Научная статья на тему 'Молодежные неформальные движения как часть современного общества'

Молодежные неформальные движения как часть современного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
5814
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / СУБКУЛЬТУРА / КОНТРКУЛЬТУРА / CULTURE / YOUTH / NON-FORMAL MOVEMENTS / SUBCULTURE / COUNTERCULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Эррера Лариса Михайловна, Прокофьева Юлия Викторовна

На основе культурного критерия предложен вариант типологизации молодежных неформальных движений. Систематизированы социальнокультурные, психологические и поведенческие установки, присущие основным молодежным субкультурам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth Non-Formal Movements as a Part of the Modern Society

A variant of typology of nonformal youth movements is proposed on the basis of cultural criteria. Sociocultural, psychological and behavioral attitudes inherent in the basic youth subcultures are systematized.

Текст научной работы на тему «Молодежные неформальные движения как часть современного общества»

L.M. Errera, Yu.V. Prokofieva Youth Non-Formal Movements as a Part of the Modern Society

A variant of typology of non-formal youth movements is proposed on the basis of cultural criteria. Sociocultural, psychological and behavioral attitudes inherent in the basic youth subcultures are systematized.

Key words and word-combinations: culture, youth, non-formal movements, subculture, counterculture.

На основе культурного критерия предложен вариант типологизации молодежных неформальных движений. Систематизированы социальнокультурные, психологические и поведенческие установки, присущие основным молодежным субкультурам.

Ключевые слова и словосочетания: культура, молодежь, неформальные движения, субкультура, контркультура.

УДК 316.723 ББК 71.05

Л.М. Эррера, Ю.В. Прокофьева

МОЛОДЕЖНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ КАК ЧАСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

^5обществе постоянно происходит трансмиссия культуры от поколения к поколению, и в этом общем процессе можно выделить частные субпроцессы. По мере усложнения и обогащения культуры объем передаваемых знаний, умений и навыков увеличивается, а сами формы их передачи дифференцируются и специализируются.

В современном мире подготовка молодежи к реальной жизни зачастую отделяется от практического участия в ней, поскольку все большую роль приобретает систематическое теоретическое обучение, которое практически не связано с производительным трудом. На этом фоне множатся методы социализации молодежи, создаются предпосылки для формирования многогранной творческой личности. Определенным интегрированным результатом становится молодежная культура - одно из самых сложных явлений современного социума [1, с. 12].

Под культурой в целом обычно понимают характерные для какого-либо общества систему ценностей, поведенческих установок, особую ментальность, что и находит свое воплощение в образе жизни данного социума. Сама по себе культура неоднородна и полна противоречий. Обычно человек не в состоянии воспринять культуру во всем ее многообразии, так как обитает лишь в определенном ее пласте и зачастую негативно воспринимает иные. По этой причине спе-

циалисты из общего понятия «культура» выделяют такие самостоятельные ее проявления, как субкультура и контркультура.

Внутри различных социальных и демографических общностей рождаются специфические культурные феномены, которые закрепляются в определенной системе ценностей, жизненных установок, поведенческом стиле, языке, имидже, сознании. Эти феномены называют субкультурами.

Субкультурные пласты достаточно автономны и не стремятся заменить собой господствующую культуру. Субкультура содержит в себе социально-культурные признаки (атрибуты, ритуалы, поведенческие коды) определенной изоляции от иного культурного слоя, но в целом находится в рамках общепризнанной культурной модели, чем и отмечается от контркультуры.

Значение понятия «контркультура» в современной культурологии двояко: во-первых, оно используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам официальной культуры; во-вторых - отождествляется с западной молодежной субкультурой 1960-х годов, проявившейся в бурном протесте против господствующих ценностей и неприятии «культуры отцов» [2, с. 56-64].

Обращаясь к предмету нашего исследования, следует отметить, что «суб»- и «контркультурность» - это отличительные черты молодежной культуры, наиболее ярко проявляющиеся с среде так называемых неформальных молодежных движений.

Предложенные исследователями классификации этих образований [3, с. 33] показывают чрезвычайную неоднородность по их социальной, политической и психологической составляющим. Специалисты классифицируют неформальные движения молодежи чаще всего на основе экспертной оценки содержания и характера их деятельности. Представляется продуктивным дополнить устоявшиеся подходы типологией, базирующейся на культурных (суб- или контркультурных) проявлениях молодежной «неформальности».

