Научная статья на тему 'Феномен молодежной субкультуры и ее маргинальность'

Феномен молодежной субкультуры и ее маргинальность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8883
1339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / ИМИДЖ / МАРГИНАЛЪНОСТЪ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / SUBCULTURE / YOUNG PEOPLE / IMAGE / MARGINALITY / THE WORLD VIEW

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эррера Л. М.

Рассмотрены условия и предпосылки появления молодежных субкультур, а также выявлены основные факторы, определяющие ее маргиналъностъ по отношению к базовой, официальной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of youth subculture and its marginality

In the article the conditions and the prerequisites of the appearance of youth subcultures are examined, and are also revealed the basic factors, which determine its marginality in the relation to the base, official culture

Текст научной работы на тему «Феномен молодежной субкультуры и ее маргинальность»

2. Игры, обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского.

М. : Новая школа, 1994. 351 с.

3. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / под ред. проф. О. А. Прохорова. СПб: Речь, 2004. 480 с.

4. Хрипков Г.А. Психологические аспекты подготовки студентов-менеджеров к эффективному разрешению конфликтных ситуаций на предприятии : дис. ... канд. психол. наук . М. 2003. 168 c.

5. Рогов Е. П. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. М.: 1995. 571 с.

6. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. М. Воронеж, 1996. 96 с.

G. A. Khripkov,

A. A. Podkolzin

Optimization of behaviour style of young experts in disputed situations

The new approach to solving the conflict problem is offered which consists of preparation of the future leaders to resolve conflicts skillfully and effectively. Experimental researches have shown, that the theoretical preconditions developed by authors and techniques will allow the person to realize "interdictions" on a conflictness and to expand available patterns of behaviour in the conflict.

Получено 15.02.2011 г.

УДК 316.6

Л.М. Эррера, канд. психол наук, доц. 8(48762)58037, 910-7040260. [email protected] (Россия, Новомосковск, НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева)

ФЕНОМЕН МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ И ЕЕ МАРГИНАЛЬНОСТЬ

Рассмотрены условия и предпосылки появления молодежных субкультур, а также выявлены основные факторы, определяющие ее маргиналъностъ по отношению к базовой, официальной культуре.

Ключевые слова: субкультура, молодежь, имидж, маргиналъностъ, мировоззрение.

Понятие «молодежная субкультура» и субкультура вообще, в науку вошло не очень давно, в конце XX столетия. На Западе это явление поначалу получило название «молодежная контркультура». Термин контркультура означает такую субкультуру, которая не просто отличается от основной культуры, а противостоит ей в основополагающих принципах и ценностях. Субкультура же - это частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль

жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей [1. С.33].

Многоаспектность предмета вызывает многообразие подходов, основанных на применении потенциала таких наук, как психология, философия, социология и антропология.

Проблемы молодежного возраста интересовали таких великих мыслителей, как Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Аристотель и Л. Фейербах. Они рассматривали эти вопросы в воспитательном аспекте и при решении, в основном индивидуально-психологических вопросов.

Именно молодежь в связи с ее маргинальным статусов в современном обществе является носителем «нестандартных» ценностей.

Уход в маргинальность предполагает два совершенно разных варианта: либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного мира, либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности. В случае с молодежными субкультурами это, в основном, свободный выбор. Уже в 30-50-х гг. XX в. американские ученые обратили внимание на то, что в ситуации маргиналов находится значительная и притом весьма активная часть общества (этнические и религиозные меньшинства, представители нетривиально мыслящей интеллигенции и др.). Было также замечено, что «маргинальные» не только ограничены в своих статусных позициях, но и подчас оказываются не в силах реализовать свои творческие возможности и тем самым обогатить общество материально и духовно. Маргинальная ситуация возникает на рубеже несхожих форм социокультурного опыта, всегда бывает напряженной и по-разному реализуется на практике. Но многие обновляющиеся тенденции в истории человечества (мировые религии, великие философские системы, научные концепции, новые формы художественного отображения мира) во многом обязаны своим возникновением именно маргинальным личностям и социокультурным средам. Технологические, социальные и культурные сдвиги последних десятилетий придали проблеме маргинальное™ качественно новые очертания.

Урбанизация, массовые миграции, интенсивное взаимодействие между носителями разнородных этнокультурных и религиозных традиций, размывание вековых культурных барьеров, влияние на население средств массовой коммуникации - все это привело к тому, что маргинальный статус стал в современном мире не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. На переломе 70-80-х гг. XX в. выявилось, что стало уже невозможно выражать и отстаивать, используя интересы этих огромных людских масс и вставших на их сторону интеллигентов, привычные формы социального управления (государственные институты, политические партии, традиционные церковные иерархии и т.д.). Именно в этот период в мире начался бурный процесс становления так называемых "неформальных" общественных движений - просве-

тительских, экологических, правозащитных, культурных, религиозных, земляческих, благотворительных и др., - смысл которых во многом связан с подключением к современной общественной жизни именно маргинализированных групп.

