В. Д. Гатальский
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Работа представлена кафедрой социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
Статья посвящена социализации подростков и молодежи. Деятельность в сфере досуга рассматривается как приоритетная область социализации личности и формирования культуры молодежи. Автор анализирует концепцию социально-профилактической деятельности молодежи и подчеркивает необходимость создания условий творческого самовыражения в различных сферах социально-культурной деятельности с учетом возрастных особенностей личности.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, социализация, воспитание, молодежная субкультура, социально-культурная деятельность.
V. Gatal’sky SOCIAL AND PEDAGOGICAL PRECONDITIONS FOR PREVENTION OF YOUTH’S DEVIANT BEHAVIOUR
The paper is devoted to socialisation of adolescents and young people. Activity in the sphere of leisure is considered as a priority sphere of a person’s socialisation and forming of youth culture. The author analyses the concept of social and preventive activity of young people and stresses the necessity to create conditions for creative self-expression in different spheres of sociocultural activity taking into account a person’s special features dependent on the age.
Key words: deviant behaviour, socialisation, training, youth subculture, sociocultural activity.
Процесс социализации подростков и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, которое существенно изменило характер социокультурной жизни подрастающего поколения, содержание деятельности общеобразовательных и культурно-досуговых учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений. Произошло социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения, расширилась социальная база маргинальных и незащищенных социальных слоев и групп, положение которых делает их потенциальным резервом асоциального поведения. Социальное и имущественное расслоение населения изменяет представления о социальной справедливости, формирует устойчивые устремления к достижению материального достатка любой ценой, в том числе путем сознательного нарушения социальных и нравственных норм.
В последнее время наблюдается тенденция к росту асоциальных форм самовыражения (преступность, наркотики, алкоголизм), что во многом связано с деформацией ценностнонормативной системы общества, с размыванием и девальвацией социально-позитивных ценностей и нравственных идеалов, стереотипов поведения и стилей жизни. На этом фоне происходит распространение среди большой части антиобщественных взглядов, представлений и установок, допускающих, оправдывающих, поощряющих либо провоцирующих
нарушения норм морали и права. В общественном мнении культивируются ценности и нормы криминальной среды, стереотипы правонарушающего поведения, оправданного материальными, моральными, социальными, экономическими, политическими и иными соображениями. Коммерциализации подверглись сегодня не только экономика, но и нравственные ценности, культура, само отношение к подрастающему поколению. Значительная часть детей оказалась в положении изгоев общества (бродяги, нищие, наркоманы, алкоголики и т. п.), стали объектами преступных сделок (усыновления, квартирные махинации, нарко- и порнобизнес).
Одной из важнейших проблем остается правовая незащищенность несовершеннолетних. Снижение рождаемости, рост показателей сиротства, детской заболеваемости и смертности, уровень подростковой преступности, наркомании, токсикомании, которые в два раза растут быстрее, чем среди взрослых, усугубляют процесс маргинализации детей, подростков и молодежи. Расширение спектра асоциальных форм поведения происходит под воздействием информационной среды. Введение конституционного запрета на цензуру резко расширило и преобразовало информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях широкой доступности информации, распространяемой через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на подростков и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, пре-
ступность, проституцию, наркоманию. Не менее существенным фактором расширения зоны асоциального поведения является семья, чей воспитательный потенциал сегодня существенно снизился. Роль семьи в социализации подростков сокращается вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности российской семьи, а также разрушения социально-психологического климата, свидетельством чего является усиление конфликтности в отношениях между супругами, родителями и детьми. Как правило, дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении.
