УДК [316.723:159.922.6]-053.6
ЭРРЕРА Л.М. Психологические аспекты
изучения особенностей молодежных субкультур
В статье исследуются детерминанты появления молодежных субкультур, раскрывается механизм детерминации, который рассматривается на уровне общества, группы и личности.
Ключевые слова: субкультурная молодежь, причины возникновения, механизм детерминации.
Впервые понятие «субкультура» как научный термин появилось сравнительно недавно, примерно в тридцатых годах ХХ века. Термин объединил такие ранее существовавшие понятия, как «люди одного круга», «золотая молодежь», «боге-ма»1. Выделение в теории культуры этого понятия имеет важное общеметодологическое значение, так как указывает на внутреннюю дифференцированность культуры. В нем находит отражение потребность в культурном разграничении и самоопределении людей как членов определенных социальных групп. Такая потребность выражается в специфичных для каждой группы культурных признаках, которые можно обобщить в категориях «образ» и «стиль» жизни, отличающих данную группу от других групп и общества в целом2.
Определение понятия «молодежная субкультура» звучит таким образом: это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя. Субкультурная молодежь появилась сравнительно недавно, поэтому она наименее изучена.
Субкультурная молодежь охватывает целый ряд субкультурных групп - панки, готы, эмо, рокеры и др., при этом все они имеют общий лозунг: «Быть самими собой во что бы то ни стало!»3. Они считают главным свободу выбора, что позволяет им свободно выражать свое мировоззрение в творчестве, одежде, стиле жизни и т.п.
Важно разделять неформальную молодежь на асоциальную и просоциальную. Более структурированно отобразить взаимосвязи молодежных неформальных движений мы предлагаем в виде таблицы.
Таблица 1
Неформальные молодежные движения
Молодежные неформальные движения
молодежная субкультура молодежная контркультура
музыкально ориентированные художественно-имиджевые философском ировоззренческие криминогенные сектантские
готы; эмо; альтернативщики; транскультура; панки; металлисты; рейверы и др. граффити; фрики; фурри; ролевики; толкиенисты и др. стрит-эйдж; хиппи; растаманы и др. гопники; скинхеды; националисты, и др. сатанисты; моды и др.
№ 3 2011 г.
В первую очередь мы предлагаем разграничить неформальную молодежь по отношению к официальной культуре на про-социальную субкультуру (музыкально ориентированные, художественно-имиджевые и философско-мировоззренческие группы) и асоциальную контркультуру (криминогенные и сектантские). Предметом нашего исследования являются просоци-альные молодежные субкультуры.
Субкультура - мир «для себя», она содержит набор качеств, своеобразные черты сознания и поведения, отличающие данную общность от общества. В то же время субкультура подчеркивает внутреннее единство группы и социокультурную идентичность включенных в нее членов. Субкультура имеет в наличии четко отработанный механизм воспроизводства, а также сохранения исторически сложившейся общественной практики, формирующей образ жизни группы. Под особым образом жизни субкультуры понимается наличие особых форм общения, особого рода контактов, личностных связей, механизмов социального регулирования, особой шкалы ценностей, сферы потребления и, что самое важное, своего языка, знаковой системы и системы символов, ритуалов и собственной мифологии.
Каким же образом происходит появление и формирование молодежных субкультур?
Все детерминанты появления субкультурных образований молодежи мы предлагаем классифицировать и структурировать следующим образом.
1. Социально-психологические детерминанты на международном уровне.
2. Социально-психологические детерминанты на уровне общества.
3. Социально-психологические детерминанты на уровне группы.
4. Социально-психологические детерминанты на личностном уровне.
При изучении причин возникновения молодежных субкультур важен именно механизм детерминации. Рассмотрим его на каждом из уровней.