Наше общество не однородно. Каждый человек - это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур - объединений людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой и др.) - не исключение. Субкультуры возникают, потому что необходимы: они дают возможность, особенно молодежи и подросткам, проявить себя творчески, определить свое место в жизни, найти друзей. Молодежные субкультуры нужны для социализации личности - это самая главная роль субкультуры в нашем обществе. Например, становясь готом, панком, металлистом или эмо, молодой человек усваивает первые нормы поведения, законы общения, социальные роли.

Сейчас в СМИ идет дискуссия о позитивных и деструктивных субкультурах, об их «вредности» и «полезности». Но, наверное, следует говорить не о деструктивности той или иной субкультуры, а об отдельных ее представителях, или отдельных видах контр культур. Как и в любой социальной группе, в субкультуре тоже можно встретить и преступников, и наркоманов... Ни одно объединение не застраховано от этого, таковы особенности социума. Но деление субкультуры на «опасные» и «безопасные» может стать ловушкой. Вспомним, как в советское время панков, хиппи и металлистов причисляли к социально опасным движениям. Но прошло время, и обнаружилось, что это никакие не бандиты, а просто ребята со своими увлечениями.

Запрещая якобы «вредные» движения, мы загоняем их в подполье и заставляем бунтовать — это естественная психологическая реакция, особенно для молодежи и подростков. Готы и эмо, недавно попавшие в опалу к правительству, — одни из самых творческих субкультур. А также металлисты, панки, любители ролевых игр и др. - все они нужны молодежи, а значит — и обществу в целом. Ведь субкультура - это часть общественного организма, она не противоречит базовой культуре, а дополняет ее.

В молодежные субкультуры, как правило, входят подростки 13-17 лет. Проблема в том, что взрослые часто не понимают значимости полноценного переживания переходного периода. Отсюда откровенное неуважение к подростку (нежелание взрослых встать на его место) и активное (а иногда и агрессивное стремление пресекать любое поведение, не укладывающееся в общепринятые рамки и вообще в поведение, присущее взрослым).

Но это еще не взрослые, сформировавшиеся личности, а подростки, и элемент игры в их жизни по-прежнему важен. Возникает психологическое противоречие, с одной стороны, между ожиданиями взрослых, считающих своих детей-подростков уже взрослыми и навязывающих им стереотипы взрослого поведения, и, с другой стороны, психологическими потребностями детей, находящихся в промежуточном состоянии между взрослостью и статусным детством.

Это противоречие может заканчиваться несколькими вариантами поведения:

- интеграцией в мир взрослых;

- дифференциацей от него;

- прекращением всякой инициативы (блокировка самостоятельности). Это худший вариант, так как внутреннее напряжение копится и в конце концов «выплескивается» в виде агрессии по отношению к внешнему миру.

В случае дифференциации образуется группа, которая помимо ценностных ориентаций и способов восприятия действительности выбирает свои знаки отличия, глоссировку, тип имиджа.

Существует мнение [5, с.33], что молодежным субкультурам сопутствует инфантилизм, что также проявляется в стиле одежды и поведении, который часто напоминает игровые варианты (некое подобие маскарадных костюмов).

Т акже молодых людей объединяет и отличает от взрослых возможность «тусоваться». По этому поводу М. Соколов пишет: «тусовка - это ситуация взаимодействия, правила поведения в ней, и группа тех, кто в данный момент играет по этим правилам. Тусовка - это сцена, на которой, как в театре, в нужных костюмах исполняют нужные роли. Она локализована в пространстве и времени - как в физическом, так и в социальном. За ее пределами разворачиваются другие драмы, и ни один актер не проводит всю жизнь на одних подмостках» [4, с.45].

Причем в молодежной субкультуре имидж - один из основополагающих принципов. То есть внешние проявления - символика и поведение -обязательны.

Новичкам разъясняется, как они должны выглядеть и как должны себя чувствовать.

Необходимо отметить, что при любой встрече частного или публичного характера внешность является той лицевой стороной, которую каждый из нас демонстрирует для восприятия другого человека. Значит, она предоставляет каждому из партнеров определенную информацию. Хотим мы того или нет, но мы судим о человеке по его внешним видимым признакам на основании нашего собственного опыта. Этот процесс называется процессом невербальной коммуникации.

Общепризнанно, что набор видимых черт, обнаруживающихся во внешности, «позволяет узнать» некоторые невидимые черты человека, в частности, судить о его личности и социальной принадлежности. Каждый человек выбирает, делая это более или менее сознательно, свой тип внешнего вида, определенным образом маркирует свое тело, чтобы передать нужную информацию о своей социальной принадлежности: социальном страте, среде, виде работы, стиле жизни и т.п. Это позволяет нам его классифицировать, сформировать первое впечатление о нем и даже выбрать тип поведения с ним.