Расширение репертуара отклоняющихся форм поведения в подростковом и молодежном возрасте во многом носит объективный характер. Во-первых, оно обусловлено особенностями возраста, для которого характерно стремление молодых людей к самоутверждению, признанию, потребность ощутить значимость своей личности, максимально полно развить свои способности, освоить социальные роли мира взрослых. Материальная зависимость, непонимание со стороны взрослых, а часто отсутствие реальной возможности для получения полноценного среднего и высшего образования и дальнейшего профессионального роста формирует у несовершеннолетнего ощущение незащищенности, бесперспективности, безысходности. Во-вторых, современные сдвиги в отношениях между индивидом и социумом идут в направлении большей эластичности, многосторонности, меньшей жесткости социальных связей человека и создают больший простор проявлению его индивидуальности. При этом нередко стремление к индивидуализации сопровождается целым рядом негативных тенденций, проявляющихся как в индивидуальной, так и в социальной плоскости — для современного человека все более типичным становится такой жизненный путь, в ходе которого он не в состоянии однозначно идентифицировать себя с какой-либо определенной группой общества. Эти процессы усугубляются воздействием мас-
совой культуры, которая размывает идентификационные критерии в обществе. Массовая культура, отличающаяся легкостью усвоения своих образов, представляет собой суррогат подлинной духовной культуры. Она ориентируется на потребление, делает его самоцелью, способствует деформации морали, росту эгоистических тенденций. Массовая культура акцентирует такие черты, как индивидуализм, потребительство, коммерциализация, гедонизм, отказ от основополагающих нравственных жизненных ориентиров. Все это ведет к разрушению традиционных мировоззренческих установок и вызывает глобальные изменения, происходящие в сфере личностных ценностей. Конечный продукт этой культуры — стандартизированный массовый человек, утративший самостоятельность, желание быть индивидуальностью. При этом подрастающее поколение сильнее подвергается воздействию массовой культуры.
Основными социальными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс, были и остаются образовательные учреждения, которые, к сожалению, не успели своевременно и конструктивно среагировать на изменившуюся внешнюю социокультурную среду. Ученые и специалисты в области педагогики отмечают, что современная российская система образования и воспитания переживает серьезный кризис, и прежде всего кризис мировоззренческий — идеалов, ценностей, целей воспитания. В школе сегодня моделируются и укрепляются те процессы и стереотипы взаимоотношений, которые обрели главенствующее положение в обществе. Рухнули многие компоненты и структуры воспитательного процесса; разрушены позиции ответственного отношения взрослого сообщества к подрастающему поколению. В результате «пробуксовки» основных механизмов социализации молодежи гипертрофируется роль и значение института ровесников, который временно принимает на себя функции других социализирующих институтов, и прежде всего школы и семьи.
Внешним фактором и агентом расширения девиаций выступают молодежные субкультуры, которые являются носителями деструктив-
ных ценностей, противоправных норм поведения. Сегодня происходит увеличение роли молодежных субкультур в социализации личности, что, в свою очередь, стимулирует число «групп риска», расширяет социальную базу подростково-молодежных девиаций. Механизм обеспечения соответствия поведения членов группы субкультурным нормам служат одновременно источником асоциального поведения. Многие подростково-молодежные субкультурные группы содержат элементы социальной дезорганизации, имеющие относительно устойчивую систему ценностно-нормативных предписаний и образцов поведения, тяготеющих к отклоняющемуся от общепризнанных, жесткую внутригрупповую структуру с приоритетом связей по вертикали. Нередко такие общности формируются из состава маргинальных личностей, с негативным отношением к обществу, ярко выраженным внешним протестом против общепринятых установок. Специфику внутригрупповых отношений в таких группах определяют: альтернативная общественной системе ценностей и норм идеология; жесткая структура взаимоотношений; психологическая зависимость от лидера; асоциальная направленность активности группы. Отсутствие условий для востребованности инновационного потенциала подростков и молодежи в деятельности образовательного учреждения оборачивается повышенной субкультурной активностью в сфере досуга, который служит для молодого человека средством самовыражения, самоутверждения, условием общественного признания. Чтобы реализовать себя как личность молодой человек сознательно и интуитивно ищет нетрадиционные, альтернативные формы освоения социальной активности. Неформальные молодежные объединения играют роль своеобразной адаптационной ниши, с помощью которой молодежь находит приемлемый для себя образ жизни и стиль общения. Формированию молодежных субкультур с асоциальной и противоправной ориентацией способствует сокращение инфраструктуры социально-культурной деятельности, отсутствие современных методик организации досуга, неудовлетворительный уровень подго-
товки специалистов (педагогов, психологов, социальных и социально-культурных работников), не способных вести конструктивный диалог с молодыми людьми.