1. Механизм детерминации на международном уровне: глобализация. Мир становится все более взаимосвязанным. Это
вызывает одновременно и стремление к единству, и тенденции к фрагментации. В тех обществах, где не развиты средства массовой информации и технологии, которые могут распространять информацию, намного меньше культурного разнообразия. Скорость, с которой культурные объекты и идеи передаются в большей части современного мира, является важным фактором увеличения числа субкультурных групп.4
2. Механизмы детерминации на уровне общества (страны):
- социальные:
а) уровень развития общества: переход к постидустриальному обществу порождает появление множественности субкультур. Часть из них - молодежные субкультуры;
б) общественная динамика в динамичных обществах (в отличие от статичных): отношения между поколениями префигу-ративные. Это означает, что в современном мире стремительного развития техники и технологий старшее поколение многому учится у молодежи5;
- государственные:
а) система работы с молодыми гражданами: государственные программы по работе с неформальной молодежью на федеральном и региональном уровнях (существуют примеры привлечения администрациями городов граффитеров для оформления больших площадей заборов и глухих стен, байкеры участвуют в благотворительных акциях и т.д.);
б) система образования - важная инстанция социализации, влияющая на формирование и перспективы взрослеющего человека. При этом социализация часто направлена на «среднего» ученика. Социализировать творческую личность часто не умеют. Если система образования не справляется с функцией социализации, это берет на себя субкультура, в частности.
- политические: либеральная политика всегда приводит к расцвету молодежных субкультур;
- экономические: общество расслоено по уровню обеспеченности, по уровню образования, и каждый слой продуцирует свою субкультуру. Кроме того, подъем эко-
номики вызывает появление определенных субкультурных образований, требующих наличия материальной обеспеченности (готы, клабберы, киберпанки и др.);
- культурные: субкультура - это всегда часть основной культуры, образующаяся на ее основе и при ее участии. Аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности, также ведет к образованию субкультур, причем в молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.
3. Механизм детерминации молодежных субкультур на уровне группы:
а) групповые цели: противопоставление устоявшимся теориям приводит к образованию альтернативных им субкультурных групп (например, «конструктивный утопизм» - хиппи и др.):
- приверженность социальному творчеству вызывает к жизни образование таких субкультурных групп, как музыкально ориентированные, художественно направленные и др.;
- склонность к поиску новых социальных форм, альтернативизму (субкультуры альтернативны контркультуре и формальной культуре);
- неокрепшее «Я» нуждается в сильном «МЫ». Появляется желание быть как все в своей группе - и в стиле поведения, и в стиле одежды и т.д.;
б) групповые нормы: субкультурные группы - группы равных (peer group). В них нет ни лидерства, ни иерархии. В них приводит желание быть равным с людьми со схожими интересами. Способность к самоорганизации также способствует рождению нового коллективного порядка более высокого уровня, отвечающего насущным интересам и потребностям молодежи;
в) аффилитивные: потребность общения в группе приводит молодежь в том числе в субкультурные группы.
4. Механизм детерминации молодежных субкультур на личностном уровне.
Со стороны «Я-концепции»:
а) становление нового уровня самосознания, самооценка: юноша начинает определять себя и свои качества, что ставит его перед выбором способа социализации. Стремление к установлению социальных связей приводит в различные молодежные группы, гомогенные не только по возрасту, но и по взглядам, ценностям, нормам поведения. Участие в субкультурных молодежных группах повышает самооценку юноши, так как он находится в обществе, в котором он может самореализоваться, которое поддерживает и мотивирует его деятельность. Часто возникающее в юности расхождение Я-реального и Я-идеального координирует группа, в нашем случае - субкультурная;
б) результат становления идентичности: личностная идентичность - самоотождествление индивидуального Я с другими образами мира и человека. Юноша находит вполне определенную идентичность, выбирая мировоззренческую ориентацию и деятельность одной из субкультур, причастность к которой является для него важной и отвечает его нормам оценки своего поведения и его друзей;
в) результат становления мировоззрения: в юности созревают когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки становления мировоззрения. Мировоззренческие установки юности очень противоречивы. Каждая из субкультур характеризуется своим мировоззрением. Часто это вера в прекрасную идею. Существуют и различные другие культуры со своим мировоззрением. Путем исканий и размышлений молодой человек выбирает одну из них, примиряющую его с окружающим миром и дающую ощущение жизни как цельного процесса;
г) поиск смысла жизни: это проблема не только мировоззренческая, но и практическая. Ответ содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности. Если нет возможности их удовлетворения, может образоваться тот дефицит, который очень болезненно ощущается в юности и который часто восполняется участием в молодежной субкультуре (если это, конечно, соответствует направленности личности данного молодого человека);
№ 3 2011 г.