Внешний вид, отношение к телу является тем, что группирует людей и вызывает отношение к этой группировке. По одним признакам формируется уважительное отношение, по другим - чувство опасения, настороженности. Это особенно важно и актуально в общении с молодежными группировками. Фактически во всем мире, в том числе и в России, есть свои панки, скинхеды и другие молодежные образования, вызывающие неоднозначную реакцию по поводу их внешнего вида у большого количества людей. Возрастной символизм, т.е. система представлений и образов, в которых общество воспринимает, осмысливает и легитимирует жизненный путь индивида и возрастную стратификацию так же специфичен, как и эти явления. Исследование духовных потребностей молодежи свидетельствует об индивидуализации сознания молодежи. Искусство - это та область, в которой очень ЯВНО И очевидно непересечение культурных И СМЫСЛОВЫХ пространств молодежи и старшего поколения. Родители в свое время увлекались совсем другой музыкой и художественными произведениями. У молодежи - совсем иные музыкальные и художественные потребности. В этом состоит проявление ее маргинальное™. Между поколениями могут возникать разные отношения:

- взаимопонимание и единство в главных позициях, вкусах, интересах ;

- неприятие ценностей, переходящее в конфликт.

Вопрос культурной памяти соотносится с проблемой смысла человеческого существования, смыслообразующей функцией человеческой культуры. Сегодня всерьез говорить о молодежных субкультурах - значит говорить о способе проникновения этой субкультуры в социокультурную среду. Социокультурный конфликт, проявившийся в виде альтернативных видов искусства и мировоззрения, есть порождение конфликта между поколениями на высоком уровне социального развития, конфликтом между ценностными установками поколений.

Мировоззренческие установки молодежных субкультур, согласно С.И. Левиковой [1, с.202], исходят из возможности «быть» в обществе «иметь». То есть ориентироваться не на бесконечное потребление, что постепенно стало основной ценностью в современном обществе, а быть счастливыми, любить, дружить, заботиться друг о друге. Те же мысли мы находим и у

Э. Фромма [5, с.284].

Активная субкультурная деятельность так или иначе характерна для всех индустриально развитых стран с демократическим режимом власти. Иначе говоря, как только общество достигает определенного уровня экономического развития, появляется возможность удовлетворения молодежью своих социальных и психологических потребностей. В результате НТР молодежь избавлена от тяжелого труда. То есть, как считал С. Лем [2, с.56], появление молодежных субкультур - это закономерное явление, обусловленное вторичным генезисом культуры.

В последнее время (с середины XX века) большое значение приобретает такой фактор социализации, как средства массовой коммуникации. Их роль и значение постоянно возрастают. Общество не может удовлетворить сложившийся сегодня уровень решения проблем формирования молодежной субкультуры.

Каждое вступающее в жизнь поколение подвергается влиянию научно-технического прогресса: это и появление радио, телевидения, Интернета. По этим все более совершенствующимся каналам информации происходит усвоение самых разнообразных проявлений социокультурных стереотипов поведения и культурных ценностей, привносятся элементы культуры других стран и народов.

Юность - время коренных перемен в жизни. В характере появляется подражание знаменитостям, которые становятся для юношей и девушек идеалами, персонами социальной идентификации. Также особенностью этого возраста является идеализация действительности, устремленность в будущее, перспективные жизненные планы. [7, с.26]

Все возможные варианты своего будущего социального поведения молодежь «проигрывает» на модельном уровне своей субкультуры. Такой тип поведения характерен для молодежи вообще, и особенно для возрастных рамок 15-17 лет. К 21 году эти тенденции практически исчезают. Почему же именно искусство стало объединяющим фактором для молодежных субкультур? Большинство молодежи находит для себя в субкультурах способ самоактуализации, самовыражения. Искусство является для молодежи выразителем их интересов, в нем они видят возможность сказать или услышать то, чего нет в искусстве взрослых. Но, когда молодежь объединяется в группы, в силу вступают законы групп. И чтобы принадлежать к определенной молодежной субкультуре, необходимо стать такими же, как те, кто к ней уже принадлежит. В результате индивидуальность личности нивелируется в соответствии с выбранной субкультурой.

Многочисленные исследования молодежных объединений главным образом уделяют внимание типологии и классификации, а не углубленному их анализу; при этом изучаются, прежде всего, политизированные и общественно полезные или антисоциальные, типа нацистов. Остаются в тени подростковые группы по месту жительства, возникающие и существующие ради удовлетворения своих потребностей, интересов и поддержи-

вающие полулегальный статус. Их деятельность, как и других неформальных групп, не регламентирована правовыми документами, неподотчетна государственным и общественным организациям. Они подчеркнуто развивают свою субкультуру, для которой характерна замкнутость и альтернативность.

