной культуры существуют различные образования и явления, представляющие собой альтернативные или вариантные формы общественных или культурных процессов. Иногда они представляют собой своеобразный вызов обществу, стихийный протест против конкретных общественных явлений, поиск иных идеалов.
Элементы неформальных поведенческих установок, которые С. П. Мамонтов называет контркультурой, всегда присутствуют в культуре поколений. Характеризуя это явление, В. В. Гаврилюк пишет, что в истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность [3]. Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже не о субкультурах. Это, скорее, контркультурные тенденции.
По его мнению, в культурологии и социологии понятие "контркультура" имеет, по крайней мере, два значения. Оно используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре.
Это понятие отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., а также отражает отношение к современной культуре и отвергает ее как "культуру отцов".
В западной литературе этот термин отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников [1]. К явлениям субкультуры, или контркультуры, в современной молодежной культуре мы относим неформальное молодежное движение или объединение. Это альтернативные формы культуры, связанные с процессом создания и выработки нового отношения к миру.
Внутри этого процесса роли строго разграничены и иерархичны, что свидетельствует о самостоятельном и неконтролируемом функционировании неформальных объединений молодежи.
По мнению З. В. Сикевич, данный процесс неизбежен, объективен и в силу этого неподвластен контролю. Запретить, уничтожить, прекратить его невозможно [5, с. 76]. Важно понимание этой культуры как социально обусловленной, детерминированной объективными обстоятельствами. Это своеобразная общественно осуществляемая деятельность, источником которой является реально существующая культура, сиюминутный срез социальной действительности. Но этот процесс имеет ярко выраженное негативное отношение к реальной культуре. Особенности современного этапа развития общества в силу различных причин породили деятельность молодежи, направлены на формирование своей собственной культуры, во многом отличаю-
щейся от официальной. Этот процесс основан на отрицании существующей культуры, притом, что новая система ценностей часто еще не выработана, поэтому находит выражение в образной, эмоционально-чувственной форме.
Неформальное молодежное движение существует как стихийный, неуправляемый (государством) процесс, противостоящий существующей социальной ситуации. Возникновение и существование этого явления не сводится лишь к особенностям возрастной психологии, оно связано с целым рядом объективных причин.
В развитом обществе возникновение альтернативных форм культуры неизбежно, оно порождается самим фактом развитых социальных отношений. Этот процесс абсолютно здоровый и нормальный. Культура любого общества, а демократического в особенности, должна впитывать, ассимилировать, переосмысливать эти ответвления. Попытки запретить, уничтожить порождают наиболее уродливые формы, например протестные, агрессивные, фашиствующие группы. В целом же альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур [5, 29].
Поскольку культура представляет собой самораз-вивающуюся систему, она выталкивает из себя, оставляет в прошлом все отжившее, сдерживающее ее развитие и одновременно вбирает, осваивает новые прогрессивные, перспективные формы и явления.
В социально-психологическом плане контркультура демонстрирует извечный конфликт «отцов» и «детей». Его острота представляется состоянием общества, а также степенью несоответствия идеалов и реальности жизни. В основе конфликта - переоценка ценностей молодежью.
По результатам исследований, высшими ценностями для нее являются любовь и дружба, а не деньги и материальные ценности.
Молодежь, как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Максимум ее интересов и запросов не может удовлетворить официально существующая система социокультурных институтов.
Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях.
Представим характеристику отдельных субкультур.
Хиппи. Социальный состав хиппи неоднороден, но, в первую очередь, это творческая молодежь: начинающие поэты, художники, музыканты.
Внешний вид, форма одежды: независимо от пола - длинные волосы, причесанные на прямой пробор, особая лента вокруг головы («хайратник» от англ. Hair - волосы), на руках - «фенечки», т. е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего сделанные из бисера, дерева или кожи, часто несоразмерно большой вязаный свитер, украшенный бисером или вышивкой джинсовый мешочек на шее для хранения денег и документов («ксивник»: от ксива
- документ, воровской жаргон), цвет одежды в основном светлый (опытные хиппи никогда не носят черного), но не броский. Последнее поколение хиппи отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Музыкальный стиль: из западной музыки хиппи предпочитают психоделический рок, любят группу «Doors». Среди российских исполнителей высоко копируется Борис Гребенщиков. Язык, жаргон: большое количество английских заимствований, таких как «болт» - бутылка, «вайн» - вино, «флэт»
- квартира, «хайр» - волосы, «пипл» - люди (распространенные обращения: «человек», «люди»), «рингушник» - записная книжка (от англ. Ring -звонок). Кроме того, характерно частое использование уменьшительных суффиксов и слов, не имеющих аналогов в литературном языке для обозначения специфических понятий, свойственных только хиппи (например уже упоминавшиеся «фенечка», «ксивник» и т. п.). Развлечения: из алкогольных напитков хиппи предпочитают вина и портвейны. Замечено частое использование наркотиков (обычно легких). Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями. Хиппи не воинственны, они, как правило, пацифисты. Одним из первых был лозунг «Make love, not war». (Занимайся любовью, а не войной). Идеология: сами хиппи часто выражают ее словами: «Мир, дружба, жвачка». Типично пренебрежение к материальным ценностям, таким как деньги и дорогие вещи; наблюдалось искреннее возмущение хиппи при попытке кем-то приобрести дорогие вещи вместо дешевых. Популярные восточные религии и учения, среди которых можно выделить движение растоманов, почитателей культа Джа. Места встреч: в первой половине 90-х годов излюбленным местом тусовки хиппи в Москве был Гоголевский бульвар («Гоголя»). Сейчас либо единственного места нет, либо автору оно не известно.
