Научная статья на тему 'Социализация молодежи в рамках субкультуры'

Социализация молодежи в рамках субкультуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3064
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация молодежи в рамках субкультуры»

Д.Я.Банникова

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В РАМКАХ СУБКУЛЬТУРЫ*

В современном мире все большее влияние на развитие молодежи начинают оказывать специфические общности наряду с традиционным влиянием семьи, школы, средств массовой информации и т.д. Ведущее положение среди данных общностей занимают субкультурные.

Под субкультурой понимается подсистема целостной системы культуры. Она достаточно локальна и замкнута. Содержание субкультуры подразумевает ощущение отличия от других, определенной самостоятельности и автономности. В целом, субкультурные образования не ставят своей целью стать господствующей культурой, а по сути дела, является ее естественными спутниками, они поддерживают целостность всей структуры. Изменения происходят постепенно, накапливаясь и расширяя зоны своего воздействия.

Однако если рассматривать именно молодежную субкультуру, выделятся некоторые ее особенности. Она характеризуется стремлением выработать собственное мировоззрение, находящееся в оппозиции по отношению к старшему поколению. С такой точки зрения рассматривает субкультуру Я. Гилинский [1], говоря о том, что "сообщества с преобладанием ценностей, норм и образцов поведения, отличных от господствующих в обществе (общепринятых), образуют ценностно-нормативные субкультуры (богемную, наркотическую, религиозно-культовую, криминальную и др.)".

В том же ключе понимает субкультуру и А.В. Мудрик, считая, что субкультура - это совокупность специфических социально-психологических признаков (норм, ценностей, вкусов), влияющих на стиль жизни и мышления определенных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они" [5]. К признакам субкультуры он относит ценностные ориентации, нормы поведения, взаимодействия, взаимоотношений, статусную структуру, предпочитаемые источники информации, эстетические пристрастия, жаргон, фольклор.

Молодежная субкультура создается молодыми людьми для себя, "для внутреннего пользования", то есть для своей группы и не рассчитана на общество в целом. Она отличается самоорганизацией и независимостью от официальных (формальных) структур; атрибутикой, подчеркивающей принадлежность к определенной группе; наличием особого мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов [7]. С одной стороны, она "закрыта" для и от внешнего мира, с другой стороны, она содействует включению молодых людей в общество. Молодежная субкультура формирует общность стиля жизни входящих в нее членов.

Однако современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в России, определяет некоторые особенности молодежной субкультуры и, соответственно, неформальных объединений молодежи. Во-первых, нельзя говорить, что все молодые люди являются представителями тех или иных субкультур. И западное представление о молодежных субкультурах применять у нас не совсем уместно, так как проявляются они несколько по-другому. Четкие, обладающие своим, отличным от официального, мировоззрением, активно отстаивающие его субкультуры в России как таковые отсутствуют. Они существуют как рассеянные ее элементы. И можно говорить, что сегодня субкультура очень дробная, распавшаяся на части и зачастую сложно определить, чем она отличается от "традиционной" культуры, настолько размытыми стали ее ценности и нормы. В обществе они известны во многом благодаря "эффекту CNN": представления как особо значимых событий и явлений в средствах массовой информации.

Особенностью многих отечественных субкультур является то, что они носят как бы "потешный", игровой, а не философский характер, ориентированы лишь на проведение досуга в

* Выполнено при поддержке проекта 2.2.3.3/4199 "Разработка научно - методического обеспечения реализаций стратегий поведения и жизненных навыков молодежи, обеспечивающих устойчивость по отношению к негативным социальным влияниям".

среде единомышленников, либо на передачу и распространение информации, символов. В России они носят более символический, иллюстративный, демонстративный характер, лишен глубинных основ и социально-политической значимости [6].

Важным вопросом являются и причины возникновения молодежных субкультур, факторы их формирования. Среди наиболее значимых социальных причин возникновения молодежной субкультуры называют следующие:

1. Кризис общества и его основных институтов, который отражается на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково общество - такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, которые зачастую подавляют индивидуальность и инициативность ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, и других представителей "взрослого" мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадап-тированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Во многом молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру.