Для выявления отличительных особенностей участников молодежных субкультур нами было проведено исследование, в котором участвовало 136 представителей молодежных субкультур (учащиеся вузов, ссузов и школ).

Нами выделены основные личностные качества среднестатистического представителя молодежных субкультур (расположены по убывающей значимости) - таблица.

Основныеличностныехарактеристики субкультурной молодежи

№ п\п Личностные характеристики %

1 Уравновешенность характера, самовыражение, нормальное чувство собственного достоинства 71

2 Преобладание интеллекта, идеализм, недостаток чувства реальности 66

3 Баловство, забава 50,7

4 Способность выйти за рамки дозволенного, нена-хождение языка с окружающим миром, усиленное стремление к деятельности 49,9

5 Живость, гибкость 49,3

6 Фантазирование, мечтательность, жизнь в выдуманном, сказочном мире 44,1

7 Энтузиазм, безудержное рвение, отсутствие самоконтроля 34,0

8 Предрасположенность к мечтам 32

9 Оборонительное поведение, ранимость до враждебности 28,6

10 Ощущение давления на себя 27,9

11 Дар наблюдательности 24,3

12 Застенчивость, скрытность 21,2

13 Связанность с контрастами, непринужденность 17,6

14 Чувствительность, ранимость, легкая уязвимость 16,9

15 Легкая контактность, симпатичность 16,9

Важное значение имеют некоторые показатели с нулевыми данными, так как так являются индикаторами присутствия противоположного каче-

ства. Например, недостаточная самостоятельность с нулевым показателем у всех опрошенных позволяет сделать вывод о самостоятельности у всех опрошенных. У опрошенных абсолютно отсутствуют такие качества, как:

- чувство неполноценности, одиночество;

- склонность к ручной работе;

- раздражительность, аффектация;

- зажатость, робость;

- агрессивность;

- нарциссизм и флегматичность;

- аддитивное мышление;

- мошенничество и авантюризм;

- неестественность, натянутость;

- невроз;

- слабая устойчивость, недостаточная самостоятельность;

- излишняя обидчивость.

Исходя из проведенного исследования, мы составили психологический портрет среднестатистического представителя молодежных субкультур: это уравновешенный, спокойный молодой человек (девушка), с достаточно высокими интеллектуальными данными, обычно имеющий дар наблюдательности, склонный к фантазированию, еще не вошедший во взрослую жизнь, а потому проявляющий некоторую детскость и наивность, с энтузиазмом исследующий внешний мир, увлеченно импровизирующий с желанием понравиться, часто при этом выходя за рамки общепринятого в официальной культуре (за рамки дозволенного). Как результат - часто ощущает давление на себя со стороны взрослых (это давление ощущает на себе каждый третий опрошенный представитель молодежных субкультур).

Получившийся психологический портрет радикально отличается от наших представлений о молодежных субкультурах, которые опираются в основном на внешний вид ее представителей. В повседневной жизни человек связывает внешний облик с определенными качествами личности. Наблюдая маргинальный внешний облик молодежных субкультур, мы приписываем им определенные психологические характеристики. Усиливает маргинальность молодежных субкультур тот фактор, что в силу специфики возрастных особенностей молодые люди более восприимчивы, чем взрослые, к общечеловеческим, морально-этическим вопросам.

Таким образом, на основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что маргинальность молодежных субкультур является следствием следующих предпосылок:

- тенденции современного общества;

- наличия определенной субкультуры маргинального мировоззрения;

- наличиея у субкультуры маргинального имиджа;

- принадлежности к возрастной группе 13-20 лет.

Завершить статью хотелось бы цитатой К. Манхейма [3, с.68]: «В противоположность ... статичным, медленно меняющимся обществам динамические общества, стремящиеся к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью».

Список литературы

1. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М.: Гранд, 2004. 608 с.

2. Лем С. Модель культуры.// Вопросы философии. 1969. №8.

С. 56-64

3. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. 441с.

4. Соколов М. Как писать этнографию молодежной субкультуры [электронный ресурс] // URL: http://

subculture.narod.ru/texts/uniblished/sokolov/htm. [дата обращения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23.05.2009]

5. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск, 1997. 284 с.

6. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур:социальный протест или вынужденная маргинальность. Томск: Изд-во Том. у-та, 2005. 399 с.

7. Государев Н.А. Психология индивидуальности. М.: РГСУ, 2010.

118 с.

L. Herrera

The phenomenon of youth subculture and its marginality

In the article the conditions and the prerequisites of the appearance of youth subcultures are examined, and are also revealed the basic factors, which determine its marginality in the relation to the base, official culture.

The keywords: subculture, young people, image, marginality, the world view.

Получено 15.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.