В молодежной культуре 90 гг. появились тол-киенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Толкиени-сты и вообще ролевики (любители ролевых игр) изначально были частью субкультуры хиппи, но в последнее время их движение настолько разрослось, что в свои ряды они начали включать многих не-хиппи. Толкиенисты - поклонники известного английского филолога и писателя Джона Рональда Руэла Толкиена (на сленге толкиенистов - Профессор), он родился в 1892, а умер в 1973 г. Книги Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец», «Сильмари-он» и другие относятся к жанру fantasy - сказочной фантастики. Толкиен создал в своих произведениях
волшебный мир Средиземье, населенный чудесными существами, одни из которых были заимствованы им из фольклора различных народов мира (эльфы, тролли, гномы и т. д.), другие - выдуманы писателем (например хоббиты, гибрид человека и кролика), каждый со своей историей, географией и даже зачатками своего языка (скажем, эльфийского). Тол-киенисты вживаются в этот мир, воображая себя его жителями. Отсюда необычные модели поведения в обыденной жизни. Так, толкиенист, считающий себя эльфом, старается вести себя подобно тому, как, по его мнению, поступил бы настоящий эльф. Во время игр («хичек» на толкиенистском жаргоне) группа молодых людей выезжает в лес, где, распределив роли, разыгрывает сценки из произведений Толкие-на. Внутри себя движение подразделяется на два напряжения: представители первого предпочитают разыгрывать сценки из книги, ничего не меняя в сюжете, сторонники другого берут лишь установочные данные (имена и характеры героев, время, место и цели действия) и проводят настоящее состязание, напомиющее пионерскую игру «Зарница», где нужно хорошо бегать, прыгать, плавать, драться на мечах, ориентироваться на местности.
Можно констатировать, что субкультура тол-киенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.
Панки (от англ. Punk - отбросы, гнилье, что-то ненужное) в какой-то степени являются антагонистами хиппи, при том, что имеют с ними много сходного. Социальный состав: в отличие от элитарных хиппи большинство панков - дети рабочих районов, хотя, разумеется, встречаются исключения. Внешний вид, форма одежды: стандартной панковской прической считался «ирокез» - полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове, но распространены также бритые полголовы с длинными волосами и даже просто выбритые виски при длинных волосах. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Часто можно видеть панка в джинсах, где полоски ткани чередуются с дырами, закрепленными булавками и цепочками (вообще, любовь панков к английским булавкам чрезвычайно велика, они их вставляют повсюду - в куртки, майки, джинсы и даже в уши). Из обуви панки носят в основном высокие армейские ботинки. Музыкальный стиль: основоположником панк-культуры считается английская группа «Sex pistols». Кроме нее, в почте «Ramones» и «Dead Kenedies». В середине 80-х появилась группа «Exployted», которая играла жесткий панк, получивший название «хард-рок» и ставший самостоятельным музыкальным стилем. В России яркими представителями панка являются сибирские коллективы (самый известный - «Гражданская оборона», поклонники которого выделились в самостоятельное поддвижение - панки-летовцы, по имени основателя коллектива Егора Летова).