Молодежная субкультура как в искаженном зеркале отражает взрослый мир вещей, отношений и ценностей. Эффективная культурная самореализация молодого поколения в кризисном обществе затруднена, тем более что и культурный уровень других возрастных и социальнодемографических групп населения России также постоянно снижается. В постсоветское время стали разрушать модель доминирования государственных интересов над личными, однако не учли следующих моментов:

а) разрушение и полный отказ от социального контроля не сопровождались формированием новых механизмов саморегуляции и самоконтроля [9, с. 71]. В качестве примера можно привести развал пионерских, комсомольских организаций, коммерциализацию досуговых и спортивных организаций и др.

б) извращение старых образцов гражданственности в молодежном сознании, что привело к повышению активности, но в другом русле: сформировалось ложное представление о неограниченной свободе, вседозволенности.

Таким образом, молодежные неформальные объединения, различные субкультуры взяли на себя функцию социального контроля, стали социальным образцом для молодых людей, как такового они не могут найти в обществе в целом.

Другим фактором возникновения субкультурных сообществ был назван кризис семьи и школы как основных социальных институтов социализации молодых людей. Так, основными социальными факторами, способствующими возникновению уличной подростковой субкультуры, принято считать невозможность самореализации в кругу семьи, в школе или формальных общественных организациях, а также отсутствие взаимопонимания, разногласия, расхождение во взглядах с родителями и преподавателями [2]. Кроме того, отношения привязанности и прежде всего любовь в семье являются главными факторами, удерживающими молодых людей от уголовной деятельности. Наряду с вытекающим из любви к близким нежеланием причинить им огорчение, стремление довести до конца принятые на себя обязательства, участие в какой-либо деятельности и представление о запретности того или иного поведения - составляют важнейшие элементы механизма удержания от соблазна нарушить закон. А именно криминальным, делинквентным и девиантным молодежным субкультурам исследователи уделяют наибольшее внимание.

Кроме того, как и общество в целом, так и сами родители, педагоги не имеют сейчас однозначных нормативно-нравственных представлений о должном поведении молодых людей. Они находятся в состоянии ценностно-нормативной неопределенности, аномии (по Э Дюркгейму), что вызывает такую же неопределенность и молодых людей. Те, в свою очередь, ищут относительной стабильности, возможности идентификации с определенными нормами, ценностями, моделями поведения уже в рамках субкультуры, которая далеко не всегда поощряется обществом.

Третьим социальным фактором возникновения и распространения молодежных субкультур является коммерциализация средств массовой информации. Информация как таковая и возможность транслирования ее большому числу людей становится важным фактором социализации. Однако зачастую подобная адаптация к социальной среде приводит к дегуманизации молодежи. СМИ имеют большие возможности манипуляции сознанием не только молодых людей, но и общества в целом, однако в ситуации неопределенности, молодежь зачастую обращается к самому доступному каналу информации - СМИ в разных их видах (телевидение, радиовещание, пресса, Интернет и т.д.). Кроме того, коммерциализация субкультур приводила и приводит к тому, что, возникая как контркультуры (хиппи, рок-культура и т.д.), они в скором времени становились частью потребительской культуры в целом. Коммерческие структуры начинали выпуск одежды, аксессуаров, атрибутики, характерной для той или иной субкультуры, тем самым делая их предметом общей моды, когда за всем этим внешним забывалось внутреннее, идейное содержание субкультуры.

СМИ также способствуют быстрому распространению и смене молодежных субкультур.

Однако, кроме объективных социальных причин возникновения молодежных субкультур, выделяют и социально-психологические, индивидуально-психологические, связанные с возрастными особенностями.