По причине многообразия существующих и постоянного возникновения новых молодежных неформальных движений охватить в научных целях их все или большую часть не представляется возможным. Но основные неформальные объединения российской молодежи достаточно хорошо известны и в своей совокупности представляются вполне репрезентативными [3, с. 27-43]. На их фактологической основе предлагается выделить следующие:

1) группы молодежи, в той или иной мере образованные на основе музыкальных пристрастий (металлисты, готы, эмо, панки, рокеры, рэперы);

2) художественно-имиджевые объединения (фрики, фурри, ролевики, тол-киенисты, граффитчики);

3) сектантские образования (сатанисты, культовые группы, молодежные секты);

4) криминогенные группы (скинхеды, гопники, фанаты);

5) философско-мировоззренческие объединения (хиппи, стрит-эйдж, растафари).

Указанные неформальные молодежные группировки можно подразделить на «субкультурные» и «контркультурные» молодежные объединения. Предложенный массив для наглядности можно представить в виде таблицы.

Молодежные неформальные движения

«Субкультурные» молодежные объединения «Контркультурные» молодежные объединения

Музыкально ориентированные Художественно- имиджевые Философско- мировоззренческие Криминогенные Сектантские

готы эмо альтернативщики транскультура панки металлисты рейверы граффитчики фрики фурри ролевики толкиенисты стрит-эйдж хиппи растафари гопники скинхеды фанаты сатанисты

Каждое из неформальных молодежных объединений характеризуется наличием установленных внутри них культурных норм и правил поведения; для каждой группировки характерны культурные образцы, репрезентирующие ее как коллективное целое [4, с. 54-56].

Готы. Слушают направленную на самосозерцание готическую музыку, выросшую из постпанка; одеты в черные одежды с элементами эстетики смерти и мистическими символами. Считаются «печальными романтиками».

Эмо (сокращение от «эмоциональный»). Название появилось, когда в 1985 г. американские музыкальные группы стали искать новое звучание, в результате чего было выбрано «эмоциональное направление», когда в качестве фирменных знаков используются крики, стенания и пронзительное гитарное соло. На Западе это направление стало популярно в 1990-х годах. Основными цветами в имидже приверженцев эмо считается черный (демонстрация депрессии) и розовый (проявление торжества жизни). Эмо ценят хрупкость внутреннего мира и индивидуальность, не стесняются проявлять свою эмоциональность. В то же время они инфантильны, а их социальной установкой является демонстративный отказ жить по правилам капитализма.

Альтернативщики. Название этого направления связано с «альтернативной», то есть иной, не имеющей четких границ жанра, не «мэйнстримовой» музыкой. Субкультура возникла в начале 1980-х годов за рубежом и впоследствии в 1990-х годах - была занесена в Россию. Сообщество альтернативщиков сформировалось посредством смешения части металлистов, панков и рэперов. Оно не структурировано и не имеет каких-либо организационных принципов, так как изначально базируется не на идее, а на музыке. Внешний вид его членов зависит от возраста и среды общения, но обычно это молодые люди с волосами, закрывающими уши и заплетенными в дреды, в черной одежде, с пирсингом на лице и «тоннелями» в мочках ушей. Некоторые предпочитают спортивную одежду популярных брендов. Среди альтернативщиков популярны татуировки и алкоголь, но это зависит от личных пристрастий.

Транскультурщики. В этой субкультуре используется современная компьютерная музыка, имитирующая звуки ударной установки. В ее основе лежат индийские мотивы, они же присутствуют в антуражном оформлении и дизайне, (флюоресцентные краски, запахи). Основателем современной транскультуры

считается Гоа Гилл, проживающий на Гоа. Его поклонники - в основном люди от 15 до 30 лет, по большей части интеллектуально развитые с разносторонними интересами. Использование громкой, ритмичной музыки у костра или горящих факелов, вдыхание благовоний призваны способствовать введению приверженцев культуры в состояние транса. На это же нацелено и употребление ими наркотиков.

Панки (англ. - «отбросы, гнилье»). Основоположником музыкального направления панк-рока считается английская группа «Sex pistols». Сторонники неформального движения панков выделяются неопрятным внешним видом. Опознавательные знаки - ирокез, выбритая половина головы или выбритые виски. На одежде, напоминающей лохмотья, как правило, приколото множество булавок. Из обуви панки предпочитают высокие армейские ботинки. По политическим пристрастиям считаются анархистами.