Язык, жаргон: характерно употребление слов из воровского жаргона («маза», «хавать», «лабать») и маргинальное употребление «умных» слов («параллельно» - в значении «все равно», «сугубо» - в значении «безразлично»). Развлечения: в отличие о хиппи панки из алкогольных напитков предпочита-
ют водку, охотно употребляют наркотики. Интересно еще одно развлечение - «ходить по ништя-кам», т. е. доедать остатки пищи, недоеденной кем-то, подбирать и докуривать сигаретные бычки. Идеология панков довольно близка к хипповской во всем, что касается пренебрежения материальными ценностями, однако, если идею хиппи выразить как «зачем деньги, мир и так бесконечно прекрасен». В отличие от хиппи, панки довольно агрессивны, по политическим пристрастиям считаются анархистами (с легкой руки «Sex pistols», написавший культовую для панков пенсию «Anarchy in the UK»). Места встреч: в начале и середине 90-х годов основными местами в Москве была Пушкинская площадь и рок-магазин «Давай-давай».
Чрезвычайно близок к хард-року (жесткому панку) музыкальный стиль «ой», любимая музыка не так давно появившихся в Москве скинхедов, или скинов (от англ. Skin head - бритоголовый, букв. кожа-голова). Внешний вид: соответственно своему самоназванию скины выделяются прежде всего начисто выбритой головой. Стандартной одеждой скина являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и другая куртка («бомбер»). Идеология: практически все российские скины исповедуют крайне агрессивный национализм и расизм. Идеальный режим - немецкий национал-социализм. На западе существуют «шарпы», «шарп-скинз» (от англ. Sharp - острый, резкий), выступающие под лозунгом «скины против расовых предрассудков» и являющиеся крайне левой, прокоммунистической эксперемистской организацией, также «гей-скинз» (от англ. Gay - гомосексуалист), хотя обычные скины ненавидят сексуальные меньшинства еще больше, чем расовые. Развлечения: частым развлечением скинов являются драки с неграми в окрестностях Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, а также избиение представителей других национальных и расовых меньшинств, где бы те ни встретились. Кроме того, большинство скинов, особенно молодые («пионеры»), - фанаты какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Они объединены в группировки и часто посещают матчи любимой команды, где устраивают драки с фанатами других клубов. Самые известные в Москве фанатские группы: «Flint's crew» и «Gladiators» (Спартак), «Red Blue Warrions» (ЦСКА), «Blue White Dinamite» (Динамо), а в Санкт-Петербурге - «Невский фронт».
Одной из самых «суровых» субкультур, как у нас, так на Западе, всегда считались байкеры (от англ. разг. Bike - велосипед, мотоцикл), которых, с легкой руки советской пропаганды часто называли рокерами. Однако рокерами себя считают практически все поклонники рока - панки, металлисты и многие другие. Посему данное определение нельзя считать корректным. Внешний вид: достаточно широко тиражировался советскими фильмами, изображающими развращенный Запад. В таком виде он и пришел в Россию, где претерпел значительные изменения: длинные волосы, зачесанные назад, и, как правило, завязанные в хвост, платок на голове
(«бандан», «бандана» или даже «банданно»), борода, кожаная куртка с косыми молниями («косуха»), кожаные штаны, ковбойские сапоги («казаки»). Музыкальный стиль: тяжелый рок. Вообще, байкеры отличаются довольно большим разнообразием музыкальных пристрастий, что заметно хотя бы по ежегодно проводящемуся в Подмосковье байк-шоу, где выступают совершенно не похожие друг на друга исполнители: Гарик Сукачев и группа «Мальчишник», «Тайм-Аут» и «IFK». Язык, жаргон: кроме слов, обозначающих специфические понятия, относящиеся к мотоциклу или «прикиду», иной специфики язык байкеров не имеет, кроме, может быть, значительных вкраплений нецензурной лексики. Идеология: основное понятие в идеологии байкеров - мотоцикл. Весь мир делится на тех, кто передвигается на нем, и на тех, кто предпочитает любой другой способ, причем вторые никакого интереса к себе у байкеров не вызывают. Места встреч: байкеры делятся на членов какого-либо мотоклуба и на одиночек. Из всех мотоклубов самым известным, бесспорно, является «Ночные Волки» (лидер по прозвищу «Хирург»). Каждый год летом в течение нескольких дней проводится байк-шоу, которое могут посещать все байкеры, демонстрирующие искусство «верховой езды».
По внешним признакам к байкерам близки металлисты, или металлеры, наверное, самая известная из нынешних молодежных субкультур (сами металлисты протестуют против данного термина, считая его, как и название музыкального стиля, «металлом»). По их мнению, существуют как минимум три основных направления «металла» (на самом деле гораздо больше): трэш, дум и дэд (от англ. thrash -бить, doom - рок, судьба и dead - мертвеец соответственно) и, следовательно, трэшеры, думеры и дэд-металлисты. Внешний вид: фактически такой же, как у байкеров. Из всех цветов предпочтение отдается черному. Для металлистов конца 80-х - начала 90-х характерно наличие в одежде большого количества металлических заклепок и цепей, сейчас же так одеваются в основном «пионеры». Идеология: из всех движений металлисты наименее идеологичны. В чем-то они близки к панкам, но без презрения к материальным ценностям. Места встреч: основное место в Москве - «труба», подземный переход от метро «Арабская» к ресторану «Прага», где, вплоть до середины 1996 г., каждый выходной день устраивались концерты тяжёлой музыки.