Альтернативным системе образования, воспитания и досуга пространством самовыражения и признания нередко становится мир криминальной субкультуры, в котором подросток находит широкое поле деятельности и возможности для самоутверждения и компенсации неблагоприятных ситуаций, складывающихся в семье, школе, в сфере неформального общения. В социально неблагополучной среде такой субкультуры процветают пьянство, токсикомания и наркомания, проституция и суицид, правонарушения и преступления, что становится мощным дестабилизирующим фактором, угрожающим социальной безопасности общества. Новое поколение учится делать деньги в условиях «дикого» рынка, вместе с рыночным образом жизни в его худшем варианте впитывает в себя все присущие ему черты: агрессивность, нравственный нигилизм, презрение к созидательному труду. Поведение не может контролировать воздействие ситуации и становится зависимым от нее, что ведет к увеличению степени доверия к лидерам и попаданию под их власть, к растворению в группе. Рост числа носителей отклоняющегося поведения, расширение спектра его видов и форм создают неблагоприятную среду, деструктивное влияние которой становится мощным фактором разрушения социально-культурных основ жизнедеятельности.
Опыт показывает, что оптимизация системы и механизмов социально-профилактической деятельности в подростково-молодежной среде возможна на основе целостной педагогической концепции, опирающейся на методологию средового подхода, адаптирующей современные социально-культурные технологии воздействия на личность, использующей диагностику, прогнозирование и проектирование предпосылок, процесса и результатов педагогического воздействия. Это предопределяет необходимость разработки принципиально новых теоретико-методологических основ данного направления педагогики. Предвари-
тельно необходимо решить ряд теоретико-методических проблем: осмыслить причины и факторы роста девиантных форм активности; выявить педагогический потенциал досуговой сферы как средства социализации и самореализации личности, возможности социальнокультурной деятельности в преодолении девиантности среди молодежи; адаптировать с учетом специфики образовательного учреждения наиболее эффективные технологии воздействия на личность, отработанные в других областях практики.
Педагогическая эффективность профилактической работы во многом определяется пониманием природы девиантного поведения, его социокультурной, социально-психологической и личностной обусловленности. Девиантное поведение — это сложное и многоплановое явление, отражающее динамику и драматизм личностного развития. В нем обнаруживаются следы влияния объективных и субъективных факторов, внешнего и внутреннего, социально-общего и индивидуальноособенного. Возникновение и развитие девиантного поведения у подростков и молодежи детерминировано факторами различных уровней: психобиологическими предпосылками, личностными особенностями (нравственное и правовое сознание, ценностные ориентации, установки, образ и стиль жизни и др.), а также социальными обстоятельствами (ситуация в семье, негативный опыт социализации в неформальной компании и т. д.). Как социальное явление, оно порождается социальной средой, подчиняется действию общих объективных факторов, социальных закономерностей.
На личностном уровне оно проявляется в виде совокупности конкретных поступков, обладающих индивидуально неповторимым сочетанием психобиологических, культурных, интеллектуальных и иных черт, находящихся в неразрывной связи с конкретной ситуацией жизни.
Все эти уровни взаимосвязаны, выступают по отношению друг к другу как причина и следствие. В частности, важнейшим личностным фактором стимулирования подростковых девиаций является несформированность духовно-нравственной сферы. В свою очередь,
убогость внутреннего мира может иметь внешний источник: разрушение механизма ценностной преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее консолидирующих ценностных оснований и разрушения традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; падение престижа образования как способа социальной адаптации, культурной преемственности и формы личностной самореализации и т. д. Нарушение условий для производства, сохранения и распространения культурных ценностей, норм, смыслов, разрушает нормативно-регулирующую и развивающую социокультурную среду обитания личности. Возникают ценностно-смысловые, нормативно-регулятивные и коммуникативные механизмы в поведении подростков и молодежи, строящиеся по принципу отрицания, противоречия общественным нормам морали и права, что в итоге стимулирует расширение спектра девиаций в подростково-молодежной среде.
