Научная статья на тему 'Молодежные субкультуры: социально-философский феномен'

Молодежные субкультуры: социально-философский феномен Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11944
769
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / СУБКУЛЬТУРА / ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беляева Ксения Андреевна

В статье рассматривается молодёжная субкультура как результат социально-культурной деятельности молодёжи, которая для реализации своего творческого потенциала или выражения протеста против существующего социального порядка формирует особые группы сверстников. Каждая субкультура имеет свои нормы и ценности, правила поведения, стиль одежды и музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежные субкультуры: социально-философский феномен»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бородкин Л.И. «Порядок из хаоса»: концепции синергетики в методологии исторических исследований. URL: http://www.hist.msu.ru/Labs/HisLab/html/chaos.htm

2. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991. № 6.

3. Гайденко П.П. Мартин Хайдеггер: изначальная временность как бытийное основание экзистенции // Вопросы философии. 2006. № 3.

4. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат. 1991. 367 с.

5. Делокаров К.Х. Системная парадигма современной науки и синергетика // Общественные науки и современность. 2000. № 6.

6. Делокаров К.Х. Рационализм и социосинергетика // Общественные науки и современность. 1997. № 1.

7. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ. 2009. 317 с.

8. Спиркин А.Г. Философия. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/59.php

9. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10.

10. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992. № 6.

К.А. Беляева

МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН

Субкультура - система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) - понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Под субкультурой понимают также совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (делинквентная подкультура); особая форма организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами (М. Брейк, Р. Швендтер); трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску [2]. Для современного общества, которое основано на социальной стратификации и разделении труда, характерно наличие многообразных субкультур, находящихся в различных отношениях друг с другом.

Активное изучение субкультур началось в 60-х годах ХХ века в таких областях научного знания, как философия, социология, психология, педагогика, культурология, история и др. Исследователи выявляют различную этиологию возникновения субкультур, а так же их особенности. Так, Д. Даунс различает субкультуры, возникающие как позитивная реакция на социальные и культурные потребности общества (профессиональные субкультуры), и субкультуры, являющиеся негативной реакцией на существующую социальную структуру и господствующую в обществе культуру (делинквентные и некоторые молодежные субкультуры) [3]. Поскольку молодежь является неотъемлемой частью общества, её деятельность отражается на социуме в целом. Учитывая вышесказанное, исследователи обратились к изучению молодежных субкультур, под которыми понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов [1].

Молодежь развивает собственную культуру, в частности, создает свой жаргонный язык, моду, музыку, нравственный климат. Нередко она оказывается более богатой, нежели культура взрослых. Ее особенности объясняются, с одной стороны, избытком жизненной энергии, богатством воображения у молодежи, а с другой - отсутствием у большинства экономической и социальной самостоятельности.

Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. Представители данной группы счи-

тают себя свободными людьми, независимыми от родителей и общества [2]. Выделим некоторые причины, вызывающие к жизни субкультуры:

1) нездоровый психологический, идейно-нравственный климат в семьях нередко выталкивает молодых людей «на улицу» в поисках работы, сочувствия, взаимопонимания. Часто в семьях в силу занятости родителей на работе все общение, необходимое детям и подросткам, сводится к запискам-приказам или телефонным разговорам. Подлинные человеческие ценности (нравственные, эстетические, социальные) при таких отношениях трудно привить, а во многих учебных заведениях нравственное, трудовое, эстетическое воспитание осуществляется формально;

2) состояние общественного сознания, способы его формирования. В первую очередь сюда следует отнести многочисленные публикации, авторы которых фактически стоят на позициях сплошного отрицания, а не объективного анализа, конструктивной критики.

Представителями молодежных субкультур чаще всего являются молодые люди в возрасте от 15-16 до 21-22 лет. Данные возрастные рамки условны и связаны с нормами, ценностями и индивидуальными особенностями каждого члена группы.

Особенности молодежных субкультур в России определяются тремя основными факторами:

1. Социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16-30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2 %, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9 %. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7 % [4]. Следующие два года отмечался некоторый экономический подъем, но видимых изменений не наблюдалось. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

2. Особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии. Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

3. Аномия в российском обществе в Дюркгеймовом смысле, т. е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений [8].

На уровне досуговой самореализации субкультуру в молодежной среде отличают следующие черты:

1) преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге - «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2) «вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.

3) приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4) Слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе). Суть ценностей молодежи одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов, для которых характерно девиантное поведение и криминогенный стиль общения.

5) внеинституциональная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения - наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых телевизионных передач отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались на уровне референтной группы -наиболее эффективного культурного коммуникатора.

6) отсутствие этнокультурной самоидентификации. Эта тенденция, в высокой мере отличающая прежде всего русскую молодежь, обусловлена не только вестернизацией массового молодежного сознания, но и характером гуманитарной социализации в ее институциональных формах. Интериоризация норм и ценностей, проходящая именно в этот возрастной период, базируется либо на традиционно советской, либо западной модели воспитания, в любом случае - вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии [1].

По мнению В.Я. Суртаева, состояние молодежной субкультуры обусловлено следующими факторами:

системный кризис, затронувший социальную структуру российского общества с началом перестройки и переходом к рыночной экономике, способствовал смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Возникшая на уровне массового сознания конкуренция советских, либерально-демократических и так называемых «западных» ценностей стала одной из причин специфического характера культурной самореализации молодых россиян;

• коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также отразились на специфике формировании системы установок, ориентации и культурных идеалов российской молодежи;

сокращение программы гуманитарной социализации молодого поколения, подготовка узкоспециализированных профессиональных работников по западному образцу в немалой степени способствовали формированию специфической молодежной субкультуры в различных профессиональных группах российского молодого поколения; преодоление социального отчуждения в группе сверстников. В подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обучловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом;

влияние особенностей поколения на молодежную субкультуру, при этом отчетливо выделяется проявление молодежных форм сознания и поведения [5].

Среди современных молодёжных субкультур выделяют следующие:

а) по социально-правовому признаку:

- просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды);

- социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты);

- асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

б) по направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

- увлечение современной молодежной музыкой;

- устремление к правопорядковой деятельности;

- активно занимающиеся определенными видами спорта;

- околоспортивные - различные фанаты;

- философско-мистические;

- защитники окружающей среды.

Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологию молодежных субкультур:

- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры);

- гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);

- криминальные («гопники», «люберы»);

- анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, лю-беры и даже нацисты;

с социальной позицией - экокультурные;

с образом жизни - «системники» и их многочисленные ответвления;

с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Кроме того, субкультуры можно разделить следующим образом:

■ связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура;

■ отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;

■ связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит - байкеры, байкеры;

■ связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;

■ связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзеры, те же геймеры;

■ враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, лю-

беры, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты;

■ религиозные объединения: сатанисты, сектанты, кришнаиты, индианисты;

■ группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы;

■ элита: мажоры, рейверы;

■ антикварные субкультуры: битники, роккабильшики;

■ субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки;

■ социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Расскажем подробнее о некоторых видах субкультур.

Рокеры - понятие, которое служило для определения молодежи в Британии в шестидесятых годах прошлого века. Представители данной субкультуры позволяли себе весьма непочтительно рассекать по дорогам на мотоциклах. Рокеры стали понятием, противопоставляемым модам - их же ровесникам, только использующим в виде транспорта скутеры.

Хиппи - это специфическая субкультура, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века, которая быстро распространилась по всем странам мира, и практически исчезла к середине семидесятых. В оригинале хиппи были частью молодежного движения, состоявшего практически полностью из белых тинейджеров и довольно юных взрослых в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти лет, которые унаследовали культурный бунт от богемы и битников. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Они сделали популярными и осветили практически неизвестные на тот момент аспекты религий, отличных от иудаизма и христианства. Хиппи буквально протолкнули сексуальную революцию; они поощряли употребление психоделических наркотиков с целью расширить человеческое сознание. Хиппи создавали своеобразные коммуны, где и культивировались их ценности.

Скинхэды - получили свое название по своему внешнему виду: а именно шарообразным или бритым головам. Это представители субкультуры рабочего класса, которая была основана в Великобритании в шестидесятых годах прошлого века. Существенное влияние на них оказали руд-бойз Вест-Индии и моды Объединенного Королевства. В последние десятилетия культура скинхэ-дов распространилась по всей Европе, Северной Америке и другим континентам. По своим политическим воззрениям скинхэды колеблются от ультралевых до антифашистов, включая все, что находится между ними. Бывают скинхэды и аполитичными. Их внешний вид также может отличаться от более милого, взятого у модов шестидесятых годов, до стилей в духе стрит-панка и хардкора.