Металлисты. Одно из самых многочисленных молодежных направлений. Слово «металлист» в значении «поклонник определенного музыкального стиля» вошло в обиход в конце 1980-х годов. Объединение возникло на основе комбинации музыкальных форм, ориентированных на студенчество и рабочую молодежь. И содержательно и стилистически хэви металл совместил музыкальные культуры хиппи и рокеров. Металлисты пропагандировали возврат к корням, к чистому року с поправкой на новую аппаратуру и развитие звука. Они небрежно относились к ценностям внешнего мира и предпочитали «хорошо проводить время». В отличие от субкультур готов и панков, субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена только вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые особенности мировоззрения, типичные для значительной части металлистов. Субкультура для них служит средством эскапизма, отчуждения от «серой реальности», формой молодежного протеста. Тексты песен групп хеви-метал пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности».

Рейверы (англ. - «бредить, бред, бессвязная речь»). Приверженцы этого движения являются завсегдатаями ночных клубов и ведут «тусовочный» образ жизни. Внешне они выделяются яркими синтетическими одеждами, демонстративно крашеными волосами. В своих жизненных установках они ориентируются на кумиров-музыкантов, зачастую копируя их.

Граффитчики (райтеры, графферы). Граффити - это изобразительное искусство, направление современного авангардизма. Оно зародилось в США в конце 1960-х годов как проявление уличной культуры. Вначале надписи появлялись только в метро, затем - на заборах, заброшенных зданиях, опорах мостов. В настоящее время граффитчики используют баллончики с краской, что позволяет им делать надписи яркими и привлекающими внимание. Уличные художники обладают своим стилем.

Фрики. К ним принято относить нарочито экстравагантных людей, демонстрирующих свою неординарность, яркость, прежде всего внешним видом. Таким образом они как бы бросают вызов серости и обыденности, усредненности общества с его социально одобряемыми нормами. Фриками можно считать и Врубеля, покрасившего волосы в зеленый цвет, и Жорж Санд, которая в XIX в. носила мужской костюм и короткую стрижку. Помимо внешнего вида фриков выделяют своеобразные взгляды на жизнь, бесшабашное поведение. Они на-

меренно стараются выглядеть как можно более эпатажными, не считаясь с общепринятыми канонами: могут пойти на работу в пижаме, зимой - босиком, на светский раут - в телогрейке и в валенках. Обычно это люди творческие, экзальтированные, экстравертные персонажи. В их рядах немало художников, певцов, стилистов. В культуре конца XX - начала XXI в. фрики представляют собой целое движение.

Фурри. Как сообщество это направление неоднородно, но его сторонников объединяет повышенный интерес к несуществующим антропоморфным персонажам. Среди них есть поклонники анимационных фильмов или рассказов с участием антропоморфных (разумных) животных (например, мультфильм «Король Лев»). Художников, предпочитающих рисовать антропоморфных животных, принято считать фурри. Представители фурри склонны самоотождествлять себя с антропоморфными животными, походить на них внешне или поведенчески. В России это движение мало распространено.

Ролевики и толкиенисты. Их объединяет увлечение инсценировками, осуществляемыми в форме ролевых игр. Участники выбирают себе роли, изготавливают соответствующую одежду и аксессуары, продумывают свои действия исходя из характера персонажа. Ролевиками и толкиенистами были придуманы стратегии проведения ролевых игр и игровые системы. Ими разработаны руководство ведущего игры, настольная книга игрока, описание игровых миров, а также классов и рас игроков. Внешне они не отличается от обычных людей, но их объединяет склонность к чтению определенной литературы - приключенческо-исторической или фэнтези. «Чистые» ролевики, как правило, тщательно по книгам изучают определенную историческую эпоху и воспроизводят ее в своих постановках. Источником вдохновения для толкиенистов выступают книги Толкиена и других авторов, сумевших создавших сказочные миры.

Стрит-эйджеры (англ. - «путь напрямик»). Характерными чертами образа жизни приверженцев этого движения являются полный отказ от наркотиков (включая легальные табак и алкоголь), разборчивость в половых связях, вегетарианство и политические взгляды анархистского толка. Направление возникло в среде американских исполнителей панк-рока как призыв против популяризации «вечно грязного и пьяного панка», но, как ни странно, некоторыми исследователями считается частью панк-культуры. Стрит-эйдж быстро превратился в этикомировоззренческое движение, ставящее на первое место идею самоконтроля и личной свободы. Средством самоидентификации его участников служит использование креста или аббревиатуры «ехе» на тыльной стороне ладони. Каких-то определенных предпочтений в одежде они, как правило, не выказывают.