A.В. Толстых [8] обращает внимание на недостаточный интеллектуальный и культурный уровень, мешающий сосредоточиться, углубиться в знания, книги, фантазии;.. .коммуникативный голод и анонимность городского общения, а главное - отсутствие свободы, альтернативы присоединения к неформальной общности.. .уходя от несвободы семьи и школы, он попадает в несвободу неформальной организации. Он вынужден присоединиться либо к той группе, которая доминирует на территории его проживания, либо той, которая навязывается ему СМИ. Исследование, проведенное Н.Ю. Синягиной [3], выявило причины вступления подростка в субкультурную группировку. На первом месте стоит одиночество (27%) и непонимание родителей (24%), за ними следуют конфликты между родителями (20%). Однако доминирующими являются черты характера, присущие другим членам данной группы: умение постоять за себя (54%), смелость (40%) и независимость (35%), зачастую понимаемые как самоутверждение за счет более слабых, наплевательское отношение к другим, их мнениям, достоинству и т.п. Также немаловажными являются мотивы подражания, группирования для достижения прагматических целей, потребность в общении.

Другой группой причин вхождения молодежи в субкультуру является потребность быть "понятым", стремление к психологической защищенности, самоутверждению среди сверстников. Очень привлекательной для молодежи является эмоциональная насыщенность общения в рамках субкультуры, искренность и честность отношений (пусть и обманчивую). Для подростков и юношей вхождение в субкультуру - это способ прожить интересную жизнь вместо скучной, рутинной, по их мнению, жизни родителей и других взрослых. В.А. Луков [4] говорит о романтической компенсации повседневной рутины в рамках субкультуры, выражающаяся в стремлении к обновлению, приключению, испытанию себя в необычных условиях, поиску смысла жизни и т. д.

Таким образом, субкультура оказывает на молодого человека два противоположных влияния: с одной стороны она способствует его адаптации в обществе, обеспечивает ему некоторую стабильность за счет усвоения и присвоения норм данной субкультуры, дает ему возможность самоутвердиться, стать более уверенным в себе, но с другой стороны, усваиваемые модели поведения, общность времяпрепровождения, молодежи, зависимость от группы и ее норм зачастую приводят к потере своего, отличного от других образа, признание чужих мыслей, ценностей как собственных, к конформным формам поведения, которое может оказаться в определенных условиях и девиантным.

B.И. Чупров, Ю.А. Зубок и К. Уильямс [9] выделяют несколько типов рисков в молодежной среде, каждый из которых может заставить молодого человека обратиться за "помощью" в субкультурную группу сверстников. Среди них называются следующие:

1. С угрозой здоровью и жизни - общество не создает условий для физического развития, охраны здоровья, безопасности жизни (например, развал спортивных и досуговых молодежных организаций, о чем говорилось выше).

2. Неопределенность жизненного старта - для некоторых молодых людей он определяется статусом родителей, для других собственными способностями или трудолюбием, предприимчивостью, кто-то ожидает поддержки и помощи от государства (например, сироты, инвалиды). Однако у нас нет согласованной и стабильной государственной политики в отношении молодежи. Поэтому, разочаровавшись в реалиях этого "взрослого" мира, юноши пытаются сравнять свои шансы в среде себе подобных.

3. Неопределенность возможностей самореализации - даже при высоком уровне личностного развития, интеллектуальных, способностей, высоком уровне образования и т.д., что может быть связано с драматическим развитием событий, нереализованными амбициями, рухнувшими планами.

4. Ценностно-нормативная неопределенность - ценности и нормы, как уже говорилось, придают устойчивый и необратимый характер социальным связям, на них базируется внутренний мир личности. Неопределенность же может приводить к социальной дезориентации, аномии, к разрыву между молодежью и социальными институтами, обществом в целом.

5. Неопределенность идентичности - имеется в виду индивидуализация целей и стилей жизни, когда индивидуализм выступает в качестве альтернативы коллективизму, а за неимением устоявшихся норм и ценностей стал оправданием воспроизводства самых низменных человеческих проявлений.

С представлением о рисках современного общества для молодежи согласуется и мнение М. Брейка [3] о функциях, выполняемых молодежными субкультурами:

а) решение структурных проблем молодежи на "магическом" уровне ("группа может дать мне все");

б) предлагает новую культуру, из которой отбираются значимые культурные элементы: стиль, досуг, повседневная идеология, жизненные стили, что способствует идентичности вне работы, семьи, школы;

в) альтернативная форма социальной реальности;

г) осмысленный, значимый путь жизни в свободное время, а не скучная работа;

д) предлагает новые экзистенциальные диллемы для принятия индивидуальных решений (например, использование молодежного стиля для конструирования идентичности также вне семьи и школы).