В образовательных и культурно-досуговых учреждениях коллективными субъектами молодежных субкультур выступают общественные объединения. В позитивно ориентированных общностях подростки реализуют свои творческие способности, утверждают гражданские позиции (это проявляется в деятельности экологических, историко-культурных, поисково-исследовательских, художественных объединений). Другие самодеятельные группы объединяют личностей с асоциальной направленностью, утрированной потребностью в самовыражении и самоутверждении. Участники объединений озабочены осознанием своей исключительности, противопоставлением себя другим людям, для них нередко характерно гедонистическое мировосприятие, уход от реальных жизненных проблем и склонность к символическому разрешению трудностей. Характер взаимоотношений в таких группах сужает поле самореализации и признания, ведет к дальнейшей деиндивидуализации личности. Однако «социализирующий» эффект таких
сообществ достаточно высок. Участие подростка в жизни субкультурного сообщества создает условия для социокультурной идентификации личности с сепаратной субкультурой, которая в итоге формирует асоциальные стереотипы, нормы, паттерны, ментальности в сознании и поведении участников, которые строятся по принципу отрицания, противоречия общекультурным и социальным нормам. Подросток включается в систему деструктивных норм и ценностей, разделяемых антисоциальной группой, психологически нейтрализуя воздействие моральных и правовых запретов, открывает для себя путь к совершению действий противоправного характера. Дело в том, что если набор средств и способов асоциальной деятельности в сообществе приносит успех (т. е. дает чувство уверенности в собственных силах, признание, самоутверждение), то стереотип поведения закрепляется и становится ведущим способом самовыражения. Таким образом, подросток или юноша «социализируется» в антисоциальном смысле и в дальнейшем вступает в конфликт с обществом, его нормами и законами. Следовательно, педагогически эффективная система мероприятий предполагает тщательное исследование механизмов формирования и функционирования такого рода групп, условий формирования асоциальных ценностно-нормативных ориентаций, поиск принципов и методов профилактики экспансии асоциальных форм активности.
К сожалению, возможности учебного процесса в профилактике асоциального поведения сегодня во многом исчерпаны. В этой связи возникает необходимость задействовать ресурсы социально-культурной деятельности, осуществляемой во внеучебном пространстве, которая может рассматриваться одним из действенных направлений воспитательно-профилактической работы среди групп риска (наряду с правовой, медицинской, психолого-педа-гогической). Социально-культурная деятельность подростков в этой связи предстает как условие, гармонизирующее социализацию и индивидуализацию личности. Она осуществляется в сфере свободного времени, которое в
этом контексте выступает пространством для свободного развития личности. В воспитательных целях свободное время целесообразно оптимизировать посредством организации педагогически содержательной культурно-досуговой деятельности, что будет способствовать максимальной эффективности воспитательной работы с учащимися в свободное от учебы время. Досуговое пространство, насыщенное мироощущением свободы и самодеятельности, игровым ролевым поведением и символикой, может стать зоной личностно значимого общения, сферой, в которой особенно ярко раскрываются способности личности. В культурно-досуговой среде подросток проигрывает значительное количество ролей, диапазон и количество которых зависят от содержания социально-культурной деятельности, потребностей и интересов участников объединения, своеобразия группы и характера межличностных отношений. Социально-культурная деятельность в системе профилактики социальных отклонений среди учащихся учебного заведения может стать ключевой сферой социализации и инкультурации подростков и молодежи, способом утверждения социально ориентированных форм поведения личности, основанных на правосознании, культурно легитимных ценностных ориентациях, стереотипов поведения, стилей общения и т. д.
Одним из важнейших направлений профилактики асоциального поведения средствами социально-культурной деятельности является ресоциализация личности - целесообразная комплексная, педагогически ориентированная система воспитательного воздействия, направленная на минимизацию девиантных форм поведения и усвоение личностью социально приемлемых и субъективно оптимальных способов адаптации в различных сферах жизнедеятельности.