д) аутентичность: это способность человека в общении отказываться от различных социальных ролей (ученика, сына), позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности мыслям, эмоциям и поведению. Проявление или непроявление аутентичности с этой точки зрения наблюдается при столкновении личностных мотивов и интересов с социальными нормами, доминирующими тенденциями общественного сознания. Наличие аутентичного поведения у представителей молодежных субкультур подтверждено проведенными исследованиями. Возможность проявления аутентичного поведения (а это свойственно всем субкультурам) дает возможность ощутить себя полноценной личностью,реализованной во всех сферах своих интересов - дома, в школе. Самореализация творческого потенциала дает ощущение полноты жизни.
Операциональная сфера: характер, способности, локус контроля.
Характер - это отношение к себе, к людям, к труду6.
Способности - интеллектуальные, творческие, художественные, к наблюдению, к запоминанию, деловые. Творческие способности являются предпосылкой к участию в молодежных субкультурах, так как молодежные субкультуры - это инновации, а значит - творчество. При этом у субкультурной молодежи творческие способности часто сочетаются с интеллектуальной направленностью сферы мышления, что подтверждено проведенными исследованиями.
Отдельно выделим локус контроля -качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям. У экстерналов мотивация более слабая, нежели у интерналов, и отсюда -склонность к конформизму и зависимости. Отмечается положительная корреляция между интернальностью и определением смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в его жизни зависит от его личных усилий и способностей, тем чаще
он находит в собственной жизни смысл и лучше видит ее цели. Неформалы - личности нонкомфорные. У них предполагается интернальный локус контроля.
Модуляционная сфера: темперамент. Мы предполагаем, что (по И.П. Павлову) особенностью субкультурной молодежи является наличие художественно-мыслительного типа темперамента. При этом необходим анализ по следующим направлениям: сила - интенсивность выраженности психических процессов; подвижность -быстрота возникновения и прекращения психических процессов; уравновешенность - сбалансированность активности; ригидность - пластичность - трудность или легкость приспособляемости к новой обстановке, привычкам, навыкам; активность; эмоциональность - степень эмоционального реагирования на действие; психофизиологическая устойчивость.
Таким образом, мы выделили и рассмотрели основные детерминанты возникновения и существования субкультурных образований молодежи. В завершение можем сказать, что детерминанты появления молодежных субкультур, так же как и причины присоединения личности к определенной субкультуре, не всегда рациональны и материальны. Они появляются спонтанно, и часто это бывает ответом на пустую и скучную жизнь без возможности реализовать себя.
1 Курбанова А.А. Организационные формы молодежной субкультуры //Субкультурные объединения молодежи: Критический анализ. Доклад Всесоюзной научной конференции «Культура и ее роль в активизации человеческого фактора». М., 1987. С. 39-47.
2 Левикова С.И. Молодежная субкультура. М.: Гранд, 2004. 607 с.
3 Bozilovic N. (Ed) FACTA UNIVERSITATIS. Series: Philosophy, Sociology, Psychology and History. Vol. 9. 2010. № 1. P. 45-58.
4 Tittley M. [электронный ресурс]. URL: http:/ /www.sonlifeafrica.com/model/subcult3.htm (дата обращения 25.03.2011)
5 Мид М. Культура и мир детства. М., 1989. 348 с.
6 Столяренко А.М. Психология и педагогика. М.: Юнити, 2004. 424 с.