Готы - это современное течение, которое свойственно многим странам. Зародилось оно в Великобритании в начале восьмидесятых годов прошлого века на фоне популярности готик-рока -ответвление одного из жанров постпанка. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и продолжает расти и развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком. Сама по себе готическая музыка объединяет множество стилей. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах в музыке и внешнем виде. Стиль одежды внутри субкультуры может варьироваться от панковского до средневекового, кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи или ренессанса. Иногда все эти стили собираются в одну гремучую смесь, оформленную в черных тонах, равно как цвет волос и грим.

Панк - это субкультура, основой которой является музыкальное пристрастие к панк-року. С момента отделения от более широкого направления рок-н-ролла в середине-конце семидесятых годов, движение панк распространилось по всему земному шару и начало развиваться в великом множестве форм. Любая субкультура возникает только на руинах предыдущего течения, так в семидесятых годах произошло и с пересменкой хиппи-панк. Трогательные, почти воздушные, идеалы хиппи были сметены безудержной энергией разрушения, представленной панком. Культура панка отличается своим собственным стилем музыки, идеологией и модой. Она нашла свое отражение в изобразительном искусстве, танце, литературе и кино. Сам по себе панк состоит из множества более мелких субкультур, таких как стрит-панк, тяжелый панк и другие. Панк поддержива-

ет тесную взаимосвязь с другими субкультурами, такими как готика и психобилити; сторонники этого движения выступают против коммерциализации, которая является одним из основных механизмов капитализма.

Гламур - одна из самых спорных субкультур. Дело в том, что именно в субкультуру у нас это течение оформилось совершенно недавно, хотя до того присутствовало во всем, что связано с клубной и светской жизнью. Энциклопедии до сих пор не дают определения этому слову как культурному течению, хотя оно уже вовсю активизировалось с началом нового тысячелетия. Приставку «глэм» получили практически все музыкальные направления: глэм-готик, глэм-гараж, глэм-рок и даже глэм-панк. В мировой культуре, например в Великобритании, возникновение гламурной субкультуры датируется еще семидесятыми-восьмидесятыми годами, но ввиду некоторых обстоятельств продолжительное время оно находилось в подполье.

Таким образом, молодёжную субкультуру следует рассматривать как результат социально-культурной деятельности молодёжи, которая для реализации своего творческого потенциала или выражения протеста против существующего социального порядка формирует особые группы сверстников. Каждая субкультура имеет свои нормы и ценности, правила поведения, стиль одежды и музыки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: учеб. пособие / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 576 с.

2. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? М.: Мысль, 1990. 269 с.

3. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. 896 с.

4. Российский статистический ежегодник 2001: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001. С. 189

5. Суртаев В.Я. Молодежная культура. СПб.: Питер, 1999. 430 с.

6. Электронный ресурс. URL: http://letopisi.ru.

7. Электронный ресурс. URL: http://planetadisser.com/see/dis_74605.html.

8. Электронный ресурс. URL: http://psyfactor.org/lib/subkult.htm.

В.В. Богданов

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОЕКТА «ИСТОРИЯ ПАМЯТИ»*

«История памяти» является тем лингвистическим конструктом, который привлекает к себе интерес всё большего числа исследователей как философских, так и специализированных обществоведческих дисциплин. Предполагая, что столь широкий спектр исследовательских предпочтений, целей и практик не может случайным образом сходиться в одном проблемном поле, представляется необходимым попытаться выявить основания этого совпадения. Кроме того, отмечается наиболее устойчивое обращение к проблематике «истории памяти» специалистов историографии, социологии и философской антропологии. В связи с чем, эволюция интереса к этой проблематике представителей названных отраслей знания должна быть исследована в приоритетном порядке.

Начнем с кочующих из статьи в статью (без принципиальной предметной привязки) конвенций. Начальный этап обсуждения проблематики «истории памяти» относят к первой четверти 20 века. Сопутствующими обстоятельствами этого интереса называют, во-первых, внимание к исследованию времени в отношении ментальных процессов в философии, благодаря А. Бергсону и

Исследование, в рамках которого написана данная статья, выполнено при финансовой поддержке Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009-2010) Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект РНП.2.1.3.4842 «Методологические и логико-семантические основы исследования социального противоречия и переходных периодов развития современного российского общества». Научный руководитель проекта - доктор философских наук, профессор В.В. Попов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.