Хиппи. Проповедуют пацифизм и стремление к естественности, верят в высшую реальность и зачастую проявляют интерес к религии. У них свои правила поведения и своя философия. Идеология хиппи заключается в том, что человек, по их мнению, должен быть свободен прежде всего внутренне. Они объединяются в Систему, члены которой делятся на две группы - «пионеры» (подростки) и «олдовые» («мамонты»). Последние - серьезно вникают в проблемы религии, мистики, художественного творчества. Все хиппи носят длинные распущенные волосы (хайр), расчесывая их на пробор. Лоб и затылок охватывает тонкая повязка (хайратник). Обычно они одеты в джинсы, иногда носят балахон

неопределенного цвета; на шее - «ксивник» - небольшая кожаная сумочка, украшенная бисером или вышивкой; на руках - «феньки» - самодельные браслеты или бусы. Из музыкальных течений хиппи предпочитают мягкий рок, этническую музыку. Жизненный уклад и даже внешний вид выдает в них романтиков. Сообщество хиппи - это своего рода клуб, куда примут далеко не каждого [4, с. 56].

Растафари (растаманы). Корни их субкультуры уходят в культы стран Африки и Карибского бассейна, но сама она оформилась в 1920-е годы на Ямайке, когда большинство афро-американского населения этого острова осознало себя сторонниками национально-религиозного движения, причудливо сочетавшего разные идеи. Так, эфиопский император Хайле Селассии виделся мессией, объединявшим выходцев из Африки. Проповедовалась идея, что Иисус Христос был черным, поэтому следует ждать пришествия из Африки великого царя - избавителя черной расы. Хотя российские растаманы мало знакомы с такими подробностями, но их характерные головные уборы - вязаные береты -несут на себе красно-желто-зеленые цвета флага Эфиопии. Еще одним отличительным знаком во внешнем облике растаманов являются майки с листом каннабиса (конопли), что является доказательством связи этого неформального молодежного движения с употреблением «легких» наркотиков. Жизненные установки и занятия сторонников этого движения достаточно просты: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, носить дреды, слушать регги. В то же время существуют ограничения: им нельзя есть свинину, моллюсков, соль, рыбу без чешуи, приготовленную другим пищу; курить табак; пить ром, вино, коровье молоко; носить вещи с чужого плеча; играть в азартные игры; касаться мертвых; проповедовать недостойным. Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке [4, с. 63].

Скинхеды (англ. - «бритоголовый, кожа-голова»). Движение возникло в 1960-е годы как сплав культур белого пролетариата Англии и иммигрантов с Ямайки и Вест Индии («руд бойс»). Изначально оно было примером культурного плюрализма, но современных скинов эксперты считают представителями радикальноэкстремистской контркультуры. Так, практически все российские скинхеды исповедуют крайне агрессивный национализм и расизм, а идеальным режимом считают немецкий национал-социализм. Их развлечением являются драки с афроамериканцами представителями других национальных и расовых меньшинств. Внешне скинхеды выделяются начисто выбритой головой. Стандартной одеждой для них являются высокие армейские ботинки, камуфляжные штаны или высоко закатанные джинсы с подтяжками и короткая куртка [5, с. 33].

Сатанисты. Появились в 1950-х годах, когда А. Ла Вей основал кружок, члены которого исповедовали религиозное по своему оформлению мировоззрение - сочетание магии (как психодрамы) и гедонистической эгоистической философии. Во второй половине 1960-х годов была основана Церковь Сатаны и издана «Сатанинская библия». Сатанизм позиционируется его приверженцами как мировоззрение самостоятельных индивидов, способных совершать осознанный выбор. В связи с этим сатанисты актуализируют необходимость личного развития и считают возможным делать все, что хочется. В отношении к хрис-

тианству или иной традиционной религии отмечается агрессивность сатанис-тов, выражаемая в различных формах.

Гопники. Это действующие на своей территории, не контролируемые или слабо контролируемые организованной преступностью сообщества молодежи. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур (байкеров, рейверов, роллеров). Согласно «кодексу чести» гопника любой подросток (и не только принадлежащий к иной субкультуре) может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен. Внешне выделяются короткой стрижкой, одеваются в спортивные костюмы [6, с. 247].