е) обучающая функция субкультуры как канала специфической информации, о чем также говорилось ранее.

Субкультура, являясь частью общества, особой социальной группой может выступать мощным социализирующим фактором для молодых людей, особенно если эта группа становится референтной для данной личности. Их значение повышается, если основные институты социализации (семья, школа, общественные организации, СМИ), пропагандируют очень разнообразные ценности и модели поведения, затрудняя процесс поиска себя, обретения социального статуса. Такую социализацию называют стилизованной. В социально-психологическом аспекте социализация связана со становлением самосознания, самоопределением молодежи, самоутверждением и саморазвитием. Однако такой процесс чрезвычайно противоречив. С одной стороны, он предполагает усвоение норм, ценностей, моделей поведения, принятых в рамках данного общества, данной субкультуры и успешность социализации будет как раз определяться усвоением этих норм. Но в случае полного принятия, некритического усвоения и воспроизводства ролевых предписаний и ожиданий группы личность может превратиться в конформиста, жертвуя своими собственными представлениями, идя на поводу у социальной группы, что мы довольно часто можем наблюдать среди современных подростков. Особенно ярко это проявляется в рамках девиантных или делинквентных субкультур, оказывающих негативное социальное влияние на подрастающее поколение.

В связи с этим проявляется вторая сторона социализации - обособление от общества и его влияния, переосмысление предлагаемых норм, ценностей и стандартов поведения, исходя из собственных ориентиров. В крайних формах это также может приводить к отрицанию, отвержению или даже агрессивному протесту против существующих норм и социальных порядков, что отчетливо проявляется в рамках так называемых контркультур, в том числе, молодежных. На психологическом уровне это связано с личностным самоопределением, механизмами которого, по словам А.В. Мудрика, как раз и являются идентификация и обособление, о чем было сказано выше.

Рассматривая социализацию и самоопределение молодежи в рамках молодежной субкультуры, можно обратиться к понятию коллективистического самоопределения личности (КСО) А.В. Петровского как феномену группового взаимодействия. КСО осуществляется как способность личности действовать в соответствии с собственными внутренними ценностями, которые одновременно являются и ценностями группы. В рамках молодежных субкультур этот процесс происходит часто, так как юноши присваивают себе ценности и нормы субкультурной группы, воспроизводя их в своем поведении. Необходимо также учитывать и активность самих социальных групп: например, деятельность наркоторговцев (если говорить о наркотической субкультуре) или активность в манипулировании молодежным сознанием современных СМИ, куда мы отнесем и Интернет, и компьютерные разработки.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные субкультуры, пропагандирующие неоднозначные ценности и нормы поведения, зачастую формируют определенную "двойную мораль" у молодых людей, что приводит к росту терпимого отношения молодых людей ко многим проявлениям девиаций и способствуют тому, что нарушение определенных социальных норм (злоупотребление алкоголем, употребление "легких" наркотических средств, склонение к половым отношениям) все больше становятся нормой в молодежной среде. Подобные процессы во многом искажают представления молодых людей о мире, обществе, ближайшем окружении и самих себе, что может приводить к серьезным последствиям, как для личности, так и для общества в целом.

Литература

1. Гилинский Я.И. Девиантология, социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. М., 2004.

2. Грошева Р.Н. Девиантные подростки-мальчики и уличная подростковая субкультура: Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2006.

3. Косарецкая С.В., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи. М., 2006.

4. Луков В. А. Молодежные субкультуры в современной России // www.psvfactor. ощ/ЦМзиЬсиИиг. Мр.

5. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2004.

6. Сергеев В.К. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса. М., 2001.

7. Сикевич З.В. Молодежная культура: за и против. Л., 1990.

8. Толстых В.А. Взрослые и дети: парадоксы общения. М., 2004.

9. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.