Оптимальной формой организации досуга является любительское объединение, которое предоставляет максимальную свободу самовыражения и в то же время выступает в качестве педагогически управляемой системы. Вовлечение в досуговую общность нужного количества субъектов предполагает наделение
этой группы такими характеристиками, которые субъективно значимы тем личностям, которым предлагается «войти» в ее состав. Для этого нормативная группа должна обладать следующими параметрами: во-первых, значимость группы, ее референтность (определяемая ее социально-статусным или культурносимволическим капиталом, способностью решать личностные проблемы и т. д.); во-вторых, ее доступность для участников (смысловая, статусная); в-третьих, сильная социальная позиция группы, т. е. ее видимость, рельефность, выпуклость, в определенном смысле конкурентоспособность. Данная характеристика обнаруживается путем ее сравнения с другими группами и поиска выгодных отличительных и положительных черт - по параметрам, опирающимся на реальные ресурсы данной группы; в-четвертых, персонифицирован-ность группы, т. е. наличие значимой для определенного количества субъектов личности, воплощающей базовые ценностно-нормативные и поведенческие параметры группы (включая определенные стандарты потребительского поведения). Важную роль в обеспечении социально приемлемого поведения досуговой группы играет неформальный лидер, которые задает морально-этические нормативы взаимоотношений. Лидер в данном случае позиционирует ценностно-нормативное и поведенческое ядро группы, наделяет ее необходимыми для популярности социально-статусными и культурно-символическими ресурсами.
Еще одним эффективным средством профилактики девиантного поведения является включение учащихся в различного рода социально-ориентированные акции, решающие актуальные проблемы личности и общества.
В частности, педагогически эффективным оказался реализованный на базе Российского колледжа традиционной культуры проект включения учащихся в процесс проектирования социальной рекламы. В данном случае воспитательный результат обеспечивается несколькими факторами. Во-первых, погруженные в материал подростки поняли всю глубину и катастрофичность для личности проблем, вызванных употреблением алкоголя, наркоти-
ков и т. п. Во-вторых, ребята в процессе рекламного творчества целенаправленно использовали актуальные социально-культурные технологии, которые изменили представление подростков о значимости норм здорового образа жизни. Цель участия в социальной рекламе - привлечение внимания к актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям, а также удержание подростков в рамках нормативного поведения (т. е. морального, социально оправданного). Сегодня социальная реклама является важнейшим средством формирования ценностей здорового образа жизни. Ее воспитательное воздействие определяется тем, что она использует эффективные средства воздействия на аудиторию и более широкий спектр носителей.
В процессе проектирования социальной рекламы подростки продумывают различные приемы воздействия на сознание аудитории. В частности, эффективным является технология формирования нормативного поведения путем целенаправленного усиления значимости личностных проблем аудитории. Стимулирование нормативного поведения аудитории осуществлялось также путем целенаправленного ассоциирования моральных норм с определенной культурной символикой. Негативная символизация девиантного поведения и позитивная — социально принятых норм обеспечивают ассоциативные связи нормы с базовыми человеческими ценностями (дети, любовь, здоровье и т. д.). Работа над способами негативного позиционирования ненормативного поведения (которое осуществляется, как правило, символикой болезни, смерти, символами отвратительных для человека насекомых и т. д.) становится своеобразной прививкой, формирующей нормы здорового образа жизни.
Преимуществом педагогики профилактической деятельности, использующей ресурсы социально-культурной сферы, является: синтез культурологической, криминологической и социально-педагогической методологии и ресурсов в построении системы профилактики; непосредственная социально-педагогическая диагностика причин, вызывающих отклонения в поведении подростков (в семье, учеб-
ной группе, неформальной компании и т. д.) и своевременная корректировка условий, минимизирующих девиантные проявления; создание оптимальных условий творческой самореализации в различных сферах социально-куль-
турной деятельности с учетом возрастных психологических особенностей личности; обеспечение оптимального социально-педагогиче-ского контроля негативных проявлений в под-ростково-молодежной среде.