Футбольные фанаты (фаны). Сложное по организации сообщество, по своему характеру близкое к криминальным группам: например, большинство скинов, особенно молодые («пионеры»), являются фанатами какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Фаны объединены в организованные группировки, посещают матчи любимой команды, где устраивают драки (часто - заказные) с фанатами других клубов. В целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями). Самые известные в Москве фанатские группы - «Flint's crew» и «Gladiators» (Спартак), «Red Blue Warrions» (ЦСКА) «Blue White Dinamite» (Динамо), а в Санкт-Петербурге - «Невский фронт». В некоторых случаях может существовать несколько фанатских группировок, выступающих поклонниками одной и той же спортивной команды.

Не относя конкретно ни к какому движению, часть молодых людей просто называют себя неформалами.

В целом молодежные неформальные объединения - это продукт эмансипационных притязаний молодежи. Они рождаются как найденный молодежью ответ на давление общепринятых норм и ценностей, при этом могут принимать экстремальные формы или ограничиваться относительно безобидным жизненным экспериментированием. В любом случае их приверженцы стремятся к свободе, пытаясь самоопределиться в окружающем социуме. Свобода и самостоятельность - ключевые установки молодых людей.

В современных условиях молодежная субкультура стала важным средством эволюционного обновления общества, трансформации его в более плюралистическое, толерантное, раскованное.

По элементам субкультуры - языку, манере поведения (например, всепо-давляющий культ насилия у рокеров и скинхэдов), одежде, музыкальным и литературным вкусам - можно судить о характерных особенностях коллективного сознания и поведения социальной группы по отношению к внешнему миру. При изучении субкультур важной задачей является анализ интересов, предпочтений, ориентаций как ступеней формирования ценностей социальной группы [7, с. 11-64].

Неформальная молодежь создает культуру для себя, определяющую стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Для молодежных субкультур характерны общие ценности, стиль поведения и общения, но их поиск предполагает движение «от противного». Поскольку речь идет о поколенческих взаимоотношениях в пределах уже сформировавшейся макро-культуры [8, с. 7-48], встает вопрос о культурной альтернативе, отделяющей молодежную группу от культурного же стандарта.

Е.А. Гришина

Таким образом, неформальная молодежь - это значительная часть нашего общества и а диалоге с ней необходимо прежде всего толерантность.

Библиографический список

1. Фролов С.С. Основы социологии. М., 1997.

2. Левикова С.И. Молодежная субкультура: учеб. пособие. М., 2004.

3. Кудашов Г.Н. Проблемы и пути развития социально-творческой активности современной российской молодежи // Молодежь и общество. 2009. № 1.

4. Косарецкая С В., Косарецкий С.Г., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи. СПб., 2006.

5. СлезинА.А. Организационно-теоретические основы унификации молодежного движения в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 5 (14).

6. Панарин И.А. Психология социальной ответственности лидеров молодежных движений. Барнаул, 2009.

7. Эррера Л.М. Социально-психологическое консультирование субкультурной и творческой молодежи. Новомосковск, 2010.

8. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М., 1988.

E.A. Grishina

Reflective Technology of Forming Foreign Communicative Culture of Students

Different approaches to the notion of «pedagogical technology» are presented. The problem of forming foreign communicative culture of students on the basis of reflective technology is researched.

Key words and word-combinations: pedagogical technology, foreign communicative culture of students, reflection in educational process, reflective technology.

Показаны различные подходы к определению понятия «педагогическая технология». Исследуется проблема формирования иноязычной коммуникативной культуры студентов на основе рефлексивной технологии.

Ключевые слова и словосочетания: педагогическая технология, иноязычная коммуникативная культура студентов, рефлексия в образовательном процессе, рефлексивная технология.

УДК 371.3 ББК 74.202

Е.А. Гришина

РЕФЛЕКСИВНАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ

ИНОЯЗЫЧНОЙ

КОММУНИКАТИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Рализуемая в сфере образования государственная политика Российской Федерации исходит из национальных интересов страны и при этом выстраивается с учетом общемировых тенденций в этой области. Сегодня совокупность внутренних потребностей и внешних обусловленностей настоятельно диктует внести существенные изменения в отечественную систему образования, одно из которых напрямую связано с переходом к постиндустриальному информационному обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.