Практически совсем исчезли как масштабное явление такие субкультурные движения, как алисо-маны и киноманы (многочисленные в начале 90-х группы любителей «Алисы» и «Кино»). Бум Виктора Цоя. Сразу же после этого один из арбатских переулков был негласно переименован фанатами в переулок Виктора Цоя, а стена около него стала излюбленным местом тусовок. Во внешнем облике преобладает черная одежда, а на ней значок с изображением Цоя. Алисоманы (самоназвание «армия Алисы») состояли из подростков, «разочаровавшихся в жизни» и находивших утешение только в зажигательных песнях любимых артистов. Основной тезис бытия алисоманов можно выразить так: «Мы лучше всех, но нас никто не понимает».
|| Вестник КемГУ
Довольно активно культивировался суицид как выход из духовного тупика.
Молодежная субкультура индеанисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индеанисты - нечто среднее между клубом американских индейцев и религиозномистическим. При всей «этнографической» атрибутике индеанистской субкультуры ценности ее -коллективизм (общинность), экологизм, космизм -перекликаются с традиционными российскими ценностями.
Хакеры (компьютерные фанаты) - молодежная субкультура, находящаяся в процессе формирования. Численность хакеров пока незначительна - в основном это студенты технических университетов, старшеклассники школ с физикоматематическом уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все компьютерные фанаты осознают себя общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем. Вероятно, это дело будущего.
Футбольные болельщики. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Футбольные фанаты -сложное по организации сообщество. Среди фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт» и др. Группировка, удерживающая контроль над всем сообществом, - «Правые». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция - заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т. д.), но также и командовать «военными действиями» - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками, нередко уже на вокзальной площади. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых».
Субкультура сатанистов. Еще в 80 гг. от субкультуры хэвиметалистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. К середине 90 гг. уже можно говорить о формировании в России сатанистской субкультуры. Время от времени в процессе появляются интервью с лидерами сатанистов; последние, разумеется, пытаются отрицать или затушевать антиобщественный и античеловеческий характер ритуалов и ценностей сатанизма.
Субкультура рэйва (от англ. Rave - бред, бессвязная речь) возникает в США и Великобритании. В России распространяется с 1990 - 1991 гг. В музыкальном отношении стиль рэйв - преемник стилей техно и эйсидхауса. Неотъемлемая часть рэй-верского стиля жизни - ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами ла-
зеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик). Базовые ценности, лежащие в основе данной субкультуры: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде... Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи
- ключевые фигуры рейв-субкультуры - высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.
Среди относительно недавно появившихся в России субкультур следует отметить: роллеров, рэпперов и скейтбордистов.
Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок, также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. Идеология роллеров сходна с байкерской, с той разницей, что мотоцикл заменен роликами. В основном роллеры -школьники старших классов (13 - 16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. Интересно, что рол-лерские компании возглавляются девушками. Роллеры, как правило, - дети из обеспеченных семей, что обусловлено, вероятно, не в последнюю очередь, ценой роликов - от 50 до 150 долларов и выше.
Субкультура скейтбордистов, любителей езды на скейтборде (доске на колесах). Идеология и внешний вид схожи с роллеровскими.
Субкультура рэппа. Рэпп - это музыка черных американцев. Российские реперы одеваются как черные американские реперы (в основном спортивный стиль с преобладанием ярких цветов), заимствуют у них многие слова и даже иногда делают себе прически, свойственные только афроамериканцам. Субкультура рэппа во многом пересекается с субкультурами роллеров и скейтбордистов, так как многие роллеры и скейтбордисты слушают рэпп, а рэпперы катаются на роликах и скейтбордах.
Литература
1. Ваниянц, Д. Ю. Социокультурные ценности современной российской молодежи: автореф. . канд. социол. наук // Д. Ю. Ваниянц. - Ставрополь, 2001.
2. Волков, Ю. Г. Социология молодежи // Ю. Г. Волков, В. И. Добренков и др. - 2001. - С. 163
- 165.
3. Гаврилюк, В. В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Социологические исследования. - 2000. - № 12. -С. 96 - 114.
4. Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России / В. А. Луков. - 2002.
5. Сикевич, З. В. Молодежная культура: «за» и «против» / З. В. Сикевич. - М., 1990.